Консультация для педагогов «Как распознать способности и таланты ребенка и развить их?»
консультация (младшая группа)
Способности- индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талант – выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности (в определенной сфере).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_pedagogov1.docx | 17.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Федеральное государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида «Москва»
Управления делами Президента РФ
Консультация для педагогов
«Как распознать способности и таланты ребенка и
развить их?»
Подготовила воспитатель
высшей квалификационной категории:
Пучкова. Е.И.
Ессентуки, 2022г.
Среди детей может оказаться ребенок, который будет отличаться от сверстников. Он задает много вопросов, в речи использует слова из энциклопедии, придумывает необычные истории, знает больше остальных, приносит интересные книги, строит удивительные постройки, экспериментирует с предметами. Возможно это одаренный ребенок. Но не будем спешить. Чтобы поставить такой «диагноз» - ОДАРЕННОСТЬ, необходимо собрать воедино все источники информации о ребенке. Только после сопоставления информации можно сделать какие-либо выводы. Это и результаты тестов, и рассказы взрослых, родственников, соседей, педагогов, друзей о нем, анализ его продуктивной деятельности.
Способности- индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.
Талант – выдающиеся способности, высокая степень одаренности в какой-либо деятельности (в определенной сфере).
Гениальность – высшая степень развития таланта, связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытие ранее неизведанных путей творчества.
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Виды одаренности:
По направлениям:
- художественная (увлеченность, вся энергия уходит в рисование, музыку)
- академическая (интеллектуальная, умение получать знания, успеваемость может быть ниже, чем IQ,
- творческая (творческое, продуктивное мышление, творческий подход в решении стандартных задач)
- социальная (лидерские способности, умение строить взаимоотношения с людьми, проявляет сопереживание, ответственность, уверенность, настойчивость, умение ясно выражать свои мысли.).
По типу проявления:
- явная,
- скрытая (потенциальная,
- возрастная
Как определить одаренного ребенка?
- ребенок быстро и легко осваивает материал;
- стремится действовать не по шаблону, ищет свои пути;
- способность видеть сложное в простом, а простое в сложном;
- любознательность;
- повышенная требовательность к себе;
- стремление к самосовершенствованию;
- хорошие вербальные способности;
- разнообразие интересов;
- чувство юмора;
- трудолюбие, целеустремленность и т. д.
4. Каковы трудности одаренных детей?
Одаренность – сложное явление, она имеет свои отрицательные последствия в развитии личности ребенка.
Трудности могут проявиться во взаимоотношениях со сверстниками. Это может привести к изоляции в группе, насмешки со стороны сверстников. Отсюда ребенок начинает стремиться быть как все.
Еще одна трудность – диссинхрония. Когда идет опережение одних функций, в то время, когда другие функции не отличаются, а иногда и уступают в развитии. Например, думает быстрее, чем пишет (отсюда неаккуратный почерк, недоделанные работы); интеллектуально развит хорошо, а не может завязать шнурки и. т. д.
Из –за хорошо развитого воображения, у ребенка могут быть преувеличены страхи.
Американцы в своих исследованиях выявили две основные характеристики одаренных детей:
- некоторые отклонения в эмоциональной сфере;
- колоссальное эго.
Каковы должны быть условия для развития и поддержки одаренного ребёнка?
Необходимо подчеркнуть, что подготавливать плодотворную почву необходимо для всех детей, т. е. максимально развивать умения, навыки, познавательные способности. Потому что, каждый человек от рождения по своему является одаренным, и главная задача педагога- своевременно выявить и развить способности ребенка.
Разные авторы, в разное время по - разному трактовали понятие одарённость. Обобщая все эти определения, можно говорить о том, что одарённость - это врождённая способность человека к успешному освоению некоторой, достаточно сложной деятельности.
Музыкальная одаренность – высшее проявление музыкальных способностей.
Показатели музыкальной одаренности:
блестящий музыкальный слух,
феноменальная память,
пластичный и прекрасно скоординированный двигательный «аппарат»,
невероятная обучаемость («схватывание на лету»)
Заслуживает внимания высказывание выдающегося пианиста Г. Нейгауза: хотя гениев и таланты создать нельзя, но можно создавать культуру, и чем она шире и демократичнее, тем легче произрастают таланты и гении. Это относится и к вопросу о том, какую роль играет социальная среда в реализации таланта.
Первые годы жизни ребёнок почти всё время находится в окружении самых близких ему людей. И только семья способна развить его эстетические чувства, интерес и любовь к тому, что его окружает.
Если вы просто напеваете малышу колыбельную, он уже приобщится к музыкальному искусству, и тем самым вы передаёте ему частицу вашего вдохновения.
В результате общения с музыкой ребёнку передаётся ее настроение и чувства: радость, тревога, сожаление и грусть, решительность и нежность. В этом сила психологического воздействия музыки.
Талант и гениальность не передаются по наследству, иначе талантливые люди рождались бы только у талантливых же родителей, и все их дети были бы таковыми. Однако они появляются на свет и у вовсе не талантливых родителей, причем из многих детей в семье талантливыми могут стать один-два ребенка.
Например, из 16 композиторов семьи Баха гением признан только Иоганн Себастьян; из всех братьев Толстых выдающимся стал только Лев Николаевич; из 14 (а по некоторым сведениям -даже из 17) братьев и сестер Менделеевых гениальным признан лишь Дмитрий Иванович; из 3 братьев Павловых - только Иван Петрович. Тот же факт, что в роду Баха было 26 человек с музыкальными способностями, возможно, связан с их воспитанием в музыкальной среде, с развитием их способностей родителями.
Мы рекомендуем создание музыкально-предметной среды в каждой семье : приобрести детские музыкальные инструменты, пополнить домашнюю фонотеку с произведениями классической музыки для обогащения музыкальных впечатлений и с музыкальными произведениями для танцевального творчества детей.
Учитесь вместе с детьми слушать музыку, но делайте это играя. Если Вы поёте - пойте выразительно и эмоционально. Можете спеть малышу те взрослые песни, которые нравятся Вам, и не будут раздражать слух ребёнка. Подойдут народные песни, детские танцевальные, ритмичные. Это всего лишь простые советы тем родителям, которые заботятся не только о том «чем покормить» и «во что одеть» своего малыша (хотя это очень важно) но и думают о его эмоциональном, душевном здоровье, которые сыграют в дальнейшем большую роль в становлении успешной личности.
Вопрос о одаренности все еще остается открытым во многих своих направлениях, очень важно педагогам и родителям уметь вовремя ее определить и дать возможность раскрыться в полной мере, и тогда мир получит гораздо большее количество великих композиторов, музыкантов, певцов и просто по-разному талантливых людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов "Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами театральной деятельности"
Творческий отчёт музыкального руководителя по развитию творческих способностей средсвами музыкально - театральной деятельности....
Активная консультация для педагогов «Развитие творческих способностей детей на основе национально-регионального материала»
Данный конспект мероприятия может быть полезен педагогам. Мероприятие рекомендуется провести в форме консультации. По окончании консультации предполагается практическая часть.Рекомендации: ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Развитие творческих способностей дошкольников» 2019 г.
Консультация для воспитателей, содержит полезную информацию о развитии творческих способностей дошкольников. Чтобы максимально раскрыть возможности и дать толчок к успешному творческому раз...
Как распознать и раскрыть талант ребенка
Консультация для родителей....
консультация для педагогов "Развитие творческих способностей в формировании личности ребенка"
Как утверждают выдающиеся психологи Л.С.Выготский, Л.А.Венгер, Б.М.Теплов, Д.Б. Эльконин и др., основой музыкально - творческих способностей являются общие способности. Если ребенок умеет анализироват...
Как распознать способности и таланты ребенка и развить их?
Как распознать способности и таланты ребенка и развить их? Монтессори. Специалисты считают, что на протяжении дошкольного детства у человека активно развивается множество способностей. Некоторые ...
Консультация для педагогов «Развитие творческих способностей ребенка в семье»
Самое ближайшее окружение для ребенка детский сад и семья. Именно здесь у него впервые формируется правильное отношение к творческой деятельности. Важным моментом художественного развития детей являет...