«Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в адаптационный период»
консультация (средняя группа) на тему
«Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в адаптационный период»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_na_konferentsiyu.docx | 23.63 КБ |
Предварительный просмотр:
«Эффективные формы взаимодействия ДОУ
с семьями воспитанников в адаптационный период»
Проблема адаптации ребенка к дошкольному учреждению достаточно болезненный вопрос не только для ребенка, но и для его родителей. И задача педагога сделать этот процесс наиболее комфортным для всех участников образовательного процесса.
Поэтому, так актуальна тема сотрудничества воспитателей и родителей в данный период для успешной адаптации ребёнка к дошкольному учреждению.
Ведь от совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса.
Крайне необходима согласованность действий родителей и воспитателей для успешного развития и воспитания ребенка, так как период адаптации ребенка к детскому саду сопровождается эмоциональными переживаниями, отражающимися в поведении ребенка.
Огромную роль играет положительный настрой педагогов и родителей на совместную деятельность
Если ребёнок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке. Отрицательное влияние на течение адаптации, а также на поведение детей при поступлении в детское учреждение оказывает отсутствие единства системы воспитания в семье и в детском учреждении. [1]
Важным фактором является личность самого воспитателя, который должен не только любить детей, быть отзывчивым и внимательным к детям, но и уметь привлечь их внимание, наблюдать и анализировать уровень развития детей и учитывать его при организации педагогического процесса.
Сложность адаптации дошкольников в логопедической группе заключается в том, что хоть и приходят в группу дети в среднем возрасте из общеобразовательных групп, но они не понимают зачем их привели в другую группу, вырвав из привычного окружения. Ребенку, как в прочем и его родителям, приходиться заново адаптироваться, потому что требования логопедической группы отличаются от требований общеобразовательных групп. Почти все дети с общим недоразвитием речи не замечают за собой дефектов в речи и поэтому недопонимают, для чего с ними проводят тяжёлые упражнения для коррекции речи. Хотя, чем быстрее адаптируются дети к новым условиям, тем быстрее начнётся коррекционный процесс.
Наряду с детьми, которые посещали детский сад, в группу приходят дети, ранее не ходившие в детский сад, которые проходят все трудности адаптационного периода.
К работе по адаптации детей к логопедической группе кроме воспитателя привлекается учитель-логопед, старший воспитатель и психолог.
Еще В.А.Сухомлинский считал, что «педагогика должна стать наукой для всех и для педагогов, и для родителей». Поэтому работа педагога в том числе, должна быть направлена, на педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической компетентности.
Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способ организации их совместной деятельности и общения, основная цель которых– установление доверительных отношений, объединение в одну команду, потребность делится друг с другом своими проблемами и их совместное решение.
Основная задача родителей-правильно настроить ребенка, эмоционально подготовить.
В данный период родители должны не только поддерживать ребенка, интересоваться его жизнью в группе детского сада, но и активно в ней участвовать. Родителям необходимо набраться терпения, быть готовым, что этот период будет не прост и потребует затрат времени.
Просвещение родителей осуществляется через консультации, индивидуальные беседы с воспитателями, логопедом, памятки, папки-передвижки, посещением занятий, показом деятельности . В нашей группе, в период адаптации родителям была представлена папка-передвижка, в которой была памятка для родителей , в которой рассказывалось как сократить адаптационный период:
-познакомьте ребенка с группой, куда он будет ходить
-придерживайтесь режима дня, максимально приближенного к режиму детского сада
- избегайте обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом
- вежливо и приветливо обращайтесь к сотрудникам детского сада - это расположит ребенка к общению с ними и т.д.
Организовывали совместные творческие выставки , конкурсы , совместные праздники, к которым активно привлекали родителей, такие как:
«День именинника»
- Оформление группы.
- Поздравление именинников.
- Изготовление подарков для именинников.
- Игры-забавы.
- Прослушивание любимых детских песен.
- Подвижные игры, хороводные игры.
- Сюжетно-ролевая игра «Кафе».
«День семьи»
- Рассматривание альбомов «Семейные фотографии».
- Беседы с детьми: «Моя семья», «Отдыхаем всей семьей», «Наша бабушка» (воспитание уважения к старшим членам семьи), «Что делают наши мамы и папы» (расширение представлений о профессиях), «Хозяйство семьи» (обязанности членов семьи).
- Рисование «Выходные в семье», «Портреты членов семьи».
- Сюжетно-ролевые игры «Дом», «Семья».
- Строительные игры «Дом в деревне», «Многоэтажный дом».
- Подвижные игры.
Для наилучшей адаптации детей логопедической группы — используются разнообразные методы и приёмы работы с детьми: развлечения, дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры в течении всего дня.
Родителям детей, которые впервые начали посещать детский сад, рекомендовано кратковременное посещение, в зависимости от психологических особенностей ребенка. Работу с родителями начинали со знакомства с семьей, с особенностями ребенка. Родителям предоставлялась возможность нахождения в группе вместе с ребенком в адаптационный период, которой воспользовались 5 родителей из 15 семей, что по моему мнению, ускорило, адаптацию. В данный период мы знакомили родителей с особенностями логопедической работы, давали советы по лучшей адаптации ребенка, рассказывали о трудностях и как с ними справиться, как выполнять домащнее задание.
Как указывает Т. Гризик, «объективными показателями окончания периода адаптации у детей являются» [2]: глубокий сон; хороший аппетит; бодрое эмоциональное состояние; полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение; соответствующая возрасту прибавка в весе.
Когда утром все дети спокойно прощаются с родителями, с удовольствием едят, заводят друзей, с желанием общаются с взрослыми, хорошо спят, просыпаются в хорошем настроении- адаптацию считаем законченной. Теперь мы спокойно и уверенно можем переходить к воспитательно - коррекционной и образовательной работе.
Список используемой литературы:
1. Баданика Л.А. Организация адаптации родителей к детскому саду // Дошкольное воспитание. - 2007. - №5 - С.9
2 Гризик, Т. Участники адаптационного периода / Т. Гризик, В. Баева // Дошкольное воспитание. – 2010.- № 9. – С. 57-61.)
3 Дорохина Н. В детский сад идти пора // Дошкольное воспитание. - 2007. - №5 - С.16
4 Королёва С.Г. Особенности адаптации детей с ОНР к условиям ДОУ. — [электронный ресурс]. — Режим доступа: http://journal.preemstvennost.ru/9-arkhiv-zhurnalov/2011-god/nomer-2-noyabr-2011-god/tema-nomera/971-problema-sotsialno-psikhologicheskoj-adaptatsii-detej-s-rechevymi-narusheniyami-k-usloviyam-detskogo-sada
Памятка 1
Меры, облегчающие адаптацию
1. Поиграйте с ребенком в детский сад в разных ролях
2. Познакомьте ребенка с группой, куда он будет ходить.
3. Не разрушайте любые привычки, в том числе и вредные.
4. Придерживайтесь режима дня, максимально приближенного к режиму детского сада
5. Готовьтесь к посещению сада вместе с ребенком.
6. Заранее подготовьте детский гардероб
7. В первые дни адаптации забирайте ребенка из садика пораньше (рекомендуется укороченный день).
8. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих проблем, связанных с детским садом.
9. Вежливо и приветливо обращайтесь к сотрудникам детского сада - это расположит ребенка к общению с ними.
Памятка 2
«Что делать, если ребёнок плачет при расставании с родителями».
- Рассказывайте ребёнку, что ждёт его в детском саду.
- Будьте спокойны, не проявляйте перед ребёнком своего беспокойства.
- Дайте ребёнку с собой любимою игрушку.
- Придумайте несколько разных способов прощания (воздушный поцелуй, поглаживание по спинке).
- Будьте внимательны к ребёнку, когда забираете его из детского сада.
- После детского сада погуляйте с ребёнком на детской площадке, поиграйте в подвижные игры.
- Устройте семейный праздник, демонстрируя ребёнку свою любовь и заботу.
- Будьте терпеливы и последовательны.
- Поиграйте с ребёнком домашними игрушками (Детский сад) где какая – то из них будет самим ребёнком, помогите вместе с ребёнком найти ей друзей и решите проблемы вашего ребёнка через неё, ориентируя игру на положительный результат.
- Не увеличивайте, а уменьшайте нагрузку на нервную систему.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эффективные формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников с ОВЗ».
Дошкольники с недостатками развития живут не в изоляции. Семья, являясь для них первичным социальным окружением, сама погружена в более широкий социальный контекст. Дети-инвалиды испытывают повышенную...
Презентация "Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации ФГОС"
Из опыта работы...
Методическое пособие "Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
В предлагаемом методическом пособии представлены механизмы реализации эффективных форм взаимодействия с родителями.В пособии представлены практические материалы из опыта работы педагогов Муницип...
Эффективные формы взаимодействия ГБДОУ с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Деятельность родителей и педагогических работников , направленная на воспитание, развитие и обучение детей, может быть успешной только в том случа, если и родители, и дошкольное учреждение станут союз...
Группа кратковременного пребывания, как одна из форм взаимодействия ДОУ и семьи воспитанника в адаптационный период
В статье говорится о группе кратковременного пребывания, как одной из форм взаимодействия с родителями. какие мероприятия провордятся с воспитанниками прохождения успешной и безболезненной адаптации....
Статья "Формы взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в адаптационный период"
В статье раскрываются эффективные формы взаимодейсвия детского сада и семьи в период адаптации, основная цель которых установить доверительные отношения между детьми, родителями и педагогами, объедини...
Презентация. Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Эффективные формы взаимодействия ДОО с семьями воспитанников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования....