Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников
методическая разработка (средняя группа)

Чубаева-Городецкая Елена Николаевна

Автором разработан методический материал по развитию познавательных способностей дошкольникогв, а также представлены дидактические игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didaktich.i.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 1

«Общеобразовательный центр» имени 21 армии Вооруженных сил СССР

п.г.т. Стройкерамика муниципального района Волжский Самарской области

Структурное подразделение «Детский сад «Солнышко»

«РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ  РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ».

Познавательное развитие по ФГОС в ДОО предполагает вовлечение дошкольников в самостоятельную деятельность, развитие их воображения и любознательности. Чтобы эффективно развивать познавательную сферу каждого ребенка, лучшим вариантом считается организация и проведение действий, направленных на познавательные действия. Природа наделила дошкольников такими качествами, как любопытство и жажда исследования. Направить присущие ребёнку энергию и любознательность в полезное русло, сделать их инструментами подготовки к взрослой жизни — одна из задач дошкольной педагогики. Но не менее важно открыть ребёнку радость познания нового.

Дидактические игры способствуют развитию таких мыслительных операций, как анализ, мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон; сравнение, установление сходства и различия между предметами или какими-либо признаками; синтез, мысленное объединение частей, свойств в единое целое; обобщение, мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам. Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательных действий. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактической игры повышает интерес детей к занятиям, развивает сосредоточенность, обеспечивает лучшее усвоение программного материала.

Главными целями познавательного развития детей 4–5 лет являются:

- стимулирование любознательности, активности в познании окружающего мира, желания узнавать новое;

- формирование познавательных практических и мыслительных действий (умение обследовать, выделять главные признаки, особенности, отличия, сопоставлять, группировать и т. д.) с участием всех органов чувств как основных инструментов познания;

- формирование первичных представлений об окружающем мире, свойствах предметов, пространстве и времени, природе, обществе, малой родине и Отечестве, о себе самом и окружающих людях;

- приобщение к социокультурным ценностям своего народа.

Вот некоторые из них:

«Птицы (звери, рыбы)»

Цель: обеспечить развитие умения детей классифицировать и называть животных,

птиц, рыб.

Содержание.

Все дети садятся на стулья, поставленные в ряд или вокруг стола, или становятся в

кружок. Один из играющих берет в руки какой-нибудь предмет и быстро отвечает:

«Орел». Затем он передает вещь своему соседу и сам говорит: «Вот птица. Что за

птица?» «Воробей», - отвечает тот и передает предмет следующему. Предмет можно передавать по кругу несколько раз, пока запас знаний участников игры не будет исчерпан. Отвечать надо не мешкая, если ребенок медлит, это значит, что он плохо знает птиц. Тогда другие участники игры начинают помогать ему, называя птиц. Одну и ту же птицу нельзя называть дважды, каждый раз нужно называть новую. Если кто-нибудь повторит название два раза, у него берут фант, а по окончании игры заставляют выкупать его.

Так же играют, называя рыб, зверей, насекомых.

«Угадай, что в мешочке»

Цель: описать признаки, воспринимаемые на ощупь.

Материалы: овощи и фрукты характерной формы и различной плотности (лук, репа,

редька, свекла, помидор, слива, яблоко, груша и др.) лежат в мешочке.

Содержание.

Педагог предлагает одному из детей достать из мешочка предмет, но не вытаскивать его, а, ощупав, назвать характерные признаки. Ребенок рассказывает, все дети называют предмет, который пока не видят, после этого ребенок вытаскивает его из мешочка и показывает, что в руке. Названный предмет обратно в мешочек не опускают.

Фрукты и овощи»

Цель: систематизировать представления детей о фруктах и овощах.

Материалы: карточки с изображением фруктов и овощей.

Содержание.

- Педагог раскладывает на столе карточки, а дети должны их разделить на 2 группы:

фрукты и овощи.

- Педагог выбирает одну карточку и показывает детям. Дети должны сказать, что

нарисовано на карточке и к какой группе ее следует отнести (например, груша - фрукт).

- Педагог называет какой – нибудь фрукт или овощ, а дети должны его найти и

указать, к какой группе он относится (например, найти морковь, лук, черешню и пр.)

- Сравнивать изображения на карточке с настоящими фруктами или овощами.

Например, по карточке, на которой нарисован лук, найти настоящий.

- Карточки кладутся картинкой вниз. Один ребенок выбирает карточку и

рассказывает, что на ней нарисовано. Остальные дети угадывают по описанию, что это такое.

- Педагог раздает детям карточки и говорит: «Все дети, у которых на карточках

изображены фрукты, (овощи), поднимают картинку».

«Садовник»

Цель: обеспечить применение на практике умения определять характерные

признаки фруктов, овощей, цветов.

Материалы: картинки с изображением цветов, овощей, фруктов.

Содержание.

Дети садятся вокруг стола, на котором положены картинки рисунком вниз. Один

ребенок – садовник. С лейкой или каким – нибудь другим типичным для садовника

предметом он обходит детей и говорит: «У меня большой сад. Поди ко мне, Анечка,

что-нибудь сорви».

Ребенок, которого садовник вызывает к столу, выбирает себе картинку, смотрит на

нее и потом описывает так, чтобы дети угадали, какое растение сорвано. Затем

вытянувший картинку ребенок становится садовником, и игра продолжается до тех пор,пока не будут разобраны все картинки.

«Что растет в лесу?»

Цель: систематизировать знания детей о лесных или садовых растениях.

Содержание.

Педагог выбирает троих детей и предлагает им назвать то, что растет в лесу.

Например, один говорит «грибы», второй – «малина», третий – «ель», а потом опять

продолжает первый. Педагог предупреждает. Что долго думать нельзя. Когда играющие нарушают правило, то садятся на место и выбирают себе замену. Новая тройка получает другое задание, например, перечислить, что растет в саду, либо кто живет в лесу, во

дворе и т.д.

«Найди деток»

Цель: систематизировать знания детей о названиях детенышей животных.

Материал: картинки с изображением животных и их детенышей.

Содержание.

Ребенку дают картинку с изображением животного, а он должен найти картинку, на

которой нарисован детеныш этого животного, и правильно его назвать. После этого можно предложить детям поделить животных на 2 группы: домашние животные и

дикие.

«Что сначала? Что потом?»

Цель: Уточнить знания детей о последовательности протекания сезонных изменений

в природе. Развивать внимание, быстроту мышления.

Содержание: Воспитатель рассматривает картинки вместе с детьми. Предлагает

разложить их в определенном порядке, в соответствии с временами года. Вызывает

двух детей и по сигналу они раскладывают картинки. Остальные следят за

правильностью выполнения задания.

«Как мы одеваемся?»

Цель: систематизировать знания об отдельных частях одежды и навыки их

правильного использования.

Содержание.

Каждый ребенок задумывает какой-нибудь предмет одежды, например, платок,

юбку. Платье, перчатки, майку и пр. и называет их только педагогу, чтобы остальные

дети не слышали (воспитатель следит, чтобы несколько детей не выбрали один и тот же предмет).

Потом один ребенок рассказывает о чем-нибудь. Например: «Собрался я кататься на

санках и надел на себя…» Прервав рассказ, он показывает на какого – нибудь участника

игры. Тот называет часть одежды, которую он задумал. Остальные дети должны

рассудить, правильно ли оделись мальчик или девочка. Игра эта очень веселая, так как

иногда получаются смешные словосочетания.

«Найди дерево по описанию»

Цель: закреплять знания детей о видах деревьев, их внешнем отличии и сходстве.

Содержание: Дети подходят к столу воспитателя, выбирают карточку с

понравившимся деревом, но не показывают другим ребятам. Садятся на свое место,

продумывают описание дерева и по очереди загадывают друг другу загадки.

Магазин «Цветы»

Цель: Сгруппировать растения по месту произрастания, описать их внешний вид.

Развивать память, быстроту мышления, речь.

Содержание: Дети исполняют роли продавца и покупателя. Чтобы купить надо

описать растение, которое выбрал, но не называть его, а только сказать где оно растет.

Продавец должен догадаться, что это за цветок, назвать его и отдел, в котором стоит,

затем он выдает покупку.

«Вершки и корешки»

Цель: упражнять в составлении целого растения из его частей. Развивать

сообразительность, быстроту реакции.

Содержание: Воспитатель делит детей на две группы. Одной из них отдает вершки,

другому корешки. «Все вершки и корешки перепутались. Раз, два, три, свою пару

найди!» - говорит воспитатель. После сигнала дети подбирают себе пару.

«Опиши, я отгадаю!»

Цель: Выделить и назвать характерные признаки предмета в ответ на вопросы

взрослого. Развивать связанную речь, мышление.

Содержание: Детям раздаются карточки с изображением овощей и фруктов. Они, не

показывая воспитателю, описывают изображенный предмет. Если описание короткое,воспитатель задает дополнительные вопросы.

«Ищи и найдешь»

Цель: упражнять в различении характерных признаков отдельных времен года.

Развивать внимание, память, речь.

Содержание: Воспитатель раскладывает перед детьми карточки, затем называет

время года. Дети находят карточку, по которой можно определить признак этого

времени года. Дают определение этому времени года. За правильный ответ дети

получают фишки.

«Летает, прыгает, плавает…»

Цель: Закрепить знания детей о способах передвижения насекомых, животных,

птиц. Развивать умение сравнивать, находить признаки сходства и различия.

Воспитывать целеустремленность и выдержку.

Материал: карточки с изображением насекомых, животных, птиц.

Содержание: Воспитатель выставляет карточку с изображением, например,

насекомого и просит назвать действия которое выполняет бабочка. Передавая камешек друг другу, дети говорят: «Летает, порхает, трепещет, садится, машет,

распускает…» Тот, кто не называет действия выходит из игры. Затем выставляется следующая картинка – кузнечик…

Итог игры: Побеждают те дети, которые не выбыли из игры (2 - 3 ребенка)

Дидактическая игра в ДОУ увлечет ребенка только тогда, когда она интересна, когда она принесет детям радость и удовольствие. В формировании интеллектуальной готовности дидактическая игра должна давать упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. В дидактической игре обязательно наличие увлекательной задачи, решение которой требует умственного усилия, преодоления некоторых трудностей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

                                                        Составил: воспитатель Чубаева Е.Н.

Список используемых источников.

1.https://detsad45krsk.ru/images/19-20/str-ped/eremina/kartoteka_didakticheskih_igr_po_poznavatelnomu_razvitiyu.pdf

2. https://www.maam.ru/detskijsad/proekt-na-temu-rol-didakticheskih-igr-v-poznavatelnom-razviti-rebenka.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ»

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игре как ...

Роль дидактических игр во всестороннем развитии дошкольников. Дидактическая игра «Что для чего»

Дидактическая игра «Что для чего».Дидактическая игра на развитие внимания "Что для чего".Цель: развитие зрительного внимания, классификации органов чувс с внешними факторами, развития мышления.Детям п...

Консультация для воспитателей на тему: «Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»

Консультация для воспитателей на тему:«Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»Использование игры как формы организации обучения и воспитания детей известно на протяжении многих ...

«Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников» из опыта работы

Сущность познавательного развития у дошкольников, по мнению знаменитых психологов, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, кото...

Статья "Роль дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников"

В статье рассказывается о роли дидактических игр, а также о разнообразии игр, их применении для развития у детей мыслительных процессов, необходимых для обучения в школе....

«Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»

Сообщение из опыта работы: «Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников» Подготовила воспитатель МБДОУ «Зоренька»№3 Козак Ирина Павловна Познавательное развит...