Консультация для педагогов Нравственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой родного края
консультация по окружающему миру

Воробьева Татьяна Викторовна

В системе народного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. В современном обществе с его повышенным вниманием к человеку нравственное воспитание детей с раннего возраста приобретает особую значимость.

Необходимо с раннего возраста прививать у детей любовь к природе, а именно по двум причинам: во – первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во – вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств; гуманизма, добросердечности, сочувствия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Нравственное воспитание детей в процессе

ознакомления с природой родного края

В системе народного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. В современном обществе с его повышенным вниманием к человеку нравственное воспитание детей с раннего возраста приобретает особую значимость.

Необходимо с раннего возраста прививать у детей любовь к природе, а именно по двум причинам: во – первых, для воспитания заботливого отношения к животному и растительному миру; во – вторых, для развития более сложных нравственных чувств и качеств; гуманизма, добросердечности, сочувствия. Поведение ребенка в природе порой противоречиво: положительно относясь к объектам природы, дети часто совершают отрицательные поступки (рвут понравившиеся цветы и тут же бросают их, мучают – «ласкают» котенка и пр.).

Природа – не беспредельный склад, запасы ее истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей.

Это отношение к природе необходимо воспитывать у детей с ранних лет. Именно с этих лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы – экологии.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста, с нашей точки зрения, предполагает:

• воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание);

• формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие);

• развитие эстетических чувств (умения увидеть и почувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить ее);

• участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

Естественно, что все составляющие подобного комплексного подхода экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения существует не обособленно, а взаимосвязано. Так, гуманное отношение к природе возникает в процессе осознание того, что окружающий нас мир неповторим, уникален, нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической деятельности по уходу за комнатными растениями, обитателями живого уголка и т. д.

Важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой мы личным примером демонстрируем детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуем в природоохранной деятельности.

Критериями сформированности осознанного и активного гуманного отношения к природе являются следующие:

• понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно – эстетическом и практическом значении для человека;

• освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в практической деятельности и быту;

• проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценить действия других людей по отношению к природе).

Итак, экологическое воспитание детей следует рассматривать, прежде всего как нравственное воспитание, ибо в основе отношения человека к окружающему его миру природы должны лежать гуманные чувства, т. е. осознание ценности любого проявления жизни, стремление защитить и сберечь природу и т. д.

Формируя гуманное отношение к природе, мы исходим из следующего: главное, чтобы ребенок понял, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе есть забота, о человеке, его будущем, а то, что наносит вред природе, наносит вред человеку, следовательно, действия, в результате которых разрушается общий для нас Дом, безнравственны.

Очень важно показать детям, что по отношению к природе они занимают позицию более сильной стороны и поэтому должны ее беречь и заботиться о ней, а так же уметь замечать действия других людей, сверстников и взрослых, давать им соответствующую нравственную оценку. По мере своих сил и возможностей противостоять действиям антигуманным и безнравственным.

Разумеется, одних знаний не достаточно для формирования у детей гуманного отношение к природе – необходимо включать их в посильную для их возраста практическую деятельность. Поэтому мы создаем условия для постоянного и полноценного общения детей с живой природой (например, мы вместе с детьми озеленяем уголок природы, заботимся о его обитателях и т. д.) А создание и поддержание положительного эмоционального состояние детей (радость от выполненной работы, удостоенной похвалы воспитателя, расцветший цветок, выздоровевший щенок) способствует дальнейшему развитию чувств со-страдания и со-переживания. Наша задача – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе и каждый из нас в отдельности в ответе за природу, за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Формирование гражданской позиции дошкольника через воспитание любви и интереса к природе родного края»

   Одна из задач нравственного воспитания ребенка – воспитание к Родине, своему краю. С самого раннего детства надо учить ребенка любить места, где он родился, рос, ежечасно открывая ...

Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края.

В методической разработке представлено перспективное планирование совместной деятельности педагога с детьми и их родителями по экологическому воспитанию детей через ознакомление с природой родного кая...

Консультация Тема: «Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края»

КонсультацияТема: «Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края»...

План-конспект: экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края.

С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества. Так к...

«Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края»

laquo;Экологическое воспитание детей через ознакомление с природой родного края»...