«Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников» из опыта работы
статья (младшая группа) на тему
Сущность познавательного развития у дошкольников, по мнению знаменитых психологов, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_ih_opyta_raboty.docx | 22.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы:
«Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»
Подготовила воспитатель
МБДОУ детский сад №58
Муравьева Елена Геннадьевна
Познавательное развитие детей – одно из важнейших направлений в работе дошкольных учреждениях. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться к условиям жизнедеятельности. Постепенно познавательная развитие перерастает в познавательную активность – готовность к познавательной деятельности, которая направлена на получение новых впечатлений об окружающем мире.
Сущность познавательного развития у дошкольников, по мнению знаменитых психологов, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, который характеризуется стремлением проникнуть в сущность явлений, а не просто быть потребителем информации о них.
Одна из важных задач современного дошкольного воспитания – создание условий, которые способствовали бы развитию ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Ни для кого не секрет, что у детей дошкольного возраста важное значение имеет развитие познавательных процессов, таких как: память, внимание, мышление, речь. Познавательные процессы являются составной частью любой человеческой деятельности, которые обеспечивают ту или иную ее информацию. Они позволяют человеку наметить заранее цели, планы и содержание предстоящей деятельности, наметить ход этой деятельности, свои действия и поведение, предвидеть результаты своих действий и управлять ими по мер выполнения.
Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, поэтому развивать познавательные процессы легче через игру. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого. В играх дети учатся согласовывать действия, подчиняться правилам игры, регулировать свои желания в зависимости от общей цели.
Особое место среди игр дошкольников занимают дидактические игры. Дидактическая игра - это средство познания мира: через игру ребенок изучает цвет, форму, свойства материалов, изучает растения, животных, дети осваивают признаки предметов, учатся их классифицировать, обобщать, сравнивать. В игре у детей дошкольного возраста развивается умение наблюдать, расширяется круг интересов, выявляются вкусы и запросы. Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.
Дидактические игры можно разделить на следующие виды:
Настольно- печатные игры – могут представлять собой парные картинки , лото они развивают речевые навыки, логику, внимание, умение моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля, математические способности, .
Игры с предметами (игрушками) - основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними.
Словесные игры - построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. Для педагога дидактическая игра является основным инструментом активизации познавательных способностей, формирования устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности, дидактическая игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Ребёнок, увлечённый игрой, не замечает того, что учиться, хотя то и дело сталкиваются с заданиями, которые требуют от него мыслительной деятельности.
Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности:
- активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста;
- развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;
- учит их действовать по правилам, развивает любознательность;
- закрепляет знания, умения.
Правильно построенная игра обогащает процесс мышления, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет его к самостоятельным открытиям, решениям проблем.
Второй год я работаю по теме: «Роль дидактической игры в познавательном развитии дошкольника», целью которой стало формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, как основы воспитания правильного отношения к ней через дидактические игры.
Проведя наблюдения за детьми, я пришла к следующим выводам, что у детей в процессе игры возникают затруднения в:
• систематизации и обобщении предметов и явлений;
• в умении анализировать и умении логически обосновывать свои мысли;
• многие дети не имеют стремление заниматься именно той деятельностью, которая приносит удовлетворение;
• видеть главное, выделять основное содержание явлений и предметов.
Перед собой поставила следующие задачи:
- Активизировать познавательные процессы через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления окружающей действительности;
- Систематически укреплять и развивать познавательный интерес, который становится основой положительного отношения к интеллектуальной деятельности;
- Формировать потребность в стремлении к познанию новых, более полных и глубоких знаний, которые носят поисковый характер;
- Воспитывать волевые качества личности ребенка: целеустремленность, настойчивость, стремление к завершению деятельности;
- Формировать связную речь (обогащение и активизация лексической стороны речи - словаря);
- Обогащать нравственные и эстетические чувства ребенка.
В процессе дидактических игр у ребенка развивается внимание, память, речь, мышление.
В работе я опираюсь на общепедагогические принципы: доступности, систематичности, последовательности, наглядности. Формы работы: групповые и индивидуальные.
Свою деятельность выстраиваю поэтапно с учетом возраста детей, с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
При подборе игр учитываю особенности умственного развития детей, а также их интерес к различным играм.
При организации игр использую сюрпризные моменты, различные атрибуты. В образовательную деятельность включаю игры с учетом материала, который детям уже знаком. Здесь использую: игры – шутки, игры - путешествия, викторины. Например, на занятиях по математике можно с детьми провести игру с занимательными вопросами «Почему фигуры разные?» или «Кто быстрее найдет отгадку». При ознакомлении с окружающим провожу игры на закрепления знаний о временах года, растительном и животном мире, способствующие развитию любознательности, наблюдательности: «Дорожка сезонов», «Садовник и цветы», Найди отличия»», «Отгадай-ка», «Что в коробочке?2 и многие другие. В ходе самих игр в зависимости от возраста детей задаю вопросы, даю образец действий, образец высказывания, напоминаю правила, обращаюсь к опыту детей, беру на себя роль ведущего или наблюдаю за ходом игры. В процессе игровой деятельности с детьми стараюсь вызвать у них интерес к играм, создать у них состояние увлеченности, использую занимательные проблемные ситуации, требующие разрешения. Для организации совместной и самостоятельной деятельности детей я создаю в группе дидактическую зону с большим набором познавательных игр, с учётом безопасности, наглядности, доступности.
В своей работе широко использую презентации, которые способствуют расширению кругозора детей, развивает познавательную активность и интерес у ребенка. При реализации проектов «Мыльные пузыри», «Горы – великаны», «Куклы из бабушкиного сундучка» также использовала дидактические игры.
Большое значение при работе педагога в ДОУ имеет умение вовлечение родителей в жизнь группы детей.
В свою работу активно подключала родителей. Провела собрание «Чем играют наши дети?», на котором был проведен мастер-класс «Учимся, играя». Здесь была представлена выставка дидактических игр, в процессе которых родители ознакомились с новыми играми, а так же, вместе со своими детьми проигрывали их, обсуждали уже проведенные игры. Провела анкетирование родителей, которое показало, что у детей расширился кругозор, вырос уровень знаний, они стали более самостоятельны, активны, стали больше задавать вопросы, творчески мыслить, активизировалась мыслительная способность. Для родителей подготовила консультации на темы: «Детские игры и игрушки»,
«Дидактическая игра в познавательной деятельности детей», « Учимся, играя», «Как отвечать на детские вопросы?».
В заключении хочу отметить, что именно дидактические игры являются наиболее доступной формой обучения, когда ребенок, играя, незаметно для себя усваивает те сведения и умения, которые мы считаем необходимым ему дать. Дидактические игры доставляют детям радость, наслаждение, интерес познания. Любая игра учит запоминать, мыслить, анализировать, экспериментировать, обобщать, т.е. помогает развивать умственные способности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование сказки для познавательного развития дошкольников. (Из опыта работы)
Современные дошкольные учреждения ищут новые личностно-ориентированные подходы в образовании. Сегодня многие педагоги озабочены поиском нетрадиционных путей, как сделать каждое занятие с р...
Консультация для воспитателей на тему: «Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»
Консультация для воспитателей на тему:«Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»Использование игры как формы организации обучения и воспитания детей известно на протяжении многих ...
Презентация "Технологии развивающего обучения, используемые в работе педагога-психолога ДОО для познавательного развития дошкольников (из опыта работы)"
Психолого-педагогическая технология развивающего обучения - это совместное бытие взрослых и детей: сотворчество, сопереживание, где учитываются: интересы друг друга, склонности и особенности, желания,...
Обобщение педагогического опыта на тему: «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»
Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...
Обобщение педагогического опыта на тему: «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»
Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому...
Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников
Автором разработан методический материал по развитию познавательных способностей дошкольникогв, а также представлены дидактические игры....
«Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»
Сообщение из опыта работы: «Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников» Подготовила воспитатель МБДОУ «Зоренька»№3 Козак Ирина Павловна Познавательное развит...