Сотрудничество семьи и ДОУ в контексте ФГОС ДО
проект

Асланова Айна Мирталыбовна

Семья  и  детский  сад  являются  важными  институтами  социализации  детей.  Воспитательные функции  их  различны,  но  для  всестороннего  развития  личности  ребёнка  необходимо  их взаимодействие,  построенное  на  принципе  взаимопроникновения  двух  социальных институтов, а не принципе параллельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotrudnichestvo_semi_i_dou_v_kontekste_fgos.docx86.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад

«Аленький цветочек» ГО «Поселок Агинское»

http://cs412723.vk.me/v412723150/86b0/VLs-3ceoTGI.jpg

п. Агинское

«Только вместе с родителями, общими усилиями,

педагоги могут дать детям большое человеческое счастье»

(В.А.Сухомлинский)

Актуальность проекта

Семья  и  детский  сад  являются  важными  институтами  социализации  детей.  Воспитательные функции  их  различны,  но  для  всестороннего  развития  личности  ребёнка  необходимо  их взаимодействие,  построенное  на  принципе  взаимопроникновения  двух  социальных институтов, а не принципе параллельности.

Педагогическая  практика  и  данные  научных  исследований  показывают,  что  многие  семьи испытывают  трудности  в  воспитании  детей,  которые  объясняются  личностными  проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в  неполных семьях,  отсутствием понимания,  трудностями  организации  семейной  жизни  на  фоне  кризисов,  происходящих  в

обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей.  Современным родителям  приходится  нелегко  из-за  нехватки  времени,  занятости,  недостаточности компетентности  в  вопросах  дошкольной  педагогики  и  психологии:  они  не  владеют  в достаточной  мере  знанием  возрастных  и  индивидуальных  особенностей  развития  ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие  семьи  являются  закрытыми  и  неохотно  посвящают  посторонних  во  все  тайны

жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.

В соответствии с новым законом   «Об образовании в Российской Федерации»  одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с  семьей  для  обеспечения  полноценного  развития  личности  ребенка».

Разработан  новый  федеральный  государственный  образовательный  стандарт

дошкольного  образования  (ФГОС  ДО),  который  отвечает  новым  социальным  запросам  и  в котором  большое  внимание  уделяется  работе  с  родителями.

В  ФГОС  говорится,  что  работа  с  родителями  должна  иметь  дифференцированный подход,  учитывать  социальный  статус,  микроклимат  семьи,  родительские  запросы  и  степень заинтересованности  родителей  деятельностью  ДОУ,  повышение  культуры  педагогической

грамотности семьи.

Основное  условие  ФГОС  ДО:  взаимодействие  педагогического  коллектива  с  семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.

Стандарт  открывает широкие возможности для включения в процесс  данного взаимодействия всех  «заинтересованных  субъектов»  взрослого  сообщества.   В  нём  говорится:  «Детство обеспечивается  —  и  это  главное  —  поддержкой  семьи  как  ключевого  института  развития  и социализации ребенка».

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.

Внедрение   инноваций   в   работе  ДОУ  –  важное   условие   совершенствования  и

реформирования системы дошкольного образования.   В  нашем   детском   саду  педагоги выступили  с  инициативой  разработки  инновационного  проекта  «Сотрудничество  ДОУ  и семьи в контексте ФГОС», мотивируя выбор темы тем, что старые формы работы с семьей не всегда дают положительный результат.

Новизна  и  оригинальность  инновационного  проекта  заключается  в  том,  что  признание приоритета   семейного   воспитания   требует   иных   взаимоотношений  семьи  и образовательных   учреждений,  а   именно  –  сотрудничества,  взаимодействия  и доверительности.

Поэтому,  педагоги  нашего взяли на себя миссию: повернуть  родителей   лицом   к   детям,  создать   психологически   комфортные   условия   для

эмоционального общения родителей, детей и педагогов. Для этого  организовали    работу с семьей   так,  что   детям   и   родителям   предоставилась  возможность  для   дополнительного  эмоционального общения хотя бы в стенах ДОУ. Педагоги ДОУ надеются, что начавшееся в  стенах ДОУ общение, продолжится дома в семье, потому, что возникнут общие интересы,  общие дела детей и родителей.

Выбранное  нами  направление  проекта  не  явилось  для  нас  случайным,  это  результат анализа социокультурных условий микрорайона, заказа родителей, школы и государства. Мы  глубоко  убеждены,  что,  только  взаимодействуя  с  родителями,  можно  добиться результатов  воспитания  и  обучения  детей,  подготовки  их  к  школе,    причем  наше взаимодействие  мы  рассматриваем  как  социальное  партнерство,  что  подразумевает  равное участие в воспитании ребенка, как детского сада, так и семьи.

Проследив состояние системы воспитания и обучения детей нашего ДОУ за предыдущие годы, выявив сильные стороны содержания образования, нами было отмечено и ряд проблем.

Проблемы:

-   во-первых,  с  каждым  годом  все  более  заметной  стала  тенденция  разделения  функций  воспитания  в  семье  и  образовательном  учреждении.  Педагоги  сетуют  на  то,  что  родители  не  уделяют  должного  внимания  своему  ребенку.  Родители  в  свою  очередь  жалуются,  что  их  ребенок  не  получает  того,  что  они  ожидали  от  данного  образовательного  учреждения.

Требования,  предъявляемые  родителями  к  ДОУ,  педагогам  возрастают,  но  в  тоже  время,  как  показали  исследования  семей  воспитанников  детского  сада,  во  многих  семьях  наблюдается  уменьшение «воспитательных ресурсов» родителей, приходящихся на каждого ребенка;

 - во-вторых,  низкие  адаптивные  возможности  детей,  поступающих  в  детский  сад,  т.е  затруднение  процесса  адаптации,  что  негативно  сказывается  на  состоянии  физического  и психологического  здоровья  воспитанников.  Это  опять  же  обусловлено  низким  уровнем  психолого-педагогической  культуры родителей. В результате многочисленных наблюдений  и  общения с родителями было установлено: многие родители не знают, что процесс привыкания  ребенка  к  детскому  саду,  непросто  определенный  период  в  его  жизни,  а  очень  важный,

значимый и ответственный момент для ребенка. Они не понимают опасности адаптационного  периода для здоровья и психики ребенка, поэтому стремятся как можно скорее отдать ребенка в  детский  сад.  При  этом  ответственность  за  организацию  адаптационного  периода  целиком возлагают на специалистов и руководителей дошкольных учреждений.

     Таким образом,  выше обозначенные проблемы требуют выстраивания диалога ДОУ и семьи,  диалога  на  основе  сотрудничества,  содружества,  взаимопомощи,  что  в  итоге  приведет  к  созданию единого пространства развития каждого ребенка.

     Качество  образовательного  процесса  в  дошкольном  учреждении  может  быть

обеспечено  едиными  подходами  к  воспитанию  детей  со  стороны  родителей  и  педагогов. Поэтому  вопрос  педагогической  компетентности  родителей  является  на  сегодняшний  день  ключевым. Для более эффективного взаимодействия ДОУ с родителями должна быть создана  система  педагогического  сопровождения  семьи  от  первых  дней  пребывания  ребенка  в  дошкольном  учреждении  до  его  поступления  в  школу,  учитывающая  возрастные  периоды  развития детей и педагогическую компетенцию каждой семьи.  

Считаем,  что  положительный  результат,  может  быть,  достигнут  только  при

объединении семьи и детского сада в единое образовательное пространство, подразумевающее  взаимодействие,  сотрудничество  между  педагогами  ДОУ  и  родителями  на  всем  протяжении  дошкольного  детства  ребенка.  И  это  возможно  при  условии  учета  особенностей  каждой  конкретной семьи.

Проектная часть

Основная идея проекта: создание и внедрение в образовательный процесс МДОУ  детский сад  «Аленький цветочек» инновационные формы  работы  с  семьями  воспитанников,   позволяющие  установить  эффективное  и  целенаправленное  взаимодействие  детского  сада  и  родителей  в   рамках  социального партнерства в контексте ФГОС.

Объект  проектной  деятельности:  педагогическое  сопровождение  семьи  в  условиях  дошкольного учреждения

Предмет  проектной  деятельности:  инновационные  формы  работы  с  семьей  в  условиях  детского сада присмотра и оздоровления

Тип проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, открытый, коллективный

Участники реализации проекта:

-  администрация  ДОУ  –  организует  и  координирует  работу  по  проекту,  осуществляет  ресурсное  обеспечение  проекта,  готовит  нормативно-правовую  базу,  разрабатывает  научно-методическое оснащение;

-  педагоги и специалисты ДОУ  –  взаимодействуют с родителями и учреждениями образования  и культуры в рамках социального партнерства;

-  родители  –  повышают  педагогическую  компетентность,  участвуют  в  совместных  мероприятиях, работе клуба «Мы вместе», обмениваются опытом семейного воспитания;

- дети – участвуют в совместных мероприятиях.

Гипотеза:  совместная  инновационная  работа  по  воспитанию  детей  позволит  создать  единое  образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также  обеспечить высокое качество дошкольного образования.

Обеспечить эффективное взаимодействие семьи и детского сада возможно если:

 -  установить  партнерские  отношения  с  семьями  воспитанников,  объединить  усилия  для  развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов;

 -  активизировать  и  обогатить  воспитательных  умений  родителей,  поддержать  их  уверенность в собственных педагогических возможностях.

Если  правильно  организовать  взаимодействие  семьи  и  детского  сада,  формировать  педагогическую компетентность родителей в вопросах   воспитания детей, то можно добиться  повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.

В связи с выдвинутой гипотезой определилась цель проекта:

Цель: педагогическое сопровождение семьи в условиях дошкольного учреждения посредством  инновационных форм работы с родителями.

Задачи проекта:

 - Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов по организации работы с семьей.  

 - Установить отношения сотрудничества,  положительную эмоциональную среду общения  между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями,

педагогами МДОУ детский сад «Аленький цветочек»

 - Приобщить  родителей  к  участию  в  жизни  детского  сада  через  поиск  и  внедрение  наиболее эффективных форм взаимодействия

 - Повышать правовую культуру родителей для формирования сознательного отношения к  воспитанию детей.

- Повышать психолого-педагогическую культуру родителей.

Для  решения  поставленных  задач  может  быть  использован  следующий  комплекс методов:

 - изучение и анализ психолого-педагогической литературы;

 - целенаправленные наблюдения, в том числе включенные;

 - индивидуальные беседы с детьми, родителями, различными специалистами ДОУ;

 - анкетирование;

 - интервьюирование;

 - изучение детских работ;

 - анализ документации, обработка результатов, полученных в ходе проекта и др.

Принципы взаимодействия детского сада и семьи:

Целенаправленность деятельности педагогов и родителей с целью

положительного влияния на социальное развитие личности дошкольника;

Дифференцированный подход к работе с родителями с учетом много

аспектной специфики каждой семьи;

Вариативность содержания форм, методов образования родителей;

Взаимодействие – согласованное установление взаимосвязи семьи и

детского сада таким образом, чтобы действия одного партнера обязательно

сопровождались соответствующими действиями другого;

Развитие и сотрудничество – включение родителей в развивающее

педагогическое пространство как равноправных субъектов (наряду с

воспитателями как субъектами саморазвития и профессионального

самосовершенствования);

Комплексность – установление внутреннего единства, гармонии всех форм

взаимодействия с родителями.

Условия реализации проекта: заинтересованность детей и родителей, регулярность и  систематичность работы

Риски:

- трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.

Предполагаемый результат:

 -  создание единого образовательного пространства в рамках  социального партнерства ДОУ и семьи будет способствовать:  

- повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и  развития дошкольников посредством информационной и дидактической поддержки семьи;

- формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим  коллективом МДОУ детский сад «Аленький цветочек»,  а также  участию в образовательном процессе;

- установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания   и обучения

дошкольников между детским  садом, семьей и школой.

- открытости и доступности деятельности ДОУ для родителей и общественности.

-  участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта.

Критерии оценки эффективности реализации проекта

Успешность реализации проекта будет оцениваться по следующим показателям:

 - изменение  характера  вопросов  родителей  к  воспитателям,  руководителю  ДОУ,  как  показатель  роста  педагогических  интересов,  знаний  о  воспитании  детей  в  семье,  желание  их  совершенствовать;

 - рост  посещаемости  родителями  мероприятий  по  педагогическому  просвещению, стремление родителей анализировать собственный опыт и опыт других родителей;

 - проявление  у  родителей  осознанного  отношения  к  воспитательной  деятельности,  стремление  к  пониманию  ребенка,  анализу  своих  достижений  и  ошибок,  использование  родителями педагогической литературы, участие родителей в клубах, объединениях, семейных  конкурсах,  праздниках,  субботниках,  организуемых  в  ДОУ.  Осознание  взрослыми  членами

семьи  не  только  практической,  но  и  воспитательной  значимости  их  помощи  ДОУ  в  педагогической деятельности;

 - положительное общественное мнение родителей о воспитании дошкольников в ДОУ.

Сроки реализации проекта – 2года (2018г. – 2020г.)

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный (2018 г.)

Цель:  сбор,  анализ  и  структурирование  информации  о  разработке  моделей  социального  партнерства ДОУ с родителями воспитанников.

 - разработка модели взаимодействия ДОУ и семьи;

 - изучение  теории  и  практики  использования  новых  форм  взаимодействия  с  родителями  в соответствии с требованиями ФГОС;

 -  анализ воспитательного процесса с точки зрения современных требований;

 - формирование  «Почты  доверия»  для  выявления  актуальных  вопросов,  волнующих родителей, по воспитанию детей;

 - подбор методической литературы по взаимодействию с родителями.

2 этап – практический (вторая половина 2018, 2019 – 2020 учебный год)

Цель: организация взаимодействия ДОУ с родительской общественностью в соответствии с ФГОС.

 - педагогический мониторинг, позволяющий выявить возможности участия каждого родителя в педагогическом процессе ДОУ;

 - педагогическая  поддержка  родителей  (лекции,  тренинги,  дискуссии,  открытая

непосредственно образовательная деятельность, маршруты выходного дня);  

 - педагогическое  образование  родителей  (клубы  интересных  встреч,  творческие  и исследовательские проекты, тематические встречи, библиотека для родителей);

 - совместная деятельность детей и родителей (детско-родительские клубы, конкурсы, досуги)  в соответствии с разработанной системой работы, позволяющей вовлекать родителей в процесс  воспитания  детей  согласно  задачам  учреждения,  применяя  раз личные  принципы,  методы  и  формы.

3 этап – аналитический (2020 год)

Цель:  определение  результативности  внедрения  моделей  социального  партнерства  ДОУ  с  родителями воспитанников.

Третий  этап  направлен  на  анализ,  обобщение  и  распространение  опыта,  способствующего  осуществлению  активного  взаимодействия   субъектов  образовательного  процесса  «педагоги -родители-дети». В результате планируются продукты проекта: видеофильм об использовании современных  нетрадиционных  форм  с  родителями,  сборник  публикаций  по  проблеме,  фотоматериалы,

методические разработки, организации семейных клубов, проектная папка.

Перспектива дальнейшего развития проекта: опыт деятельности  нашего сада

по данному проекту может быть рекомендован для работы в дошкольных

образовательных учреждениях муниципалитета.

Финансовое  обеспечение  проекта:  источником  финансирования  проекта  являются внебюджетные средства.

Перспективный план по работе с родителями в рамках проекта

1 этап сентябрь-декабрь 2018  года

Цель – создание эффективных условий для взаимодействия ДОУ с семьей

Мероприятие

Ответственные

Задачи:

- Создать условия для формирования внешнего благоприятного воспитательного

пространства ДОУ.

- Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе

Подготовка нормативной базы для реализации  проекта

- издание приказа о реализации проекта,

- подготовка Положения о работе творческой группы по  реализации проекта, Положения о создании родительского клуба и педагогической гостиной

Заведующая ДОУ

Совещание при заведующей с членами творческой группы:

- определение основных направлений деятельности по

реализации проекта;

- определение тем для встреч с родителями в рамках работы  клуба «Мы вместе»

- разработка плана  внедрения проекта;

- выработка единой, системной и последовательной работы по реализации проекта

Заведующая ДОУ

Члены творческой группы

Проведение анкетирования по изучению спроса на образовательные услуги

 Заведующая ДОУ

Старший воспитатель

Анкетирование родителей «Изучение потребностей и

интересов родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом»

Старший воспитатель

Проведение семинара "Учимся общаться с родителями"

Заведующая ДОУ

Старший воспитатель

Опрос педагогов с целью изучения предполагаемой роли в организации и проведении совместных мероприятий.

Старший воспитатель,

педагог-психолог

Выпуск газеты с рекомендациями для родителей  

В течение реализации проекта

Старший воспитатель,

специалисты

Проведение открытых занятий для родителей  

Участие родителей в праздничных и спортивных

мероприятиях.

В течение реализации проекта

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Согласно плана

Воспитатели

Музыкальный руководитель

Родительские собрания  

Согласно плана

Воспитатели

Разработка памяток "Шпаргалки для родителей"  

Сентябрь,  Декабрь,

Февраль,  Май

Старший воспитатель

Изучение профессионального уровня педагогов по работе с семьей

Сентябрь

Старший воспитатель

Приобретение методической литературы по теме "Детский сад-семья"

Старший воспитатель

В течение реализации проекта

Проведение смотра-конкурса родительских уголков  

Март

Старший воспитатель

Проведение семинара "Учимся общаться с родителями"  

Февраль

Старший воспитатель,

Педагог-психолог  

Создание памяток для воспитателей  

Декабрь, апрель

Старший воспитатель

2 этап – основной. Срок реализации: январь 2019 г. – январь 2020 г.

Мероприятия

Содержание

Срок, ответственные

Сотрудничество с родителями по управлению проектом

Заседание родительского

комитета

Ознакомление членов Родительского

комитета с планом реализации проекта «Взаимодействие  детского  сада  и семьи  в   рамках  социального партнерства в контексте ФГОС». Внесение дополнений и изменений с учетом мнения родителей. Информирование родителей в группах членами родительского комитета о начале внедрения проекта.

Заведующая

Общее родительское собрание «Современные  подход к взаимодействию ДОУ и семьи в рамках нового закона «Об образовании» и ФГОС ДО

Ознакомление родителей ДОУ с

нововведениями в правовом регулировании в системе образования.

Заведующая

Совместные встречи, круглые столы по вопросам реализации ООП в ДОУ.

Обсуждение вопросов реализации ООП по основным направлениям развития дошкольников и участию родителей в образовательном процессе.

В течение

всего этапа

Заведующая,

старший

воспитатель

Координационное совещание

администрации ДОУ,

творческой группы педагогов и родителей.

Промежуточное координирование

деятельности участников проекта.

Аукцион педагогических идей

Определение списка современных

нетрадиционных форм работы с семьей

Педагоги ДОУ

Педагогическая копилка: «Приемы организации

позитивного сотрудничест-ва с семьями детей

Сбор и подготовка материалов для

публикаций. Вовлечение семьи воспитанников в единое

образовательное пространство МДОУ.

Старший

воспитатель

Мастер-класс

«Педагоги-дети-родители:

педагогические способы

взаимодействия»

Закрепление личностных компетенций

педагогов, родителей

Старший

воспитатель

Диалог-клуб

«Педагогический такт: за и против»

Педагогические правила «10 шагов к

педагогическому такту»

Старший

воспитатель

Практикум общения

педагогов с  родителями

«Технология

педагогического общения

с родителями»

Актуализация коммуникативных

компетенций педагогов

Старший

воспитатель

Педагогическая

мастерская «Решение

педагогических задач» Картотека педагогических

ситуаций (ситуация+решение)

Вовлечение семьи воспитанников в единое образовательное пространство МДОУ

Старший

воспитатель

Педагоги,

родители

«Университет для

родителей»

1. Семейные спортивные встречи.

2. Семейные досуги.

3. Семейные стенгазеты.

4. Семейные презентации

опыта воспитания детей.

5. Семейные фотоколлажи.

Вовлечение семьи воспитанников в единое образовательное пространство МДОУ

Педагоги,

родители

Участие в утренниках,

развлечениях, праздниках

для детей.

Вовлечение семьи воспитанников в единое образовательное пространство МДОУ

Педагоги,

родители

Творческие мастерские для

родителей.

Выставки совместных творческих работ детей и родителей.

Старший

воспитатель

Педагоги,

родители

Творческий конкурс для

Родителей «Алло, мы ищем таланты»

Активизация творческих способностей родителей.

Старший

воспитатель

Педагоги,

родители

Семейная гостиная

«Из бабушкиного сундучка»

Музыкальная гостиная

Активизация творческих способностей родителей.

Старший

воспитатель

Педагоги,

родители

Конкурс семейных проектов

«Моя родословная»

Активизация творческих способностей родителей.

Педагоги,

родители

Музыкальный

руководитель

Конкурс фотоколлажей

«Учусь быть папой!»

Активизация творческих способностей родителей.

Старший

воспитатель

Педагоги,

родители

«Мама и я, счастливые

мгновения».

Активизация творческих способностей родителей.

Старший

воспитатель

Педагоги,

родители

Акция «День добрых

дел»

Благоустройство территории ДОУ,

изготовление кормушек, ремонт игровой мебели.

Директор

Педагоги,

родители

Работа клуба для родителей «Мы вместе»

 Задачи:

- повышение психолого-педагогической культуры родителей

- выявление положительного опыта семейного воспитания

- содействие сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций

- установление доверительных отношений между родителями и детским садом

Мероприятия

Содержание

Срок, ответственные

Координационное собрание

для родителей

Ознакомление родителей с темами встреч педагогической гостиной

Старший

воспитатель

Встреча на тему

«Адаптируемся вместе» с приглашением педагога- психолога

Беседа, обмен опытом, ответы на

интересующие вопросы специалистов и педагогов ДОУ.

Старший

воспитатель

Педагог-

Психолог

Проведение тематических

занятий с участием родителей.

Вовлечение родителей в  образовательный процесс по реализуемой в ДОУ программе.

Старший

воспитатель,

воспитатели

Встреча на тему

«Дыхательная  гимнастика»,

Беседа, обмен опытом, ответы на

интересующие вопросы специалистов и педагогов ДОУ.

Старший

воспитатель,

воспитатели,

специалисты

«Артикуляционная

гимнастика» с приглашением логопеда

Предоставление памяток для родителей по темам встреч.

Старший

воспитатель,

воспитатели,

учитель-

логопед

Встреча на тему «Мотивы

детской истерии» с

приглашением педагога-

психолога

Беседа, обмен опытом, ответы на

интересующие вопросы специалистов и педагогов ДОУ

Старший

воспитатель

Педагог-

психолог

Встреча на тему «Растим

малыша здоровыми» с

приглашением медсестры

Беседа, обмен опытом, ответы на

интересующие вопросы

Старший

воспитатель,

воспитатели,

медсестра

Встреча на тему «Родитель – это звучит гордо! » с

приглашением всех

специалистов

Беседа, обмен опытом, ответы на

интересующие вопросы  специалистов и педагогов ДОУ

Старший

воспитатель,

воспитатели,

специалисты

Встреча на тему «В царстве упрямства и капризов или кризис 3-х лет» » с приглашением педагога- психолога

Беседа, обмен опытом, ответы на

интересующие вопросы

Старший

воспитатель

Педагог-

психолог

Создание тематических

памяток для родителей.

Педагогическое просвещение родителей по обсуждаемым темам.

Старший

воспитатель,

воспитатели

День открытых дверей.

Приглашение родителей на занятия по развитию речи.

Старший

воспитатель,

воспитатели

Участие в экологических

акциях

Экологическое воспитание дошкольников.

Старший

воспитатель,

воспитатели

Проведение тематических

занятий с участием родителей

Вовлечение родителей в образовательный процесс по реализуемой в ДОУ программе.

Старший

воспитатель,

воспитатели

Создание и регулярное

обновление информационной

рубрики «Семья и детский сад – мы вместе» на

официальном сайте сада

В рубрике освещаются проводимые

мероприятия в рамках партнерства детского сада и семьи.

Старший

воспитатель

Составление картотек

- «Педагогическая копилка: родители для педагогов»,

- «Педагогическая копилка: педагоги для родителей»

Взаимообогащение педагогического опыта и мастерства

Старший

воспитатель,

воспитатели,

специалисты

3 этап – заключительный. Срок реализации: 2020 г.

Мероприятия

Содержание

Срок

Совещание при заведующей

с членами творческой группы

Сбор, обработка и обобщение практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными

Апрель

Семинар для ДОУ

Представление результатов реализации проекта

Апрель

Общее родительское собрание.

Итоги сотрудничества ДОУ и семьи в рамках реализации проекта.

Май

Рассмотрение результатов

реализации проекта на ито-говом педагогическом совете.

Определение перспектив деятельности ДОУ в рамках сотрудничества с родителями.

Май

Создание папки по итогам

реализации проекта.

Обобщение опыта работы.

Май

Технология организации взаимодействия ДОУ с семьей

Принципы работы с

родителями

Целенаправленность,

систематичность,

плановость;

Дифференцированный

подход к работе с учетом

специфики каждой семьи;

Возрастной характер

работы с родителями;

Доброжелательность,

открытость

Методы изучения

семьи

Анкетирование;

Наблюдение за

ребенком;

Обследование

семьи с помощью

проективных методик;

Беседа с ребенком;

Беседа с

родителями

Формы работы с

родителями

Общие, групповые,

индивидуальные;

Педагогические

консультации, беседы, тренинги;

Совместное проведение

занятий, досугов;

Участие родителей в

методических мероприятиях:

изготовление костюмов,

организация видеосъемки;

Дни открытых дней;

Клубы по интересам

Методика изучения семей воспитанников

Цель

Информация

Формы и методы

Изучение семьи

Социологическая характеристика

Анкеты и тесты для родителей,

рисунки детей "Моя семья",

сочинения родителей, психолого-

педагогические беседы, консультации

Мониторинг

внутри детского

сада

Об удовлетворенности родителей

качеством воспитания и обучения

Наблюдения, анкеты, беседы,

интервью, открытые занятия для

родителей с последующим

обсуждением, "круглые столы" (с

родителями)

Привлечение

родителей к

сотрудничеству

Об информационных запросах родителей; об ориентации родителей в сфере образования,

наличие их свободного времени, материальных и

профессиональных

возможностей.

Анкеты, беседы, "круглые столы".

Информационно-

просветительская

работа с

родителями

О правовой психо-

педагогической компетентности

родителей и проблемах обучения и воспитания

Тесты, наблюдения за всеми

субъектами образовательного

процесса, беседы, обсуждения

педагогических ситуаций.

Заключение

Таким образом, очевидно, что сложившаяся система работы в данном направлении

способствует объединению педагогов, родителей и детей на основе общих интересов, привлекает взрослых к проблемам детей, тем самым, способствуя повышению качества образовательного процесса.

Поскольку данный проект является компонентом системы образования и призван решать воспитательно-образовательные задачи, определяемые стандартами содержания, программой и учебным планом, мы считаем, что работа над данным проектом может быть включена в конкретный образовательный контекст.

Литература

1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: Изд. дом «Карапуз», 2002.

2. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. Образ. Учреждений и родителей/ Т. Н. Доронова, г. В. Глушкова и др. – М.: Просвещение, 2005. – 191с..

3. Данилина Т. Современные проблемы взаимодействия дошкольного

учреждения с семьей.//Дошкольное воспитание. 2000. №2. С.44

4. Детский сад – семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей./ Авт.-сост. Глебова С. В. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005-111с.

5. Дорохина Н.А. Социальное партнерство дошкольного учреждения и родителей.//Ребенок в детском саду. 2003. №6. С.27.

6. Евдокимова Е. с., Додокина Н. В., Кудрявцева Е. А. Детский сад и семья: Методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей – М.: Мозаика-Синтез, 2007 г.- 144с.

7. Законодательство РОССИЙСКОЙ Федерации об образовании. Федеральные базовые законы. М.: ИФ «Образование в документах», 2001. 2-ое изд.

8. Захарова М.А., Костина Е.В. Проектная деятельность в детском саду: родители и дети. М.: Школьная Пресса, 2010.

9. Зверева О.Л. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи:

современные подходы. М.: ГПИ, 2003.

10. Канаева С.В. Ребенок и семья. Диагностика социальной ситуации.// Управление ДОУ. 2005. №3. С.56

11. Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении.//

Управление ДОУ. 2004. №5. С.40.

11. Метенова Н. М. Родительские собрания в детском саду. 2-я младшая группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2009. – 104с

12. Полат  Е. С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е. С. Полат. − М.: ВЛАДОС, 2000. − 347 с.

Родительские собрания в детском саду: Старшая группа, Авт.-сост. С. В. Чиркова. – М: ВАКО, 2009 -320 с.

13. Рылеева Е. Учимся сотрудничать с родителями. // Дошкольное воспитание. 2004. №11. С.57.

14. Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Ч. 1. Под. ред. Бунеева Р. Н., Леонтьева А. А.-М.: Баласс, 2015

21. Я иду, гуляю: Прогулки с детьми в выходной день/Пособие для родителей. – М.: Карапуз, 2011. – 72 с


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ: Тема: «Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС»

: создание и внедрение в образовательный процесс ДОУ формы работы с семьями воспитанников...

ПРОЕКТ «Сотрудничество МБДОУ №2 с родителями воспитанников по воспитанию здорового образа жизни в контексте ФГОС ДО»

Данный проект представляет собой новую форму взаимоотношений педагогов ДОУ с родителями воспитанников...

СОТРУДНИЧЕСТВО ДОУ И СЕМЬИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДО

СОТРУДНИЧЕСТВО  ДОУ И СЕМЬИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС ДОМалышева Марина ВладимировнаРоссия, г. Дзержинск   Эта статья предназначена для воспитателей и других специалистов ДОУ.В ней рассматривает...

Инновационный проект: «Сотрудничество музыкального руководителя и семьи в контексте ФГОС»

Основная задача музыкального руководителя состоит в том, чтобы приобщать ребенка к миру музыки, научить понимать его, наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности, формировать нравстве...

«Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Эффективные пути сотрудничества семьи и ДОУ»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является - партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совме...

П Р О Е К Т «Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС»

Вoспитание пoдрастающего пoколения в сoвременном обществе является предметом особой заботы. В законе РФ «Об образовании в РФ» ст.44, п.1 определяется, чтo «Родители (законные предста...

Проект «Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС» 2016-2017 уч.год

Проект  «Сотрудничество ДОУ и семьи в контексте ФГОС» 2016-2017 уч.год...