Консультация для воспитателей на тему: «Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»
консультация (средняя группа) на тему

Фадеева Яна Александровна

Консультация для воспитателей на тему:

«Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»

Использование игры как формы организации обучения и воспитания детей известно на протяжении многих веков. Особое место в качестве формы организации обучения принадлежит дидактической игре. Дидактические игры используются в основном в целях умственного воспитания детей. Вместе с тем в этих играх ребята учатся согласовывать действия, подчиняться правилам игры, регулировать свои желания в зависимости от общей цели.

Прогрессивное, развивающее значение дидактической игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению мотива новой деятельности - учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Для педагога дидактическая игра с детьми дошкольного возраста является основным инструментом активизации познавательных способностей, формирования устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности.

Дидактическая игра выступает как прообраз учебной деятельности, так как в любой дидактической игре всегда присутствуют игровой замысел, игровые действия и правила. В названии игры выражен игровой замысел. Игровые действия способствуют познавательной активности дошкольников, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Все структурные компоненты дидактической игры взаимосвязаны между собой, а отсутствие одного из них разрушает игру.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

По характеру используемого материала дидактические игры делятся на игры с предметами, словесные игры и настольного - печатные игры.

Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, природным материалом, мозаикой. Игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей. Эти игры развивают сенсорные способности детей.

В группу словесных игр входит большое количество народных: " Краски", " Молчок", " Черное и белое" и другие. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Настольного - печатные игры направлены на развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др., уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний. Они делятся на несколько видов: лото, домино, парные картинки, складные кубики.

Каждая дидактическая игра содержит задачу, решение которой требует от ребенка определенной умственной работы, хотя и воспринимается им как игровая. Задачи дидактических игр разнообразны. Наиболее важны для умственного развития детей следующие: сравнение предметов, отгадывание и загадывание загадок (определение предмета по его признакам, выделение в предмете основных признаков, обобщение предметов, быстрое припоминание, точное определение. Все дидактические игры развивают у детей произвольное внимание - умение сосредоточиться на поставленной цели.

Сравнение - один из важнейших приемов познания окружающего мира. Умение сравнивать развивается постепенно и нуждается в упражнениях. Как показывают психологические исследования, неумение производить сравнение может быть причиной отставания ребенка в школе.

Процесс сравнения, установления сходства и различия заставляет ребенка внимательно приглядываться, задумываться, самостоятельно делать выводы. В этом отношении хороши дидактические разборные игрушки: матрешки, пирамидки, чашки. Чтобы собрать, например, пирамидку, требуется сравнивать кольца по размеру, цвету. Также для сравнения используются парные картинки.

Когда у детей накоплено достаточно представлений о предметах и их признаках, можно проводить игры, в которых требуется обобщение: в " чудесный мешочек" один ребенок должен класть только игрушечных животных, другой - только посуду, если играющий ошибается, мешочек не открывается.

Умение обобщать требуют и некоторые печатные игры, например : подобрать картинки про лето и зиму, отобрать нарисованные инструменты для людей разных профессий (" Что кому нужно? ")

Наиболее интересны для детей и полезны для умственного развития разнообразные игры - загадки. Отгадывание и особенно загадывание загадок требует рассуждения, умения определить существенные признаки предмета, узнать предмет по признакам.

Методика дидактической игры своеобразна. Важно во все время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей. Для этого воспитатель становится участником игры, мотивируя свои требования и замечания ее задачами и правилами. Дети должны быть заинтересованы в выполнении правил и следят за этим. Дидактические игры кратковременны (10 - 20 минут, и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребенок, а другие бездействовали. Например, в игре " Что изменилось? " можно вызывать детей по очереди, но в таком случае активной умственной работой будет занят только один из играющих, остальные будут лишь наблюдать. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если та же задача предлагается всем играющим: они должны внимательно рассмотреть и запомнить расположение игрушек на столе, затем воспитатель закрывает игрушки ширмой или предлагает ребятам закрыть глаза и переставляет игрушки. Все дети должны заметить изменения.

В игре проявляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка при выборе задания, постановке вопроса: одному надо дать загадку легче, другому можно посложнее; одному нужно помогать наводящими вопросами, а от другого требовать вполне самостоятельного решения. Особенного внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребенок знает, как отгадать загадку, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Воспитатель помогает ему преодолеть застенчивость, одобряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед коллективом. Таким образом, в дидактической игре обучение неразрывно связано с воспитанием каждого ребенка и всего детского коллектива.

В результате наблюдений за детьми, в дидактических играх воспитатель определяет навыки самостоятельности ребенка, оценивает умения самообслуживания, общения с педагогом и сверстниками. Проводится педагогический мониторинг по развитию познавательной деятельности. Здесь происходит оценка мыслительных операций - анализа, синтеза, классификации.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей на тему:

«Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»

Использование игры как формы организации обучения и воспитания детей известно на протяжении многих веков. Особое место в качестве формы организации обучения принадлежит дидактической игре. Дидактические игры используются в основном в целях умственного воспитания детей. Вместе с тем в этих играх ребята учатся согласовывать действия, подчиняться правилам игры, регулировать свои желания в зависимости от общей цели.

Прогрессивное, развивающее значение дидактической игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновению потребности в знаниях, становлению мотива новой деятельности - учебной, что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Для педагога дидактическая игра с детьми дошкольного возраста является основным инструментом активизации познавательных способностей, формирования устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности.

Дидактическая игра выступает как прообраз учебной деятельности, так как в любой дидактической игре всегда присутствуют игровой замысел, игровые действия и правила. В названии игры выражен игровой замысел. Игровые действия способствуют познавательной активности дошкольников, дают им возможность проявить свои способности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс. Все структурные компоненты дидактической игры взаимосвязаны между собой, а отсутствие одного из них разрушает игру.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решение, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его умственную активность.

По характеру используемого материала дидактические игры делятся на игры с предметами, словесные игры и настольного - печатные игры.

Предметные игры - это игры с народной дидактической игрушкой, природным материалом, мозаикой. Игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей. Эти игры развивают сенсорные способности детей.

В группу словесных игр входит большое количество народных: " Краски", " Молчок", " Черное и белое" и другие. Эти игры развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь.

Настольного - печатные игры направлены на развитие мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, классификацию и др., уточнение представлений об окружающем, стимулирование знаний. Они делятся на несколько видов: лото, домино, парные картинки, складные кубики.

Каждая дидактическая игра содержит задачу, решение которой требует от ребенка определенной умственной работы, хотя и воспринимается им как игровая. Задачи дидактических игр разнообразны. Наиболее важны для умственного развития детей следующие: сравнение предметов, отгадывание и загадывание загадок (определение предмета по его признакам, выделение в предмете основных признаков, обобщение предметов, быстрое припоминание, точное определение. Все дидактические игры развивают у детей произвольное внимание - умение сосредоточиться на поставленной цели.

Сравнение - один из важнейших приемов познания окружающего мира. Умение сравнивать развивается постепенно и нуждается в упражнениях. Как показывают психологические исследования, неумение производить сравнение может быть причиной отставания ребенка в школе.

Процесс сравнения, установления сходства и различия заставляет ребенка внимательно приглядываться, задумываться, самостоятельно делать выводы. В этом отношении хороши дидактические разборные игрушки: матрешки, пирамидки, чашки. Чтобы собрать, например, пирамидку, требуется сравнивать кольца по размеру, цвету. Также для сравнения используются парные картинки.

Когда у детей накоплено достаточно представлений о предметах и их признаках, можно проводить игры, в которых требуется обобщение: в " чудесный мешочек" один ребенок должен класть только игрушечных животных, другой - только посуду, если играющий ошибается, мешочек не открывается.

Умение обобщать требуют и некоторые печатные игры, например : подобрать картинки про лето и зиму, отобрать нарисованные инструменты для людей разных профессий (" Что кому нужно? ")

Наиболее интересны для детей и полезны для умственного развития разнообразные игры - загадки. Отгадывание и особенно загадывание загадок требует рассуждения, умения определить существенные признаки предмета, узнать предмет по признакам.

Методика дидактической игры своеобразна. Важно во все время игры поддерживать у ребенка увлеченность игровой задачей. Для этого воспитатель становится участником игры, мотивируя свои требования и замечания ее задачами и правилами. Дети должны быть заинтересованы в выполнении правил и следят за этим. Дидактические игры кратковременны (10 - 20 минут, и важно, чтобы все это время не снижалась умственная активность играющих, не падал интерес к поставленной задаче.

Нельзя допустить, чтобы решением задачи был занят один ребенок, а другие бездействовали. Например, в игре " Что изменилось? " можно вызывать детей по очереди, но в таком случае активной умственной работой будет занят только один из играющих, остальные будут лишь наблюдать. Обычно при таком проведении игры дети быстро утомляются от пассивного ожидания. Другая картина наблюдается, если та же задача предлагается всем играющим: они должны внимательно рассмотреть и запомнить расположение игрушек на столе, затем воспитатель закрывает игрушки ширмой или предлагает ребятам закрыть глаза и переставляет игрушки. Все дети должны заметить изменения.

В игре проявляются особенности характера ребенка, обнаруживается уровень его развития. Поэтому игра требует индивидуального подхода к детям. Необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка при выборе задания, постановке вопроса: одному надо дать загадку легче, другому можно посложнее; одному нужно помогать наводящими вопросами, а от другого требовать вполне самостоятельного решения. Особенного внимания требуют дети робкие, застенчивые: иногда такой ребенок знает, как отгадать загадку, но от робости не решается ответить, смущенно молчит. Воспитатель помогает ему преодолеть застенчивость, одобряет его, хвалит за малейшую удачу, старается чаще его вызывать, чтобы приучить выступать перед коллективом. Таким образом, в дидактической игре обучение неразрывно связано с воспитанием каждого ребенка и всего детского коллектива.

В результате наблюдений за детьми, в дидактических играх воспитатель определяет навыки самостоятельности ребенка, оценивает умения самообслуживания, общения с педагогом и сверстниками. Проводится педагогический мониторинг по развитию познавательной деятельности. Здесь происходит оценка мыслительных операций - анализа, синтеза, классификации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ «РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПОЗНАВАТЕЛЬНОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ»

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игре как ...

Консультация для воспитателей на тему: "Роль дидактических игр в развитии ФЭМП дошкольников"

Роль дидактических игр в развитии ФЭМП дошкольников.В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Она является ведущим видом деятельности. В игре удается привлечь вни...

«Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников» из опыта работы

Сущность познавательного развития у дошкольников, по мнению знаменитых психологов, обусловливающего познавательную активность, заключается в том, что объектом его становится сам процесс познания, кото...

Консультация для воспитателей по теме: «Роль сказки в социально-коммуникативном развитии дошкольника».

Консультация для воспитателей и педагогических работников детского сада...

Статья на тему: "Роль дидактических игр в познавательном развитии ребенка"

Статья на тему: "Роль дидактических игр в познавательном развитии ребенка"...

Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников

Автором разработан методический материал по развитию познавательных способностей дошкольникогв, а также представлены дидактические игры....

«Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников»

Сообщение из опыта работы: «Роль дидактических игр в познавательном развитии дошкольников» Подготовила воспитатель МБДОУ «Зоренька»№3 Козак Ирина Павловна Познавательное развит...