Рекомендации дефектолога для родителей воспитанников старшей группы
учебно-методический материал (старшая группа)
рекомендации дефектолога для родителей воспитанников старшей группы по закреплению лексических тем на год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii.docx | 24.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации дефектолога
В сентябре мы прошли следующие лексические темы:
- До свидания, лето! Здравствуй, детский сад.
- Ранняя осень.
- Деревья, кустарники.
- Грибы.
- Ягоды.
Чтобы закрепить пройденное можно:
- Повторять название текущего времени года, осенних месяцев; уточнять характерные признаки ранней осени (похолодание, частые дожди, листья на деревьях желтеют и опадают, собирают грибы и ягоды в лесу), по возможности обращать на них внимание детей на улице.
- Повторять названия деревьев (берёза, дуб, клён, рябина, ель, сосна), грибов (белый гриб/боровик, красный гриб/подосиновик, подберёзовик, лисичка, сыроежка, мухомор, поганка), ягод (малина, клубника, черника, смородина, крыжовник, земляника, клюква) и обобщающие слова (деревья, грибы, ягоды).
- Уточнять, что есть съедобные и ядовитые грибы/ягоды.
- Спрашивать у детей, что можно приготовить из грибов или ягод.
- Находить, называть, пересчитывать и раскрашивать на картинках деревья, грибы, ягоды.
- Называть ягоды ласково (клубничка, малинка и т.д.).
- Уточнять, какое варенье получится, например, из малины- малиновое, из земляники- земляничное и т.д.
- Узнавать с какого дерева листочек (дубовый-с дуба, кленовый- с клёна и т.д.); знать, что изготавливают из дерева.
В октябре у нас следующие лексические темы:
- Овощи.
- Фрукты.
- Продукты питания.
- Посуда.
- Мы учим детей самостоятельно раздеваться и одеваться, поддерживать порядок в своих шкафчиках.
- Уточняем и закрепляем признаки осени, названия осенних месяцев, названия овощей, фруктов, посуды, виды продуктов (мясные, молочные и др.), обобщающие слова по теме.
- Говорим о том, где растут овощи/фрукты, что из них готовят, чем они полезны.
- Определяем цвет, форму и размер овощей и фруктов; сравниваем овощи/фрукты по цвету, форме, размеру.
- Учим дифференцировать овощи и фрукты.
- Определяем материал, из которого изготовлена посуда.
- Учим отгадывать и загадывать загадки по теме (описывать предмет).
- Уточняем, какие есть молочные (кефир, сыр, сметана, йогурт, творог, сливки и т.д.), мясные и др. продукты.
- Развиваем зрительное, слуховое и тактильное восприятие через игру («Чудесный мешочек», «Наложенные контуры», «Чья тень?», «Хлопни, когда услышишь название овоща/ фрукта», «Угадай по описанию»)
- Развиваем лексико-грамматический строй речи через игру («Один-много»: огурец-огурцы, яблоко-яблоки; «Назови ласково»: огурчик, яблочко, творожок и т.д.; «Из чего какая?»: из глины- глиняная, из стекла- стеклянная и т.д.).
- Отгадываем целое по части и составляем целое из частей (разрезные картинки).
- Играем в сюжетно- ролевую игру «Магазин».
- Закрепляет прямой и обратный пересчёт в пределах 5.
Рекомендации дефектолога
В ноябре у нас следующие лексические темы:
- Одежда. Обувь. Головные уборы.
- Домашние птицы.
- Перелётные птицы.
- Осень. Обобщение.
- Мы продолжаем учить детей самостоятельно раздеваться и одеваться, поддерживать порядок в своих шкафчиках, завязывать и развязывать узлы, расстёгивать и застёгивать пуговицы, молнии и другие застёжки.
- Наблюдаем изменения в природе и закрепляем признаки осени, названия осенних месяцев.
- Запоминаем названия предметов одежды, обуви, головных уборов; обобщающие слова по теме.
- Знакомимся с птицами, их характерными особенностями, строением, повадками, средой обитания.
- Запоминаем названия птиц (домашних: петух, курица, индюк, гусь; перелётными: утка, лебедь, ласточка, скворец, грач)
- Определяем материал, из которого изготовлена одежда, обувь.
- Учимся отгадывать и загадывать загадки по теме (описывать предмет).
- Развиваем зрительное восприятие, внимание и память через игру («Запомни и назови», «Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Хлопни, когда услышишь название овоща/ фрукта», «Угадай по описанию»)
- Группируем предметы по цвету, форме, размеру.
- Учимся выстраивать ряд по высоте, закрепляем понятия «самый высокий», «самый низкий», «выше», «ниже».
- Конструируем из кубиков «Сложи узор» и «Сложи квадрат» (доски Никитина).
- Играем в сюжетно- ролевую игру «Поликлиника».
- Разыгрываем сказку «Три поросёнка».
- Закрепляем прямой и обратный счёт в пределах 5-10, пересчёт в пределах 5-10 с подведением итога.
- Знакомимся с числами и цифрами (1-3), учимся соотносить цифру и количество предметов.
- Учимся определять право/лево в схеме собственного тела, ориентироваться в пространстве относительно себя (справа/слева, спереди/сзади/между, сверху/снизу) и на плоскости листа (верх, низ, середина, лево/право).
- Развиваем навыки речи-доказательства («4-й лишний»: какой предмет лишний и почему?)
- Продолжаем развивать лексико-грамматический строй речи через игру («Скажи наоборот»: мокрый-сухой, высоко-низко, бросать-ловить, добро-зло; «Назови ласково»: костюмчик, петушок. уточка; «1-2-5»: 1 цыплёнок-2 цыплёнка- 5 цыплят; «Есть-нет» (есть цыплёнок-нет цыплёнка), «Назови детёнышей» (у утки-утята).
- Знакомимся с понятием «звук» и «буква», учимся выделять заданный звук из множества других.
- Продолжаем делить слова на слоги, отхлопываем и считаем слоги.
Всегда можно записаться
на индивидуальные консультации
к учителю-дефектологу, если:
- остались вопросы по теме;
- хотите подробнее ознакомиться с вариантами развивающих игр и приёмов;
- желаете узнать динамику развития вашего ребёнка;
- у вас есть другие индивидуальные запросы.
Консультации проходят каждую среду в 13.00/ 14.00/ 15.00/ 16.30.
Осуществляется предварительная запись на месяц.
В декабре
Лексические темы:
- Зима. Признаки зимы.
- Домашние животные.
- Дикие животные.
- Праздник Новый год.
- Наблюдаем изменения в природе и уточняем признаки зимы, запоминаем названия зимних месяцев.
- Уточняем и закрепляем представления о зимнем празднике «Новый год».
- Запоминаем названия домашних и диких животных, знакомимся с их характерными особенностями, строением, повадками, средой обитания.
- Продолжаем отгадывать и загадывать загадки- описания и подбираем подходящие по заданию слова
(«Каким может быть снег/снежинка/варежка/слово?», «Что бывает белым/ пушистым/ хрустящим/ блестящим?»)
- Развиваем восприятие, внимание, память и мышление через игру («Мемо», «Что спрятано на рисунке?», «Чего не хватает?», «Угадай по описанию», «4-й лишний», «Повтори»)
- Учимся сравнивать предметы по высоте/длине/ширине.
- Конструируем из бумаги «Оригами».
- Играем в сюжетно- ролевую игру «Ветеринарная клиника».
- Разыгрываем сказку «Рукавичка».
- Закрепляем прямой и обратный счёт в пределах 5-10, пересчёт в пределах 5-10 с подведением итога.
- Знакомимся с составом числа 3.
- Продолжаем определять право/лево в схеме собственного тела, ориентироваться в пространстве относительно себя (справа/слева, спереди/сзади/между, сверху/снизу) и на плоскости листа (верх, низ, середина, лево/право).
В январе
Лексические темы:
- Зимние забавы. Зимние виды спорта.
- Зимующие птицы.
- Животные холодных стран.
- Продолжаем наблюдать за изменениями в природе. Повторяем признаки зимы, запоминаем названия и последовательность зимних месяцев.
- Уточняем и расширяем представления о зимних забавах и зимних видах спорта.
- Запоминаем названия животных холодных стран, знакомимся с их характерными особенностями, строением, повадками, средой обитания.
- Развиваем восприятие, внимание, память и мышление через игры «Летели дракончики» (закрепляем навык счёта, развиваем скорость реакции, память), «Дубль» (сравниваем картинки, ищем одинаковые изображения), «Волшебные пуговицы» (запоминаем фигуры, группируем пуговицы по цвету и форме, нанизываем на шнурок, повторяем и продолжаем ряд), «Варежки» (находим варежки с одинаковым узором).
- Конструируем из блоков Дьенеша, развиваем мелкую моторику посредством шнуровки.
- Играем в сюжетно- ролевую игру «Спортсмены», разыгрываем сказку «Лисичка-сестричка и серый волк».
- Продолжаем закреплять прямой и обратный счёт в пределах 5-10, пересчёт в пределах 5-10 с подведением итога, знакомимся с составом чисел 2-5.
- Продолжаем определять право/лево в схеме собственного тела, ориентироваться в пространстве относительно себя.
- Продолжаем игру «Холодно-горячо», ищем спрятанную игрушку, ориентируясь на помощь друзей.
В феврале
Лексические темы:
- Животные жарких стран.
- Профессии.
- Инструменты.
- День Защитника Отечества.
- Продолжаем наблюдать за изменениями в природе. Повторяем признаки зимы, запоминаем названия и последовательность зимних месяцев. Читаем стихи про февраль.
- Запоминаем названия животных жарких стран, знакомимся с их характерными особенностями, строением, повадками, средой обитания.
- Уточняем и расширяем представления о профессиях и инструментах. Проводим беседу о профессиях родителей.
!!! (По возможности, обсудите с детьми эту тему заранее. Постарайтесь объяснить доступно: где, кем вы работаете и какие действия выполняете на работе.)
- Уточняем и расширяем представления детей о празднике «День Защитника Отечества», армии, видах войск, военной технике. Знакомим с понятием «Родина».
- Развиваем восприятие, внимание, память и мышление через игры «Найди дорожку», «Путаница», «4-й лишний», «Запомни и повтори», «Найди и покажи».
- Играем в сюжетно- ролевую игру «Зоопарк» и «Моряки», разыгрываем сказку «Снегурочка».
- Продолжаем закреплять прямой, обратный и порядковый счёт в пределах 5-10, пересчёт в пределах 5-10 с подведением итога, знакомимся с составом чисел 2-5. Конструируем из деталей танграма.
- Расширяем лексический запас и развиваем лексико-грамматический строй речи: игры «Скажи наоборот» (противоположности), «Много чего?», «1-2-5»
В марте
Лексические темы:
- Международный женский день (28.02-06.03).
- Семья (07.03-13.03).
- Весна. Признаки весны (14.03-20.03).
- Мебель (21.03-27.03).
- Бытовая техника (28.03-03.04).
- Продолжаем наблюдать за изменениями в природе. Уточняем и закрепляем признаки весны, учим названия и последовательность весенних месяцев.
- Уточняем и расширяем представления детей о праздниках «Международный женский день» и «Масленица».
- Уточняем и расширяем представления о семье, её составе и родственниках.
- Запоминаем названия мебели и бытовых приборов, знакомимся с их назначением, безопасным использованием.
- Развиваем восприятие, внимание, память и логическое мышление через игры «Найди отличия», «4-й лишний», «Мемо», лабиринты, «Найди пару» (аналогии).
- Развиваем причинно-следственные связи.
- Играем в сюжетно- ролевую игру «Салон красоты» (парикмахерская), разыгрываем сказку «Заюшкина избушка».
- Продолжаем закреплять прямой, обратный и порядковый счёт в пределах 5-10, пересчёт в пределах 5-10 с подведением итога, знакомимся с составом чисел 2-6. Решаем арифметические задачи в пределах 6.
- Расширяем лексический запас и развиваем лексико-грамматический строй речи: игры «Для чего нужно?» (это нужно, чтобы…), «Назови ласково» (кот-котик, яблоко-яблочко и т.д.), «Подбери словечко» (что бывает прозрачным или пушистым, что/кто может летать или скрипеть и т.д.).
В апреле
Лексические темы:
- Я и мой организм (04.04-10.04)
- Космос. День Космонавтики (11.04-17.04)
- Транспорт (18.04-24.04)
- Цветы (25.04-01.05)
- Продолжаем наблюдать за изменениями в природе.
- Уточняем и закрепляем признаки весны, учим названия и последовательность весенних месяцев, дней недели, частей суток.
- Уточняем и расширяем представления детей о человеке, его теле (строение, функционирование), чувствах/ эмоциях, здоровом образе жизни.
- Уточняем и расширяем представления детей о космосе, его освоении человеком.
- Запоминаем названия транспорта, знакомимся с видами транспорта и его назначением, учим правила поведения в общественных местах.
- Учим названия цветов, знакомимся с видами и строением цветов.
- Развиваем восприятие, внимание, память и логическое мышление через игры «Найди отличия», «4-й лишний», «Мемо», «Что сначала, что потом», «Найди и покажи».
- Играем в сюжетно- ролевую игру «В автобусе», разыгрываем сказку «Заюшкина избушка».
- Продолжаем закреплять прямой, обратный и порядковый счёт в пределах 5-10, пересчёт в пределах 5-10 с подведением итога, знакомимся с составом чисел 2-7. Решаем арифметические задачи в пределах 7.
- Развиваем речь, составляя предложения и короткие рассказы по картине или в рамках заданной теме, используем в речи простые и сложные союзы (и, а, но, потому что).
В мае
Лексические темы:
- День Победы (02.05-08.05)
- Рыбы (09.05-15.05)
- Насекомые (16.05-22.05)
- Наш город (23.05-29.05)
- Признаки лета (30.05-31.05)
- Продолжаем наблюдать за изменениями в природе.
- Закрепляем признаки весны, названия и последовательность весенних месяцев.
- Уточняем и расширяем представления детей о празднике День Победы.
- Уточняем и расширяем представления детей о рыбах и насекомых; их строении, особенностях, среде обитания.
- Учим названия рыб, насекомых.
- Уточняем и расширяем представления детей о нашем городе и его достопримечательностях.
- Развиваем восприятие, внимание, память и логическое мышление через игры «Найди ошибку художника», «Что случилось?» (работа с сюжетной картиной), «Кто быстрее?» (сосчитает, найдёт, покажет).
- Играем в сюжетно- ролевую игру «Экскурсия по городу», разыгрываем сказку «Красная Шапочка».
- Продолжаем закреплять прямой, обратный и порядковый счёт в пределах 5-10, пересчёт в пределах 5-10 с подведением итога, знакомимся с составом чисел (до 10). Решаем арифметические задачи в пределах 10.
- Развиваем речь, составляя предложения и короткие рассказы по картине или в рамках заданной теме, используем в речи предложно-падежные конструкции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практикум для родителей воспитанников старшей группы «Как стать Неболейкой»
Понимая необходимость формирования в семейном воспитании привычки ведения здорового образа жизни, осознанное понимание родителями ответственности за свое здоровье и здоровье детей, наш дет...
Анкета для родителей воспитанников старшей группы ДОО "Я и ребенок, я и детский сад" (авт. Алешина К.А.)
Цель: выявления особенностей общения родителей и детей, качества взаимодействия семьи и детского сада в развитии навыков общения воспитанников.Анкета состоит из трех разделов включающих в себя: раздел...
Консультация для родителей воспитанников старшей группы с ОВЗ (НОДА)
Консультация для родителей воспитанников старшей группы с ОВЗ (НОДА)Форма проведения: игровой тренинг-практикум....
Семейная викторина для родителей воспитанников старшей группы «Здоровье не купишь, его разум дарит».
Формировать у родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников....
Рекомендации для родителей воспитанников старшей группы компенсирующей направленности на время летних каникул
Лето - время для отдыха. Но большинство детей за лето теряют кропотливо наработанные за учебный год навыки. Рекомендации даются для того, чтобы заинтересованные родители могли минимизировать эти потер...
Вариант рекомендаций учителя- дефектолога для родителей в старшей группе для детей с ОВЗ (ЗПР)
Рекомендации учителя- дефектолога для родителей по основным направлениям коррекционно-развивающей работы в соответствии с лексическими темами в старшей группе для детей с ОВЗ (ЗПР)....
План работы взаимодействия с родителями воспитанников старшей группы №2 МБДОУ «Детский сад № 30», старшей группы на учебный год.
План работы взаимодействия с родителями воспитанников старшей группы №2МБДОУ «Детский сад № 30», старшей группы на 2020-2021 учебный год....