Развиваем пространственное мышление дошкольников
статья
Развиваем пространственное мышление дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivaem_prostranstvennoe_myshlenie_u_doshkolnikov.docx | 16.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Развиваем пространственное мышление у дошкольников.
Каждому детскому возрасту соответствует свой уровень развития трехмерного мышления: там, где когда-то был домик из деревянных кубиков, по мере взросления может получиться подробная трехмерная модель небоскреба из деталей конструктора. К 3 годам у ребенка формируется понимание своего положения в пространстве и сознательный навык оценивать и определять взаимоположение объектов. Малыш уже способен решать простые задачи, изменяя местоположение предметов, но, не затрагивая их структуры (задачи на перемещения).
Развитие трехмерного мышления у детей в 3 года неотделимо от развития мышления в целом, поэтому не пренебрегайте им — учите ребенка думать.
При этом задания должны быть простыми и по возможности в форме игры, веселой задачки, посильного испытания. Младшие и средние дошкольники (3-5 лет)
В этом возрасте ребенок способен решать пространственные задачи путем различных трансформаций: наложения, совмещения, перегруппировки составных частей, добавления или удаления элементов.
У ребенка формируется интуитивное понимание отношений между предметами: «одинаковые», «различные», «больший», «меньший», «справа», «слева», «между». Осознанное оперирование этими терминами приходит позже —в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте.
Дошкольники (5-7 лет)
В этом возрасте ребенок уже может решать довольно сложные пространственные задачи, например такие, в которых исходное положение, внешний вид, структура объекта неоднократно меняется. Выполняя подобные задания, ребенок способен не только рассматривать и передвигать трехмерные объекты, но и перестраивать, преобразовывать и «улучшать».
Развитие объемного мышления происходит поэтапно. Представления о трехмерности должны накапливаться постепенно. Подавайте любую новую информацию легко, ненавязчиво, без принуждения — и только после усвоения предыдущих понятий и активного использования только что приобретенных навыков. Помните об универсальном учебном принципе «от простого — к сложному». Дошкольникам иногда сложно вычленять отдельные признаки в ряду объектов — например, только форму, размер или только месторасположение.
Поэтому важно научить ребенка разделять пространственные и другие признаки восприятия предметов по отдельности и в группе. Помогут задания на выявление закономерностей, такие как «Найди лишнюю фигуру» или «Разгадай закономерность и определи какое изображение должно быть следующим».
Игры на развитие пространственного мышления
Игра «Помести кошку»
Предложите ребенку представить какое-либо животное (кошку, слона, таракана) — пусть ответит, в какой предмет это животное уместится. В стакан? А в коробку от телевизора? Может, в проезжающий мимо грузовик?
Игра «Расставь правильно!»
Дайте ребенку различные предметы и предложите поместить-расставить их, следуя вашим указаниям: ближе (ближе чем, дальше (дальше чем, немного вперед, назад, слева от и т. п.
Игра «Метаморфозы»
Попросите ребенка нарисовать круг за квадратом, треугольник перед прямоугольником. Можно усложнить задачу: нарисовать цилиндр перед кубиком или изобразить домик с другой стороны, сверху, «разрезать» игрушечные гантели пополам и т. д.
Игра «Спецагент на задании»
Предложите ребенку внимательно осмотреть помещение, где он находится, и запомнить окружающие предметы. Затем задавайте вопросы, используя слова — указатели местоположения: какого цвета стол стоит слева от тебя? какой предмет находится прямо под люстрой? Эта игра еще интереснее на улице — там уже можно задействовать движущиеся предметы.
Игра «Рисунок на спине»
Рисуйте у ребенка на спине различные фигуры, затем предметы — пусть пытается угадать, что вы изображаете.
Игра «Муха»
В нее играют два человека, плюс один «наблюдатель». Игроки представляют — а наблюдатель расчерчивает — игровое поле: решетку размером 9 квадратов в длину и 9 в ширину. В левом верхнем углу нужно мысленно поместить муху. Игроки по очереди делают ходы, переставляя муху на разные квадраты, а наблюдатель отмечает эти ходы на игровом поле. Когда наблюдатель останавливает игру, каждый игрок называет квадрат, в котором, по его мнению, находится муха. Побеждает тот, кто назовет верно.
Игра «Маршрут движения»
Нарисуйте сложную схему улиц города (или просто возьмите карту). Объясните ребенку, что он — полицейский, выехавший из пункта А (покажите его на схеме) в пункт Б (тоже покажите). Ребенок должен проехать по маршруту, называя каждый поворот. При этом варианте игры активными словами будут «направо» и «налево». Затем «смените роль»: теперь ребенок — диспетчер, который отслеживает траекторию на карте. В описании маршрута должны появиться слова «вверх» и «вниз».
нарды, «бродилки», стратегии, Дженгу). Рисуйте с ребенком планы — местности, помещения.
В дошкольном возрасте наиболее интенсивно развивается мышление, следует уделить внимание развитию малыша. Кроха в некоторых вопросах напоминает тесто в руках родителей, поэтому следует всячески помогать ему познавать современный мир, из года в год совершенствуясь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль конструирования в развитии объемно-пространственного мышления дошкольников
По структуре и по способам конструирования образцы новые, опираться на имеющийся опыт дети не могут. Такая деятельность по конструированию является сложной. Поэтому мышление и воображение во вре...
Развитие пространственного мышления дошкольников с помощью soft skills- «гибкие» навыки.
Презентация и статья на тему "Развитие пространственного мышления дошкольников с помощью soft skills- «гибкие» навыки."Навыки «Soft skills» дошкольника - ...
Консультация для родителей на тему: «Как развивать пространственное мышление старшего дошкольника?»
Консультация для родителей на тему:«Как развивать пространственное мышление старшего дошкольника?» Пространственное мышление обеспечивается различными психическими процессами: восприя...
Мастер-класс "Использование игрового оборудования в развитии логики и пространственного мышления дошкольников"
Знакомство педагогов с опытом работы по использованию логико-математических игр с детьми дошкольного возраста...
Сценарий группового родительского собрания в старшей группе на тему «Развитие логического пространственного мышления дошкольников в семье»
Данный материал предназначен для проведения родительского собрания в старшей группе в ДОУ....
Развитие пространственного мышления дошкольников с использованием комплекта «МАТЕ: плюс» (из опыта работы)
Огромное значение в дошкольном возрасте приобретает развитие пространственного мышления. Пространственное мышление- это база, на которой строится большая часть учебной и впоследствии трудовой деятельн...
«Использование игровых пособий Б.П. Никитина как средство развития пространственного мышления дошкольников».
Современное общество, предъявляет требование к человеку, умение быть гибким, инициативным, креативным. Именно развитие логического мышления, формированию которого способствуют игры Б.П. Никитина, позв...