Консультация для родителей на тему: «Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)
«Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста»
Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,
является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого.
Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.
Так что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная,
развивающая деятельность?
Конструктивная деятельность - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка.
Конструирование - прежде всего важное средство умственного воспитания детей. В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий:
- целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек;
- сравнивать их между собой и расчленять на части;
- видеть в них общее и различное;
- находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей;
- планировать работу, представляя ее в целом;
- контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки;
- делать умозаключения и обобщения.
В процессе обучения детей сооружению разных конструкций однородных построек или игрушек создаются условия для развития творческих умений в конструировании. Такой характер деятельности является основой, позволяющей детям искать способ самостоятельного изготовления нового варианта предмета, что часто требуется в игре.
В процессе занятий конструированием дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора (куб, брусок, пластина и т. д., узнают об особенностях геометрических тел: у куба все стороны квадратные, у бруска квадратные две торцовые, а остальные прямоугольные, у прямоугольника противоположные стороны равны и т. д.
Конструирование способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом. В процессе конструирования дети учатся правильно обозначать в слове названия направлений (вверх, вниз, далеко, сзади, слева, справа и т. п., овладевают и такими понятиями, как «высокий — низкий», «широкий — узкий», «длинный — короткий».
Конструктивная деятельность является средством и нравственного воспитания дошкольников.
В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.
Конструирование на занятиях и в игре имеет большое значение и для организации дружного детского коллектива. На занятиях дети учатся совместно выполнять общую работу. Для этого требуется умение договариваться о предстоящей работе, распределять обязанности, в нужный момент оказать помощь товарищам, мотивировать свои предложения.
Существуют различные виды конструктивной деятельности детей, каждая из которых способствует формированию познавательных и социальных мотивов учения:
1. Конструирование по образцу - детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материала. В основе деятельности детей лежит подражательная деятельность, она является важным обучающим этапом. Этот вид конструирования способствует формированию у ребенка умения организовывать самостоятельную поисковую деятельность творческого характера.
2. Конструирование по условиям - детям не дают образца постройки, рисунков и способов ее возведения, а лишь определяются условия, которым постройка должна соответствовать (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т. п.). Для ребенка это проблемная ситуация, которую он должен решить самостоятельно. В процессе такого конструирования у детей сформируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность. А так же ребенок учится подчиняться определенным правилам и условиям, причем в игровой конструктивной деятельности эти правила легко становятся для него внутренними, не принудительными.
3. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам - имеет моделирующий характер деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создается возможность для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эта возможность успешно реализуется при обучении детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам. Данный вид конструирования способствует развитию у детей развивать образного мышления – моделирующее познавательное действие, которое состоит из операций замещения (частей предмета деталями конструктора, пространственного объединения заместителей в целостное образование (модель объекта, и операции отнесения модели к реальности, ее преобразования или воспроизведения.
4. Конструирование по замыслу - способствует развитию творчества детей, в котором проявляется их самостоятельность, ведь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Однако необходимо помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление – достаточно трудная задача для дошкольников, так как замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.
5. Конструирование по теме - эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Данный вид конструирования способствует расширению кругозора ребенка, освоению особенностей окружающего мира.
Каждый ребёнок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для развития конструктивной деятельности, мы помогаем ребёнку понять окружающий мир и своё место в этом мире!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол с родителями на тему "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста"
Повышение педагогической компетентности родителей по проблеме игровой деятельности у детей среднего дошкольного возраста"...
Консультация для родителей на тему: "Роль семьи в воспитание детей дошкольного возраста".
Что такое семья, глазами ребенка?...
Методическая разработка Консультация для родителей на тему "Роль конструирования в развитии детей"
Консультация для родителей на тему "Роль конструирования в развитии детей" Игры и занятия с конструктором позволяют в интересной для ребёнка деятельности сформировать у него усидчивость, стремление к...
Консультация для родителей на тему: «Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста»
В данной консультации говориться о пользе обучения детей конструирования...
Консультация для родителей на тему: "Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей на тему: "Роль сказки в воспитании детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей по теме: «Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста»
Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые п...
Консультация для родителей на тему: «Игровые технологии математического развития детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей на тему: «Игровые технологии математического развития детей дошкольного возраста»...