"Пути преодоления трудностей к адаптации детей в ДОУ"
материал (младшая группа)
"Пути преодоления трудностей к адаптации детей в ДОУ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vorobeva_yu.d.docx | 47.01 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД
Отчет по самообразованию
"Пути преодоления трудностей к адаптации детей в ДОУ"
Подготовила:
Воспитатель группы №3
Воробьева Ю.Д.
Эта тема была выбрана мною не случайно, так как до поступления в наш детский сад мне не приходилось работать с детьми раннего возраста, поэтому самообразование по этому разделу для меня очень важно.
Детский сад - новый период в жизни ребенка. Не все дети сразу принимают незнакомых людей, новую обстановку. Случается, что и родители, отдавшие своего ребенка в сад, начинают разочаровываться при виде детских слез, капризов, отказов идти в сад, болезни, претензии и обиды в адрес сотрудников, которые напрямую взаимодействуют с их детьми.
Адаптация - процесс развития приспособительных реакций организма в ответ на новые для него условия. Целью этого процесса является адекватное реагирование на колебания разных факторов внешней среды. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи и многое другое - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.
В период адаптации у ребенка происходит перестройка ранее сформированных привычек и уклада жизни. Ребенок подвергается эмоциональному стрессу при предъявлении нового помещения, новых игрушек, новых людей, новых правил. Готовность к детскому саду зависит от готовности родителей оставлять свое чадо на некоторое время в детском саду. Тревожные матери испытывают трудности с этим. Они настолько тревожны, что они проецируют это на состояние ребенка. Анализ деятельности дошкольного учреждения показал, что проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна: если использовать системный подход в организации адаптации, в основе которого лежит комплекс мер, направленных на создание оптимальных условий для детей, то это позволит детям значительно легче перенести этот период.
Работая с детьми раннего возраста, я пришла к выводу, что только своим душевным участием, терпением, в добром взаимоотношении с родителями можно достичь положительного результата.
Цель: систематизация работы по созданию благоприятных условий социальной адаптации детей в условиях дошкольного учреждения.
Задачи:
- Создание условий для сохранности и укрепления здоровья детей, обеспечение периода адаптации к условиям дошкольного учреждения;
- Проанализировать направления совместной деятельности воспитателей и родителей по оптимизации процесса адаптации детей младшего дошкольного возраста.
- Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме адаптации детей мл. дошкольного возраста
- Выявить психолого-педагогические условия успешной адаптации детей к дошкольному образовательному учреждению
При решении поставленных задач применялись следующие методы и приемы работы:
- Первичная консультация для родителей по адаптации ребенка к ДОУ;
- Анкетирование родителей;
- Адаптационный лист;
- Анализ адаптации детей;
- Планирование работы в адаптационный период;
- Создание комфортных условий для пребывания детей в группе;
- Оформление картотек игр, пальчиковых гимнастик и т.д.
Работая по теме, я разработала планирование с учетом возможностей детского сада и с учетом особенности детей раннего возраста.
В период адаптации в группе было проведено наблюдение за эмоциональным состоянием ребенка, поведением ребенка в момент расставания и встречи с родными, отношением к предметному миру и игрушкам, речевой активностью, двигательной активностью, аппетитом ребенка, взаимодействием со взрослыми и детьми. Данные фиксировались в адаптационных листах.
В процессе работы оформлялась РППС, тем самым проходило знакомство детей с группой. Утро начиналось с позитивной утренней гимнастики и различных релаксирующих мероприятий на установление более тесного контакта с детьми. Также использовались различные игры, которые способствуют сближению и доверию к воспитателю, такие как "Ласковое имя" и др. Дети приходят в сад со своей любимой игрушкой, с которой в процессе и привыкают к дневному сну. На основании этого мы создали "Полочку любимых игрушек", которая создает положительные установки на предстоящие режимные моменты в процессе дня, подвижные игры, пальчиковые игры, сказкотерапию, знакомство с театральной деятельностью. Активное участие в адаптации принимают родители, которые помогают воспитателям лучше узнать детей и их семьи. Совместно с детьми изготавливали коллаж "Профессии моих родителей", где дети проявляли речевую активность. В ДОУ проводились различные конкурсы поделок, где малыши и их семьи принимали участие. Привлекали педагогов дополнительного образования, где расширяли знакомство с внутренним пространством детского сада.
По результатам наблюдений и бесед с родителями были выделены основные трудности, усложняющие адаптацию детей:
- несоответствие режимов (домашнего и группового);
- несформированность культурно - гигиенических навыков;
- незнание слов - запретов, помогающие избегать травмирующие ситуации;
- неумение занять себя.
Актуальной является задача обучения родителей различных формам поддержки ребенка. Для родителей была предоставлена стендовая и печатная информация: буклеты, памятки, анкетирование, велась консультативная и индивидуальная работа, проводилось родительское собрание, беседы по итогам дня, где они могли получить рекомендации, которые помогли быстрее адаптировать их малыша, повышалась педагогическая компетентность родителей.
В ходе реализации программы адаптационного периода можно подвести итоги: адаптацию проходили 17 человек (3 человека еще не посещают детский сад)
высокий уровень адаптированности имеют - 36 % (6 человек)
средний уровень адаптированности имеют - 47 % (8 человек)
низкий уровень адаптированности имеют - 17 % (3 человека)
Таким образом, изучая материал по данной теме, мне удалось пополнить свой педагогический опыт и более компетентно и профессионально организовать свою работу, а тесное содружество с родителями дали положительные результаты в сохранении психического, физического развития и здоровья ребенка раннего возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Памятка для родителей по преодолению трудностей в общении детей дошкольного возраста.
Несколько рекомендаций, с помощью которых можно решить проблемы в общении детей дошкольного возраста....
Презентация на тему: "Мульттерапия как эффективная технология преодоления трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста со сверстниками".
"Мульттерапия как эффективная технология преодоления трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста со сверстниками"....
«Мульттерапия как эффективная технология преодоления трудностей в общении детей старшего дошкольного возраста со сверстниками»
Опыт работы...
Самообразование воспитателя "Пути преодоления трудностей к адаптации у детей в ДОУ"
Самообразование воспитателя "Пути преодоления трудностей к адаптации у детей в ДОУ"...
Единственный ребёнок в семье. Пути преодоления трудностей .
За последние годы значительно возросло количество семей с единственным ребенком. Таких детей часто считают избалованными, эгоистичными – это не так. Просто им не приходится делить с братьями и с...
«Взаимодействие воспитателей с семьёй по преодолению трудностей в адаптации детей раннего возраста».
На сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению очень актуальна. В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, по...
Консультация для воспитателей:"Пути преодоления трудностей к адаптации в ДОУ"
Проблема адаптации ребёнка к детскому учреждению-одна из самых острых в педагогике раннего возраста. ...
- Мне нравится (2)