Роль конструирования в развитии объемно-пространственного мышления дошкольников
статья
По структуре и по способам конструирования образцы новые, опираться на имеющийся опыт дети не могут. Такая деятельность по конструированию является сложной. Поэтому мышление и воображение во время игры имеют творческий характер. Дошкольники должны сначала мысленно представить конструкцию и спланировать её, затем лишь приступить к её осуществлению. Большое значение для детей имеет пример окружающих. Поэтому следует использовать элемент соревнования для возрастания активности, воли к победе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rol_konstruirovaniya_v_razvitii_obemno.docx | 20.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль конструирования в развитии объемно-пространственного мышления дошкольников
Занятия конструированием широко практикуются в детских садах и способствуют умственному, эстетическому и нравственному воспитанию малышей[1]. В настоящее время выделяют три основных вида учебного конструирования, которые играют огромную роль в развитии мышления у детей:
1. Конструирование по образцу (или по предмету);
2. Конструирование по модели;
3. Конструирование по заданным условиям; проектирование.
Конструирование по образцу. Дети вместе с педагогом анализируют конструкцию образца, выясняют, из каких деталей он состоит, порядок и приёмы выполнения отдельных операций, сборки и отделки изделия.
1) рассматривание объекта в целом, определение его назначения; общая характеристика («на что похож»);
2) выделение основных частей (их количество, названия, форма, материалы);
3) установление пространственного расположения частей;
4) выделение основных деталей в частях (количество, название, форма, материалы);
5) установление пространственного расположения деталей.
Конструирование по модели позволяет значительно активизировать мыслительную деятельность учащихся.
Модель, как и образец, является для учеников ориентиром в работе. Однако в отличие от образца она не даёт такого наглядного и подробного представления об устройстве изделия, а предполагает, что ребёнок должен выявить его самостоятельно путём мысленного анализа[2].
Конструирование по заданным условиям – это один из самых творческих видов конструктивной деятельности учащихся, приближающий их к условиям работы настоящего конструктора. Этот вид конструирования является самым сложным, поэтому целесообразно заниматься им в более старшем возрасте, вместе со взрослыми.
Конструирование может быть из разных материалов, в том числе и из природных: желуди, шишки, листья, цветы и т.д. Как правило, при работе с природными материалами используются пластилин, клей, картон и прочие дополнительные предметы. Данный тип конструирования в детском саду помогает сформировать у малыша художественное и эстетическое восприятие. Учит видеть в малом красоту окружающего мира.
Следует учитывать возрастные психологические особенности детей при выборе тех или иных типов конструирования, а также наличие доступных материалов в детском саду.
Для малыша занятие конструированием в детском саду – это не просто выполнение поставленной задачи, а интересная и увлекательная игра. Ведь ребенку хочется построить домик или башню из кубиков не просто так. А для того, чтобы там жила любимая куколка или лисенок.
Если правильно подойти к знакомству и обучению ребенка, основным принципам конструкторской работы, – малыш получит много пользы. Дети готовы часами сидеть за изготовлением забавных поделок и игрушек.
Творческое конструирование в детском саду научит создавать красивые поделки, поможет ребенку приобрести необходимые навыки. Кроме того, малыш ощутит себя маленьким творцом, который будет верить в себя и свои силы[3].
Детское конструирование отражает окружающий мир ребенка. Поделки и постройки, сделанные им в процессе этой деятельности, как правило, имеют практический характер: для использования в игре, для украшения или в качестве подарка.
В зависимости от возраста детей используются разные формы конструирования: по образцу, по условиям, по теме, по замыслу.
Каждый из видов конструирования – это новая ступень в овладении мастерством. Научившись копировать изделия, которые показывает педагог, ребенок уже готов к самостоятельному построению объекта по заданным условиям.
Следующий этап – это конструирование по заданной теме. Конструирование по собственному замыслу это сложная деятельность, которая требует от ребенка умения выбрать тематику конструкции, определить условия, которым она должна соответствовать, и найти способы ее создания.
Так в процессе занятий происходит переориентировка сознания ребенка с конечного результата, на способы выполнения. Дети начинают понимать, что не только результат важен в ходе выполнения задания, но и сам процесс, который способствует приобретению новых навыков, умений и знаний.
Деятельность по конструированию и моделированию дает широкие возможности для умственного, трудового и эстетически-нравственного воспитания ребенка. При регулярных и систематических занятиях в группе происходит:
- развитие образного и логического мышления;
- развитие пространственного воображения;
- развитие гибкости мышления;
- развитие внимания, памяти;
- формирование навыка постановки цели и умения ее добиваться;
- развитие навыков самоконтроля;
- развитие трудолюбия, самостоятельности;
- развитие самоорганизованности и аккуратности;
- формирования навыков командной работы.
Самый эффективный вид обучения дошкольников - это игровая деятельность. Поэтому на занятиях педагог создает игровые ситуации, в которые вовлекает детей. Чтобы сделать процесс конструирования осмысленным и целенаправленным, используются разнообразные фигурки людей, животных, игрушечный транспорт и пр. Ведь детям гораздо интереснее стоить домик для мишки, дорогу для машины и мост для человечка.
В процессе игры дети работают с различными материалами: разные виды бумаги, природный материал, строительный материал (конструкторы). Каждый из материалов уникален и требует от детей развития разных навыков и умений.
Для каждой конкретной постройки детям дается избыточное количество материала, что учит их отбору только необходимых деталей. Это способствует навыкам внимательно рассматривать предметы, сравнивать их между собой, обобщать и классифицировать[4].
В процессе конструирования и моделирования дети обогащают свой лексический запас, знакомясь с понятиями геометрических фигур (цилиндр, пирамида, кирпичик и пр.), закрепляют свои знания о форме и цвете.
В процессе конструктивной деятельности у детей формируются умения целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их и на основе такого анализа сравнивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения. Решая конструктивные задачи, дети учатся анализировать их условия и находить самостоятельные решения, создавать замысел конструкций и в соответствии с ним планировать свою деятельность[5].
У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умное руководство и выбор такого вида деятельности, чтобы формировать умственную активность дошкольника. Это способность рассуждать, делать логические умозаключения и обосновывать свои решения. Конструирование – одно из средств решения этой задачи.
Благодаря конструированию у дошкольников формируется способность активно думать, осознанно ставить перед собой задачи и находить правильные решения на основе практических действий, развивая творческое воображение.
В развитии конструктивного творчества следует идти от простого к сложному. Сначала необходимо научить детей строить по образцу не сложные мосты, заборы, дома, горажи, крепости. А в дальнейшем давать задания преобразовывать конструкцию в ширину, высоту, с увеличением этажей, перегородок, но соблюдая требования постройки и функциональное назначение. Такие задания развивают сообразительность.
С постепенным усложнением конструкций необходимо проводить и индивидуальную работу для закрепления умений конструировать. Так в начале дети учатся строить машины с учётом назначения, а именно: для машин, везущих большой груз, - высокие борта, а для небольшого груза низкие борта.
Когда дети овладеют конструктивными навыками, необходимо более усложнять задачи. Для этого необходимо провести экскурсию по микрорайону, чтобы обратить внимание на жилые и общественные здания, на их различия в архитектуре, на форму, этажность, показать, что их красота определяется архитектурой сооружений и способом их расположения на улице, площади; проанализировать пространственное расположение зданий, и их архитектурные особенности[6].
По структуре и по способам конструирования образцы новые, опираться на имеющийся опыт дети не могут. Такая деятельность по конструированию является сложной. Поэтому мышление и воображение во время игры имеют творческий характер. Дошкольники должны сначала мысленно представить конструкцию и спланировать её, затем лишь приступить к её осуществлению. Большое значение для детей имеет пример окружающих. Поэтому следует использовать элемент соревнования для возрастания активности, воли к победе.
[1] Шайдурова, Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2008. – С.83
[2] Лиштван З.В. Конструирование. - М.: Владос, 2011. – С.137
[3] Ишмакова, М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. - М.: Изд.-полиграф. центр «Маска», 2013. – С. 85
[4] Ишмакова, М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС: пособие для педагогов / М. С. Ишмакова; Всерос. уч.-метод. центр образоват. робототехники. - М.: Изд.-полиграф. центр «Маска», 2013. – С.102
[5] Лусс Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью LEGO . – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – С. 12
[6] Куцакова, Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: Программа и конспекты занятий. 2-е изд., дополн. и перераб. - М.: ТЦ Сфера, 2014. – С. 76
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для родителей «Развитие конструктивного математического мышления дошкольников с помощью ЛЕГО конструирования».
Данный мастер-класс будет полезен воспитателям средних-старших групп детского сада. Данный мастер- класс имеет целью привлечение родителей к сотрудничеству, является нестандартной формой организации р...
Консультация для родителей «Развитие конструктивного математического мышления дошкольников с помощью ЛЕГО конструирования».
Консультация для родителей «Развитие конструктивного математического мышления дошкольников с помощью ЛЕГО конструирования»....
Мастер-класс для родителей «Развитие конструктивного математического мышления дошкольников с помощью ЛЕГО конструирования»
Данный мастер-класс будет полезен воспитателям старших групп детского сада. Мастер - класс имеет целью привлечение родителей к сотрудничеству, является нестандартной формой организации работы с родите...
Мастер-класс для родителей «Развитие конструктивного математического мышления дошкольников с помощью ЛЕГО конструирования»
Мой мастер класс направлен на привлечение родителей к сотрудничеству, а также является нестандартной формой организации работы с родителями....
Выступление для педагогического совета по теме: «Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников средствами бионического конструирования»
По моему мнению, начинать готовить будущих инженеров надо не в вузах, а значительно раньше – в дошкольном возрасте, когда у детей особенно выражен интерес к техническому творчеству, тем более се...
Практикум на тему: Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников посредством лего конструирования в рамках дополнительной образовательной программы «Удивительный мир Лего»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по использованию Лего – конструирования как эффективного средства развития предпосылок инженерного мышления дошкольников....
Консультация - практикум «Развитие предпосылок инженерного мышления дошкольников средствами бионического конструирования»
Мы живём в «век высоких технологий», где проблема развития новых биотехнологий, инженерного и технического дизайна становится всё более актуальной. Поэтому вопрос модернизации инженерного ...