Роль конструирования в развитии объемно-пространственного мышления дошкольников
статья

 По структуре и по способам конструирования образцы новые, опираться на имеющийся опыт дети не могут. Такая деятельность по конструированию является сложной. Поэтому мышление и воображение во время игры имеют творческий характер.    Дошкольники должны сначала мысленно представить конструкцию и спланировать её, затем лишь приступить к её осуществлению.   Большое значение для детей имеет пример окружающих. Поэтому следует использовать элемент соревнования для возрастания активности, воли к победе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rol_konstruirovaniya_v_razvitii_obemno.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Роль конструирования в развитии объемно-пространственного мышления дошкольников

Занятия конструированием широко практикуются в детских садах и способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию малышей[1]. В настоящее время выделяют три основных вида учебного конструирования, которые играют огромную роль в развитии мышления у детей:

1. Конструирование по образцу (или по предмету);

2. Конструирование по модели;

3. Конструирование по заданным условиям; проектирование.

Конструирование по образцу. Дети вместе с педагогом анализируют конструкцию образца, выясняют, из каких деталей он состоит, порядок и приёмы выполнения отдельных операций, сборки и отделки изделия.

1) рассматривание объекта в целом, определение его назначения; общая характеристика («на что похож»);

2) выделение основных частей (их количество, названия, форма, материалы);

3) установление пространственного расположения частей;

4) выделение основных деталей в частях (количество, название, форма, материалы);

5) установление пространственного расположения деталей.

Конструирование по модели позволяет значительно активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Модель, как и образец, является для учеников ориентиром в работе. Однако в отличие от образца она не даёт такого наглядного и подробного представления об устройстве изделия, а предполагает, что ребёнок должен выявить его самостоятельно путём мысленного анализа[2].

Конструирование по заданным условиям – это один из самых творческих видов конструктивной деятельности учащихся, приближающий их к условиям работы настоящего конструктора. Этот вид конструирования является самым сложным, поэтому целесообразно заниматься им в более старшем возрасте, вместе со взрослыми.

Конструирование может быть из разных материалов, в том числе и из природных: желуди, шишки, листья, цветы и т.д. Как правило, при работе с природными материалами используются пластилин, клей, картон и прочие дополнительные предметы. Данный тип конструирования в детском саду помогает сформировать у малыша художественное и эстетическое восприятие. Учит видеть в малом красоту окружающего мира.

Следует учитывать возрастные психологические особенности детей при выборе тех или иных типов конструирования, а также наличие доступных материалов в детском саду.

Для малыша занятие конструированием в детском саду – это не просто выполнение поставленной задачи, а интересная и увлекательная игра. Ведь ребенку хочется построить домик или башню из кубиков не просто так. А для того, чтобы там жила любимая куколка или лисенок.

Если правильно подойти к знакомству и обучению ребенка, основным принципам конструкторской работы, – малыш получит много пользы. Дети готовы часами сидеть за изготовлением забавных поделок и игрушек.

Творческое конструирование в детском саду научит создавать красивые поделки, поможет ребенку приобрести необходимые навыки. Кроме того, малыш ощутит себя маленьким творцом, который будет верить в себя и свои силы[3].

Детское конструирование отражает окружающий мир ребенка. Поделки и постройки, сделанные им в процессе этой деятельности, как правило, имеют практический характер: для использования в игре, для украшения или в качестве подарка. 

В зависимости от возраста детей используются разные формы конструирования: по образцу, по условиям, по теме, по замыслу. 

Каждый из видов конструирования – это новая ступень в овладении мастерством. Научившись копировать изделия, которые показывает педагог, ребенок уже готов к самостоятельному построению объекта по заданным условиям. 

Следующий этап – это конструирование по заданной теме. Конструирование по собственному замыслу это сложная деятельность, которая требует от ребенка умения выбрать тематику конструкции, определить условия, которым она должна соответствовать, и найти способы ее создания. 

Так в процессе занятий происходит переориентировка сознания ребенка с конечного результата, на способы выполнения. Дети начинают понимать, что не только результат важен в ходе выполнения задания, но и сам процесс, который способствует приобретению новых навыков, умений и знаний. 

Деятельность по конструированию и моделированию дает широкие возможности для умственного, трудового и эстетически-нравственного воспитания ребенка. При регулярных и систематических занятиях в группе происходит: 

  • развитие образного и логического мышления;
  • развитие пространственного воображения;
  • развитие гибкости мышления;
  • развитие внимания, памяти;
  • формирование навыка постановки цели и умения ее добиваться;
  • развитие навыков самоконтроля;
  • развитие трудолюбия, самостоятельности;
  • развитие самоорганизованности и аккуратности;
  • формирования навыков командной работы.

Самый эффективный вид обучения дошкольников - это игровая деятельность. Поэтому на занятиях педагог создает игровые ситуации, в которые вовлекает детей. Чтобы сделать процесс конструирования осмысленным и целенаправленным, используются разнообразные фигурки людей, животных, игрушечный транспорт и пр. Ведь детям гораздо интереснее стоить домик для мишки, дорогу для машины и мост для человечка. 

В процессе игры дети работают с различными материалами: разные виды бумаги, природный материал, строительный материал (конструкторы). Каждый из материалов уникален и требует от детей развития разных навыков и умений. 

Для каждой конкретной постройки детям дается избыточное количество материала, что учит их отбору только необходимых деталей. Это способствует навыкам внимательно рассматривать предметы, сравнивать их между собой, обобщать и классифицировать[4]

В процессе конструирования и моделирования дети обогащают свой лексический запас, знакомясь с понятиями геометрических фигур (цилиндр, пирамида, кирпичик и пр.), закрепляют свои знания о форме и цвете. 

В процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их  и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения. Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать их условия и находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность[5].

У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство и выбор такого вида деятельности, чтобы формировать умственную активность дошкольника. Это способность рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения. Конструирование – одно из средств решения этой задачи.

Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить правильные решения на основе практических действий, развивая творческое воображение.

В развитии конструктивного творчества следует идти от простого к сложному. Сначала необходимо научить детей строить по образцу не сложные мосты, заборы, дома, горажи, крепости. А в дальнейшем давать задания преобразовывать конструкцию в ширину, высоту, с увеличением этажей, перегородок, но соблюдая требования постройки и функциональное назначение. Такие задания развивают сообразительность.

С постепенным усложнением конструкций необходимо проводить и индивидуальную работу для закрепления умений конструировать. Так в начале дети учатся строить машины с учётом назначения, а именно: для машин, везущих большой груз, - высокие борта, а для небольшого груза низкие борта.

Когда дети овладеют конструктивными навыками, необходимо более усложнять задачи. Для этого необходимо провести экскурсию по микрорайону, чтобы обратить внимание на жилые и общественные здания, на их различия в архитектуре, на форму, этажность, показать, что их красота определяется архитектурой сооружений и способом их расположения на улице, площади; проанализировать пространственное расположение зданий, и их архитектурные особенности[6].

 По структуре и по способам конструирования образцы новые, опираться на имеющийся опыт дети не могут. Такая деятельность по конструированию является сложной. Поэтому мышление и воображение во время игры имеют творческий характер.    Дошкольники должны сначала мысленно представить конструкцию и спланировать её, затем лишь приступить к её осуществлению.   Большое значение для детей имеет пример окружающих. Поэтому следует использовать элемент соревнования для возрастания активности, воли к победе.


[1] Шайдурова, Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – С.83

[2] Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – С.137

[3] Ишмакова, М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. - М.: Изд.-полиграф. центр «Маска», 2013. – С. 85

[4] Ишмакова, М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. - М.: Изд.-полиграф. центр «Маска», 2013. – С.102

[5] Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO . – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – С. 12

[6] Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. 2-е изд., дополн. и перераб. - М.: ТЦ Сфера, 2014. – С. 76


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Развитие конструктивного математического мышления дошкольников с помощью ЛЕГО конструирования».

Данный мастер-класс будет полезен воспитателям средних-старших групп детского сада. Данный мастер- класс имеет целью привлечение родителей к сотрудничеству, является нестандартной формой организации р...

Консультация для родителей «Развитие конструктивного математического мышления дошкольников с помощью ЛЕГО конструирования».

Консультация для родителей «Развитие конструктивного математического мышления дошкольников с помощью ЛЕГО конструирования»....

Мастер-класс для родителей «Развитие конструктивного математического мышления дошкольников с помощью ЛЕГО конструирования»

Данный мастер-класс будет полезен воспитателям старших групп детского сада. Мастер - класс имеет целью привлечение родителей к сотрудничеству, является нестандартной формой организации работы с родите...

Мастер-класс для родителей «Развитие конструктивного математического мышления дошкольников с помощью ЛЕГО конструирования»

Мой мастер класс направлен на привлечение родителей к сотрудничеству, а также является нестандартной формой организации работы с родителями....

Выступление для педагогического совета по теме: «Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников средствами бионического конструирования»

По моему мнению, начинать готовить будущих инженеров надо не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству, тем более се...

Практикум на тему: Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников посредством лего конструирования в рамках дополнительной образовательной программы «Удивительный мир Лего»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию Лего – конструирования как эффективного средства развития предпосылок инженерного мышления дошкольников....

Консультация - практикум «Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников средствами бионического конструирования»

Мы живём в «век высоких технологий», где проблема развития новых биотехнологий, инженерного и технического дизайна становится всё более актуальной. Поэтому вопрос модернизации инженерного ...