Дидактические игры для детей раннего возраста
картотека (младшая группа)

Дидактические игры и упражнения очень важны для умственного развития маленьких детей. Во время игры с дидактическими материалами у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития, ребёнок сосредоточивается на том, что ему показывает взрослый.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry.docx38.7 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека

дидактических игр

для детей раннего возраста

Дидактические игры и упражнения очень важны для умственного развития маленьких детей. Во время игры с дидактическими материалами у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития, ребёнок сосредоточивается на том, что ему показывает взрослый.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Возможность обучать маленьких детей посредством активной интересной для них деятельности - отличительная особенность дидактических игр.

Дидактические игры с сенсорными материалами несут в себе задачи интеллектуального плана, они способствуют развитию речи, мелкой моторики, интеллекта. Дидактическая игра обычно подчеркивает какое-нибудь одно свойство, на котором строится игра: форму, цвет, величину- такие игрушки являются основным пособием для игр-занятий с детьми раннего возраста. Например, «Подбери для ёжика яблоко» (красное, желтое, зеленое), «Наполни баночку фруктами» (яблоками, грушами), «Укрась дерево яблоками» (красным, желтым, зелёным), тем самым дети закрепляют знания о геометрических фигурах (круг); цвет, форма; развивают мелкую моторику рук, воображение.

Дидактические игры устроены так, что ребенок, играя с ними, приобретает навыки действий и определенные умения. Но наибольшую пользу дидактические игрушки приносят тогда, когда рядом с ребенком во время игры находится взрослый. Он должен уточнить названия цветов, понятия «больше-меньше», поставить задачу, сообщить ребенку новые сведения. Очень важно соблюдать в игре с дидактическим материалом постепенность, последовательность, учитывать возрастные возможности ребенка.

Дидактическая игра является для маленького ребенка наиболее подходящей формой обучения. Обучающее воздействие необходимо как в семье, так и в дошкольном учреждении, и должно стать ведущей формой воспитания и применяться преднамеренно и планомерно, охватывая всех детей группы.

«Моя семья»

Цель:

-способствовать запоминанию и называнию детьми членов своей семьи;

-подводить к пониманию, что в мире главные - и дети, и взрослые;

-воспитывать любовь и уважение к своей семье.

Материал: «Семейное дерево»; иллюстрации с изображением того, что делает мама, папа, бабушка, дедушка, ребенок.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям по очереди назвать членов своей семьи и назвать: кто чем занимается, кто что делает в семье. Если ребенку трудно назвать, кто что делает в семье, то ему в этом помогут иллюстрации. Дети называют, кто главный в семье и почему они так считают. В конце игры следует определить, что главные в мире все - и дети, и взрослые.

«Давайте познакомимся!»

Цель:

-закреплять умение детей знакомиться, называть свое имя, употреблять в своей речи вежливые слова.

Материал: кукла.

Ход игры

К детям «пришла в гости» новая кукла. Она желает познакомиться.

Воспитатель. Давай познакомимся, меня зовут Анна Александровна, а тебя? Очень приятно!

Дети по очереди подходят к кукле и знакомятся. Кто познакомился с куклой, то может знакомиться с детьми группы.

«Мое имя»

Цель:

-закреплять умение детей четко называть свое имя.

Материал: мяч.

Ход игры

Дети стоят в кругу, передают друг другу мяч и называют свое имя.

«Помоги маме найти своих детёнышей»

Цель:

-закрепить знания детей о названии детёнышей животных;

-соотносить названия животных с их детёнышами.

Ход игры

Предложить детям выложить в ряд картинки с изображениями животных. Под ними выложить карточки детёнышей этих животных. Попросить детей назвать - у кого кто? (У зайчихи – зайчонок, у лисицы – лисёнок и т. д.)

«Что добавилось?»

Цель:

-развивать зрительную память и внимание, активизировать словарь существительных по теме.

Картинки рассматривай и их запоминай,
Я новые добавлю, а ты их называй.

(Предметные картинки с изображением овощей.)

«Вершки-корешки»

Цель:

-уточнить представление детей об овощах, их месте произрастания, где растут, на земле или в земле.

Ход игры

Дети садятся полукругом. Перед ними картинки с изображением овощей и две корзины. На первой стрелочка вверх, на второй – вниз.
- Разложите овощи в корзины по их съедобной части. Если съедобен вершок – то в первую корзину, если съедобен корешок – то во вторую корзину.
- Все овощи разложены. Молодцы!
- Расскажите, что собрали в корзины, и объясните, почему.

«Круглый, овальный, треугольный»

Цель:

-уточнить представление детей об основных геометрических фигурах, активизировать словарь существительных.

На картинки посмотри,
Какой по форме овощ, ты скажи.

(Круглый помидор, овальный огурец, треугольная морковь и т.д.)

«Дождик»

Цель:

-учить различать скорость произнесения слов, в данном случае звукоподражания кап-кап-кап, а также произносить отчетливо в разном темпе: медленно, умеренно, быстро.

Воспитатель. Капельки стучат по крыше. (Произносит кап- кап-кап в умеренном темпе.)

Дети повторяют.

Когда дождь только начинается, капли его падают редко и стучат по-другому (произносит кап... кап... медленно и слегка растягивая, с паузами).

Дети повторяют.

Если идет сильный дождь, то капли стучат по крыше так (произносит в ускоренном темпе).

Когда малыши научатся различать скорость произнесения и произносить это звукосочетание в заданном темпе, воспитатель предлагает им на слух определить, какой идет дождь и произносит кап-кап-кап в различном темпе. Это повторяется 3—4 раза.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети были внимательны и точно определяли на слух скорость произнесения звукосочетания, а также правильно произносили его в заданном темпе.

«С какого дерева лист?»

Цель:

-совершенствовать умение различать деревья по их стволам и листьям;

-развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.

Материал: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья от этих деревьев.

Ход игры

В хаотичном порядке разложить листья вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево и назвать его (береза, дуб, клён).

«Какой лист?»

Цель:

-совершенствовать знания различать листья трёх деревьев;

-учить образовывать прилагательные;

-развивать устную речь, внимание, память.

Материал: корзинка, осенние листья.

Ход игры

Дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с берёзы - берёзовый лист.

«Признаки осени»

Цель:

-закрепить понятие об осенних явлениях, активизация словаря по теме;

-развивать устную речь, внимание, память.

Материал: сюжетные картинки с изображением различных времен года.

Ход игры

На столе вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. Например: «Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи» и т. д

«Скажи ласково»
Цель:

-учить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.

Ты дружочек не зевай,
Да словечко приласкай.

 (Яблоко – яблочко; лимон – лимончик и т.д.)

«Чудесный мешочек»

Цель:

-уточнить названия фруктов, овощей, формировать умения определять их на ощупь, называть и описывать.

Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов

Ход игры

Воспитатель показывает группе «чудесный мешочек» с муляжами овощей, фруктов и предлагает детям узнать, что находится в «чудесном мешочке». Ребёнок опускает руку в «чудесный мешочек» и на ощупь определяет его, затем достаёт и описывает по схеме. Воспитатель даёт образец описания овощей, фруктов.

- У меня помидор, он красный, круглый, гладкий. А у тебя?

Если дети затрудняются ответить, воспитатель задаёт наводящие вопросы: какой формы? Какого цвета? Какой на ощупь?

Дети складывают все овощи, фрукты на поднос.


                   «Чья одежда – мамина или Танина?»

Цель:

-упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

Материал:Картинки с предметами взрослой и детской одежды и обуви, картинки двух шкафов:

Шкаф для маминой одежды и шкаф для Таниной одежды.

Ход игры

Взрослый выставляет на доску картинки с изображением шкафов, картинки предметов одежды и обуви. Дети подходят к доске выбирают картинку, рассказывают, чей это предмет одежды и раскладывают по шкафам.

- Это длинное платье мамино.

- Это синее платье Танино.

- Эта розовая блузка Танина.

- Эта белая блузка мамина.

- Эти чёрные брюки мамины.

- Эти сиреневые брюки Танины.

- Эта пышная юбка Танина.

- Эта узкая юбка мамина и т.д.

«Оденем куклу на прогулку»

Цель:

-закреплять знания детей об одежде, формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде, систематизировать представления детей о здоровье, развивать у детей внимание, память, логическое мышление.

Материал: бумажная кукла с различной одеждой

Ход игры

Воспитатель говорит, что кукла собирается на прогулку, но не знает, что ей одеть, сейчас зима и на улице очень холодно (различные ситуации).

Дети «одевают» куклу и объясняют свой выбор.

«Большой – маленький»

Цель: Формировать понятия о величине: большой, маленький. Фиксировать внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине. Пополнять его пассивный словарь словами: большой, маленький.

Материал: большие и маленькие мячи и кубики.

Ход игры

Педагог фиксирует внимание ребенка на различии и тождестве однотипных предметов по величине. Предлагает положить большие кубики и большие мячики в большую корзинку, а маленькие - в маленькую. Педагог демонстрирует действия, дети за ним повторяют. Затем дети играют самостоятельно.

«Один — много»

Цель:

-тренировать в образовании множественного числа и употреблении слов в родительном падеже; научить подбирать к cловам определения и слова, обозначающие действие; научить находить в словах первый звук, определять количество слогов и подбирать слова, сходные по звучанию.

Материал: карточки с картинками одного предмета и нескольких предметов.

Ход игры

Воcпитатель. Это шар. А это шары. Здесь много шаров. Какие шары? (Красные, синие, зеленые.) Как одним словом сказать, что все шары разного цвета? (Разноцветные.)

«Шарик в ложке»

Цель: совершенствовать навык брать ложкой шарик из плоской тарелки, переносить его на небольшое расстояние и класть в стаканчик.

Материал: ложка столовая, мелкая тарелка, стакан, четыре шарика.

Ход игры

Воспитатель кладет в тарелку красные шарики и говорит: посмотрите, дети, у меня в тарелочке красные вишенки. Возьму ложечку и наберу в неё вишенок, покормлю куклу. Кормит куклу. Вот как Машенька хорошо ест вишенку. Съела? Косточку положу в стаканчик.

Дети давайте всех куколок накормим вишенками(дети кормят кукол).

«Соберем пирамидку»

Цель: упражнять детей в умении собирать пирамидку: снимать и нанизывать кольца. Учить детей находить одинаковые по величине предметы путем накладывания одного предмета на другой.

Материал: пирамидки из пяти колец

Ход игры

Воспитатель показывает детям пирамидку, они рассматривают её. Затем воспитатель снимает с пирамидки кольца, сопровождая свои действия словами: «Была пирамидка, кольца сняли – будем кольца на стержень надевать! Далее снова разбирает и собирает пирамидку. После этого предлагает всё самостоятельно проделать детям.



                                     
«Кто где живет?»

Цель:

-закрепление формы предложного падежа существительных.

На доске картинки с дикими животными (медведь, лиса, волк, белка, заяц и т.д.). На столе педагога картинки с их жилищами (нора, берлога, логово, дупло, куст). Дети ставят картинку с изображением жилища под картинку с соответствующим животным.

Белка живет в дупле.
Медведь живет в берлоге.
Лиса живет в норе.
Волк живет в логове.
Заяц живет под кустом.


                                   «Кто что любит?»

Цель:

-закрепление формы винительного падежа существительных.

На столе педагога картинки: морковка, капуста, малина, мед, рыба, орехи, шишки, грибы, желуди, кора деревьев, трава, куры, зайцы, овечка и т.д. Дети ставят картинки к соответствующему животному.

Белка любит орехи, шишки, грибы, желуди.

«Узнай зверя по описанию»

Цель:

-учить детей узнавать животных по описанию; развивать мышление и речь детей.

- Трусливый, длинноухий, серый или белый.  (Заяц.)
- Бурый, косолапый, неуклюжий.  (Медведь.)
- Серый, злой, голодный. (Волк.)
- Хитрая, рыжая, ловкая.  (Лиса.)
- Проворная, запасливая, рыжая или серая.  (Белка.)

«Сложи картинку»

Цель:

-учить детей складывать картинку из частей; развивать целостное восприятие, внимание, мышление.

У  ребенка картинка с диким животным, разрезанная на 4 части.
- Какой зверь у тебя получился?  (Лиса.)

«Новогодние игрушки»

Цель:

-умение различать основные цвета; правильно их называть, согласовывать существительное с прилагательным в роде.

Материал: сюжетная и предметные картинки .

Ход игры

Предложите ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Спросите: «Что делают дети?» (снимают игрушки с елки) «Куда они складывают елочные игрушки?» (в коробки). Попросите ребенка назвать цвет каждой коробки (синяя коробка и красная коробка). Следите за тем, чтобы он согласовывал имена существительные с прилагательными в роде.

Предложите ребенку помочь детям сложить елочные игрушки в коробки. Попросите его переложить лежащие на елке игрушки на соответствующие нарисованные коробки. Поставь условие: «Игрушки красного цвета нужно сложить в коробку такого же, красного цвета».

Усложнение возможно за счет увеличения количества вариантов выполнения задания: игрушки красного цвета – в синюю коробку, игрушки синего цвета – в желтую коробку, в каждую коробку – по одной игрушке каждого цвета.

Когда ребенок выполнит задание, предложите ему рассказать, какие игрушки и какого цвета он «сложил» в коробку.

«Длинный – короткий»

Цель:

-умение различать величину предметов; правильно ее называть (длинный, короткий); согласовывать имена существительные с прилагательными в роде и числе.

Материал: сюжетная и предметные картинки.

Ход игры

Воспитатель показывает ребенку сюжетную картинку. Предложите ему помочь Снегурочке нарядить две новогодние елки (высокую и низкую).

Рассмотрите вместе предметные картинки с изображением елочных украшений. Попросите малыша назвать их. Предложите ему определить величину каждого предмета и назвать ее (длинные бусы – короткие бусы, длинная цепочка – короткая цепочка, длинная гирлянда – короткая гирлянда). Предложите малышу помочь Снегурочке – провести линию цветным карандашом от длинных елочных украшений к высокой елке, а от коротких елочных украшений – к низенькой елочке.

«Что зимой бывает»

Цель:

-развивать представление о приметах зимы;

-развитие пассивного и активного словаря.

Игра проводится с использованием настольной игры «Времена года». Дети подбирают к большой карте, на которой изображена зима, маленькие карточки с приметами этого времени года.

«Что прячется за сугробом»

Цель:

-развитие зрительного внимания, активизация словаря по теме.

Из картона вырезан сугроб. Воспитатель прячет за ним силуэтное изображение какого-либо предмета (санки, снежинка, солнышко, дерево, шапка, рукавичка, шарф, лыжи, коньки), показывает детям из-за сугроба часть предмета, они догадываются, что это за предмет.

« Кто что ест»

Цель:

-закреплять знания детей о домашних животных (что они едят) развивать мышление, внимание, память, воспитывать желание заботиться о домашних животных.

Материал: предметные картинки с изображением домашних животных и пищи для них.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям «покормить» животных во дворе у бабушки. Воспитатель вызывает детей парами. Один ребенок называет животное и выставляет его, а второй - ищет для нее пищу, ставит картину рядом с животным.

«Кто как кричит»

Цель:

-развивать умение детей узнавать голоса животных; воспитывать желание заботиться о животных.

Материал: набор игрушек «Домашние животные».

Ход игры

Воспитатель выставляет игрушки на стол, спрашивает: кто это, где живет, как кричит.

«Животные  и их малыши»

Цель:

-учить детей находить малышей домашних животных и называть их; развивать память, речь, внимание.

Материал: серия картинок «Домашние животные с малышами».

Ход игры

Воспитатель предлагает детям помочь домашним животными. Необходимо найти малышей, которые потерялись. Дети работают парами.

Один ребенок берет животное, второй ищет. Дети должны назвать животное и его детеныша.

«Помоги маме накрыть на стол»

Цель:

-умение использовать в речи слова «еще» и «один»; различать конфеты по цвету фантика; употреблять имена существительные единственного числа в винительном падеже без предлога и существительные множественного числа женского и мужского рода с окончаниями -и, -ы; понимать значение слов «много», «мало».

Материал: сюжетная и предметные картинки.

Ход игры

Воспитатель помогает ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Показывайте поочередно на каждого гостя, сидящего за праздничным столом. Предложите ребенку назвать каждого гостя (бабушка, дедушка, тетя, дядя). Спросите малыша: «Что собираются делать гости?» (Пить чай.) Предложите ему помочь маме разложить конфеты на блюдца, стоящие около каждого гостя. Спросите у ребенка, сколько конфет у мамы? (Много.) Попросите его положить на блюдце каждому гостю конфету такого же цвета, как блюдце. Затем попросите назвать цвет фантика на каждой конфете. (Эта конфета с фантиком синего цвета. Я положу ее на синее блюдце.)

«Букет для мамы»

Цель:

-умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными в роде, числе и падеже.

Материал: сюжетная и предметные картинки.

Ход игры

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть сюжетную картинку. Задайте ребенку вопросы. Кто изображен на картинке? (Мама.) Почему мама так нарядно одета? (У мамы день рождения.) Прочтите рифмовку: Маму я свою люблю, Ей цветочки подарю. Предложите ребенку поздравить маму. Попросите составить из цветов букет. Затем попросите назвать каждый цветок и его цвет. (Желтый тюльпан, синий василек, красная роза.) Предложите поставить цветы в вазу, стоящую на столе. Попросите ребенка сказать, как можно назвать много собранных вместе цветов. (Букет.)

«Мама купает малыша»

Цель:

-умение ребенка наблюдать за последовательностью действий при купании; употреблять в речи глаголы во множественном числе; закреплять в речи формы творительного падежа.

Материал: сюжетные картинки.

Ход игры

Воспитатель пердлагает ребенку прослушать рифмовку:

Посмотрите, посмотрите —

Ванечка уже в корыте.

Будем Ванечку купать,

Будем маме помогать!

Предложите малышу разложить картинки в такой последовательности, которая происходит при купании мамой маленького Ванечки: 1) налить воду в ванну; 2) посадить в нее Ванечку; 3) взять мочалку. Намылить мочалку (чем?) … мылом. Помыть Ванечку (чем?) … мочалкой. Вытащить Ванечку из ванны. Вытереть (чем?) … полотенцем.

«Сделай как я»

Цель:

-умение правильно согласовывать местоимение «я» с глаголами несовершенного вида.  Ход игры

Воспитатель предлагает ребенку угадать совершаемые вами действия. Попросите ребенка назвать их. Предложите выполнить такие же действия и сказать о том, что он делает. Лексический материал

Я целую маму. — И я целую маму.

Я глажу маму. — И я глажу маму.

Я обнимаю маму. — И я обнимаю маму.

Я причесываю маму. — И я причесываю маму.

«Собери цветок»

Цель:

-закрепить знания основных цветов, совершенствовать навык находить среди кружков разного цвета нужный и вставлять его в середину цветка; развивать мелкую моторику пальцев.

Материал: цветы красного, синего, желтого, зеленого цветов с вырезанной серединой и кружочками к ним.

Ход игры

Дети, давайте соберём на этом столе красивые цветы. У вас рядом лежат кружочки разного цвета. Нужно отыскать кружочек нужного цвета и вставить в цветок. Когда каждый из вас соберёт свой цветок, мы сделаем букет и покажем его куколке. (Воспитатель спрашивает у детей, какого цвета у них цветы, серединка).

«Один лишний»

Цель:

-развитие памяти, внимания, логики; научить классифицировать предметы по разным признакам.

Ход игры

Воспитатель показывает карточку и говорит: « Посмотри, здесь нарисованы четыре картинки, три из них подходят друг другу, их можно назвать одним словом, а четвертая лишняя. Внимательно посмотри на картинки и определи, какой предмет и почему является лишним? Почему ты так думаешь?»

«Мешок игрушек»

Цель:

-развитие тактильного восприятия, формирование умения на ощупь узнавать предметы.

Материал: мешочек, машинки, самолёт, поезд, автобус, пароход, автомобиль.

Ход игры

Игра проводится с подгруппой (4-6 человек). Воспитатель предлагает ребятам сесть на стульчики и посмотреть, что у него в руках мешочек. Педагог сообщает, что в этом мешочке много-много игрушек для каждого. После этого спрашивает у детей: «Хотите узнать, что там в мешочке?» Для этого нужно по очереди подходить к мешочку, но не заглядывать туда, а только руками выбрать себе игрушку. Потом сказать, что выбрал, и только после этого достать из мешочка и показать всем. Воспитатель вызывает детей и предлагает поискать игрушку. Таким образом, все ребята получают игрушки и с ними возвращаются на свои места. Затем воспитатель разрешает поиграть игрушками, внимательно их рассмотреть, пощупать. Потом игрушки снова собираются в мешочек, и игра повторяется.

«Цвет машины»

Цель игры:

-научить ребенка различать машины по цвету.

Ход игры

Задача игрока собрать вместе все машины одного цвета и выложить их в цепочку. Задавайте ребенку дополнительные вопросы: «Как называется тот или иной цвет? Какая из машин желтого цвета? Какого цвета самолёт?»

«Виды машин»

Цель игры:

-научить ребенка объединять машины в группы.

Ход игры

Разложите карточки перед ребенком изображением вверх. Отдельно положите четыре крупные (обобщающие) карточки. Предложите малышу найти изображение какого-либо вида транспорта, например лодки. Где её можно увидеть? К какой из четырех обобщающих карточек её можно присоединить? Проверить правильность своего выбора ребенок может по цвету фона. Попросите собрать цепочки карточек: водный транспорт, воздушный транспорт, наземный транспорт. Задайте дополнительные вопросы. Например, что объединяет машины в каждой цепочке? Как называются машины, которые летают по небу? И т. д.

«Разрезные картинки (транспорт)»

Цель:

-умение складывать целое изображение картинки из частей.

Материал: разрезанные на части картинки с изображением различного транспорта.

Ход игры

Детям предлагается сложить из частей целое. Назвать вид.

«Парные картинки»

Цель:

-упражнять детей в сравнении предметов, изображений; воспитывать внимание, сосредоточенность; формировать речь; вырабатывать умения; выполнять правила игры.

Ход игры

У воспитателя набор парных картинок. На картинках изображен транспорт. Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки, дети называют их. Затем педагог берет две одинаковые картинки и, показывая одну из них, спрашивает:

-Что это?

-Автомобиль, - отвечают дети.

-А на этой картинке тоже автомобиль. Рассмотрите внимательно и назовите, какие это автомобили? Как можно сказать о них?

-Одинаковые,- отвечают дети.

-Да, они одинаковые, парные. Два автомобиля - пара , значит парные, и картинки тоже парные. Сегодня мы поиграем с парными картинками. Я на столе положу картинки, а вам раздам тоже по картинке. Кого я позову, тот подойдёт и найдёт ей пару.

Выигрывает тот, кто не ошибётся и громко назовёт предмет.

«Посуда»

Цель:

-расширить знания детей о посуде, ее назначении, учить детей называть предмет и возможные с ним действия, пополнить лексический запас детей по теме;

-развивать память, внимание, мелкую моторику, координацию движений.

Материал:

«Чудесный мешочек» с кукольной посудой: кастрюлей, чашкой, тарелкой, сковородой, ложкой, ножом, чайником.

Ход игры

Игра проводится с подгруппой (4-6 человек). Воспитатель предлагает ребятам сесть на стульчики и посмотреть, что у него в руках мешочек. Педагог сообщает, что в этом мешочке много-много игрушек для каждого. После этого спрашивает у детей: «Хотите узнать, что там в мешочке?» Для этого нужно по очереди подходить к мешочку, но не заглядывать туда, а только руками выбрать себе игрушку.

«Что для чего?»

Цель:

-упражнять в классификации посуды – кухонная, столовая, чайная, декоративная, закрепить знания об обобщающем понятии посуда.

Ход игры

Рассмотреть с детьми посуду, поговорить о её назначении :

— Кухонную посуду (в котором готовят пищу) ;

— Столовая (из которой едят )

— В котором хранят продукты;

— Декоративная посуда ;

Кроме того есть столовые принадлежности — ложки, вилки, нож.

«Подбери блюдца к чашкам»

Цель:

-продолжать учить детей соотносить предметы по цвету: желтое блюдце к желтой чашке и т.п.

Материал: чашки и блюдца красного, синего, желтого, зеленого цветов.

Ход игры

Воспитатель говорит детям, что сегодня к ним придут в гости куклы. Нужно угостить их чаем. И показывает, что на столе стоят только блюдца. – Ребята, а из чего же наши куколки будут пить чай? Воспитатель, показывая блюдце, называет его цвет, и просит детей достать с полочки такую же по цвету чашку.

«Составь картинку»

Цель:

-учить детей составлять картинку целого предмета из двух - четырёх частей.

Материал: разрезанные картинки предметные, образцы.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, малыши называют, что на них изображено. Затем воспитатель показывает часть картинки и спрашивает: - Как вы думаете, от какой картинки этот кусочек? – От дивана. Воспитатель накладывает часть картинки на целую. – А теперь найдем другую часть дивана. Когда половинки найдены и положены с целой картинкой, воспитатель говорит: - Вот и получился диван и т.п.

«Где растут цветы»

Цель:

ать детям первоначальные знания о садовых цветах, их строении, условиях роста и уходе, обогатить словарь детей по теме «цветы».

Дети должны усвоить, что цветы на клумбах, комнатные растение выращивают для красоты. Цветы дарят людям на праздники, когда идут в гости. Цветы приносят радость. Их можно купить в цветочном магазине. Рассказать, что цветы бывают полевые, лесные, садовые, комнатные. У них разные стебли, листья, цветы.

Материал:  картинки с изображением цветов.

Ход игры

Дети рассматривают все предложение растения и определяют, к какому виду они относятся. Сравнивают по внешнему виду, описывают, группируют.

«Найти такой же»

Цель:

- умение находить предметы по сходству.

Материал: Одинаковые растения, расставленные на двух столах или фотографии с изображением растений.

Ход игры

Воспитатель показывает какое-либо растение на одном из слов (фото), описывает его характерные особенности, а затем предлагает ребенку найти такое же растение в группе.

Наблюдение за цветами в вазе

- Посмотрите, что стоит в вазе? В вазе стоят цветы. Посмотрите, какие у цветов лепестки, стебли, листья. Подойдите и понюхайте аромат цветов.

Ухаживать за цветами.

Цель: закреплять умение детей ухаживать за растениями «уголка природы»; выбирать нужные вещи для ухода; развивать память, внимательность, воспитывать желание заботиться о растениях.

Материал: лейка; тряпка; палка для рыхления; пульверизатор и ненужные для ухода вещи (игрушка, камень, книга и т.д.).

Ход игры

На столе лежат вещи, воспитатель предлагает детям выбрать только те вещи, которые нужны для ухода растений. Дети выбирают вещи и называют, что ими делают.

«Разрезные картинки»

Цель:

-формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.

Материал: карточки с изображением предметов; разрезные картинки, соответствующие изображениям на карточках.

Ход игры

Перед детьми на столе лежат разрезные картинки с изображением насекомых.  Взрослый предлагает детям внимательно рассмотреть и собрать картинку из отдельных частей. По окончании выполнения задания детям предлагается сравнить полученное изображение с изображением на конверте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры детей раннего возраста

статья "Дидактические игры детей раннего возраста"...

Дидактическая игра детей раннего возраста «Купание куклы Маши».

Аннотация.Основным содержанием игры в раннем возрасте является развернутая ориентировка ребенка в предметной деятельности, которая начинается с подражания действиям взрослого и развивается по пути сам...

Конспект дидактической игры для раннего возраста

Цель: формирование пред­став­ле­ний о цве­те и фор­ме....

Консультации для педагогов "Дидактическая игра" в раннем возрасте

консультация для педагогов "Дидактическая игра"...

Дидактические игры в раннем возрасте

Здесь представлена подборка игр для деток ясельной и младшей группы. ... Цель: Развивать слуховое внимание, пополнять активный словарь, развивать фразовую речь....

Дидактические игры в раннем возрасте

Дидактические игры в раннем возрасте...

Роль дидактической игры в раннем возрасте

Ребенку не  свойственно бездействие, он стремится к быстрому сотрудничеству с окружающим миром. Мир, немного открыв свои тайны, пробуждает любопытство у ребенка,стремление узнать больше....