Как распознать возрастной кризис у ребенка (признаки), и что делать родителю, если наступил возрастной кризис у ребенка (рекомендации)
консультация (младшая группа)

Зачёсова Ольга Викторовна

Как распознать возрастной кризис у ребенка (признаки), и что делать родителю, если наступил возрастной кризис у ребенка (рекомендации)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Как распознать возрастной кризис у ребенка (признаки), и что делать родителю, если наступил возрастной кризис у ребенка (рекомендации)

Возрастные кризисы – это временные периоды в развитии человека, при которых наблюдаются резкие психические изменения. Они длятся недолго, от нескольких месяцев до года и являются нормальным явлением в личностном развитии человека. Длительность этих кризисов и их проявления зависят от индивидуальных особенностей и тех условий, в которых находится ребенок (семья, детский сад, школа, компания сверстников и т.д.). Помните, что кризис – это нормальный процесс перехода на более сложный возрастной этап. Родителю важно вовремя распознать начало возрастного кризиса, для этого необходимо уметь определять признаки кризиса и предпринимать верные шаги для того, чтобы кризисный период прошел легче и для ребенка, и для родителя.

Кризис 1 года

Между младенческим возрастом (0-1) и ранним детством (1-3) существует переходный период, который называется "кризис 1 года".

Внешние проявления кризиса: 

  • Непослушание, упрямство (категорический отказ от выполнения требований родителя);
  • Частая смена настроений (выражение недовольства практически во всем, появляется агрессия);
  • Противоречивый характер поведения (сначала ребенок ласков, а потом внезапно становится груб, например, объятие сменяется ударом рукой по лицу; сначала выпрашивает игрушку, а затем ее выбрасывает);
  • Аффективные реакции, когда взрослый его не понимает или что-то запрещает делать;
  • Ребенок становиться беспокойным, появляются проявления самостоятельности.

Внутренние причины кризиса: 

Нарастание противоречия между потребностями в познании окружающего мира и теми возможностями, которыми ребенок обладает. 

Возможности являются еще недостаточными для удовлетворения потребностей.
Главное приобретение переходного периода - своеобразная детская речь. Она значительно отличается от взрослой речи, по своему звучанию иногда напоминает "взрослые" слова, а иногда резко отличается от них (ав-ав - собака, тити - часы).

Рекомендации родителям:

Во-первых, понять, что этот этап – неизбежен. Ребенок обязательно должен научиться взаимодействовать с окружающим миром самостоятельно, проверив, насколько далеко простираются границы дозволенного.

Во-вторых, поощрять самостоятельность. Пусть он с головы до пят обмажется яблочным пюре, но дайте ему орудовать ложкой самому. Именно сейчас ему важно понять, что он – не приложение к родителям, а личность с собственным образом мышления.

В-третьих, установить границы и сформировать четкий список запретов. Запрещая, придется повторять слово «нельзя» сто миллионов раз, но обязательно говорить, почему именно вы это делаете. Основные запреты должны касаться безопасности ребенка. Все, что запрещено, остается запрещенным стабильно. Все, что разрешено, должно быть разрешено всегда.

В-четвертых, обязательно используйте возможности игры. Все проявления кризиса легче переживать через игровую деятельность. Разыгрывайте с игрушками спектакли на тему безопасности, показывайте, как последовательность действий отразится на поведении плюшевых кис и мишуток. Если не знаете, как это все делается, посещайте игровые встречи для родителей, чтобы понять, как правильно играть, слушайте лекции специалистов по игре, изучайте пособия и книги о занятиях с малышом дома.

В-пятых, развивайте речь. Не в смысле – научите своего ребенка разговаривать за неделю по новомодной технологии, а просто разговаривайте с ним. Называйте предметы, чувства, эмоции, пользуйтесь мимикой и жестами. Лучшего момента, чем кризис первого года, для обучения на собственном опыте просто нет.


Кризис трех лет

В возрастной период, когда малыш начинает учиться осознавать себя и свои возможности, в период, когда появляется психологическое желание отделить себя от родителей, а также когда малыш ставит в приоритете свое «Я», родителям необходимо установить свое мнение и показать характер и настойчивость. В противном случае ребенок установит доминирование над домочадцами и будут происходить постоянные конфликты. Родителям необходимо уделить максимум внимания малышу и проявить максимальную внимательность по отношению к нему и его поведению.


Признаки кризиса 3-х лет (с рекомендациями):

1. Негативизм. Ребенок дает негативную реакцию «нет!» в основном на требование или просьбу определенного взрослого. Помните: негативизм не является патологией или желанием ребенка досадить взрослому. Когда ребенку говорят «да», а он твердит «нет», малыш дает понять, что он имеет право на собственные взгляды и желает, чтобы с ними считались. Не стоит подавлять бунт и категорично воспринимать такое поведение, иначе малыш не получит жизненно важный опыт, а лишь усвоит следующий урок: если хочешь быть хорошим, всегда нужно соглашаться с внешним мнением, особенно с мнением авторитетным. Такие дети в будущем, не могут сказать «нет».

2. Упрямство – это один из этапов в развитии собственного «Я». Нет нужды переубеждать ребенка и настаивать на своем. Проявляйте мудрость и терпение. Например, малыш упрямится и не хочет одевать варежки (шапку, снимать пижаму, мыть руки). Родитель может спокойным голосом сказать: «Да, конечно, я тебе НЕ РАЗРЕШАЮ надевать варежки на прогулку (снимать пижаму до обеда…)» Ребенок обычно сразу начинает делать наоборот. 

3. Строптивость. Малыш вдруг восстает против обычных дел, которые раньше выполнял без проблем. Строптивость направлена не на человека, а против прежнего образа жизни. В зависимости от ситуации, можно решить проблему разными способами: отвлечь ребенка, уговорить его, позволить ему действовать самостоятельно. Но только если это не опасно для жизни!

4. Своеволие. Теперь всегда на первый план выходит «Я сам!». Пусть многое пока не получается, но ребёнок хочет делать все сам. При этом малыша раздирает внутреннее противоречие: и сам не могу, и просить взрослых не могу. Конфликт, рев… А вы аккуратно поинтересуйтесь, можно ли ему помочь, немного…

5. Протест, бунт, истерики. Малыш со всеми идет на конфликт, причем родителям кажется, что он злостно издевается над ними. Истерики становятся инструментом манипуляции. Ребенок начинает проверять границы дозволенного, поможет ли такой метод добиться своего желания или нет. Кстати, истерики требуют зрителей – вот  почему малыш так любит устроить сцену в магазине, на детской площадке или прямо посреди городской улицы.

6. Обесценивание. Демонстративно ломает игрушки, выворачивает косметичку и рисует лучшей маминой помадой по стенам. Может обзываться, драться. Такие явления свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется отношение к другим людям и к самому себе. Он психологически отделяется от близких взрослых.

7. Деспотизм и ревность. Ребёнок, во что бы то ни стало, хочет добиться, чтобы исполнялось любое его желание. Средства, которыми он будет пользоваться в этом случае, могут быть, самыми разнообразными, в зависимости от «слабого места» в поведении родителей.

Чтобы данный период прошел у вашего чада максимально незаметно, вам необходимо следовать следующим рекомендациям:

  • Откажитесь от постоянной опеки над малышом. Следует осознать тот факт, что ребенок уже взрослеет и хочет получить право на самостоятельность. Втаком случае, родители могут предложить ребенку несколько обязанностей, которые он должен выполнять изо дня в день. Важно установить такие задания, чтобы ребенок мог самостоятельно с ними справляться, без помощи окружающих. В таком случае ребенок осознает, что ему доверяют. Не нужно отказывать малышу в помощи, а наоборот можно предложить ему поучаствовать в уборке квартиры и т.д. Но следует оградить его от работы, которая потенциально опасна.
  • Не навязывайте свое личное мнение ребенку, нужно его просто попросить выполнить то или иное задание, например, попросить малыша перевести вас через дорогу, сказав, что вы боитесь делать это самостоятельно, и вам нужна его поддержка;
  • Контролируйте свои эмоции и не поддавайтесь срыву, если у ребенка образовалась истерика. Если вы будете спокойны, то ребенок поймет, что он не сможет посредством истерики добиться от вас желаемого;
  • Не усугубляйте спор с ребенком, дабы не образовалась конфликтная ситуация. Также не следует насильно отказывать ему в его желании, нужно спокойно объяснить всю ситуацию, но скорее всего малыш продолжит настаивать на своем;
  • Научитесь идти на уступки своему ребенку, однако это касается только мелочных ситуаций, например, разрешить малышу скушать сосиску, а после суп. Поверьте, даже такая мелочная ситуация способна сблизить вас с малышом и показать то, что вы ему доверяете;
  • Научитесь доверять своему малышу, и обязательно выполняйте все свои обещания, чтобы у ребенка не было оснований для недоверия;
  • Не запугивайте ребенка нелепыми ситуациями и запретами выполнять то, что он хочет, здесь просто нужно определить нормы его прихотей. В таком возрасте можно попробовать донести до малыша полезную и столь важную информацию посредством игр. Так вы сможете установить рамки воспитания, которым будет поддаваться ребенок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЕСЛИ РЕБЕНОК ЛЖЕТ!

Что делать родителям, если ребенок лжетНа определенном этапе развития многие дети начинают лгать. Закрепится у ребенка это поведение или нет — зависит от реакции ро...

Если ребенок чрезмерно щедр: что делать родителям?

Причины, по которым ребенок может легко раздаривать игрушки и другие вещи. Как исправить ситуацию?...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Возрастной кризис 7 лет» Рекомендации родителям.

Кризис 7 лет – соединительное звено между дошкольным и школьным возрастом. Возрастные рамки могут изменяться в зависимости от особенностей развития (может нач...

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК… (рекомендации психолога родителям по проблемам поведения детей)

В разработке представлены рекоменации родителям по возможным проблемам в поведении детей: ребенок не хочет идти спать; если ребенок впадает в истерику;если ребенок кусает других детей; если ...

Консультация для родителей.Что делать родителям, если ребенок не спит в детском саду?

Зачем ребенку дневной сон? Результаты различных наблюдений и исследований педиатров и родителей однозначно указывают на то, что хороший дневной сон ребенка способствует более эффективной и длительной ...