Социальная адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
статья по коррекционной педагогике (младшая группа) на тему
В статье проведен анализ понятия «адаптация» и видов адаптации, представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_sots._adaptatsiya_detey_k_dou.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальная адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения.
Образование и становление детей раннего возраста — одна из актуальных и важных задач нашего времени.
Раннее детство — фундамент общего становления ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Непосредственно в данные годы закладываются основы здоровья и интеллекта малыша, конкретно в данном возрасте умственное и высоконравственное развитие напрямую находится в зависимости от его физического состояния и настроя.
На современном этапе становления научных познаний о раннем детстве получила доказательство идея ценности первых лет жизни ребенка как база формирования его личности. Закладываемое у малыша в данный период эмоциональное отношение к находящимся вокруг него людям, к миру, к себе запоминается ребенком и реализуется с годами.
Цель современной педагогики – отметить в воспитательном процессе важность дошкольного детства как базовой основы всего дальнейшего становления малыша.
С приходом малыша в детский сад его жизнь значимым образом изменяется: новое помещение, скрывающее внутри себя большое количество неведомого, жесткий режим дня, отсутствие родителей либо других близких взрослых, новые требования к поведению, неизменный контакт и иной стиль общения со сверстниками. Это все обрушивается на малыша сразу, создавая ему стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, ужасы, отказ от еды, частые заболевания).
Начало посещения детского сада, с одной стороны, и увеличение образовательной нагрузки в дошкольном учреждении с другой, делают проблему адаптации дошкольника к условиям ДОУ особо важной. Обычно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую ему среду и приспособления к ее «нелегким» условиям. Отсюда социальная адаптация – формирование новых общественных взаимоотношений и взаимосвязей маленького человека в социальной группе.
Адаптация считается интенсивным и неминуемым процессом, приводящим либо к положительным результатам, или наоборот негативным. При этом выделяются два главных аспекта эффективной адаптации:
- внутренний комфорт; эмоциональная и психическая удовлетворенность.
- внешняя адекватность поведения; способность с легкостью и наверняка исполнять требования находящейся вокруг среды.
В процессе совместного исследования, проведенного учеными в разных странах (“Соц адаптация детей в дошкольных учреждениях” / Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой.— М., 1980), было выделено 3 фазы адаптационного периода:
1) Острая фаза, которая сопровождается разнообразными потрясениями в соматическом состоянии и психическом статусе.
2) Подострая фаза характеризуется адекватным поведением малыша, т. е. все сдвиги сокращаются и регистрируются только по отдельным характеристикам в перспективе замедленного темпа развития, особенно психического, в сравнении со средними возрастными общепризнанными мерками;
3) Фаза компенсации характеризуется убыстрением темпа развития, в следствии дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития. Привыкая к дошкольному учреждению, ребёнок испытывает мощное психоэмоциональное напряжение.
Характеристики, определяющие отличительные черты поведения и проявления эмоций у ребёнка, адаптирующегося к дошкольному учреждению:
- Негативные эмоции - обычно встречаются у любого ребёнка, в первый раз адаптирующегося к новому коллективу. Отказ от пищи, угнетённость, безучастность, нервное состояние, плач, крик, хныканье. Страх - обычный спутник негативных впечатлений. Ребенок опасается незнакомой обстановки, встречи с неизвестными людьми, того, что не придёт мама.
- Гнев - вспыхивает на фоне стресса и прорывается наружу по всякому поводу.
- Позитивные впечатления - противовес всем отрицательным эмоциям и основной выключатель их. Обычно в первые дни адаптации они не появляются совершенно либо чуть-чуть выражены в те моменты, когда ребенок находится под впечатлением от новой обстановки. Чем легче приспосабливается ребёнок, тем раньше показываются положительные эмоции.
- Социальные контакты. Коммуникабельность ребёнка - это основа для удачного исхода адаптационного периода. Как только ребенок сможет наладить нужные контакты в группе, это незамедлительно обеспечит положительный результат, это даст ребенку уверенности, он будет знать, что он не один в пока еще враждебном мире.
Итак, адаптация ребёнка к новым ему условиям среды - тяжёлый и слишком болезненный процесс, сопровождающийся рядом отрицательных сдвигов в детском организме, затрагивающий все его уровни. Стресс сможет перевоплотить малыша совершенно в иного человека, сможет повредить его защитные механизмы и ребёнок начнёт болеть. Стресс чрезвычайно похож на огненное пламя, сжигающее всё на своём пути. И в случае если не отыскать «огнетушитель» и вовсе не залить огонь, оно «сожжёт» весь организм ребёнка. От того, как взрослые сумеют окружить малыша вниманием и любовью, создать требуемые условия для его последующего развития, зависит благоприятная жизнь ребёнка.
Непосредственно поэтому необходима такая организация жизни малыша в детском саду, которая приводила бы к наиболее адекватному, безболезненному приспособлению его к новой среде и условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, создавала навыки общения с взрослыми и прежде всего со сверстниками.
Социально педагогическая деятельность в условиях ДОУ – это работа, которая включает психологическую и педагогическую деятельность, нацеленную на поддержку ребенка в развитии собственной индивидуальности, организации собственного эмоционального состояния; решения образующихся трудностей в общении, т. е развитие маленького человека в социуме.
Деятельность социального педагога очень разнообразна: он участвует в организации досуга и отдыха детей, помогает раскрыться имеющимся творческим способностям каждого воспитанника. Организуя свою работу, социальный педагог направляет все усилия на создание здорового, эмоционально стабильного микроклимата в детском коллективе. Способствует гуманизации межличностных отношений, что требует многих усилий и терпения.
Литература:
1. Буриличева, Л. И. Комплексный подход в работе воспитателя ДОУ с детьми раннего возраста [Текст] / Л. И. Буриличева // Молодой ученый. — 2013. — №12. — С. 419-421.
2. Калинина, Р. Ребенок пошел в детский сад... К проблеме адаптации детей к условиям жизни в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание, 1998 № 4. – с. 2-9
3. «Социальная адаптация детей в дошкольных учреждениях». Под ред. Р. В. Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А. Атанасовой-Буковой.— М., 1980
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения"
Вы первый раз привели ребенка в детский сад. Волнуетесь. Переживаете. Как справится ребенок с новой ситуацией?Что же такое «адаптация ребенка к детскому саду», и как сделать так, чтоб...
Нестандартные формы работы с родителями по адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения
Кудряшова Татьяна Александровна, старший воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ детский сад «Солнышко»,с.Линда, городской округ город Бор Нижегородской областиСемья и детский сад имеют с...
Аналитический отчет за период 2013-2015гг воспитателя группы раннего развития «Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения».
Цель: Проанализировать, дать оценку собственной профессиональной деятельности за 2013 – 2015 г. Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов....
«Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Консультация для родителей «Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения»...
Родительское собрание «Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения»
Родительское собрание...
Статья "Адаптация детей к условиям дошкольного образовательного учреждения"
В статье проведен анализ понятия «адаптация», представлены рекомендации для оптимизации процесса адаптации детей раннего дошкольного возраста к условиям дошкольной образовательной организа...
Нестандартные формы работы с родителями по адаптации детей к условиям дошкольного образовательного учреждения
Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, ...