Нравственное воспитание детей в процессе руководства трудом по самообслуживанию
статья
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста. В процессе труда формируется личность ребенка, труд оказывает существенное влияние на умственное развитие ребенка. Он развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память. А также труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело, так же складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс трудового воспитания детей в моей работе организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда, относились к работе с любовью, умели видеть в ней радость.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, оно воспитывается с самого раннего детства и составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств.
Труд по самообслуживанию имеет большие воспитательные возможности. В процессе самообслуживания у ребёнка воспитываются стремление к аккуратности, привычка к опрятности, чистоте и порядку, самостоятельность, умение и желание прилагать усилия для достижения результатов. В течение года малыши приобретают довольно устойчивые навыки одевания, усваивают правила организации своей деятельности и обращения за помощью к взрослому.
Таким образом, чтобы добиться такой самостоятельности и организованности детей, надо с осени, когда одежды еще мало, начинать учить их последовательности одевания. Когда дети идут с прогулки, полезно напомнить, что они должны сразу подойти к своим шкафчикам, снять шапочки и положить их на полку, а кофточки, пальто повесить на крючок.
Зная своих детей, воспитатель легко определит, в чем им нужна помощь. Так же можно приучить детей сначала взять комнатную обувь, сесть на диванчик и только потом снимать валенки или ботинки. Они привыкнут к правильной последовательности одевания и не будут в колготах ходить по мокрому полу, относя валенки в шкаф. Очень важно, чтобы воздействие взрослых на детей было согласованным во всех мелочах.
В средней группе воспитатель продолжает закреплять у детей навыки одевания и раздевания. В то же время задачи этой работы усложняются: основной заботой становится формирование деловитости, должной сосредоточенности, организованности поведения. В основном быстро раздеться или одеться детям мешает неорганизованность, недостаточная сосредоточенность. Дети часто ходят по мокрому полу в колготах, не убирают обувь в шкаф, проявляя неряшливость, неаккуратность. Отвлекаясь от дела, начинают шуметь, баловаться. Кто‐то наступил сверстнику на ногу нечаянно, но тот плачет или замахивается на обидчика. Воспитателю надо и утешить ребенка, и предупредить назревающий конфликт.
Причины такого поведения детей различны: либо навыки отсутствовали, либо они оказались непрочными, были частично утрачены за летний сезон, либо группа пополнилась новичками. В любом случае не следует сердиться, давать отрицательные оценки. Надо просто вернуться к обучению, как это делалось в младшей группе. Дети быстро усвоят необходимые приемы – ведь они стали старше и их возможности выше. Более того, учитывая, что дети стали старше, следует не только указывать на их ошибки, но и разъяснять возможные последствия: оставил вещи на скамеечке – они упали, испачкались; отвлекался во время одевания – не успел закончить свои дела вместе со всеми.
Для решения воспитательных задач используются различные приемы: положительная оценка поступков детей, их стремления следовать правилам; предупреждение случаев оплошности, неосторожности или напоминание о последовательности действий, постоянный контроль за выполнением детьми всех действий.
В средней группе необходимо сформировать у детей устойчивые навыки, привычки, поведение, соответствующие правилам, в противном случае это отрицательно скажется на поведении и навыках детей в старшей группе. Педагог должен помнить, что вместо полезных привычек у детей могут сформироваться отрицательные, преодолеть которые крайне трудно.
Труд детей по самообслуживанию различен, но содержание и методы руководства их деятельностью должны всегда предусматривать формирование навыков и на их основе – воспитание самостоятельности, деловитости, культуры деятельности, культуры поведения в окружении сверстников, дисциплинированности.
К концу пятого года жизни у детей должен быть сформирован устойчивый интерес к деятельности, умение самостоятельно и тщательно справляться с разнообразными поручениями. В элементарной форме они должны осознавать значение хозяйственно‐бытового труда как важной, нужной деятельности, благодаря которой в комнате, на участке постоянно поддерживается порядок, чистота, которая позволяет позаботиться о сверстниках, помочь взрослым. У детей будет сформирована привычка к трудовому усилию, умение преодолевать некоторые трудности, сложится первый опыт работы совместно со сверстниками.
Труд детей по самообслуживанию различен, но содержание и методы педагога в процессе руководства детской деятельностью сохраняются, ибо решаются одни и те же задачи: приобретение навыков и на их основе формирование самостоятельности, деловитости, культуры поведения, внимания к своим сверстникам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_nravstvennoe_vospitanie_putem_samoobsluzhivaniya.docx | 17.26 КБ |
Предварительный просмотр:
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ
РУКОВОДСТВА ТРУДОМ ПО САМООБСЛУЖИВАНИЮ
Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста. В процессе труда формируется личность ребенка, труд оказывает существенное влияние на умственное развитие ребенка. Он развивает сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память. А также труд развивает мышление - ребенку приходится сравнивать, сопоставлять предметы и явления, с которыми он имеет дело, так же складываются коллективные взаимоотношения. Весь процесс трудового воспитания детей в моей работе организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда, относились к работе с любовью, умели видеть в ней радость.
Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, оно воспитывается с самого раннего детства и составляет одну из важнейших сторон нравственного воспитания. При условии целенаправленного педагогического руководства трудовая деятельность детей становится средством воспитания многих жизненно важных личностных качеств.
Труд по самообслуживанию имеет большие воспитательные возможности. В процессе самообслуживания у ребёнка воспитываются стремление к аккуратности, привычка к опрятности, чистоте и порядку, самостоятельность, умение и желание прилагать усилия для достижения результатов. В течение года малыши приобретают довольно устойчивые навыки одевания, усваивают правила организации своей деятельности и обращения за помощью к взрослому.
Таким образом, чтобы добиться такой самостоятельности и организованности детей, надо с осени, когда одежды еще мало, начинать учить их последовательности одевания. Когда дети идут с прогулки, полезно напомнить, что они должны сразу подойти к своим шкафчикам, снять шапочки и положить их на полку, а кофточки, пальто повесить на крючок.
Зная своих детей, воспитатель легко определит, в чем им нужна помощь. Так же можно приучить детей сначала взять комнатную обувь, сесть на диванчик и только потом снимать валенки или ботинки. Они привыкнут к правильной последовательности одевания и не будут в колготах ходить по мокрому полу, относя валенки в шкаф. Очень важно, чтобы воздействие взрослых на детей было согласованным во всех мелочах.
В средней группе воспитатель продолжает закреплять у детей навыки одевания и раздевания. В то же время задачи этой работы усложняются: основной заботой становится формирование деловитости, должной сосредоточенности, организованности поведения. В основном быстро раздеться или одеться детям мешает неорганизованность, недостаточная сосредоточенность. Дети часто ходят по мокрому полу в колготах, не убирают обувь в шкаф, проявляя неряшливость, неаккуратность. Отвлекаясь от дела, начинают шуметь, баловаться. Кто‐то наступил сверстнику на ногу нечаянно, но тот плачет или замахивается на обидчика. Воспитателю надо и утешить ребенка, и предупредить назревающий конфликт.
Причины такого поведения детей различны: либо навыки отсутствовали, либо они оказались непрочными, были частично утрачены за летний сезон, либо группа пополнилась новичками. В любом случае не следует сердиться, давать отрицательные оценки. Надо просто вернуться к обучению, как это делалось в младшей группе. Дети быстро усвоят необходимые приемы – ведь они стали старше и их возможности выше. Более того, учитывая, что дети стали старше, следует не только указывать на их ошибки, но и разъяснять возможные последствия: оставил вещи на скамеечке – они упали, испачкались; отвлекался во время одевания – не успел закончить свои дела вместе со всеми.
Для решения воспитательных задач используются различные приемы: положительная оценка поступков детей, их стремления следовать правилам; предупреждение случаев оплошности, неосторожности или напоминание о последовательности действий, постоянный контроль за выполнением детьми всех действий.
В средней группе необходимо сформировать у детей устойчивые навыки, привычки, поведение, соответствующие правилам, в противном случае это отрицательно скажется на поведении и навыках детей в старшей группе. Педагог должен помнить, что вместо полезных привычек у детей могут сформироваться отрицательные, преодолеть которые крайне трудно.
Труд детей по самообслуживанию различен, но содержание и методы руководства их деятельностью должны всегда предусматривать формирование навыков и на их основе – воспитание самостоятельности, деловитости, культуры деятельности, культуры поведения в окружении сверстников, дисциплинированности.
К концу пятого года жизни у детей должен быть сформирован устойчивый интерес к деятельности, умение самостоятельно и тщательно справляться с разнообразными поручениями. В элементарной форме они должны осознавать значение хозяйственно‐бытового труда как важной, нужной деятельности, благодаря которой в комнате, на участке постоянно поддерживается порядок, чистота, которая позволяет позаботиться о сверстниках, помочь взрослым. У детей будет сформирована привычка к трудовому усилию, умение преодолевать некоторые трудности, сложится первый опыт работы совместно со сверстниками.
Труд детей по самообслуживанию различен, но содержание и методы педагога в процессе руководства детской деятельностью сохраняются, ибо решаются одни и те же задачи: приобретение навыков и на их основе формирование самостоятельности, деловитости, культуры поведения, внимания к своим сверстникам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно - бытового труда в детском саду.
ВведениеЗначение трудаТруд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольн...
Нравственное воспитание детей в процессе формирования положительного отношения к добрым делам
Данный материал можно использовать в процессе нравственного воспитания....
Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно-бытового труда
Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно - бытового труда Значение труда Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, ск...
Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно - бытового труда
Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно - бытового труда...
Консультация для педагогов Нравственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой родного края
В системе народного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. В современном обществе с его повышенным вниманием к человеку нравст...
Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно – бытового труда.
Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно – бытового труда....
Нравственное воспитание детей в процессе руководства трудом по самообслуживанию
Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателей большого терпения, определенных знаний возрастной пси...