Как помочь детям, имеющим трудности в овладении речью.
консультация по логопедии

Пугачёва Лариса Анатольевна

Знания о нормальном речевом развитии должны помочь родителям в их наблюдениях за речевым продвижением собственных детей. В отдельных случаях может замечаться несоответствие норме, отставание в развитии каких-либо речевых функций, и родителям стоит знать, на что следует обратить самое пристальное внимание, не выжидать, пока всё образуется само собой. Существуют определённые неблагоприятные факторы, мешающие нормальному  процессу овладения необходимыми речевыми умениями, и родителям следует о них помнить и по возможности устранять как можно скорее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkloneniya_rechevogo_razvitiya.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Отклонения речевого развития

Сложное многоуровневое строение речи и речевой деятельности обуславливает разнообразие её нарушений. Расстройства речи как нарушение социальной функции ограничивают, прежде всего, возможности адаптации человека. Речевые дефекты отражаются на общем развитии ребёнка, на формировании психической деятельности, они ограничивают познавательные возможности и эмоциональные проявления, могут порождать нежелательные личностные качества и особенности поведения, нарушать межличностные отношения.

Проявления речевых нарушений

  • Нарушение звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков.
  • Нарушение слоговой структуры слова.
  • Лексические недостатки: бедный словарный запас, нарушение вариативного использования слов, непонимание значения и смысла слова.
  • Неправильное грамматическое оформление высказывания.
  • Нарушение связного высказывания (развёртывания, планирования, прогнозирование высказывания и др.).
  • Мелодико-интонационные: отклонения в голосоподаче, нарушение силы, высоты, тембра голоса, нарушение выразительных средств устной речи.
  • Темпо-ритмические недостатки: ускоренный темп речи, замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование звуков, слогов, слов.
  • Бедность выразительных средств устной речи.
  • Нарушение общения.

Отклонения в развитии речи могут проявляться в нарушении способности как говорить, так и понимать.

Расстройства речи могут проявляться изолированно и в различных комбинациях.

Особую группу составляют дети с нарушениями слуха. Для диагностирования  их состояния Вам понадобиться сделать ребёнку аудиограмму, получить консультацию у отоларинголога, сурдопедагога.

Причины речевых нарушений

Различные по степени тяжести отклонения от возрастных норм развития речи ребёнка-дошкольника определяются причинами, имеющими либо биологическую, либо социальную природу, которые воздействуют на ребенка непосредственно или опосредованно, начиная с беременности матери, младенчества, раннего, младшего, среднего или старшего дошкольного возраста. Возникая как следствие воздействия широкого спектра причин, речевые нарушения имеют определенный механизм образования.

Органические нарушения возникают при поражении механизмов в центральной или периферической части речевого аппарата. Они могут быть обусловлены:

  • недостаточной степенью зрелости коры головного мозга;
  • отклонениями в строении и координированной работе голосовых и дыхательных систем, органов артикуляции.

Причины травмы, интоксикации, генетические. Сосудистые заболевания и др.

Временные сроки – период внутриутробного развития, младенческий. Ранний, дошкольный возраст.

Функциональные нарушения возникают вследствие воздействия социальных причин: соматической ослабленности, педагогической запущенности, стрессов и психических заболеваний. Социальной или эмоциональной депривации (при недостаточности эмоционального, речевого общения и контактов с взрослыми, особенно с матерью и близкими людьми).

Отклонения речевого развития имеют свои особенности в каждом возрастном периоде. Оценивая недостатки в речевом развитии, важно учитывать: возраст ребёнка, в котором появилось расстройство; причины, непосредственно вызвавшие отклонение; наличие предрасполагающих условий; комплексный анализ лингвистических характеристик неправильной речи.

Развитие речевой системы характеризуется как последовательное, так и скачкообразное одновременно. Наиболее интенсивное развитие звеньев речевой системы происходит в определённые возрастные сроки, так называемые критические периоды: 1 – 2 года,3 года и 6 – 7 лет. В это время отмечается повышенная неустойчивость нервных механизмов речевой деятельности и возникает риск появления нарушений. Критические периоды развития речи играют роль предрасполагающих факторов, они могут быть самостоятельными и возможно их сочетание другими неблагоприятными факторами – генетическими заболеваниями, соматической ослабленностью, дисфункцией со стороны нервной системы ребёнка и др. большинство детей с речевыми расстройствами  нуждаются в помощи специалистов разного профиля.

Можно считать аксиомой,

 что комплексное воздействие даёт оптимальные результаты при устранении любого недуга!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление трудностей в овладении предложными конструкциями детьми с общим недоразвитием речи.

Основой для усвоения грамматического строя является познание отношений и связей окружающей действительности, которые выражены в грамматических формах. ...

Родительское собрание “Как помочь первокласснику избежать трудностей при овладении письмом“

План:1. Введение: что такое письменная речь2. Что необходимо для успешного овладения письмом3. Почему некоторые дети испытывают трудности в овладении письмом4. Основные направления работы при обучении...

Беседа с родителями на тему: Дети с недостатками развития испытывают значительные трудности при овладение речи.

Беседа с родителями на тему:  Дети с недостатками развития испытывают значительные трудности при овладение речи.I. Трудности в освоении у речи у ребенка с недостатками развития могут быть вызваны...

Семейный клуб "Трудности в развитии, обучении и воспитании детей 5-8 лет: развитие речи" в рамках проекта "Ресурсная школа" "Как помочь ребёнку преодолеть трудности в обучении".

Памятка для родителей: что необходимо знать и делать, чтобы помочь своему ребенку преодолеть проблемы в нарушении речи...

Как помочь ребенку избежать трудностей при овладении письмом? Советы логопеда родителям

В статье представлены практические рекомендации родителям детей дошкольного возраста по профилактике нарушений письма....

Как помочь детям, имеющим трудности в овладении речью.

Знания о нормальном речевом развитии должны помочь родителям в их наблюдениях за речевым продвижением собственных детей. В отдельных случаях может замечаться несоответствие норме, отставание в развити...

Использование разных анализаторных систем при формировании звуко-буквенной связи у детей с трудностями в овладении письменной речью.

Статья раскрывает способы формирования звуко-буквенной связи у детей с трудночтями в овладении письменной речью....