Рекомендации дефектолога для родителей воспитанников старшей группы
учебно-методический материал (старшая группа)

Васютина Елена Сергеевна

рекомендации дефектолога для родителей воспитанников  старшей группы  по закреплению лексических тем на год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii.docx24.16 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации дефектолога

В сентябре мы прошли следующие лексические темы:

  1. До свидания, лето! Здравствуй, детский сад.
  2. Ранняя осень.
  3. Деревья, кустарники.
  4. Грибы.
  5. Ягоды.

Чтобы закрепить пройденное можно:

  • Повторять название текущего времени года, осенних месяцев; уточнять характерные признаки ранней осени (похолодание, частые дожди, листья на деревьях желтеют и опадают, собирают грибы и ягоды в лесу), по возможности обращать на них внимание детей на улице.
  • Повторять названия деревьев (берёза, дуб, клён, рябина, ель, сосна), грибов (белый гриб/боровик, красный гриб/подосиновик, подберёзовик, лисичка, сыроежка, мухомор, поганка), ягод (малина, клубника, черника, смородина, крыжовник, земляника, клюква) и обобщающие слова (деревья, грибы, ягоды).
  • Уточнять, что есть съедобные и ядовитые грибы/ягоды.
  • Спрашивать у детей, что можно приготовить из грибов или ягод.
  • Находить, называть, пересчитывать и раскрашивать на картинках деревья, грибы, ягоды.
  • Называть ягоды ласково (клубничка, малинка и т.д.).
  • Уточнять, какое варенье получится, например, из малины- малиновое, из земляники- земляничное и т.д.
  • Узнавать с какого дерева листочек (дубовый-с дуба, кленовый- с клёна и т.д.); знать, что изготавливают из дерева.

В октябре у нас следующие лексические темы:

  1. Овощи.
  2. Фрукты.
  3. Продукты питания.
  4. Посуда.

  • Мы учим детей самостоятельно раздеваться и одеваться, поддерживать порядок в своих шкафчиках.
  • Уточняем и закрепляем признаки осени, названия осенних месяцев, названия овощей, фруктов, посуды, виды продуктов (мясные, молочные и др.), обобщающие слова по теме.
  • Говорим о том, где растут овощи/фрукты, что из них готовят, чем они полезны.
  • Определяем цвет, форму и размер овощей и фруктов; сравниваем овощи/фрукты по цвету, форме, размеру.
  • Учим дифференцировать овощи и фрукты.
  • Определяем материал, из которого изготовлена посуда.
  • Учим отгадывать и загадывать загадки по теме (описывать предмет).
  • Уточняем, какие есть молочные (кефир, сыр, сметана, йогурт, творог, сливки и т.д.), мясные и др. продукты.
  • Развиваем зрительное, слуховое и тактильное восприятие через игру («Чудесный мешочек», «Наложенные контуры», «Чья тень?», «Хлопни, когда услышишь название овоща/ фрукта», «Угадай по описанию»)
  • Развиваем лексико-грамматический строй речи через игру («Один-много»: огурец-огурцы, яблоко-яблоки; «Назови ласково»: огурчик, яблочко, творожок и т.д.; «Из чего какая?»: из глины- глиняная, из стекла- стеклянная и т.д.).
  • Отгадываем целое по части и составляем целое из частей (разрезные картинки).
  • Играем в сюжетно- ролевую игру «Магазин».
  • Закрепляет прямой и обратный пересчёт в пределах 5.

Рекомендации дефектолога

В ноябре у нас следующие лексические темы:

  1. Одежда. Обувь. Головные уборы.
  2. Домашние птицы.
  3. Перелётные птицы.
  4. Осень. Обобщение.

  • Мы продолжаем учить детей самостоятельно раздеваться и одеваться, поддерживать порядок в своих шкафчиках, завязывать и развязывать узлы, расстёгивать и застёгивать пуговицы, молнии и другие застёжки.
  • Наблюдаем изменения в природе и закрепляем признаки осени, названия осенних месяцев.
  • Запоминаем названия предметов одежды, обуви, головных уборов; обобщающие слова по теме.
  • Знакомимся с птицами, их характерными особенностями, строением, повадками, средой обитания.
  • Запоминаем названия птиц (домашних: петух, курица, индюк, гусь; перелётными: утка, лебедь, ласточка, скворец, грач)
  • Определяем материал, из которого изготовлена одежда, обувь.
  • Учимся отгадывать и загадывать загадки по теме (описывать предмет).
  • Развиваем зрительное восприятие, внимание и память через игру («Запомни и назови», «Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Хлопни, когда услышишь название овоща/ фрукта», «Угадай по описанию»)
  • Группируем предметы по цвету, форме, размеру.
  • Учимся выстраивать ряд по высоте, закрепляем понятия «самый высокий», «самый низкий», «выше», «ниже».
  • Конструируем из кубиков «Сложи узор» и «Сложи квадрат» (доски Никитина).
  • Играем в сюжетно- ролевую игру «Поликлиника».
  • Разыгрываем сказку «Три поросёнка».
  • Закрепляем прямой и обратный счёт в пределах 5-10, пересчёт в пределах 5-10 с подведением итога.
  • Знакомимся с числами и цифрами (1-3), учимся соотносить цифру и количество предметов.
  • Учимся определять право/лево в схеме собственного тела, ориентироваться в пространстве относительно себя (справа/слева, спереди/сзади/между, сверху/снизу) и на плоскости листа (верх, низ, середина, лево/право).
  • Развиваем навыки речи-доказательства («4-й лишний»: какой предмет лишний и почему?)
  • Продолжаем развивать лексико-грамматический строй речи через игру («Скажи наоборот»: мокрый-сухой, высоко-низко, бросать-ловить, добро-зло; «Назови ласково»: костюмчик, петушок. уточка; «1-2-5»: 1 цыплёнок-2 цыплёнка- 5 цыплят; «Есть-нет» (есть цыплёнок-нет цыплёнка), «Назови детёнышей» (у утки-утята).
  • Знакомимся с понятием «звук» и «буква», учимся выделять заданный звук из множества других.
  • Продолжаем делить слова на слоги, отхлопываем и считаем слоги.

Всегда можно записаться

на индивидуальные консультации

к учителю-дефектологу, если:

  • остались вопросы по теме;
  • хотите подробнее ознакомиться с вариантами развивающих игр и приёмов;
  • желаете узнать динамику развития вашего ребёнка;
  • у вас есть другие индивидуальные запросы.

Консультации проходят каждую среду в 13.00/ 14.00/ 15.00/ 16.30.

Осуществляется предварительная запись на месяц.

В декабре

Лексические темы:

  1. Зима. Признаки зимы.
  2. Домашние животные.
  3. Дикие животные.
  4. Праздник Новый год.

  • Наблюдаем изменения в природе и уточняем признаки зимы, запоминаем названия зимних месяцев.
  • Уточняем и закрепляем представления о зимнем празднике «Новый год».
  • Запоминаем названия домашних и диких животных, знакомимся с их характерными особенностями, строением, повадками, средой обитания.
  • Продолжаем отгадывать и загадывать загадки- описания и подбираем подходящие по заданию слова

(«Каким может быть снег/снежинка/варежка/слово?», «Что бывает белым/ пушистым/ хрустящим/ блестящим?»)

  • Развиваем восприятие, внимание, память и мышление через игру («Мемо», «Что спрятано на рисунке?», «Чего не хватает?», «Угадай по описанию», «4-й лишний», «Повтори»)
  • Учимся сравнивать предметы по высоте/длине/ширине.
  • Конструируем из бумаги «Оригами».
  • Играем в сюжетно- ролевую игру «Ветеринарная клиника».
  • Разыгрываем сказку «Рукавичка».
  • Закрепляем прямой и обратный счёт в пределах 5-10, пересчёт в пределах 5-10 с подведением итога.
  • Знакомимся с составом числа 3.
  • Продолжаем определять право/лево в схеме собственного тела, ориентироваться в пространстве относительно себя (справа/слева, спереди/сзади/между, сверху/снизу) и на плоскости листа (верх, низ, середина, лево/право).

В январе

Лексические темы:

  1. Зимние забавы. Зимние виды спорта.
  2. Зимующие птицы.
  3. Животные холодных стран.

  • Продолжаем наблюдать за изменениями в природе. Повторяем признаки зимы, запоминаем названия и последовательность зимних месяцев.
  • Уточняем и расширяем представления о зимних забавах и зимних видах спорта.
  • Запоминаем названия животных холодных стран, знакомимся с их характерными особенностями, строением, повадками, средой обитания.
  • Развиваем восприятие, внимание, память и мышление через игры «Летели дракончики» (закрепляем навык счёта, развиваем скорость реакции, память), «Дубль» (сравниваем картинки, ищем одинаковые изображения), «Волшебные пуговицы» (запоминаем фигуры, группируем пуговицы по цвету и форме, нанизываем на шнурок, повторяем и продолжаем ряд), «Варежки» (находим варежки с одинаковым узором).
  • Конструируем из блоков Дьенеша, развиваем мелкую моторику посредством шнуровки.
  • Играем в сюжетно- ролевую игру «Спортсмены», разыгрываем сказку «Лисичка-сестричка и серый волк».
  • Продолжаем закреплять прямой и обратный счёт в пределах 5-10, пересчёт в пределах 5-10 с подведением итога, знакомимся с составом чисел 2-5.
  • Продолжаем определять право/лево в схеме собственного тела, ориентироваться в пространстве относительно себя.
  • Продолжаем игру «Холодно-горячо», ищем спрятанную игрушку, ориентируясь на помощь друзей.

В феврале

Лексические темы:

  1. Животные жарких стран.
  2. Профессии.
  3. Инструменты.
  4. День Защитника Отечества.

  • Продолжаем наблюдать за изменениями в природе. Повторяем признаки зимы, запоминаем названия и последовательность зимних месяцев. Читаем стихи про февраль.
  • Запоминаем названия животных жарких стран, знакомимся с их характерными особенностями, строением, повадками, средой обитания.
  • Уточняем и расширяем представления о профессиях и инструментах. Проводим беседу о профессиях родителей.

!!! (По возможности, обсудите с детьми эту тему заранее. Постарайтесь объяснить доступно: где, кем вы работаете и какие действия выполняете на работе.)

  • Уточняем и расширяем представления детей о празднике «День Защитника Отечества», армии, видах войск, военной технике. Знакомим с понятием «Родина».
  • Развиваем восприятие, внимание, память и мышление через игры «Найди дорожку», «Путаница», «4-й лишний», «Запомни и повтори», «Найди и покажи».
  • Играем в сюжетно- ролевую игру «Зоопарк» и «Моряки», разыгрываем сказку «Снегурочка».
  • Продолжаем закреплять прямой, обратный и порядковый счёт в пределах 5-10, пересчёт в пределах 5-10 с подведением итога, знакомимся с составом чисел 2-5. Конструируем из деталей танграма.
  • Расширяем лексический запас и развиваем лексико-грамматический строй речи: игры «Скажи наоборот» (противоположности), «Много чего?», «1-2-5»

В марте

Лексические темы:

  1. Международный женский день (28.02-06.03).
  2. Семья (07.03-13.03).
  3. Весна. Признаки весны (14.03-20.03).
  4. Мебель (21.03-27.03).
  5. Бытовая техника (28.03-03.04).

  • Продолжаем наблюдать за изменениями в природе. Уточняем и закрепляем признаки весны, учим названия и последовательность весенних месяцев.
  • Уточняем и расширяем представления детей о праздниках «Международный женский день» и «Масленица».
  • Уточняем и расширяем представления о семье, её составе и родственниках.
  • Запоминаем названия мебели и бытовых приборов, знакомимся с их назначением, безопасным использованием.
  • Развиваем восприятие, внимание, память и логическое мышление через игры «Найди отличия», «4-й лишний», «Мемо», лабиринты, «Найди пару» (аналогии).
  • Развиваем причинно-следственные связи.
  • Играем в сюжетно- ролевую игру «Салон красоты» (парикмахерская), разыгрываем сказку «Заюшкина избушка».
  • Продолжаем закреплять прямой, обратный и порядковый счёт в пределах 5-10, пересчёт в пределах 5-10 с подведением итога, знакомимся с составом чисел 2-6. Решаем арифметические задачи в пределах 6.
  • Расширяем лексический запас и развиваем лексико-грамматический строй речи: игры «Для чего нужно?» (это нужно, чтобы…), «Назови ласково» (кот-котик, яблоко-яблочко и т.д.), «Подбери словечко» (что бывает прозрачным или пушистым, что/кто может летать или скрипеть и т.д.).

В апреле

Лексические темы:

  1. Я и мой организм (04.04-10.04)
  2. Космос. День Космонавтики (11.04-17.04)
  3. Транспорт (18.04-24.04)
  4. Цветы (25.04-01.05)

  • Продолжаем наблюдать за изменениями в природе.
  • Уточняем и закрепляем признаки весны, учим названия и последовательность весенних месяцев, дней недели, частей суток.
  • Уточняем и расширяем представления детей о человеке, его теле (строение, функционирование), чувствах/ эмоциях, здоровом образе жизни.
  • Уточняем и расширяем представления детей о космосе, его освоении человеком.
  • Запоминаем названия транспорта, знакомимся с видами транспорта и его назначением, учим правила поведения в общественных местах.
  • Учим названия цветов, знакомимся с видами и строением цветов.
  • Развиваем восприятие, внимание, память и логическое мышление через игры «Найди отличия», «4-й лишний», «Мемо», «Что сначала, что потом», «Найди и покажи».
  • Играем в сюжетно- ролевую игру «В автобусе», разыгрываем сказку «Заюшкина избушка».
  • Продолжаем закреплять прямой, обратный и порядковый счёт в пределах 5-10, пересчёт в пределах 5-10 с подведением итога, знакомимся с составом чисел 2-7. Решаем арифметические задачи в пределах 7.
  • Развиваем речь, составляя предложения и короткие рассказы по картине или в рамках заданной теме, используем в речи простые и сложные союзы (и, а, но, потому что).

В мае

Лексические темы:

  1. День Победы (02.05-08.05)
  2. Рыбы (09.05-15.05)
  3. Насекомые (16.05-22.05)
  4. Наш город (23.05-29.05)
  5. Признаки лета (30.05-31.05)

  • Продолжаем наблюдать за изменениями в природе.
  • Закрепляем признаки весны, названия и последовательность весенних месяцев.
  • Уточняем и расширяем представления детей о празднике День Победы.
  • Уточняем и расширяем представления детей о рыбах и насекомых; их строении, особенностях, среде обитания.
  • Учим названия рыб, насекомых.
  • Уточняем и расширяем представления детей о нашем городе и его достопримечательностях.
  • Развиваем восприятие, внимание, память и логическое мышление через игры «Найди ошибку художника», «Что случилось?» (работа с сюжетной картиной), «Кто быстрее?» (сосчитает, найдёт, покажет).
  • Играем в сюжетно- ролевую игру «Экскурсия по городу», разыгрываем сказку «Красная Шапочка».
  • Продолжаем закреплять прямой, обратный и порядковый счёт в пределах 5-10, пересчёт в пределах 5-10 с подведением итога, знакомимся с составом чисел (до 10). Решаем арифметические задачи в пределах 10.
  • Развиваем речь, составляя предложения и короткие рассказы по картине или в рамках заданной теме, используем в речи предложно-падежные конструкции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей воспитанников старшей группы «Как стать Неболейкой»

Понимая необходимость формирования  в семейном воспитании привычки ведения здорового образа жизни, осознанное понимание родителями  ответственности за свое здоровье и здоровье детей, наш дет...

Анкета для родителей воспитанников старшей группы ДОО "Я и ребенок, я и детский сад" (авт. Алешина К.А.)

Цель: выявления особенностей общения родителей и детей, качества взаимодействия семьи и детского сада в развитии навыков общения воспитанников.Анкета состоит из трех разделов включающих в себя: раздел...

Консультация для родителей воспитанников старшей группы с ОВЗ (НОДА)

Консультация для родителей воспитанников старшей группы с ОВЗ (НОДА)Форма проведения: игровой тренинг-практикум....

Семейная викторина для родителей воспитанников старшей группы «Здоровье не купишь, его разум дарит».

Формировать  у   родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников....

Рекомендации для родителей воспитанников старшей группы компенсирующей направленности на время летних каникул

Лето - время для отдыха. Но большинство детей за лето теряют кропотливо наработанные за учебный год навыки. Рекомендации даются для того, чтобы заинтересованные родители могли минимизировать эти потер...

Вариант рекомендаций учителя- дефектолога для родителей в старшей группе для детей с ОВЗ (ЗПР)

Рекомендации учителя- дефектолога для родителей по основным направлениям коррекционно-развивающей работы в соответствии с лексическими темами в старшей группе для детей с ОВЗ (ЗПР)....

План работы взаимодействия с родителями воспитанников старшей группы №2 МБДОУ «Детский сад № 30», старшей группы на учебный год.

План работы взаимодействия с родителями воспитанников старшей группы №2МБДОУ «Детский сад № 30», старшей группы на 2020-2021 учебный год....