Мастер-класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»
консультация
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»
«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития
Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливает живительный поток представлении,понятии
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Цель
- Повысить уровень знаний педагогов по методике формирования элементарных математических представлений.
- Вооружить воспитателей практическими навыками проведения логико-математических игр.
- Ознакомить педагогов с играми, направленными на развитие логического мышления, в работе по ФЭМП с детьми 5-6 лет.
Задачи
- Развитие логического мышления, воображение, умственные способности.
- Находить объект по заданным свойствам.
- Развитие творческих и комбинаторных способностей, освоение классифицировать множества по двум-трё м свойствам: цвет и форма, размер и форма.
- Закреплять знания геометрических фигур; умение ориентироваться на плоскости, анализировать, творчески мыслить.
Материал и оборудование: обручи (красный, синий, зеленый, квадраты Никитина, «Колумбово яйцо», «Листик», блоки Дьенеша; пластилин; дощечки для пластилина, магнитная доска, карточки с магнитами для игры «Реши головоломку» карточки-ребусы.
Ход работы
Здравствуйте! Я рада приветствовать на своём мастер – классе. Позвольте спросить Вас «Часто вы думаете?» Правильно постоянно, всегда. А как вы думаете, думать и мыслить - это одно и тоже? Совершенно верно разные процессы.
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Основной метод развития – проблемно-поисковый, а главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.
Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось бы подробнее остановиться на развитии логического мышления ребенка и показать роль игры как средства формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.
Начиная работу было бы неплохо изучить эмоциональное самочувствие ребенка, его отношение к математике. В этом может помочь проективная беседа, которая проводится индивидуально с каждым ребенком в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны взрослого. Идеальным средством для этого являются дидактические игры так как проблемная ситуация заложена в игровой задачи
Один из тестов предполагает определить предпочтение ребенка в выборе деятельности. Воспитатель показывает ребенку таблицу с изображение домиков, на каждом из них схематично изображено то, что подчеркивает принадлежность к определенной сфере.
«Математический домик» - украшен цифрами.
Домик для грамоты – буквами.
Карандаши на домике показывают, что он предназначен для изобразительной деятельности.
Игрушка – здесь можно играть.
Воспитатель спрашивает ребенка: «Перед тобой домики – в одном можно рисовать, в другом – слушать сказки, в третьем – заниматься математикой, в четвертом - играть. В каком домике тебе будет интереснее всего? Почему? В какой еще домик тебе хотелось бы зайти? В какой домик тебе заходить совсем не хочется? Почему?»
Этот простой тест определяет предпочтения ребенка, его интерес к определенному виду деятельности. Становится ясно, кто из детей тяготеет к математическим занятиям, а кто не стремиться «посетить» этот домик.
Как показывает опыт, дети в первую очередь выбирают игровой и сказочный домики.
Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Сегодня я вам предлагаю принять участие в этих играх.
Начнём с первого игрового задания «Вылепи цифру». Я буду загадывать загадку о цифре, а вы вылепите ответ.
Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою. (4)
Эта циферка с секретом.
И зимой, и жарким летом
Различишь едва-едва,
Где в ней ноги, голова. (8)
Цифру эту угадай-ка!
Она большая зазнавай-ка.
Единицу сложишь с двойкой,
И получишь цифру. (3)
Для детей это оказалось не так просто.
Вторая игра называется «Составь фигуру». Для этого мы будем использовать «Колумбово яйцо» для детей старшей группы, «Ракета» для детей подготовительной группы «Бабочка». Ваша задача: составить изображение по схеме.
Следующая игра «Разложи фигуры» (проводится с блоками Дьенеша).
Это задание для старшей группы: Кот Васька побывал в Городе Геометрических Фигур и перепутал все дома и улицы. Жители города так расстроились, что забыли, кто в каком домике живет. Вы должны помочьим расселиться в новом городе. На пол кладутся два обруча так, что бы образовалось три части города, три отдельных области (пересечение). Внутри красного обруча захотели жить все красные фигуры, внутри зеленого – все круглые. «Дети» - должны сообразить, что в области пересечения двух обручей поселяться фигуры, обладающие двумя общими признаками: цветом (красные) и формой (круглые). Дети отвечают на вопрос: «Какие фигуры лежат вне обоих обручей?» Все не красные и не круглые: синие, желтые, зеленые, треугольные, квадратные.
А сейчас я предлагаю вам игру «Полминутки для шутки» эта игра может служить динамической паузой. Задания:
- Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов. (6)
- Ножкой топни столько раз, сколько уточек у нас. (7)
- Сколько покажу кружков, столько выполнишь прыжков. (8)
- Присядем столько раз, сколько бабочек у нас. (13)
- Сколько очков, столько язычком щелчков. (14)
- Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки (16)
А вы любите путешествовать. Тогда отгадайте на чём мы отправимся в путешествие сегодня. В поле лестница лежит дом по лестнице бежит.
Молодцы правильно отгадали загадку. Ну что ж подготовим свой поезд путь дорожку.
Пусть один поезд будет из синей полочки, а другой из черной палочки.
Какие два одинаковых вагона надо прицепить к короткому поезду, чтобы поезда были равными по длине? (розовую)
Оранжевая и жёлтая палочки составляют один поезд, а красная и фиолетовая - другой. Как можно уровнять длины поездов (приложить жёлтую палочку.)
Один поезд состоит из пяти белых вагонов, а другой из трёх розовых. Какой поезд будет длиннее и на сколько?
Для детей подготовительной группы я предлагаю игры «Гараж». Игра подходит для отработки состава числа.
Ну и на конец самое интересное для детей – это конечно же графический диктант. Для всех он будет одинаковый. Зеркальное отражение.
В свободной деятельности детям давала «Математические раскраски», «Посчитай предметы», «Найди правильную цифру».
Итак, я хочу закончить свое выступление словами,
Математика – наука Хороша и всем нужна, Без нее прожить нам трудно, Без нее нам жизнь сложна.
И хотя математика – один из самых сложных предметов, но наши воспитанники не должны узнать об этом никогда, ведь наша цель – научить ребенка постигать математику с интересом и удовольствием.
Спасибо за участие. В заключении я хотела провести рефлексию «Солнышко» к солнышку нужно приклеить лучики
Желтый лучик - мне очень понравилось, получила много интересного.
Голубого цвета – было не интересное не получила нужной информации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление из опыта работы: " Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр "
" Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр "...
ОПЫТ РАБОТЫ «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»
Вашему вниманию хочу предоставить презентацию из опыта работы на тему:...
Консультация для воспитателей "Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»
Консультация для воспитателей. Обогащение прфессионального опыта педагогов...
Консультация для воспитателей Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих логико-математических игр.
Консультация для воспитателей "Формирование элементарных математических представлений посредством развивающих логико-математических игр"....
Мастер-класс для воспитателей «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»
Чтобы привлечь интерес ребенка, необходимо создать среду для познавательного развития по математике....
«Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических пособий из фетра» Мастер – класс для педагогов
laquo;Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических пособий из фетра» Мастер – класс для педагогов...