Консультация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников»
консультация (средняя, старшая группа)

Кузьмина Светлана Ивановна

Консультация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_emotsionalnoy_sfery_doshkolnikov.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

                Консультация для родителей

    «Развитие эмоциональной сферы дошкольников»

Научить с помощью игровых упражнений развивать эмпатию у детей, умение выражать собственные эмоции и понимать эмоции других, умение снижать эмоциональное и мышечное напряжение, умение регулировать свое состояние и поведение.

Оборудование: клубок, цветик-восьмицветик, мяч, лепестки разного цвета.

Ход:

- Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада встрече с вами.

Сегодня мы поговорим на тему: «Развитие эмоциональной сферы дошкольников»

Давайте сначала посмотрим, с каким настроением вы пришли . Поиграем в игру.

Игра «Разноцветное настроение»

Эту игру вы можете использовать в работе с детьми, она может служить своеобразным диагностическим материалом, тогда когда ребенок приходит в детский сад, уходит из детского сада.

Цель: отслеживание своего эмоционального состояния, настроения.

Сейчас я научу вас раскрашивать свое настроение. Я открою вам такой секрет. Оказывается, каждое настроение имеет свой цвет. Посмотрите – у меня есть разноцветные лепестки. Мы разложим их по кругу. Получился цветик-восьмицветик – цветок настроений. Каждый лепесток – разное настроение:

красный     –  бодрое, активное настроение –

                             хочется прыгать, бегать (играть в подвижные игры).

желтый     –  веселое настроение –

                        хочется радоваться всему;

зеленый      –  общительное настроение –

                         хочется общаться с другими людьми (разговаривать и  играть    с ними)

синий         –   спокойное настроение –  

                     хочется спокойно поиграть,

       почитать интересную  книгу, послушать спокойную музыку, посмотреть в окно;

малиновый -   мне трудно понять свое настроение, и не слишком    хорошее, и не слишком плохое;

серый          –   скучное настроение –

                         не знаю чем заняться;

коричневый –  сердитое настроение –

                         я злюсь, я обижен;

черный        –  грустное настроение –

                        мне грустно, я расстроен.

- Мы отправим клубочек по кругу и каждый из вас скажет, какого цвета сейчас его настроение. Я начну, а вы продолжите.

Родители обозначают цветом свое настроение.

- Спасибо, мне очень приятно, что у многих из вас сейчас хорошее настроение. А тем, у кого оно не очень хорошее, мы сейчас поможем.

А давайте мы поделимся своим хорошим настроением с другими, а у кого было хорошее настроение – обменяемся.

Упражнение: «Поздороваемся ладошками»

Предлагаю поздороваться ладошками. По кругу, по очереди, называя свое имя, взглядом, улыбкой, прикосновением передадим свое хорошее настроение соседу.

Молодцы! С этим зарядом положительных эмоций мы отправимся дальше.

Упражнение: «Назови эмоцию»

А сейчас я попрошу вас назвать эмоции, какие вы знаете. Замечательно. Ну, а сейчас мы потренируемся в изображении эмоций и немного расслабимся.

Игра «Морщинки».

Цель – снятие напряжения. Звучит спокойная музыка. Несколько раз вдохните и выдохните. Вдох – выдох, вдох – выдох. И последний раз – вдох – выдох. Отлично… Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. Наморщите лоб – удивитесь, нахмурьте брови – рассердитесь, наморщите нос – вам что-то не нравится. Расслабьте мышцы лица, лицо спокойное. Поднимите и опустите плечи. Вдох – выдох, вдох – выдох, вдох – выдох. Молодцы!

Ну, а мы, переходим к теме нашей встречи.

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на нее. Эмоции ребенка – это «послание» окружающим его взрослым о его состоянии.

Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития.

Для детей раннего возраста эмоции являются мотивами поведения, что объясняет их импульсивность и неустойчивость. Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены, они начинают кричать и безутешно рыдать, стучат ногами по полу, падают. Эта стратегия позволяет им полностью выплеснуть все возникшие в теле физические напряжения.

Эмоции, с одной стороны, является «индикатором» состояния ребенка, с другой – сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.

Маленькие дети часто находятся «в плену эмоций», поскольку еще не могут управлять своими чувствами, что может приводить к импульсивности поведения, гиперактивности, осложнениям в общении со сверстниками и взрослыми. Это происходит потому, что эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом. Их нужно этому учить. Кроме того, у детей в дошкольном возрасте существуют проблемы в выражении эмоций, связанные с запретами взрослых. Это запрет на громкий смех, запрет на слезы (особенно у мальчиков), запрет на выражение страха, агрессии. Ребенок шести лет уже умеет быть сдержанным и может скрыть страх, агрессию и слезы, но, находясь, долгое время в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки.

Лишь по мере личностного развития у них постепенно формируется способность осознавать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное состояние других людей, у них развивается произвольность поведения, чувства становятся более устойчивыми и глубокими.

Организованная педагогическая работа может обогатить эмоциональный опыт детей и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии. Дошкольный возраст – благодатный период для организации педагогической работы по эмоциональному развитию детей. Основная задача такой работы заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять. Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать причины различных настроений.

А как вы работаете над развитием эмоционального мира детей дома? Поделитесь своими секретами.

Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры, которые могут использовать родители для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Упражнение «Доброе животное»

А сейчас встаньте в круг и возьмитесь за руки. Представим, что мы одно большое, доброе животное. Давайте прислушаемся к его дыханию. Все вместе сделаем вдох – выдох, вдох – выдох и еще раз вдох – выдох. Очень хорошо. Послушаем как бьется его сердце и изобразим. Тук – делаем шаг вперед, тук – шаг назад. И еще раз тук – шаг вперед, тук – шаг назад. Спасибо всем.

Ну, а сейчас давайте оценим полезность данного материала. Выберите лепесток любого цвета (красный, синий, зеленый) и закончите любое из предложенных предложений:

- Во время занятий я поняла, что…

- Самым полезным для меня было…

- На занятии мне не понравилось…

- Я хотела бы еще узнать…

Большое спасибо всем за работу. До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Влияние родительских установок на развитие эмоциональной сферы дошкольников»

Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо ус...

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольников»

Консультация «Театрализованная деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольников»...

Консультация «Развитие эмоциональной сферы дошкольников через музыкально-театральную деятельность»

Эмоциональное развитие ребёнка является одним из существенных условий, обеспечивающих эффективность процесса воспитания и обучения....

Развитие эмоциональной сферы дошкольников Консультация для педагогов и родителей ДО

Эта консультация полезна, в первую очередь, родителям воспитанников ДО. Главное условие полноценного развития ребенка, как личности - развитие его эмоциональной сферы. Я предлагаю одно из средств для ...

Консультация для педагогов «Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников"

В материале предлагаются некоторые упражнения и игры, которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей и педагогов: Игры на развитие эмоциональной сферы дошкольников, как средство развития личности ребенка

Главная задача родителей и педагогов — обеспечить эмоциональное благополучие ребенка, как в кругу семьи, так и в группе сверстников в дошкольном учреждении. Это значит, что для каждого ребенка нужно о...