Консультация для родителей на тему: «Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста»
консультация по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)
В данной консультации говориться о пользе обучения детей конструирования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 21.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей на тему:
«Роль конструирования в развитии детей дошкольного возраста»
Подготовила: Тутова Т.Ф.
воспитатель МБДОУ д/с № 88
Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий,
является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то целого.
Конструирование позволяет ребенку творить свой собственный неповторимый мир.
Так что же такое конструирование - пустое развлечение или полезная,
развивающая деятельность?
Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению.
Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей. В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка.
Конструирование — прежде всего важное средство умственного воспитания детей. В процессе обучения конструированию у детей вырабатываются и обобщенные способы действий:
- целенаправленно обследовать предметы или образцы построек, игрушек.
- сравнивать их между собой и расчленять на части,
- видеть в них общее и различное,
- находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей,
- планировать работу, представляя ее в целом,
- контролировать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки,
- делать умозаключения и обобщения.
В процессе обучения детей сооружению разных конструкций однородных построек или игрушек создаются условия для развития творческих умений в конструировании. Такой характер деятельности является основой, позволяющей детям искать способ самостоятельного изготовления нового варианта предмета, что часто требуется в игре.
В процессе занятий конструированием дети усваивают правильные геометрические названия деталей строительного набора (куб, брусок, пластина и т. д., узнают об особенностях геометрических тел: у куба все стороны квадратные, у бруска квадратные две торцовые, а остальные прямоугольные, у прямоугольника противоположные стороны равны и т. д.
Конструирование способствует совершенствованию речи детей, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом. В процессе конструирования дети учатся правильно обозначать в слове названия направлений (вверх, вниз, далеко, сзади, слева, справа и т. п., овладевают и такими понятиями, как «высокий — низкий», «широкий — узкий», «длинный — короткий».
Конструктивная деятельность является средством и нравственного воспитания дошкольников.
В процессе этой деятельности формируются такие важные качества личности, как трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.
Конструирование на занятиях и в игре имеет большое значение и для организации дружного детского коллектива. На занятиях дети учатся совместно выполнять общую работу. Для этого требуется умение договариваться о предстоящей работе, распределять обязанности, в нужный момент оказать помощь товарищам, мотивировать свои предложения.
Существуют различные виды конструктивной деятельности детей, каждая из которых способствует формированию познавательных и социальных мотивов учения:
1. Конструирование по образцу – детям предлагаются образцы построек, выполненных из деталей строительного материала. В основе деятельности детей лежит подражательная деятельность, она является важным обучающим этапом. Этот вид конструирования способствует формированию у ребенка умения организовывать самостоятельную поисковую деятельность творческого характера.
2. Конструирование по условиям - детям не дают образца постройки, рисунков и способов ее возведения, а лишь определяются условия, которым постройка должна соответствовать (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта, гараж для легковых или грузовых машин и т. п.). Для ребенка это проблемная ситуация, которую он должен решить самостоятельно. В процессе такого конструирования у детей сформируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность. А так же ребенок учится подчиняться определенным правилам и условиям, причем в игровой конструктивной деятельности эти правила легко становятся для него внутренними, не принудительными.
3. Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам – имеет моделирующий характер деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создается возможность для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эта возможность успешно реализуется при обучении детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем, наоборот, практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам. Данный вид конструирования способствует развитию у детей развивать образного мышления – моделирующее познавательное действие, которое состоит из операций замещения (частей предмета деталями конструктора, пространственного объединения заместителей в целостное образование (модель объекта, и операции отнесения модели к реальности, ее преобразования или воспроизведения.
4. Конструирование по замыслу - способствует развитию творчества детей, в котором проявляется их самостоятельность, ведь ребенок сам решает, что и как он будет конструировать. Однако необходимо помнить, что создание замысла будущей конструкции и его осуществление – достаточно трудная задача для дошкольников, так как замыслы неустойчивы и часто меняются в процессе деятельности.
5. Конструирование по теме - эта форма конструирования очень близка по своему характеру конструированию по замыслу, с той лишь разницей, что замыслы детей здесь ограничиваются определенной темой. Данный вид конструирования способствует расширению кругозора ребенка, освоению особенностей окружающего мира.
Каждый ребёнок уникален, и каждый рождается со способностями, которые можно и нужно развивать. У детей дошкольного возраста огромное желание творить и получать результат. Создавая необходимые условия для развития конструктивной деятельности, мы помогаем ребёнку понять окружающий мир и своё место в этом мире!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Роль подвижных игр в воспитании детей дошкольного возраста".
Данный материал рассказывает родителям о важной роли подвижных игр в жизни дошкольника....
Консультация для родителей на тему " Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей на тему " Роль художественной литературы в развитии детей дошкольного возраста"...
Консультация для родителей на тему "Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста"
Многие родители считают, что подвижная игра - это просто развлечение для детей, и мало представляют, какую важную роль они играют не только в физическом, но и в интеллектуальном развитии д...
Статья на тему "Роль ЛЕГО - конструирования в развитии детей дошкольного возраста"
В этой статье описано влияние Лего-конструирования на развитие ребенка. Лего-конструирование дошкольника - легкая дорога к познанию. Собирая конструктор, ребенок развивает мелкую моторику, воображение...
Мини-анкета для родителей на тему: «Роль подвижных игр в развитии детей дошкольного возраста»
опрос родителей...
Статья для родителей на тему: «Роль семейного чтения в развитии детей дошкольного возраста»
когда ребенок слышит, как ему читает мама, он овладевает навыками правильной речи. Так же семейное чтение – средство эстетического воспитания личности. Замечено, что те дети, с которыми родители...
Консультация для родителей на тему: "Роль поэзии в патриотическом развитии детей дошкольного возраста"
Консультация составлена, как посыл к родителям, что очень важно воспитывать в детях патриотизм. В том числе через поэзию русских и советских писателей и поэтов....