Нравственное воспитание детей в процессе руководства трудом по самообслуживанию
статья по коррекционной педагогике

Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателей большого терпения, определенных знаний возрастной психологии ребенка. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Отсюда все трудности, но в этом и ключ к их пониманию.

Подражание свойственное ребёнку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить  это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребёнка трудолюбивым.

И так, изучив психолого - педагогическую литературу и из опыта работы можно сказать, что данная тема важна и актуальна.

Цель: с помощью специально организованных занятий, игр, обыгрывающих ситуаций приучать детей к труду.

                Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

                1.Выявить трудовые способности каждого ребенка.

                2.Учить детей управлять своими желаниями.

                3.Воспитывать очень важное качество – волю.

Не так просто заставить ребенка делать то, что ему не хочется. Принуждение может вызвать у него протест, а впоследствии и вовсе отвращение к труду.

    Не принуждать, а приучать ребенка к трудовому усилию. Терпеливо, настойчиво, постепенно.

    Воспитание привычки к труду – самое хлопотное дело, и пусть родители не ждут слишком быстрых и легких результатов, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, что всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и напряжением. Только преодолевая трудности и умения, ребенок постепенно находит удовлетворение.

     Итак, начинать надо очень рано – с самообслуживания. Научить ребенка одеваться, убирать игрушки на свое место, умываться и повторять это надо изо дня в день, пока ребенок эту «науку» не усвоит. С каждым разом он делает это всё быстрее, сноровистей, постепенно приобретая автоматизм, благодаря которому энергии тратится минимум. А неприятные эмоции, связанные с напряжением, исчезают вовсе.

Ведь любая трудовая операция, которая для взрослого человека является простой и несложной, требует от ребёнка умственного напряжения.

   Говоря о мотивах детских поступков, хочется заметить, что нередко похвала, награда, поощрение являются стимулом для выполнения той или иной их деятельности.

    Воспитание трудолюбия у ребенка потребует от нас настойчивости, колоссального терпения и времени. Ежедневно и ежечасно, в мелочах и в главном, личным примером проводить эту основную линию в воспитании нелегко.

    Потому что ничто не дает человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание: трудности преодолены, цель достигнута. Доступна эта радость только тому, кто любит труд.

Совместная работа со взрослым не только вызывает положительные эмоции у детей, но и выступает как средство формирования положительных отношений со сверстниками.

 Трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи.

    Важно добиться того, чтобы родители поняли необходимость совместной с детским садом работы по трудовому воспитанию детей, поддерживали и продолжали её дома. Родителям рекомендую придерживаться тех же требований при организации труда детей, что и в дошкольном учреждении. Учитывая возраст ребенка и его возможности, приучать его к самообслуживанию, не делать за него то, что он должен и может сделать сам.

     В своей работе использую разные формы работы с родителями: фотовыставки, отражающие труд детей в детском саду, с краткими текстами, выставки детских поделок; стенды на темы «Трудовое воспитание надо начинать с первых лет жизни», «Единство детского сада и семьи в трудовом воспитании дошкольника».

    Большое значение для развития интереса к трудовой деятельности имеет личное участие детей в посильном труде. Приобщение ребёнка к труду в семье благоприятно сказывается на воспитании интереса к разным видам труда и привычки трудиться.

    Воспитательные возможности самообслуживания в быту детского сада и дома не ограничиваются формированием только практических навыков. В процессе руководства самообслуживанием у ребёнка можно воспитать стремление к аккуратности, привычку к опрятности, чистоте и порядку, самостоятельность, умение и желание прилагать усилия для достижения результата, оказывать помощь сверстникам.

    Эти задачи не всегда полно реализуются в практике. Как правило, причина в недостаточном внимании родителей к данному вопросу, недопонимании того, что только при тщательной, систематической работе возможно выполнение требований.

   Одевание и раздевание, уборка постели, умывание, организация собственной деятельности по интересам – ежедневные дела, выполняемые ребёнком дома. Большей частью они организуются фронтально, в соответствии с режимом дня.

   Малыши очень разные, и то, что быстро и ловко выполняет один, совершенно не даётся другому. Также следует помнить, что даже, разница в 8 – 10 месяцев в этом возрасте имеет огромное значение! Учитывая все эти моменты, родители должны стремиться воспитывать у детей желание научиться самим, справляться с одеванием, причём делать это тщательно, аккуратно.

   Гораздо легче одеть малыша, чем терпеливо дожидаться, пока он сам справится с «непослушными» рукавами, помогать ему в критические моменты, но так, чтобы у него не исчезло ощущение самостоятельной деятельности, не пропала уверенность в том, что он сам умеет одеваться. Конечно, в первые дни трудно будет уложиться в отведённое время.  Но этот период «затягивания» момент одевания и раздевания скоро пройдет при условии постоянного внимания к затруднениям детей и настойчивого обучения их необходимым навыкам.

   Как же помочь малышам постичь все правила, связанные с процессом одевания? В какой последовательности одеваться, в каком порядке складывать вещи при раздевании?

   Если все вещи уложены «по правилам» ребёнок быстрее и самостоятельнее справится с одеванием. Таким образом, помогая детям, родители должны помнить, что они не одевают их, а учат необходимым умениям. Следует разъяснить, что и как надо делать, поддерживать любую попытку ребёнка справиться, самостоятельно, одобрять его действия.

   Нередко можно видеть, что быстро одеться или раздеться детям мешает недостаточная собранность: взял шапку, но забыл шарф; сел надевать рейтузы, а носки не захватил; пошёл за ботинками. Всё это приводит к затягиванию времени одевания.

   Детям пятого года жизни родители постоянно должны разъяснять последствия их ошибок: оставил вещи на банкетке - они упали и испачкались; отвлекался во время одевания – задержал выход на прогулку. При этом родители используют различные приёмы: положительно оценивают поступки ребёнка, в которых отражается их стремление действовать в соответствии с его разъяснениями, правилами;  предупреждают возможные случаи оплошности, неосторожности, своевременно останавливая ребёнка и давая ему совет, как следует поступить; напоминают о последовательности в одевании и раздевании; неуклонно и настойчиво требуют выполнения установленного порядка. Всё это способствует формированию у дошкольников сосредоточенности, самостоятельности, бережного отношения к вещам, опрятности.

  У  детей шестого года жизни труд по самообслуживанию становится обязанностью детей. Родители должны не только расширить содержание этого труда, но и решить важнейшие воспитательные задачи: формирование культуры поведения, чувства взаимопомощи. Наличие достаточных умений у детей старшего дошкольного возраста позволяет значительно повысить требования к качеству их деятельности и темпу. Однако не достаточно добиться, чтобы ребёнок быстро одевался и в определённой последовательности складывал вещи, необходимо, чтобы процесс выполнения обязанностей отражал сформированные у него навыки аккуратности, бережного отношения к вещам, потребность в чистоте и порядке. Поэтому особое внимание следует обратить на то, как повешена одежда в шкаф (вывернуты ли рукава пальто, сложен ли шарф), позаботился ли ребёнок о том, чтобы намокшие вещи  были положены для просушки.

    Большие возможности несёт в себе самообслуживание для формирования у детей культуры поведения. Старшие дошкольники понимают: надо действовать так, чтобы не мешать своим товарищам, не причинить никому неприятности. Они способны замечать, кому из сверстников нужно оказать помощь.

   В старшем дошкольном возрасте ребёнку доступны элементарные формы предупредительности. Поэтому, используя конкретные ситуации, следует учить детей быть внимательными к окружающим, замечать, кто нуждается в помощи, сочувствии, поддержке и поступать соответствующим образом.

  В старших группах значительно повышаются требования и к темпу деятельности дошкольников. Отвлечения детей следует рассматривать уже как недостатки воспитания, которые необходимо настойчиво исправлять.

   Побуждая дошкольников к тому, чтобы они чётко и организованно одевались и раздевались, можно использовать следующие приёмы: напомнить о предстоящей интересной прогулке, покупке и т. д.

   Труд детей по самообслуживанию различен, но содержание и методы родителей и педагогов в процессе руководства детской деятельностью сохраняются, ибо решаются одни и те же задачи: приобретение навыков и на их основе формирование самостоятельности, деловитости, культуры поведения, внимания к своим сверстникам.

   Таким образом, труд детей по самообслуживанию  открывает способности для расширения представлений о разнообразном труде взрослых. Повышается нравственно – интеллектуальный уровень: у детей возникает желание принять роль в труде совместно со взрослыми; они более ответственно относятся к выполнению собственных обязанностей и поручениям (уборке игрушек, дежурствам и т. д.)

Из опыта работы по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста можно сказать, что важнейшим условием для перехода к более высокой ступени деятельности к учению является воспитание у дошкольников способности систематически выполнять посильные обязанности вне зависимости от личного желания ребёнка, от случайности его настроения. Когда ребёнок в конце дошкольного возраста отлично справляется со своими не сложными делами, можно считать, что он подготовлен к выполнению более сложных обязанностей, которые возложит на него школа.

 При правильном руководстве процессом воспитания у ребенка развиваются желание и умение трудиться, изменяется отношение к качеству работы, повышается степень самостоятельности в мотивации её целей.

   Главными итогами трудового воспитания должны быть следующие:  

   -ребёнок  должен овладеть всей суммой умений позволяющих ему выполнять то содержание трудовой деятельности, которое указано в «Программе воспитания в детском саду» по самообслуживанию, в хозяйственно бытовом и ручном труде, в уходе за растениями и животными;

   -в процессе работы ребёнок должен проявлять аккуратность, настойчивость, умение сосредоточенно работать и доводить дело до конца, контролируя себя;

   -должны быть сформированы представления об общественной направленности и пользе труда людей, об их отношении к труду, об общественном характере труда и взаимоотношениях в процессе деятельности, основанных на уважении и взаимопомощи друг другу. У ребят должны быть воспитаны интерес к труду окружающих и общественно полезные мотивы собственной трудовой деятельности, желание трудиться, сформировано умение выполнять свои обязанности;

   -в процессе коллективной трудовой деятельности дети должны уметь согласовывать свои действия, желания, интересы с работающими  рядом, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы общения, замечаний

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл makarenovskie_chteniya.docx23.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                

                                                                                               Автор: Амельчакова Л.А.

                                                                                                                  воспитатель 1 категории

             Нравственное воспитание детей   в процессе руководства трудом

                                по самообслуживанию

                         

Как и любое другое нравственное качество, трудолюбие формируется в процессе воспитания, процессе сложном и многогранном, требующем от воспитателей большого терпения, определенных знаний возрастной психологии ребенка. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Отсюда все трудности, но в этом и ключ к их пониманию.

Подражание свойственное ребёнку, является одним из важнейших мотивов, побуждающих детей к активной деятельности. Наблюдение за трудом взрослых рождает желание делать то же самое. Не погасить  это желание, а развить и углубить его – основная задача родителей, если они хотят вырастить ребёнка трудолюбивым.

И так, изучив психолого - педагогическую литературу и из опыта работы можно сказать, что данная тема важна и актуальна.

Цель: с помощью специально организованных занятий, игр, обыгрывающих ситуаций приучать детей к труду.

                Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

                1.Выявить трудовые способности каждого ребенка.

                2.Учить детей управлять своими желаниями.

                3.Воспитывать очень важное качество – волю.

Не так просто заставить ребенка делать то, что ему не хочется. Принуждение может вызвать у него протест, а впоследствии и вовсе отвращение к труду.

    Не принуждать, а приучать ребенка к трудовому усилию. Терпеливо, настойчиво, постепенно.

    Воспитание привычки к труду – самое хлопотное дело, и пусть родители не ждут слишком быстрых и легких результатов, потому, что любовь к труду воспитывается только в труде, что всякий труд связан с преодолением неумений, с усилием, усталостью и напряжением. Только преодолевая трудности и умения, ребенок постепенно находит удовлетворение.

     Итак, начинать надо очень рано – с самообслуживания. Научить ребенка одеваться, убирать игрушки на свое место, умываться и повторять это надо изо дня в день, пока ребенок эту «науку» не усвоит. С каждым разом он делает это всё быстрее, сноровистей, постепенно приобретая автоматизм, благодаря которому энергии тратится минимум. А неприятные эмоции, связанные с напряжением, исчезают вовсе.

Ведь любая трудовая операция, которая для взрослого человека является простой и несложной, требует от ребёнка умственного напряжения.

   Говоря о мотивах детских поступков, хочется заметить, что нередко похвала, награда, поощрение являются стимулом для выполнения той или иной их деятельности.

    Воспитание трудолюбия у ребенка потребует от нас настойчивости, колоссального терпения и времени. Ежедневно и ежечасно, в мелочах и в главном, личным примером проводить эту основную линию в воспитании нелегко.

    Потому что ничто не дает человеку такого высокого морального удовлетворения, как сознание: трудности преодолены, цель достигнута. Доступна эта радость только тому, кто любит труд.

Совместная работа со взрослым не только вызывает положительные эмоции у детей, но и выступает как средство формирования положительных отношений со сверстниками.

 Трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи.

    Важно добиться того, чтобы родители поняли необходимость совместной с детским садом работы по трудовому воспитанию детей, поддерживали и продолжали её дома. Родителям рекомендую придерживаться тех же требований при организации труда детей, что и в дошкольном учреждении. Учитывая возраст ребенка и его возможности, приучать его к самообслуживанию, не делать за него то, что он должен и может сделать сам.

     В своей работе использую разные формы работы с родителями: фотовыставки, отражающие труд детей в детском саду, с краткими текстами, выставки детских поделок; стенды на темы «Трудовое воспитание надо начинать с первых лет жизни», «Единство детского сада и семьи в трудовом воспитании дошкольника».

    Большое значение для развития интереса к трудовой деятельности имеет личное участие детей в посильном труде. Приобщение ребёнка к труду в семье благоприятно сказывается на воспитании интереса к разным видам труда и привычки трудиться.

    Воспитательные возможности самообслуживания в быту детского сада и дома не ограничиваются формированием только практических навыков. В процессе руководства самообслуживанием у ребёнка можно воспитать стремление к аккуратности, привычку к опрятности, чистоте и порядку, самостоятельность, умение и желание прилагать усилия для достижения результата, оказывать помощь сверстникам.

    Эти задачи не всегда полно реализуются в практике. Как правило, причина в недостаточном внимании родителей к данному вопросу, недопонимании того, что только при тщательной, систематической работе возможно выполнение требований.

   Одевание и раздевание, уборка постели, умывание, организация собственной деятельности по интересам – ежедневные дела, выполняемые ребёнком дома. Большей частью они организуются фронтально, в соответствии с режимом дня.

   Малыши очень разные, и то, что быстро и ловко выполняет один, совершенно не даётся другому. Также следует помнить, что даже, разница в 8 – 10 месяцев в этом возрасте имеет огромное значение! Учитывая все эти моменты, родители должны стремиться воспитывать у детей желание научиться самим, справляться с одеванием, причём делать это тщательно, аккуратно.

   Гораздо легче одеть малыша, чем терпеливо дожидаться, пока он сам справится с «непослушными» рукавами, помогать ему в критические моменты, но так, чтобы у него не исчезло ощущение самостоятельной деятельности, не пропала уверенность в том, что он сам умеет одеваться. Конечно, в первые дни трудно будет уложиться в отведённое время.  Но этот период «затягивания» момент одевания и раздевания скоро пройдет при условии постоянного внимания к затруднениям детей и настойчивого обучения их необходимым навыкам.

   Как же помочь малышам постичь все правила, связанные с процессом одевания? В какой последовательности одеваться, в каком порядке складывать вещи при раздевании?

   Если все вещи уложены «по правилам» ребёнок быстрее и самостоятельнее справится с одеванием. Таким образом, помогая детям, родители должны помнить, что они не одевают их, а учат необходимым умениям. Следует разъяснить, что и как надо делать, поддерживать любую попытку ребёнка справиться, самостоятельно, одобрять его действия.

   Нередко можно видеть, что быстро одеться или раздеться детям мешает недостаточная собранность: взял шапку, но забыл шарф; сел надевать рейтузы, а носки не захватил; пошёл за ботинками. Всё это приводит к затягиванию времени одевания.

   Детям пятого года жизни родители постоянно должны разъяснять последствия их ошибок: оставил вещи на банкетке - они упали и испачкались; отвлекался во время одевания – задержал выход на прогулку. При этом родители используют различные приёмы: положительно оценивают поступки ребёнка, в которых отражается их стремление действовать в соответствии с его разъяснениями, правилами;  предупреждают возможные случаи оплошности, неосторожности, своевременно останавливая ребёнка и давая ему совет, как следует поступить; напоминают о последовательности в одевании и раздевании; неуклонно и настойчиво требуют выполнения установленного порядка. Всё это способствует формированию у дошкольников сосредоточенности, самостоятельности, бережного отношения к вещам, опрятности.

  У  детей шестого года жизни труд по самообслуживанию становится обязанностью детей. Родители должны не только расширить содержание этого труда, но и решить важнейшие воспитательные задачи: формирование культуры поведения, чувства взаимопомощи. Наличие достаточных умений у детей старшего дошкольного возраста позволяет значительно повысить требования к качеству их деятельности и темпу. Однако не достаточно добиться, чтобы ребёнок быстро одевался и в определённой последовательности складывал вещи, необходимо, чтобы процесс выполнения обязанностей отражал сформированные у него навыки аккуратности, бережного отношения к вещам, потребность в чистоте и порядке. Поэтому особое внимание следует обратить на то, как повешена одежда в шкаф (вывернуты ли рукава пальто, сложен ли шарф), позаботился ли ребёнок о том, чтобы намокшие вещи  были положены для просушки.

    Большие возможности несёт в себе самообслуживание для формирования у детей культуры поведения. Старшие дошкольники понимают: надо действовать так, чтобы не мешать своим товарищам, не причинить никому неприятности. Они способны замечать, кому из сверстников нужно оказать помощь.

   В старшем дошкольном возрасте ребёнку доступны элементарные формы предупредительности. Поэтому, используя конкретные ситуации, следует учить детей быть внимательными к окружающим, замечать, кто нуждается в помощи, сочувствии, поддержке и поступать соответствующим образом.

  В старших группах значительно повышаются требования и к темпу деятельности дошкольников. Отвлечения детей следует рассматривать уже как недостатки воспитания, которые необходимо настойчиво исправлять.

   Побуждая дошкольников к тому, чтобы они чётко и организованно одевались и раздевались, можно использовать следующие приёмы: напомнить о предстоящей интересной прогулке, покупке и т. д.

   Труд детей по самообслуживанию различен, но содержание и методы родителей и педагогов в процессе руководства детской деятельностью сохраняются, ибо решаются одни и те же задачи: приобретение навыков и на их основе формирование самостоятельности, деловитости, культуры поведения, внимания к своим сверстникам.

   Таким образом, труд детей по самообслуживанию  открывает способности для расширения представлений о разнообразном труде взрослых. Повышается нравственно – интеллектуальный уровень: у детей возникает желание принять роль в труде совместно со взрослыми; они более ответственно относятся к выполнению собственных обязанностей и поручениям (уборке игрушек, дежурствам и т. д.)

Из опыта работы по трудовому воспитанию детей дошкольного возраста можно сказать, что важнейшим условием для перехода к более высокой ступени деятельности к учению является воспитание у дошкольников способности систематически выполнять посильные обязанности вне зависимости от личного желания ребёнка, от случайности его настроения. Когда ребёнок в конце дошкольного возраста отлично справляется со своими не сложными делами, можно считать, что он подготовлен к выполнению более сложных обязанностей, которые возложит на него школа.

 При правильном руководстве процессом воспитания у ребенка развиваются желание и умение трудиться, изменяется отношение к качеству работы, повышается степень самостоятельности в мотивации её целей.

   Главными итогами трудового воспитания должны быть следующие:  

   -ребёнок  должен овладеть всей суммой умений позволяющих ему выполнять то содержание трудовой деятельности, которое указано в «Программе воспитания в детском саду» по самообслуживанию, в хозяйственно бытовом и ручном труде, в уходе за растениями и животными;

   -в процессе работы ребёнок должен проявлять аккуратность, настойчивость, умение сосредоточенно работать и доводить дело до конца, контролируя себя;

   -должны быть сформированы представления об общественной направленности и пользе труда людей, об их отношении к труду, об общественном характере труда и взаимоотношениях в процессе деятельности, основанных на уважении и взаимопомощи друг другу. У ребят должны быть воспитаны интерес к труду окружающих и общественно полезные мотивы собственной трудовой деятельности, желание трудиться, сформировано умение выполнять свои обязанности;

   -в процессе коллективной трудовой деятельности дети должны уметь согласовывать свои действия, желания, интересы с работающими  рядом, приходить при необходимости на помощь и обращаться за помощью, использовать тактичные формы общения, замечаний

Литература

    Дошкольная педагогика. /Под редакцией В.И. Ядэшко, Ф.А.Сохина. -  М.:«Просвещение» 1986.

  1. Нравственно – трудовое воспитание детей в детском саду. /Под ред Р.С.Буре.-М.:«Просвещение» 1987.
  2. Буре Р.С., Година Г.Н. Учите детей трудиться. Пособие для воспитателя детского сада. - М.:«Просвещение» 1983.
  3. А.С.Макаренко Педагогическая поэма. –М.: «Художественная литература», 1987
  4. Психология совместного труда детей. Книга для воспитателя детского сада, учителя. Под редакцией профессора Я. Л.Коломенского. Минск «Народная Асвета». 1987.
  5. Л. В. Куцакова. Нравственно – трудовое воспитание ребёнка дошкольника. М.: «Владос» 2004.
  6. Т.А.Маркова. Воспитание трудолюбия у дошкольников. М.: «Просвещение» 1991.
  7. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста. Под редакцией М.А.Васильевой. М.: 1984 – с.56
  8. Г.Н.Година «Нравственное воспитание детей в совместной трудовой         деятельности». М.: 1991
  9. С.Н.Николаева.  Программа воспитания дошкольника. М.: 1993

                   

                     

                       

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно - бытового труда в детском саду.

ВведениеЗначение трудаТруд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, складываются коллективные взаимоотношения. Труд детей дошкольн...

Нравственное воспитание детей в процессе формирования положительного отношения к добрым делам

Данный материал можно использовать в процессе нравственного воспитания....

Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно-бытового труда

Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно - бытового труда Значение труда Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста; в процессе формируется личность ребенка, ск...

Значение труда в нравственном воспитании детей

Работая. ребенок встречается с трудностями. которые ему приходится преодолевать....

Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно - бытового труда

Трудовое воспитание детей в процессе хозяйственно - бытового труда...

Консультация для педагогов Нравственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой родного края

В системе народного образования особое внимание уделяется нравственному воспитанию подрастающего поколения. В современном обществе с его повышенным вниманием к человеку нравст...

Нравственное воспитание детей в процессе руководства трудом по самообслуживанию

Труд - важнейшее средство воспитания, начиная с дошкольного возраста. В процессе труда формируется личность ребенка, труд оказывает существенное влияние на умственное развитие ребе...