Как распознать снижение слуха у ребенка
консультация

Наталья Николаевна Вишнякова

Воспитание и развитие "особого" ребёнка доставляет очень много переживаний родителям. Поэтому семье, где растут такие дети, может быть необходима помощь в форме рекомендаций, которые помогут решить многие вопросы. получая новые знания, семья сможет выбрать тот или иной способ взаимодействия с ребёнком в конкретной ситуации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_raspoznat_snizhenie_sluha_u_rebenka.docx165.15 КБ

Предварительный просмотр:

Консультант: учитель- дефектолог

Вишнякова Наталья Николаевна

Как распознать снижение слуха у ребенка.

Самым серьёзным признаком возможного нарушения слуха является недостаточное или запоздалое развитие речи. На первом году жизни речевые реакции (лепет) ребёнка с нарушением слуха почти такие же как у слышащего малыша. У такого ребёнка тоже формируется комплекс оживления (улыбается), в ответ на голос и улыбку взрослого, склонившиеся над ним, он может тихонько лепетать. Однако к концу первого года лепет начинает затухать, а затем и вовсе исчезает.

Если у вас возникли подозрения, понаблюдайте за тем, как ваш ребёнок реагирует на звуки. Отсутствие реакции на звуки иногда означает, что в данный момент малыш просто не обращает внимания. Однако это также может говорить об определённых нарушениях слуха.

Даже если громкость телевизора кажется всем членам семьи слишком сильной, ребёнок садится прямо возле телевизора. Если малыш умеет регулировать громкость, он сам включает телевизор или радиоприёмник на чрезмерно высокую громкость. На сниженный слух указывает это, что ребёнок не слышит говорящего, если он находится вне поле его зрения. Когда ваш ребёнок замечает, что его позвали (при этом Вам приходится повышать голос), у него испуганный или удивленный взгляд. Часто малыш переспрашивает, когда вы обращаетесь к нему, внимательно следит за вашей мимикой. Ребёнок со сниженным слухом не слышит голос по телефону или постоянно перекладывает трубку от одного уха к другому.

Обязательно нужно обратиться к врачу- отоларингологу, если вы обнаружите у ребёнка выделения из уха в виде беловатой или желтоватой жидкости, даже если малыш при этом не всегда проявляет беспокойство и не жалуется на неприятные ощущения. Насторожить вас должно и такое поведение малыша: ребёнок хватается за уши, бьёт по ним, трёт их и плачет.

Заподозрив, что ребёнок плохо слышит, следует срочно обратиться к врачу отоларингологу, врачу - сурдологу. Многочисленные походы по целителям не приведут к желаемому результату.

Что необходимо знать о слуховой недостаточности

Различают два вида недостаточностью слуховой функции - глухоту и тугоухость.

 Обычно глухотой называют такое снижение слуха, при котором человек не воспринимает на слух речь, даже при использовании аппаратов или других средств звукоусиления, однако отдельные очень громкие звуки такие больные могут слышать. Абсолютная невозможность восприятия любых звуков встречается редко.

Тугоухость называют понижение слуха разной степени выраженности, при котором восприятия речи затруднено, но всё же возможно при создании определенных условий (приближение говорящего к слабослышащему, применение слухового аппарата или другой звука усиливающий аппаратуры).

 Тугоухость и глухоту разделяют на три группы: наследственная, врождённая и приобретённая.  Вид и степень тугоухости определяется в центре слуха или сурдологическом центре по аудиограмме.

Что делать, если диагноз поставлен?

Вы вышли из кабинета врача сурдолога, в руках - заключение. Вы пережили самые страшные и чёрные дни, прошли все стадии развития чувств - шок, понимание «ужаса» диагноза, защитное отрицание диагноза и достигли стадии принятия вашего ребёнка таким, какой он есть. Начинаются стадии активного действия, когда вы начинаете реально помогать, заниматься под руководством специалистов.

Рекомендации родителям

Во-первых, необходимо наблюдение у врача сурдолога. Если ограниченность слухового восприятия не поддается лечению, врач может рекомендовать использование слухового аппарата или кохлеарную имплантацию.

Во-вторых, ребёнок должен быть включён в программу помощи. Необходимо составить индивидуальную программу реабилитации (ИПР).

Для детей с нарушенным слухом ИПР включает:

  • слухопротезирование/кохлеарная имплантация (выбор слухового аппарата, необходимость имплантации);
  •  психологическую поддержку семьи; 
  •  занятия сурдопедагогом;
  •  мониторинг состояния слуха;
  •  предоставления родителям информации о новых методах диагностики и лечения;
  •  консультации других специалистов (невролога, педиатра, психолога, офтальмолога и т. д.)

 При подтверждении у ребёнка снижение слуха, по желанию родителей, ребёнку можно оформить инвалидность. Инвалидность назначается детям, у которых снижение слуха соответствует 3 и выше степени тугоухости.

В- третьих, необходимо как можно раньше обратиться в территориальную  психолого- медико- педагогическую комиссию (тПМПК). 

 Именно здесь после обследования ребёнка вам порекомендую дальнейший путь его воспитания и обучения, подходящий именно для вашего ребёнка.

Консультации и советы для родителей по воспитанию в семье слабослышащих детей содержатся также в журнале Всероссийского общества глухих «В едином строю» (прежде он назывался «Жизнь глухих»), в котором с 1968 г. существует рубрика «Университет для родителей». Существует электронная версия этого журнала. Ознакомиться с электронными версиями журнала можно на сайте: http://www.vog.su/main/journal/electron_vers 

В- четвёртых, в случае если ребёнок, например, в силу возраста или иных причин, воспитывается дома, регулярная коррекционная помощь должна быть организована в сурдокабинете, в сурдоцентре.

 В- пятых ребёнку необходимы регулярные занятия дома. Но заниматься с ребёнком нужно под руководством специалистов – сурдопедагогов.

Никто не может дать универсальных советов, как надо общаться и обучать ребёнка, так как каждая семья и каждый ребёнок уникальный. Но, следуя рекомендациям, вы увидите, как меняется ваш малыш в лучшую сторону, и вы вместе с ним. 

Уважаемые родители! Только в единстве родителей, врачей-сурдологов и сурдопедагогов, можно   добиться успехов в обучении, воспитании слабослышащих и глухих детей.  Для всех окружающих ребенка важно принимать ребёнка таким, какой он есть, трезво оценивать ситуацию и искать способы разрешения проблем. Относитесь к ребенку с любовью и теплотой. Именно такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности. Ребенок должен развиваться, как обычный ребенок, и не чувствовать своего отличия, ущемленности.

Успехов вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как распознать и раскрыть талант ребенка

Консультация для родителей....

Консультация для родителей. ПРАВИЛА, КОТОРЫМИ ДОЛЖНЫ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ РОДИТЕЛИ ПРИ СНИЖЕНИИ АППЕТИТА У РЕБЕНКА.

ПРАВИЛА, КОТОРЫМИ  ДОЛЖНЫ  РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ  РОДИТЕЛИ  ПРИ  СНИЖЕНИИ  АППЕТИТА  У РЕБЕНКА....

Конспект коррекционного логопедического занятия в группе детей со сниженным слухом

Конспект коррекционного логопедического занятия в группе детей со сниженным слухом...

Консультация для педагогов «Как распознать способности и таланты ребенка и развить их?»

Способности- индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.Талант – выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деяте...

Как распознать способности и таланты ребенка и развить их?

Как распознать способности и таланты ребенка и развить их? Монтессори. Специалисты считают, что на протяжении дошкольного детства у человека активно развивается множество способностей. Некоторые ...

Как распознать ранние музыкальные способности ребенка

Рекомендации родителям по раннему развитию детей....