Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения
методическая разработка (младшая группа)
Методическое пособие содержит методические рекомендации, теоретические аспекты, и консультации для родителей в адаптационный период детей. В нём представлены: литературный материал (зарядки, потешки, считалки,), которым можно воспользоваться в режимных моментах; игры, пальчиковые гимнастики. Советы и памятки в помощь родителям в период адаптации ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 383.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 Курортного района Санкт-Петербурга
Рыбникова М.В.
Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения
Методические рекомендации для родителей
Санкт-Петербург – 2022г.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….………3
Адаптация родителей к ДОО…………………………………………………………4
Правила адаптации для родителей…………………………………………………...6
Психологическая подготовка для мам…………………..…………………………...7
Как помочь ребёнку в период адаптации?...................................................................8
Как избежать сцен и манипуляций?............................................................................10
Готовимся к детскому саду……………………………….………………………….11
Рекомендации родителям по адаптации детей к детскому саду…………………...12
Памятка для родителей «Первый раз в детский сад»…….……………....................14
Список литературы…………………………………………………............................15
Введение
Данное пособие для родителей, поможет с трудностями в адаптационном периоде ребенка раннего возраста к детскому саду. Отчего зависит характер адаптации? Как помочь ребенку приспособиться к новой социальной среде, чтобы адаптация прошла легко и безболезненно? Как вести себя с детьми и родителями в период адаптации? Представлены потешки, интересные, веселые зарядки, игры, которые помогут воспитателю быстро и легко найти общий язык с малышом, который приспосабливается к новому миру открытий, новой социальной среде. Также в пособии представлен примерный график приема детей и приёмы обеспечения психологически безопасной образовательной среды, по степени адаптации, перспективный план работы с родителями.
Как и когда стоит знакомить ребенка с детским садом и воспитателями? Как подготовить самих родителей к адаптации в дошкольной образовательной организации? Как избежать детских манипуляций и истерик? Как помочь ребенку в период адаптации. Так же в пособии родители могут найти игры, потешки, зарядки, которые используют воспитатели с детьми, тем самым облегчая малышу расставания с мамой, родители могут воспользоваться ими дома, помогая сблизить воспитателя и их ребенка через фольклор.
Данное пособие может помочь родителям правильно организовать среду для ребёнка, тем самым помогая ему адаптироваться, приспособиться к детскому саду, к новой социальной среде.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому режиму дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благополучное пребывание в детском саду и в семье.
Адаптация родителей к ДОО
Зачастую между родителями и воспитателем возникают конфликтные ситуации, что влечет за собой стрессовое отношение ребенка к саду. Родители зачастую уверены в том, что садик научит их ребенка всему, а им ничего не нужно делать. Заставить родителей что-либо делать (участвовать в жизни садика, экскурсиях, семейных соревнованиях, выставках, и т.п.) просто невозможно – родители глухи. Прожить с ребенком «детсадовские» годы им просто не под силу – у них не хватит времени.
Так же большую негативную роль играет «сарафанное радио». В наше время, в век высоких технологий, все сплетничают через интернет, общаются, на улице часто разговаривают. Одному родителю нравится воспитатель, а другому нет, и родителя, который только собирается с ребенком в садик, заранее могут настроить негативно.
На этой почве возникают конфликтные ситуации. Ребенок никак не может адаптироваться к саду. У родителей, плохо знающих специфику работы воспитателя, его личные качества, особенности общения детей в группе, возникает предвзятое, негативное отношение, недоверие к сотрудникам детского сада: за ребенком не следят, воспитатели ничего не делают, дети предоставлены сами себе и т.п. А недоверие это усиливает чувство тревоги, ожидание неприятностей, что в итоге потом и происходит… а из-за чего родители и сами не всегда могут объяснить. И они начинают просто игнорировать воспитателей детского сада, отстаивая свою позицию.
Ребенок – это «губка». Чувствуя поведение родителей, их состояние, он начинает бессознательно подыгрывать им. У такого ребенка адаптационный период может длиться годами.
Чтобы таких ситуаций было меньше, родителей нужно полностью вовлечь в образовательный процесс. Работа непростая, но по-другому никак.
Для начала необходимо вместе с родителями подготовить ребенка к садику, для этого в садике разработан консультативный пункт. Родитель, посещая его перед тем, как отдать ребенка в садик, сам подготавливается и может подготовить малыша. Вот некоторые советы в помощь родителям:
1. Учить малыша знакомиться с детьми, не быть жадным, делиться, уметь меняться.
2. Научиться радоваться вместе с ребенком, что он ходит или пойдет в детский сад.
3. Родители, заранее гуляя с ребенком рядом с детским садом, должны рассказать, что это такое и зачем туда ходить.
4. Родителю необходимо самому познакомиться с детьми в группе, выучить их имена. Называть их по имени в присутствии своего ребенка. Также родителю неплохо было бы познакомиться с родителями детей своей группы. Все это поможет ребенку быстрее привыкнуть к сверстникам.
5. Необходимо родителю и ребенку создать свою систему прощальных знаков внимания – помахать ручкой, поцеловать, улыбнуться, пожелать доброго дня и т.п.
6. Обязательно надо помнить, что пугать ребенка детским садиком нельзя. В присутствии ребенка необходимо избегать критических высказываний о детском учреждении и воспитателях.
7. Всегда поддерживайте ребенка, ведь вы стали видеться с ним гораздо меньше, чем раньше. Чаще общайтесь, обнимайтесь, гладьте по головке по сто раз на дню. Хвалите его даже за маленькие успехи, которые вам кажутся незначительными – ему это важно.
"Детский сад – это первый шаг в воспитании ребенка в обществе его общения с другими детьми и первые шаги для образования в школе" (В.В. Анотонова).
Многие родители торопятся оставить свое чадо на целый день, а о том, что будет потом, просто не задумываются. Вспомните, как нам бывает сложно, когда мы идем на новую работу, в новый коллектив. Боязнь, неуверенность и страх пусть на мгновение, но проходят через нас, а каково ребенку… Родители не хотят работать с детьми, им легче сказать: «Воспитатель грубый, злой, невнимателен к моему ребенку», но это не так. Просто воспитателю необходимо время познакомиться с малышом, узнать его по ближе. Ребенок посмотрит, понаблюдает за воспитателем, детьми и сам начнет делать шаги на встречу. И родители тоже должны делать шаг вместе с ребенком. Идет время, и вместе с родителями ребенок привыкает, родитель тоже привыкает, играет с малышом, радуется с ним.
Да, работа воспитателя непроста! Если делать все с родителями, то все пройдет быстро и легко, слаженно и просто. Главное, найти взаимопонимание и точки интереса.
Правила адаптации для родителей
Не только милые крохи, но и их родители проходят свою адаптацию к детскому саду, в особенности это касается тех родителей, которые приводят в ясли своего первого ребенка. Итак, что же можно сделать, чтобы быстрее адаптироваться к посещению своим любимым малышом детского сада?
О воспитателях
Познакомьтесь с воспитателями и младшими воспитателями вашей группы, запомните их имена. Старайтесь общаться с ними как можно доброжелательнее, избегайте конфликтов по пустякам, иначе ваше раздражение по отношению к воспитателю может быть заимствовано ребенком и подорвать его доверие к женщине, которая отныне станет проводить с вашим крохой большую часть дня, а это способно усугубить проявления адаптационного стресса у ребенка. Помните, что Вы и воспитатели вашей группы преследуете одну цель – помочь ребенку быстрее привыкнуть к детскому саду и сделать его нахождение там комфортным, приятным и полезным для его гармоничного развития и общения со сверстниками.
О контактах
Не злоупотребляйте телефонами детского сада. Звоните только по предварительной договоренности с воспитателем или в экстренном случае, например, в случае болезни ребенка. Убедитесь, что в распоряжении воспитателя группы есть список всех ваших телефонов (домашний, рабочий, мобильный, телефон мужа, бабушки и т. д.) на случай, если вы срочно понадобитесь. Если у вас возникнет необходимость задержаться с ребенком или уйти раньше обычного, предположим, для посещения врача, то заранее поставьте в известность об этом воспитателя группы.
Информация о ребенке
Расскажите воспитателю об индивидуальных особенностях вашего ребенка: что ему нравится, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения, успокоения, внушения наиболее эффективны для вашего ребенка. Если ваш малыш склонен к аллергии на тот или иной продукт или лекарство, обязательно поставьте воспитателя в известность и убедитесь, что эта информация правильно и четко записана.
О детском гардеробе
Посоветуйтесь с воспитателем и родителями других детей. Использовать подгузники в детском саду не разрешено, так как в ясельной группе закрепляются навыки приучения к горшку. Поэтому одежда должна быть удобна для быстрого высаживания ребенка. На случай неизбежных в этот период казусов при приеме пищи или посещении туалета в шкафчике удобно иметь несколько комплектов одежды, нижнего белья, носочков и пустой пакет для грязной одежды. Слишком дорогая одежда, требующая особого ухода, может быстро прийти в негодность от столкновения с пластилином, красками или супом. Обувь лучше всего покупать с застежкой на «липучках», тогда ребенок быстро научится сам снимать и надевать ее. Девочкам с длинной челкой и волосами стоит закреплять волосы резинками, заколками, чтобы они не мешали крохе, но прическа должна быть простой и удобной.
Не стесняйтесь задавать вопросы воспитателям и обсуждать с ними все волнующие вас моменты. И тогда детский сад станет для Вас и Вашего ребенка источником удовольствия и новых открытий!
Психологическая подготовка для мам
Многие родители в первые дни и даже недели с начала посещения детского сада своим ребенком испытывают тревогу за него. Чаще всего эта тревога бывает вызвана или страхом перед первым долгим разлучением с ребенком, или тревогой за то, что его могут случайно обидеть другие дети или сотрудники сада, или же чаще за то, что ребенок будет до самого прихода мамы грустить, скучать, плакать и звать маму как это часто происходит по утрам после прихода в детский сад.
К счастью, дети удивительно жизнерадостные существа, просто не умеющие долго грустить. Конечно, разлука с мамой вызывает протест и слезы, но спустя уже 5-10 минут после ухода мамы большинство малышей с интересом переключаются на игры с воспитателем и другими детьми, яркие книжки и забавные игрушки. Воспитатель к каждому малышу найдет свой подход, утешит, отвлечет от грустных мыслей и займет интересной для ребенка деятельностью. С каждым днем воспитатели и дети все больше узнают друг друга и легче находят общий язык. Несомненно, в течение дня малыш много раз вспоминает о маме, папе, доме. Плач одного ребенка с готовностью подхватят и многие другие малыши. Но со временем дети смогут входить в группу без слез и улыбаться на прощание маме, спеша к новым открытиям и друзьям.
Ваш малыш, кажущийся порой таким маленьким и беззащитным, вступает на новый этап своего взросления. Так поддержите его! Поверьте в своего малыша, развивайте его самостоятельность и любознательность, отметите прочь все тревоги и, видя вашу уверенность, кроха тоже приобретет уверенность в себе и в том, что в детском саду его ждет много интересного.
Если Вас не оставляет чувство тревоги, поделитесь переживаниями с мужем, своими или его родителями, подругами и коллегами по работе. Вы услышите много утешительных историй про то, как дети привыкали к садику и потом не хотели оттуда уходить. Вы с удивлением обнаружите, что по прошествии нескольких лет родители вообще с трудом вспоминают о трудностях первых дней посещения детского сада.
Если вы сами посещали садик, попытайтесь вспомнить свое детство — многие взрослые помнят только последние пару лет перед школой и их воспоминания включают только игры и утренники. Боль расставания с родителями в памяти не сохраняется. Если вы помните какие-то отрицательные моменты, подумайте, как вы можете помочь своему ребенку с ними справиться, чего вы ожидали от своих родителей, когда были ребенком.
Обсудите волнующие вас моменты с воспитателем группы. Это поможет не только развеять ваши страхи, но и быстрее найти воспитателю правильный подход к вашему малышу.
Также вы всегда можете обратиться к педагогу-психологу детского сада для индивидуальной консультации по интересующим вас вопросам, связанным с адаптацией ребенка к детскому саду, детско-родительскими отношениями, эмоциональным и интеллектуальным развитием вашего ребенка, вопросам воспитания и многим другим.
Как помочь ребёнку в период адаптации?
Первые дни и даже недели проходят у всех по-разному. Кто-то буквально с первых дней с радостью идет в группу, но все-таки чаще расставание с мамой сопровождается слезами. Некоторые при этом все время ищут контакта с воспитателем, некоторые, наоборот, замыкаются в себе, отказываясь от общения и с детьми, и со взрослыми. И это нормально — ведь привычная домашняя обстановка меняется на шумную группу, где помимо большого количества детей на ребенка сразу обрушивается много новых правил и ограничений, и малыш не может понять, зачем же мама привела его сюда и ушла. В этот период все системы организма ребенка работают с повышенной нагрузкой. И иммунная и нервная система нагружены особенно сильно. Можно даже сказать, что привыкание к детскому саду - своего рода долговременный стресс. При этом стресс надо понимать не как нечто вредоносное, а как рабочее испытание, переводящее ребенка на новый уровень развития. Очень важно стараться, чтобы эта нагрузка не накладывалась на другие серьезные изменения в жизни ребенка, такие как рождение следующего ребенка, переезд, развод родителей или крупные ссоры между ними.
Считается, что адаптация к садику в среднем длится 1-2 месяца, но у кого-то этот период может растянуться на полгода и больше. Это зависит и от характера, и от темперамента, и от состояния здоровья ребенка. Порой адаптация у малышей протекает очень сложно, что может выражаться как негативными изменениями в поведении ребенка, так и в его самочувствии. Если вы стали замечать у вашего ребенка заикание, частые ОРВИ, страхи, нарушения ночного сна, приступы истерического плача, когда ребенок с трудом реагирует на окружающее, то обратитесь за консультацией к педагогу-психологу детского сада чтобы выработать рекомендации по улучшению состояния малыша.
Родителям стоит настроиться на то, что весь период привыкания ребенок будет временами «сам на себя не похож». В психологии такое поведение называется «временным регрессом». Ребенок на время, в связи с повышенной нагрузкой на нервную систему, начинает вести себя как ребенок более младшего возраста. Через это проходят многие малыши. Порой дети начинают хуже разговаривать, мочатся в штанишки, требуют, чтобы их снова кормили и одевали, даже если они уже прекрасно умеют делать это самостоятельно. Ребенок может стать плаксивым и крикливым, перевозбужденным, несговорчивым. Такое поведение, как правило, очень раздражает родителей и вызывает у них гневные реакции и желание отшлепать. Плохое поведение после сада - прежде всего просьба о любви и повышенном внимании со стороны мамы. Просто выражена эта просьба таким образом, что реакция мамы может быть прямо противоположной. И дальше пойдет модель негативного взаимодействия между мамой и ребенком «плохое поведение - наказание - еще более плохое поведение - более сильное наказание». Старайтесь не попасться в этот замкнутый круг.
Правильно «прочтите» проблемное поведение ребенка. Дайте ему как можно больше любви и своего присутствия, выраженного в тактильном контакте, ласковых словах, играх по возрасту. Ни в коем случае не ругайте его за то, что он снова "впал в детство", стал хуже себя вести — отнеситесь к этому с пониманием.
Как помочь ребёнку в период адаптации
- Для детей крайне важен устойчивый ритм жизни, распорядок дня, поэтому непрерывное хождение в сад и мама, которая приходит из сада забирать примерно в одно и то же время – это факторы, которые помогут ребенку спокойнее перенести период адаптации. Оптимальный режим для ребенка, который первый год ходит в сад - это уход домой сразу после полдника.
- Есть один фактор, сильно мешающий ребенку привыкнуть к садику: резкое сокращение времени, проводимого вместе с мамой. Если вы не стараетесь находить время на общение с вашим повзрослевшим малышом, то ему будет намного труднее приспособиться к саду. Дома его жизнь должна максимально напоминать досадовский период.
- Дайте с собой малышу его любимую игрушку. Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к садику.
- Когда вы уходите – расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать. Не травите себе душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивая под дверью. Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения.
- Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении — неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.
- Если ребенку трудно расстаться с мамой, пусть на первых порах его отводит в садик папа или бабушки-дедушки.
- Постарайтесь спланировать свое время так, чтобы в первую неделю посещения детсада ребенок не оставался там более двух-трех часов. В семье в этот период необходимо создать спокойный и бесконфликтный климат для вашего малыша. Щадите его ослабленную нервную систему! Не реагируйте на его выходки и не наказывайте за капризы. Лучше на время отменить походы в кино, цирк, в гости, сократить время просмотра телевизора. Постарайтесь в выходные дни соблюдать дома такой же режим, как в детском саду.
- Поиграйте с ребенком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребенком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с малышом найти ей друзей и порешайте проблемы вашего ребенка через нее, ориентируя игру на положительные результаты.
- Если вы заметили, что ваш кроха выделяет какую-то воспитательницу особой любовью, постарайтесь сойтись с ней поближе. Общаясь, вы узнаете много интересных подробностей о жизни вашего малыша в детском саду.
- Если ребенок стал агрессивным, раздражительным, не ругайте его. Главное помнить, что это все тот же малыш. Проводите с ним все время, побольше обнимайте его, лежите и сидите рядышком, пошепчите ему на ушко его любимую песенку – и вы убедитесь, что рядом все тот же крохотный человек, который когда-то благодаря вам появился на свет.
Как избежать сцен и манипуляций?
Ребенок чувствует, что "сцены" портят его отношения с родителями.
Победить "сцены" помогут "ритуалы".
"Ритуал" - это порядок действий, который взрослые повторяют раз за разом. Например, уходя, мама всегда:
- на три минутки берет малыша на руки;
- целует и говорит, куда уходит и когда придет;
- просит принести сумку (ключи, платочек и т. д.);
- говорит "спасибо" и "пока-пока";
- если ребенок плачет - говорит, что ей очень жалко, что он грустит, но ничего не поделаешь, приходится расставаться;
- передает ребенка тому взрослому, с которым он остается;
- уходит.
Такое поведение помогает ребенку не с первого дня, а именно тогда, когда становится ритуалом, то есть привычным поведением. Ритуал помогает потому, что учит ребенка доверять взрослым: ребенок хорошо знает, что мама уйдет, как она уйдет и когда вернется. Это доверие и знание снижает тревогу малыша.
Фразы, которые ухудшают ситуацию
- "Ты же сам говорил (говорила), что хочешь в детский садик (с детками играть), почему ты теперь не хочешь оставаться?";
- "Не пускаешь меня на работу - не будет денег тебе на новую машинку!";
- "Ну, пожалуйста, можно мама пойдет на работу?!";
- "Ты же большой мальчик (большая девочка)! Как тебе не стыдно плакать!";
- "Если будешь так реветь - уйду от тебя и вообще не приду!".
Важно помнить: эти фразы не только не помогают ребенку, но даже вредят, потому что в них есть УПРЕК. Упрек ребенку в том, что он МЕШАЕТ маме делать какие-то ее дела. Мамы говорят такие слова просто потому, что не знают, как успокоить малыша, а ребенок слышит, что он - помеха маме в ее жизни, и еще больше переживает, тревожится и, как следствие, капризничает.
Расставание
Слезы - единственный способ, которым ребенок может показать, что ребенок беспокоится.
1. Расставайтесь с ребенком легко и быстро
2. Соберитесь на 5-10 минут раньше, чтобы успеть попрощаться
3. Скажите честно ребенку, куда и зачем вы идете
4. Скажите точно малышу, когда вы вернетесь
5. Расскажите ребенку, с кем он останется и, главное, что будет делать
6. Не сулите ребенку "призов" за то, что он вас отпускает, но если он попросит ему что-то принести, не отказывайте
7. Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания
При встрече подробно расспросите малыша о прожитом дне и похвалите за успехи, расскажите, как много вы успели сделать. Если ребенок устал, не слишком назойливо расспрашивайте его.
Готовимся к детскому саду
Перестаньте волноваться. Все будет хорошо. Не проецируйте свою тревогу на ребенка, не обсуждайте при нем возможных осложнений. Не стоит ударяться и в другую крайность, рисуя малышу идиллические картины его жизни в детском саду. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости. Опытные воспитатели возьмут заботу о малыше в свои руки. Чем меньше у мамы сомнений в целесообразности посещения сада, тем больше уверенности, что ребенок рано или поздно обязательно справится.
Адаптационная система ребенка достаточно сильна, чтобы это испытание выдержать, даже если слезы текут рекой. Плач — это помощник нервной системы, он не дает ей перегружаться. Не нервничайте и не показывайте свою тревогу накануне похода ребенка в детский сад или в случаях, если ребенок заболевает. Если мама посещает садик вместе с ребенком, расставание только затягивается, и это препятствует возможности обучиться спонтанному поведению в новой обстановке.
Рекомендации родителям по адаптации детей к детскому саду
При поступлении в ДОУ ребенок попадает в новую социальную среду со своими правилами, нормами и требованиями. В новых условиях малышу приходится адаптироваться не только на социальном, психологическом, но и на физиологическом уровне. Ребенок сразу не справляется с такой нагрузкой и начинает испытывать адаптационный стресс, ведь адаптивные возможности малыша весьма ограничены.
Для успешной адаптации ребенка к дошкольному учреждению, необходимо, в первую очередь, создать у него положительную установку на детский сад. Здесь помогут любые приемы:
1. Ни для кого, ни секрет, что неизвестность порождает страх. Для того чтобы данной проблемы не возникло у Вашего малыша необходимо в подробностях рассказать ему про детский сад, честно отвечая на все его вопросы. Рассказ должен содержать как положительные, так и отрицательные моменты (например, рассказать малышу о том, что детей в группе будет много, и поэтому внимание будет уделяться не только ему одному, или о том, что в детском садике придется спать днем и т.д.);
2. Обязательно нужно играть с ребенком в детский сад. Замечательно, если с вами будут «играть» любимые игрушки. В процессе игры стараться эмоционально увлечь малыша, закрепляя тем самым положительный образ о детском садике.
3. Очень полезным будет похвастаться перед родственниками, знакомыми и их детьми о том, что ребенок скоро пойдет в детский сад. Делайте это в присутствии Вашего малыша, побуждая его к таким же действиям.
4.Чаще гуляйте около Вашего будущего детского сада. Ребенок должен сам убедиться, что здесь спокойно и безопасно. К тому же он уже начнет привыкать.
Следующим, не менее важным критерием успешной адаптации является – формирование у ребенка чувства уверенности в окружающем.
1.Познакомьтесь с воспитателями и нянечкой. Обязательно расскажите им об индивидуальных особенностях ребенка и об особенностях его физического развития. Эти сведения очень помогут воспитателям в подборе индивидуального подхода к Вашему малышу.
2.Учите ребенка объективно выражать свои чувства и желания. Здесь нужно делать акцент на то, что в группу ходит много детей и каждый со своими чувствами и желаниями. Объясняя нормы и требования общества, Вы способствуете более успешному процессу социализации малыша.
3.Личным примером учите ребенка общаться, знакомится с другими детьми. Не пренебрегайте такими простыми фразами, как: «Если хочешь поиграть с девочкой, подойди и скажи: «как тебя зовут?».
4.Очень хорошо, если у ребенка есть любимая игрушка или вещь. В детском саду она, как кусочек домашнего тепла, будет «согревать» и успокаивать малыша. Даже если ребенок захочет взять с собой какую-то «непонятную» вещь (тряпочку, палочку или, например, камешек) не отказывайте ему в этом.
И, конечно же, не надо забывать о навыках гигиены и самообслуживания.
Еще очень хочется отметить, что процесс адаптации зависит не только от социально-педагогических условий, личностных особенностей протекания психических процессов малыша, но и от его общего состояния здоровья и даже физической подготовленности.
Поэтому, в добавление к нашим рекомендациям очень важно акцентировать внимание на физическом развитии малыша.
Не забывайте о таких простых играх, как бег, прыжки, ходьба с препятствиями, с использованием таких же простых вещей, как мячи, скакалки, обручи и ленты. Все это поможет Вам превратить обыкновенную прогулку в полезные развивающие игры.
И еще несколько слов:
1.Разговаривайте с ребенком про детский сад: поговорите с ним, как со взрослым. Объясните, что он будет ходить в садик, где много детей, с которыми можно играть, и много новых и интересных игрушек.
2.Скажите, что теперь по утрам вся семья будет отправляться на работу: папа - в свой офис, мама - в свой, старший брат или сестра - в школу, а он - в детский сад, а после работы мама или папа придут за ним и заберут домой.
3.Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности, он будет там делать. Чем подробнее будет ваш рассказ - тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш малыш, когда пойдет в детский сад. Когда ребенок видит, что ожидаемое событие происходит так, как было ему заранее «обещано», - он чувствует себя увереннее.
4.Поговорите с ребенком о трудностях, которые могут возникнуть у него в детском саду. Обговорите, к кому в этом случае он сможет обратиться за помощью, и как он это сделает. Например: «Если ты захочешь пить, подойди к воспитателю и скажи: «Я хочу пить», и воспитатель нальет тебе воды. Если захочешь в туалет, скажи об этом воспитателю.
5.Не создавайте у ребенка иллюзий, что все будет исполнено по его первому требованию и так, как он хочет. Объясните, что в группе будет много детей и иногда ему придется подождать своей очереди. Вы можете сказать малышу: «Воспитатель не сможет помочь одеться сразу всем детям, поэтому тебе придется немного подождать».
6.Научите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, просить, а не отнимать игрушки, в свою очередь, предлагать игрушки другим детям.
7.На первых порах постарайтесь уделять вашему малышу тройное внимание дома и на прогулках, напоминайте вечером ему о садике, о ребятах, о воспитательнице. Самое главное - не бойтесь слез ребенка, ведь он пока не может реагировать иначе! Не раздражайте ребенка своими слезами и нервозностью. Многие мамы не могут сдержать эмоций при расставании с ребенком утром, когда ребенок уходит в группу. Если у мамы не получается быть выдержанной, лучше доверить папе отвести ребенка в садик.
8.Постарайтесь быть терпимыми в период адаптации ребенка к ДОУ, не жалейте времени на эмоционально-личностное общение с ребенком, поощряйте посещение детского сада ребенком. Помните, что детский сад - это первый шаг в общество, импульс к развитию знаний ребенка о поведении в обществе.
Как вести себя с ребёнком:
-показать ребёнку его новый статус (он стал взрослее);
-не оставлять его в детском саду на длительные сроки в первые дни;
-обратить внимание на положительный климат в семье;
-следует снизить нервно-психическую нагрузку; сообщить заинтересованным специалистам о личностных особенностях ребёнка, специфике режимных моментов и т.д.;
-при выраженных невротических реакциях не посещать учреждение несколько дней.
Как не надо вести себя с ребенком:
-отрицательно отзываться об учреждении, его специалистах;
-не обращать внимания на видимые отклонения в поведении ребёнка;
-препятствовать контактам с другими детьми;
-увеличивать нагрузку на нервную систему;
-одевать ребёнка не по сезону;
-конфликтовать дома, наказывать ребёнка за капризы.
Уважаемые родители! Мы надеемся, что наши рекомендации помогут Вам и Вашему малышу как можно легче и спокойнее пройти этот нелегкий, но очень важный период в жизни.
Памятка для родителей
«Первый раз в детский сад»
Уважаемые родители!
Для того чтобы ваш ребенок легче адаптировался в нашем детском саду, привык к воспитателям, новым условиям жизни, режиму дня, нам необходима ваша поддержка и сотрудничество. Для начала постарайтесь выполнять несколько простых правил:
1. Приводите ребенка в детский сад в одно и то же время.
2. К воспитателям обращайтесь по имени - отчеству.
3. Спокойное, внимательное отношение к ребенку дома в период адаптации – залог успеха!
4. Вовремя укладывайте ребенка спать вечером.
5. Проследите, чтобы одежда ребенка не была слишком велика или не сковывала его движений. В правильно подобранной одежде ребенок свободно двигается и меньше утомляется. Завязки и застёжки должны быть расположены так, чтобы ребёнок мог самостоятельно себя обслужить. Обувь должна быть лёгкой, тёплой, точно соответствовать размеру ноги ребёнка, легко сниматься и надеваться. Носовой платок необходим ребенку, как в помещении, так и на прогулке.
6. Чтобы избежать случаев травматизма, каждый день проверяйте содержимое карманов одежды ребенка на наличие опасных предметов. Запрещается приносить в детский сад острые, стеклянные предметы, а так же мелкие бусинки, пуговицы, жевательные резинки, таблетки.
7. Не рекомендуется надевать на ребенка дорогие ювелирные украшения. Напоминаем, что в случае потери воспитатель не несет за них материальной ответственности.
8. Не обсуждайте при ребенке свои опасения, претензии и переживания по поводу детского сада, но обязательно поделитесь ими с воспитателями или психологом.
9. Главным для успешной адаптации являются ваш положительный настрой, соблюдение режима дня и рекомендации педагогов.
Надеемся на плодотворное сотрудничество!
Список использованной литературы
1. Галанов А. С. «Я иду в детский сад: пособие для родителей и воспитателей/ А. С. Галанов. - М: Школьная пресса, 2002
2. Заводчикова, О.Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. — М: Просвещение, 2007
3. Кирюхина Н. В.Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ. пособие / Н. В. Кирюхина. — 2-е изд. — М.: Айрис-прес, 2006
4. http://festival.1september.ru/articles/503455/
5. http://volgo-mame.ru/publ/71-1-0-263
7. http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac68.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения"
Вы первый раз привели ребенка в детский сад. Волнуетесь. Переживаете. Как справится ребенок с новой ситуацией?Что же такое «адаптация ребенка к детскому саду», и как сделать так, чтоб...
Нестандартные формы работы с родителями по адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения
Кудряшова Татьяна Александровна, старший воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ детский сад «Солнышко»,с.Линда, городской округ город Бор Нижегородской областиСемья и детский сад имеют с...
Аналитический отчет за период 2013-2015гг воспитателя группы раннего развития «Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения».
Цель: Проанализировать, дать оценку собственной профессиональной деятельности за 2013 – 2015 г. Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов....

«Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения»...

Социальная адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательн...
Родительское собрание «Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Родительское собрание...

Статья "Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения"
В статье проведен анализ понятия «адаптация», представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организа...