ПРОЕКТ «Сотрудничество МБДОУ №2 с родителями воспитанников по воспитанию здорового образа жизни в контексте ФГОС ДО»
проект на тему
Данный проект представляет собой новую форму взаимоотношений педагогов ДОУ с родителями воспитанников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_zd.docx | 418.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №2»
ПРОЕКТ
«Сотрудничество МБДОУ №2 с родителями воспитанников по воспитанию здорового образа жизни в контексте ФГОС ДО»
Подготовила: старший воспитатель
МБДОУ № 2
Жиракова Марина Николаевна
г. Майкоп
Актуальность проблемы:
Воспитание подрастающего поколения в современном обществе является предметом особой заботы. В Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.44п.1 определяется, что родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества, взаимодействия, доверительности.
ФГОС ДО (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155) определяет характер взаимодействия ДОУ и семей воспитаников как: личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей.
«Взаимодействие» представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения. Детский сад и родители воспитанников должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединены одним важным и значимым критерием – его качеством, которое непосредственно зависит от уровня профессиональной компетенции педагогов и педагогической культуры родителей. Достичь высокого качества образования воспитанников, полностью удовлетворить запросы родителей и интересы детей, создать для ребенка единое образовательное пространство возможно только при условии разработки новой системы взаимодействия ДОУ и семьи.
Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между педагогическим коллективом дошкольного учреждения и родителями воспитанников.
Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия «работа с родителями» к понятию «взаимодействие», идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга.
Проект «Сотрудничество МБДОУ № 2 с родителями воспитанников по воспитанию здорового образа жизни в контексте ФГОС ДО» разработан в силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья детей, он отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления воспитанников МБДОУ № 2, определяет основные направления, цели и задачи.
Данный проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны МБДОУ № 2 становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности в вопросах воспитания здорового образа жизни, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка.
Гипотеза: совместная инновационная работа по дошкольному воспитанию детей позволит создать единое образовательное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи, а также обеспечить высокое качество развития и здоровьесбережения воспитанников.
Основная идея проекта: создание и внедрение в образовательный процесс МБДОУ № 2 формы работы с родителями воспитанников, позволяющей установить эффективное и целенаправленное взаимодействие детского сада и родителей, в рамках развития и здоровьесбережения воспитанников.
Цель проекта: Повышение эффективности здоровьесберегающей деятельности в МБДОУ№ 2, путем вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс
Тип проекта: долгосрочный, открытый, коллективный, практический.
Участники реализации проекта:
- администрация МБДОУ № 2 – организует и координирует работу по проекту, осуществляет ресурсное обеспечение проекта, готовит нормативно-правовую базу, разрабатывает научно-методическое оснащение
- педагоги и специалисты МБДОУ № 2 – взаимодействуют с родителями и воспитанниками, организуют и проводят мероприятия по плану реализации Проекта, повышают педагогическую компетентность по взаимодействию с родителями воспитанников
- родители – повышают педагогическую компетентность путем общения с педагогами МБДОУ №2, участвуют в мероприятиях МБДОУ№ 2, обмениваются опытом семейного воспитания с другими родителями воспитаников
- дети – участвуют в совместных мероприятиях.
Задачи:
- Создать условия для физического и психического развития детей в совместной деятельности родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения
- Установить отношения сотрудничества между субъектами образовательного процесса: детьми, родителями, педагогами.
- Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия
- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов МБДОУ № 2 по вопросам взаимодействия с семьей
- Повысить уровень воспитательных умений и педагогической культуры родителей
- Пропагандировать интересный опыт семейного воспитания, лучших семейных традиций, здоровый образ жизни
- Организовать мероприятия, по вовлечению родителей в деятельность МБДОУ № 2, как полноправных участников образовательного процесса
- Пополнить ресурсную базу МБДОУ № 2 по направлению Проекта.
Предполагаемый результат: создание единого оздоровительно-развивающего пространства в рамках сотрудничества МБДОУ №2 и семей воспитанников будет способствовать:
- Повышению уровня педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания здорового образа жизни и развития дошкольников, посредством информационной и дидактической поддержки семьи
- Формированию мотивации родителей к систематическому сотрудничеству с педагогическим коллективом МБДОУ №2, а также участию в образовательном процессе МБДОУ №2
- Установлению единства стремлений и взглядов на процесс воспитания, оздоровления и развития дошкольников между детским садом и семьей
- Открытости и доступности деятельности МБДОУ №2 для родителей и общественности.
Перспектива дальнейшего развития проекта: опыт деятельности МБДОУ №2 по данному проекту может быть представлен другим образовательным учреждениям города Майкопа.
Срок реализации проекта: с июня 2015г по май 2016г.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный: срок реализации – июнь- август 2015г
Цель: определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса
2 этап – основной: срок реализации – сентябрь 2015г - апрель 2016г
Цель: реализация программы сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
3 этап – заключительный: срок реализации – май 2016г
Цель: подведение итогов сотрудничества МБДОУ №2 и родителей воспитанников.
Риски:
1.Трудности привлечения родителей к участию в мероприятиях МБДОУ №2
2.Участие одних и тех же семей в организуемых мероприятиях в рамках проекта
Критерии эффективности:
- Рост посещаемости родителями организуемых совместных мероприятий
- Согласованность действий педагогов и родителей по здоровьесбережению и развитию воспитанников
- Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта
- Заинтересованность родителей
- Положительное общественное мнение родителей воспитанников о работе МБДОУ №2.
1 этап – подготовительный. Срок реализации: июнь - август 2015г
№ | Мероприятия | Задачи | Ответственные |
1 | Анализ состояния здоровья воспитанников за прошлый учебный год., изучение потребностей и интересов родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом по здоровьесбережению и развитию дошкольников | 1.Адаптировать работу учреждения к потребностям ребенка 2.Изучить потребности и интересы родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом по здоровьесбережению и развитию дошкольников | Заведующая, Старший воспитатель, мед.сестра |
2 | Опрос родителей, с целью изучения предполагаемой роли родителя в организации совместных мероприятий | 1.Установление индивидуальных контактов с каждой семьей и ее членами для определения направления взаимодействия в рамках реализации проекта | Воспитатели групп |
3 | Опрос педагогов с целью изучения предполагаемой роли в организации и проведении совместных мероприятий | 1.Формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта | Старший воспитатель |
4 | Мероприятия по изучению опыта работы детских садов муниципалитета | 1.Формирование банка данных по реализации проекта и банка методических идей по реализации проекта | Творческая группа педагогов, ст.воспитатель |
5 | Совещание при заведующей с членами творческой группы МБДОУ № 2 | 1.Анализ результатов анкетирования, опроса родителей и педагогов 2.Определение основных направлений деятельности по реализации проекта 3.Определение тем для встреч с родителями воспитанников | Заведующая, ст.воспитатель, творческая группа педагогов |
6 | Подготовка нормативной базы для реализации проекта | 1.Издание Приказа заведующей о реализации проекта 2.Подготовка Положения о работе творческой группы по реализации проекта. | Заведующая, ст.воспитатель |
2 этап – основной. Срок реализации: сентябрь 2015г - апрель 2016г
№ | Мероприятия | Содержание деятельности | срок | Ответственные |
Сотрудничество с родителями по управлению проектом | ||||
1 | Заседание родительского комитета | Ознакомление членов родительского комитета с планом реализации проекта. Внесение дополнений и изменений с учетом мнения родителей | Сентябрь 2015г | Творческая группа педагогов |
2 | Общее родительское собрание «Современный подход к взаимодействию ДОУ и родителей воспитанников в рамках нового закона «Об образовании» | Ознакомление родителей воспитанников с нововведениями в правовом регулировании в системе образования. | Октябрь 2015г | Заведующая, ст.воспитатель, творческая группа педагогов |
3 | Совместные встречи, круглые столы по вопросам реализации Проекта | Обсуждение вопросов реализации Проекта | В течение года | Заведующая, ст.воспитатель, творческая группа педагогов |
4 | Координационное совещание администрации МБДОУ № 2, творческой группы педагогов и родителей | Промежуточное координирование деятельности участников проекта | Ноябрь 2015г | Заведующая, ст.воспитатель, творческая группа педагогов |
Реализация работы с родителями | ||||
1 | Тематическое родительское собрание по группам | Освещение основных направлений деятельности по реализации Проекта | Сентябрь 2015г | Заведующая, ст.воспитатель, творческая группа педагогов |
2 | Участие в экологических и оздоравливающих мероприятиях МБДОУ № 2 | Активизация и привлечение родителей к совместной деятельности | В соответствии с годовым планом МБДОУ № 2 | творческая группа педагогов |
3 | Спортивные мероприятия совместные | Физическое развитие дошкольников | В соответствии с годовым планом МБДОУ № 2 | Заведующая, ст.воспитатель, творческая группа педагогов |
4 | Информационно – профилактические мероприятия | Обмен педагогическим опытом с родителями | Октябрь 2015г | ст.воспитатель, творческая группа педагогов |
5 | Участие в оформлении тематических выставок, пропагандирующих здоровый образ жизни | Вовлечение родителей в воспитательный процесс МБДОУ № 2; | Ноябрь 2015г декабрь, 2015г июнь 2016г | ст.воспитатель, творческая группа педагогов |
6 | Психологический тренинг для родителей воспитанников | Коррекция детско- родительских отношений | Ноябрь 2015г | Педагог - психолог |
7 | Участие в улучшении предметно – пространственной среды МБДОУ № 2 | Вовлечение родителей в воспитательный процесс МБДОУ № 2 | Декабрь 2015г | Заведующая, ст.воспитатель, творческая группа педагогов |
8 | Организация встречи с Олимпийским чемпионом Республики Адыгея | Патриотическое воспитание дошкольников | Апрель 2016г | ст.воспитатель, творческая группа педагогов |
9 | Создание тематических памяток для родителей, работа в родительских уголках групп | Повышение педагогической компетенции родителей воспитанников | В соответствии с годовым планом МБДОУ № 2 | ст.воспитатель, творческая группа педагогов |
3 этап – заключительный. Срок реализации: май 2016г
№ | Мероприятия | Содержание деятельности | срок | ответственные |
1 | Совещание при заведующей с членами творческой группы | Сбор, обработка и обобщение практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными | Апрель 2016г | Заведующая, ст.воспитатель, творческая группа педагогов |
2 | Заседание родительского комитета | |||
3 | Общее родительское собрание | Итоги сотрудничества МБДОУ № 2 и родителей воспитанников в рамках реализации проекта | Май 2016г | Заведующая, ст.воспитатель, творческая группа педагогов |
4 | Рассмотрение результатов реализации проекта на итоговом педагогическом совете | Определение перспектив деятельности МБДОУ № 2 в рамках сотрудничества с родителями воспитанников на следующий учебный год | Май 2016г | Заведующая, ст.воспитатель, творческая группа педагогов |
5 | Создание папки по итогам реализации проекта | Обобщение опыта работы | Май 2016г | Ст. воспитатель |
Реализация взаимодействия «воспитатели – родители – дети»
№ | Мероприятие | Дата проведения | Участники |
1 | «Праздник воды»-закаливающее мероприятие на свежем воздухе | Июль 2015г | Воспитатели, дети, родители, мед. сестра |
2 | «Папа, мама и я – здоровая семья» - спортивное мероприятие на свежем воздухе | Август 2015г | Воспитатели, дети, родители |
3 | «Будь здоров»- спортивное мероприятие на свежем воздухе | Сентябрь 2015г | Воспитатели, дети, родители |
4 | «Детско – родительские отношения» -тренинг для психоэмоционального восстановления взаимоотношений «родители-дети» | Ноябрь 2015г | Педагог-психолог, родители, дети |
5 | «Зимние прогулки»- совместные выходы на городской стадион | Декабрь 2015г Январь 2016г | Воспитатели, родители, дети, мед сестра |
6 | «Экологическая мастерская»- экспериментально-исследовательская деятельность для активации у детей интереса к здоровому образу жизни | Апрель 2016г | Воспитатели, дети, родители |
7 | «Профилактика заболеваний детей» - практическое мероприятие, с участием мед. работника | Май 2016г | Воспитатели, родители, дети, мед сестра |
Механизмы оценки результатов: наблюдения, анкетирование, беседа с педагогами, самоанализ, педагогическая диагностика.
Список литературы:
- В. Ф. Базарный. Развивающее здоровье принципы конструирования учебно-позновательной деятельности в детских садах и школах
- Говорушина Т.К. Особенности формирования здоровьесберегающей среды в учреждении дополнительного образования детей: Дис. канд. пед. наук: 13.00.01: / Т.К. Говорушина. — Великий Новгород, 2005.
- Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; под ред. Т.И. Бабаевой. – СПб., 2001.
- Концепция формирования здоровьесберегающей образовательной среды / И. Арон, Л. Киселёва, Н. Кузнецова // Новое образование. Журнал Центра современных образовательных технологий – 2011. — №1.
- Сивцова А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях / А.М. Сивцова //Методист. — 2007. — №2.
- Юрченко М.В. Модель развития преемственности формирования здорового образа жизни детей в системе «ДОУ-начальная школа» / М.В. Юрченко // Образование и наука – 2007. — №4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анкета для родителей на тему "Воспитание здорового образа жизни у дошкольников"
анкета для родителей...
Консультация для родителей средней группы "Воспитание здорового образа жизни у детей с детского сада".
Консультация для родителей средней группы"Воспитание здорового образа жизни у детей с детского сада"....
Консультация для родителей на тему: "Воспитание здорового образа жизни у детей дошкольного возраста".
Консультация для родителей на тему:"Воспитание здорового образа жизни у детей дошкольного возраста".Дошкольный возраст – наилучшее время для формирования личности ребёнка. От того, как...
План работы сотрудничества с родителями воспитанников по формированию здорового образа жизни
Представлен план мероприятий сотрудничества с родителями воспитанников по формированию ЗОЖ...
Консультации для родителей средней группы "Воспитание здорового образа жизни у детей с детского сада".
Консультация "Воспитание здорового образа жизни у детей с детского сада".Дошкольный возраст – наилучшее время для «запуска» человеческих способностей, когда формирование ли...
Проект по теме: «Формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни в контексте ФГОС ДО»
Проект по теме: «Формирование представлений у дошкольников о здоровом образе жизни в контексте ФГОС ДО»...
Мастер-класс с родителями воспитанников «Витаминиада или здоровый образ жизни»
Мастер-класс с родителями воспитанников«Витаминиада или здоровый образ жизни»...