Формирование навыков прямостояния и ходьбы у детей с НОДА
консультация (средняя группа)

 Вохмянина Лариса Владимировна

Сначала он учится удерживать в правильном положении голову, потом туловище, учится садиться, ползать вставать и переступать, опираясь на различные предметы, затем ходить самостоятельно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pryamostoyaniya_i_hodby.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков

прямостояния и ходьбы у детей  с НОДА

   Развитие двигательных функций у детей происходит поэтапно. Последовательные  стадии развития зависят от различной степени созревания нервной системы. Известно, что здоровый ребенок постепенно овладевает навыком ходьбы. Сначала он учится удерживать в правильном положении голову, потом туловище, учится садиться, ползать вставать и наконец  переступать, опираясь на различные предметы, затем ходить самостоятельно. У детей с НОДА прежде чем развить возможность самостоятельного передвижения, надо сформировать необходимые  для этого предпосылки: удержание головы и туловища, равновесие и т.д.

   Формирование двигательных функций у детей с ДЦП  должно происходить в виде интересных и понятных игр. Все предъявляемые ребенку задания должны соответствовать  его двигательным  и интеллектуальным возможностям.

   С  проведением упражнений родителям важно  помнить о правильном положении ребенка в течении дня. Недопустимо, чтобы ребенок сидел в течении длительного времени с согнутыми ногами. Особенно это вредно, если ребенок недостаточно устойчиво удерживает голову и она при утомлении опускается на грудь. Это приводит к стойкой неправильной позе, способствует  укорочению задних мышц бедра и может быть причиной сгибательных контрактур.

   Для развития движений ребенка необходимо дома выделить специальный уголок, в котором  целесообразно иметь следующие предметы: специальное оборудованный стул и стол, ходунки, поручни, следовую дорожку, качалку, лесенку малых размеров, спортивный инвентарь (мячи разных размеров, гимнастическую палку, обручи, бруски, кубы), а также наборы игрового и дидактического материала с предметами  разной формы, величины, веса и объема.

   Как правило, поддерживать ребенка, обучая ходьбе нужно поддерживать, помогая сохранять равновесие.

   Задержку подошвенного рефлекса преодолевать нужно следующими приемами:

- и.п. лежа на спине. сгибать ногу и затем разгибать;

- и.п. сидя на стульчике, потопать (в определенном ритме приподнимать по очереди стопы над полом и резко их опускать);

- то же, постучать(приподнять и опускать поочередно переднюю часть стопы, опираясь на неподвижную  пятку);

- то же, погладить коврик стопой (слегка сгибая и разгибая ногу в коленном суставе, плавно водить ногой по коврику);

- то же, прокатывать гимнастическую палку (ноги поставить на палку).

   Для укрепления опороспособности рекомендуется ежедневно проводить массаж стопы (тыльной поверхности) и движения стопой.

   Часто слабость  мышц, приподнимающих стопу над полом сочетается  с повышением тонуса в подошвенных сгибателях стоп. В таких случаях ребенок ходит, опираясь больше на переднюю часть стопы, иногда совсем не опираются на пятку.

Упражнения по развитию слабых мышц:

- и.п. лежа, ноги на ширине плеч, колени развернуты кнаружи, стопы фиксируются отведенные в стороны. Поднимать  голову, посмотреть на стопы ( игрушку около них);

- и.п. то же,  присаживаться или садиться с вытянутыми ногами и возвращаться в и.п.;

- и.п. стоя на коленях, руки на поясе, поочередно выносить ногу до полного разгибания в коленном суставе, стопу тыльно согнуть (поставить ногу на пятку);

- и.п. сидя с опорой на качалку свободно свисающие ноги. Покачивать ногами качалку вперед-назад;

- и.п. то же , покачивать стопами качалку в стороны;

- и.п. стоя, руки на спинке стула, поочередно помахивать расслабленной ногой вперед-назад, влево-вправо;

- и.п. сидя поперек валика, с опорой стопами о пол, сохранять равновесие и опору на всю стопу.

    При повышении тонуса мышц, приводящих бедро к средней линии, трудно выносить ногу, следующие упражнения:

- и.п. лежа на спине, ноги на ширине плеч, расслаблены. Выполнять круговые движения руками, помахивая ладонями, кистями:

- и.п. стоя, держась руками за спинку стула. Выставить ногу вперед и поставить на пятку;

- и.п. стоя на одном колене, другая вынесена вперед,  руки на спинке стула. Стоять на 10 счетов;

- и.п. тоже без опоры рук на стул, руки в стороны. Стоять на 10 счетов;

- и.п. стоя одной ноге на бруске (высота 10-15 см), держаться одной рукой за спинку стула, выполнять маховые движения другой ногой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений на формирование навыков адаптации к образовательному учреждению, формирование навыков обхождения с чувствами, формирования эмоционального контакта

Игры для детей адаптационных групп для создания положительного эмоционального фона. Предложенные игры позволяют почувствовать воспитанникам свою значимость и телое отношение к себе окружающих....

«Формирование навыков ходьбы и бега при помощи утренней гимнастики в первой младшей группе. Возраст детей от двух до трех лет»

«Формирование навыков ходьбы и бега при помощи утренней гимнастики в первой младшей группе. Возраст детей от двух до трех лет» Одной из актуальнейших проблем и предметом первоочередной важн...

Русские народные подвижные игры как средство формирования навыков ходьбы и бега младших дошкольников.

Русские народные подвижные игры как средство формирования навыков ходьбы и бега младших дошкольников....

Значение подвижных игр в формировании навыка ходьбы и бега у детей младшего дошкольного возраста.

Статья посвещена значению подвижных игр на формирование навыка ходьбы и бега младшего дошкольного возраста.Она предназначена для воспитателей младшего дошкольного возраста и обращает внимание н...

Развитие общей и мелкой моторики. Формирование навыков самообслуживания у детей с НОДА в условиях дома ребенка

Методические рекомендации по воспитанию детей с ДЦП (НОДА) адресованы воспитателям и медицинским сестрам дома ребенка.Цель: совершенствование физических возможностей и формирование жизненных компетенц...

Формирование навыков алгоритмики на примере формирования культурно - гигиенических навыков во второй младшей группе «Правильное мытье рук»

Формирование навыков алгоритмики на примере формирования культурно  - гигиенических навыков  во второй младшей группе  «Правильное мытье рук» Алгоритм мытья рук...