Лес Осенью.Грибы.
календарно-тематическое планирование (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Отметка о проверке плана воспитательно – образовательной работы:
Дата проверки:
Старший воспитатель/методист__________
Дата: 24.10.22-28.10.22
Тема: “Лес осенью. Грибы”
Цель недели: Систематизировать и расширять знания детей с понятием «лес», «грибы», «ягоды», растущих в лесу осенью.
Задачи: Формировать представления о лесе как экосистеме. Знакомить детей с грибами и ягодами;
Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни леса осенью, о лесных грибах и ягодах, местах их произрастания. Активизация и актуализация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи. Совершенствование навыков звукобуквенного и слогового анализа слов;
Обогащать речь детей существительными, обозначающими названия грибов и ягод;
Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества;
Обогащать речь детей глаголами;
Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному;
Упражнять детей в подборе слов со сходным значением;
Формировать умение отвечать на вопросы. Развивать внимание и память;
Разучивать игры, стихотворения по теме;
Знакомить с художественными произведениями детской литературы, раскрывающими понятия ягоды, грибы, лес.
Итоговое мероприятие: Вечер загадок и стихов «Я однажды был в лесу».
Группа: 15 средняя
Воспитатели: Казанцева Н.П. Минасян Д.А.
День недели, дата | Образовательная деятельность ОД | Образовательная деятельность в режимных моментах (совместная деятельность педагога с детьми) Утро, вечер | Создание/организация развивающей среды для совместной/ самостоятельной деятельности детей и развития детской инициативы | Взаимодействие с родителями, узкими специалистами |
П О Н Е Д Е Л Ь Н И К | 1.Познавательно-исследовательская деятельность (окружающий мир).
Тема: Мои друзья. Задачи: Формировать понятие "друг" , "дружба" ;воспитывать положительные взаимоотношения между детьми, побуждая их к добрым поступкам. Учить сотрудничать, сопереживать, проявлять заботу и внимание друг к другу Источник: Дыбина О.В. “Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада” 2.Музыкальная деятельность (музыкальный зал) Тема: по плану муз. Руководителя. | Первая половина дня 1.Утренняя беседа «Осень в лесу» Цель: Формирование первичных представлений об экосистемах, природных зонах. 2. Утренняя гимнастика Пальчиковая игра «Сорока - белобока» Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук 3. Д/ игра: «Назови время года» Цель: закрепление названий времен года. Отгадывание загадок-про времена года. Цель: развитие мышления, памяти. 4. КГН Мойдодыр Задачи: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить аккуратно мыть руки, насухо вытирать их, вешать полотенце на место. КГН перед завтраком. (Инструкция 9) «Правила гигиены». Цель: продолжать формировать навык аккуратного мытья рук. «Накроем стол для Мишутки» - Цель: формировать представление о доброжелательности. Наблюдение за работой младшего воспитателя. Прогулка №1 (Инструкция 4) Наблюдение за березой Покажите ствол березы. Какой он — толстый или тонкий? Покажите ветки. Какие они — толстые или тонкие? Какого цвета? Погладьте ствол березы. Какой он у нее? (Гладкий, шелковистый.) Какой по цвету? (Уточнить, что только у березы такой черно-белый ствол.) Труд. дея-ть: предложить детям сгребать сухие листья в определенное место Цель: обучать правильно, пользоваться граблями, наполнять ведерки до определенной мерки. П/ игра: «Беги к березе». Цель: учить быстро выполнять действия по сигналу воспитателя. Индивидуальная работа упражнения в ходьбе. Возвращение с прогулки. КГН. (Инструкция1) Цель: продолжать закреплять умение детей самостоятельно раздеваться в определенной последовательности. Чтение художественной литературы. Чтение сказки «Война грибов с ягодами» (в обработке В. Даля). Цель: воспитание умения слушать, следить за развитием действия, сопереживать героям, отвечать на вопросы по произведению. Вторая половина дня. Постепенный подъем: закаливающие процедуры, комплекс пробуждающей гимнастки, хождение по коврикам «Здоровья» и т.д. «Корзинка» , (лежа на животе руками держать стопы) «Велосипед»,(лежа на спине крутить «педали») «Ракета»,(прыжок, хлопок) «Плавание»,(изображать на животе и на спине движения пловца) «Тихоход». (На выдохе тихо сказать тихоход). Хождение по массажным дорожкам Чтение стихов о грибах Цель: Знакомить детей с разнообразным миром грибов, местом произрастания. С.Р.И. «Семья» Цель: Продолжать учить вместе играть Д.И. «Съедобное - несъедобное» Цель: закрепление знания о съедобных грибах Прогулка №2 (Инструкция 9) Наблюдение за погодой. Цель: Развивать любознательность, учить наблюдать за погодой, формировать умение одеваться по погоде. Трудовая деятельность «Собираем веточки» Цель: приучать к труду. Подвижные игры «Сделай фигуру» (бег) Цель: Упражнять в беге врассыпную. Развивать внимание. Д/И «Какого цвета?» Цель: учить различать по цвету проезжающие автомобили. Индивидуальная работа (Дима, Кирилл) Игровое упражнение «Поднимай ноги выше» Цель: учить перешагивать предметы высотой 5-10 см. Возвращение с прогулки. Беседа – игра «Будь внимателен!». Цель: формирование основ безопасности; развитие умения находить выход в сложной ситуации. Д/И «Отгадай-ка» Цель: Учить отгадывать гриб по описанию Самостоятельная игра по интересам детей. | Картотека «Пальчиковые гимнастики» Иллюстрации «Осенний лес» Загадки о времени года Атрибуты для с/р | Взаимодействие с родителями Индивидуальные консультации и беседы с родителями. Индивидуальная беседа с родителями «Одежда детей в группе» |
В Т О Р Н | 1.Коммуникативная (развитие речи) Тема: Занятие 8Буква [К] звуки [К], [Кь] Цель: Совершенствование умения анализировать предложение и составлять его из букв. Знакомство с буквой К. Освоение слогового способа чтения. Развитие способности подбирать слова к четырехзвуковой модели. Источник: Н.С. Варенцова - Обучение дошкольников грамоте. Для занятий с детьми 3-7 лет Двигательная деятельность (физическое развитие) Тема: по плану физ. инструктора. | Первая половина дня 1. Утренняя беседа «Грибы и ягоды» Цель: Дать знания о грибах и ягодах (съедобных и ядовитых). Упражнение «Бабочка и грибок». Цель: Совершенствование грамматического строя речи, закрепление в речи предлогов: НА, С, В, ИЗ. 2. Утренняя гимнастика (Артикуляционная гимнастика «Лошадки» мотивирование детей к приему пищи. Пальчиковые игры «Лукошко» «Соберу грибы» «Урожай» Цель: Увеличение подвижности пальцев.) П/и «Найди где спрятано» (ориентировка в пространстве) Настольно-печатная игра «Лото». Цель: Упражнять детей в подборе обобщающих слов, использование освоенных ранее знаний и навыков классификации. Ситуативный разговор: «Сегодня день приятных неожиданностей» Цель: Предложить детям порассуждать, что значит приятная неожиданность. Вспомнить, были ли у детей такие случаи. Развивать монологическую речь 4. КГН Кушаем кашу Задачи: Учить детей правильно держать ложку, аккуратно набирать кашу, сохранять правильную позу за столом. Поощрять стремление детей к самостоятельности. Прогулка № 1 «Наблюдение за погодой» Цель: обращать внимание на то, как изменилась природа; учить сравнивать природные изменения; развивать наблюдательность. Труд. дея-ть: Уборка осенних листьев. Цель: воспитывать желание трудиться. Подвижные игры П/ игра: «Гуси-лебеди» Цель: учить быстро действовать по сигналу; воспитывать дружеские отношения. Индивидуальная работа (Сафия, Артём) «С кочки на кочку». Цель: продолжать учить подпрыгивать на двух ногах; совершенствовать навыки перепрыгивания. Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры. Чтение художественной литературы Чтение книги Н. Сладкова «Синичкина кладовая» Цель: Продолжать знакомить детей с осенними произведениями, формировать умение детей внимательно слушать текст, отвечать на вопросы, рассказывать понравившиеся отрывки. Вторая половина дня Постепенный подъем: закаливающие процедуры, комплекс пробуждающей гимнастки, хождение по коврикам «Здоровья» и т.д. «Корзинка» , (лежа на животе руками держать стопы) «Велосипед»,(лежа на спине крутить «педали») «Ракета»,(прыжок, хлопок) «Плавание»,(изображать на животе и на спине движения пловца) «Тихоход». (На выдохе тихо сказать тихоход). Хождение по массажным дорожкам Сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, строительные игры. «Путешествие в лес» Цель: Помочь создать игровую обстановку, наладить взаимодействие между теми, кто выбрал определённые роли; Д/ И” Каждой вещи свое место” Цель: воспитывать желание поддерживать порядок в группе, убирать игрушки на место. Индивидуальная работа по закреплению навыков ( Лев, Герман, Фатима) Настольные игры «Детское домино». Цель: развитие усидчивости, внимания, памяти. Самостоятельная игровая деятельность. Прогулка № 2 Наблюдение за работой шофера. Цель: Уточнять представления о работе водителей, управляющих разными видами машин; развивать познавательную деятельность; воспитывать интерес и уважение к работе взрослых. Трудовая деятельность Сгребание опавших листьев, сбор осенних листьев для гербария. Цель: Воспитывать трудолюбие и умение работать коллективно. Подвижные игры «Горелки», «Волк во рву». Цель: Приучать доводить начатое дело до конца; воспитывать аккуратность, ответственность. Индивидуальная работа (Аня, Саша) Развитие движений. Цель: закреплять навыки подскоков на месте (ноги врозь - вместе; одна вперёд-другая назад) Возвращение с прогулки. КГН. (Инстр.1) Ситуативный разговор «Зачем лесу грибы ?» Цель : Дать знания детям о том, что с помощью грибниц деревья впитывают воду из земли. Закрепить знания детей о грибах , их названиях, месте произрастания. Групповая работа Рассматривание плаката, картинок на тему «Грибы» Труд: уборка в уголках Цель: прививать трудовые навыки. Самостоятельная игра по интересам детей. | Картинки на тему “Грибы” Атрибуты для с/р игры Раскраски “Грибы” Настольно-печатные игры | Рекомендовать родителям рассказать детям о правилах сбора грибов, к каким последствиям приводит невнимательность при сборе грибов. |
С | 1.Позновательно-исследовательская (ФЭМП) • Продолжать учить сравнивать две группы предметов, разных по форме, определяя их равенство или неравенство на основе сопоставления пар. • Закреплять умение различать и называть плоские геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. • Упражнять в сравнении двух предметов по высоте, обозначая результаты сравнения словами: высокий, низкий, выше, ниже. Источник: И.А. Пономаева, В.А. Позина “Формирование элементарных математических представлений” , средняя группа 2.Музыкальная деятельность (музыкальный зал) Тема: по плану муз.руководителя. | Первая половина дня 1. Утренняя беседа «Царство растений: грибы». Цель: Познакомить детей с разнообразием грибов, выделив группу съедобных и несъедобных грибов. Рассказать о полезных свойствах несъедобных грибов для некоторых животных. Рассматривание картинок грибов. Цель: Упражнять детей различать грибы по внешнему виду, называть их, познакомить со строением грибов. Формировать первичные представления о правилах сбора грибов, связанные с личной и экологической безопасностью. 2. Утренняя гимнастика (артикуляционная гимнастика) 3. Д/игра: « Назови ласково». Цель: Тренировать детей образовывать слова уменьшительно – ласкательного наклонения. 4. КГН За столом Задачи: напомнить детям правила поведения за столом, учить детей есть самостоятельно, правильно держать ложку, наклоняться над тарелкой. Ситуативная беседа «Правильно учимся надевать колготки» Цель: упражнять правильно, надевать колготки. Прогулка № 1 Наблюдение за ветром Цели : - продолжать закреплять представления о погодных изменениях. Трудовая деятельность Уборка участка детского сада от опавших листьев. Цель: Учить создавать радостное настроение от выполненной работы; воспитывать экологическую культуру. Подвижные игры: «Вкусная ягодка » . Цель: Увлечь детей игрой; продолжать знакомить детей с ягодами и грибами , развивать внимание. Индивидуальная работа Перебрасывание мяча друг другу снизу. Цель: развивать ловкость, выносливость. Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры. Чтение художественной литературы Рассказ В. Катаева «Грибы». Цель: Познакомить с произведением, побеседовать с детьми о возможных последствиях похода ребят в лес за грибами. Развивать связную речь, обогащать представления о грибах и правилах их сбора Вторая половина дня Постепенный подъем: закаливающие процедуры, комплекс пробуждающей гимнастки, хождение по коврикам «Здоровья» и т.д. «Корзинка» , (лежа на животе руками держать стопы) «Велосипед»,(лежа на спине крутить «педали») «Ракета»,(прыжок, хлопок) «Плавание»,(изображать на животе и на спине движения пловца) «Тихоход». (На выдохе тихо сказать тихоход). Хождение по массажным дорожкам Сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, строительные игры. «Семья» Цель: следить за ходом игры. Формировать первичные гендерные представления (мальчики помогают девочкам). Просмотр мультфильмов: «Как грибы с горохом воевали» Цель: Расширять знания о растениях. Воспитывать бережное отношение к природе. Самостоятельная игровая деятельность. Прогулка № 2 Наблюдение за небом Цель: рассмотреть и описать, как изменилось в конце дня. Трудовая деятельность Сгребание сухих листьев в определенное место Цель: Обучать пользоваться граблями, наполнять ведра до определенной мерки. Подвижные игры «У медведя во бору» Цель: Учить детей бегать не наталкиваясь друг на друга. действовать в соответствии слов игры Индивидуальная работа Бег по прямой дорожке Самостоятельные игры с выносным материалом. Возвращение с прогулки. Настольно- печатные игры. Цель: Учить детей соблюдать правила игры, вызывать радость от совместных игр с товарищами. Беседа «Почему нельзя употреблять в пищу сырые грибы?». Цель: Закреплять знания о здоровом образе жизни, умение отличать полезные продукты и опасное употребление грибов в сыром виде Самостоятельная игра по интересам детей. | Настольно-печатные игры по выбору детей Атрибуты для с/р игры Картинки “Грибы” Рассказ В. Катаева “Грибы” Просмотр мультфильмов | Индивидуальные консультации и беседы по запросам родителей |
Ч | 1.Конструирование. Тема: «Как шишки стали лесными жителями» Программное содержание: -Вызвать интерес к обследованию шишек, поиску ассоциативных образов и созданию лесных персонажей по замыслу. -Развивать творческое воображение, чувство формы и композиции. -Воспитывать бережное отношение к природе. Источник: И.А. Лыкова “Конструирование в детском саду”, средняя группа 2.Двигательная деятельность (физическое развитие) Тема: по плану физ. Инструктора. | Первая половина дня 1. Утренняя беседа “Грибы не только пища, но и дом» Цель: дать знания о том, что грибы служат не только пищей, но и домом для некоторых насекомых и личинок. Отгадывание загадок о лесе, грибах, ягодах. 2. Утренняя гимнастика ( Пальчиковая гимнастика «Компот» дыхательная гимнастика) 3. Д/игра «Мы с тобой сейчас в лесу…» Цель: Медленно передвигаться, повторять движения за воспитателем. Ситуативный разговор «Съедобные и несъедобные грибы». Цель: Закреплять знания о съедобных и несъедобных грибах. 4. КГН Нос, умойся! Задачи: Учить детей умываться, пользоваться индивидуальным полотенцем, поддерживать позитивное отношение к гигиеническим процедурам. Прогулка № 1 Наблюдение за одеждой осенью(почему люди выбирают те или иные предметы) Трудовая деятельность Предложить детям собрать на участке крупный мусор. Цель: Воспитывать желание соблюдать чистоту. Подвижные игры «Найди себе пару», «Мы – веселые ребята», «попади в цель» Цель : Развивать двигательную активность Индивидуальная работа Прыжки вверх с места. (Луиза, Артем) Цель: развивать прыгучесть, умение концентрировать мышечные усилия, сочетая силу с быстротой. Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры. Чтение художественной литературы «Под грибом» В. Сутеева. Цель: Помочь детям понять жанр этого произведения, определить самые дружеские эпизоды, выбрать отрывок, который больше других понравился детям. Оценить поступок муравья. Вторая половина дня Постепенный подъем: закаливающие процедуры, комплекс пробуждающей гимнастки, хождение по коврикам «Здоровья» и т.д. «Корзинка» , (лежа на животе руками держать стопы) «Велосипед»,(лежа на спине крутить «педали») «Ракета»,(прыжок, хлопок) «Плавание»,(изображать на животе и на спине движения пловца) «Тихоход». (На выдохе тихо сказать тихоход). Хождение по массажным дорожкам Сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, строительные игры. «Приготовим обед». Цель: Учить детей обыгрывать замысел игры, распределять роли. Развивать интерес к игре, доброжелательное отношение между детьми. Д/и «Где спрятался гриб?» Цель: Упражнять в правильном использовании предлогов в речи. И/р Упражнение «Дорисуй» Цель: упражнять в изображении грибов, развивать симметрическое изображение предметов. Самостоятельная игровая деятельность. Прогулка № 2 Наблюдение: за перелетными птицами: расширять представления о перелетных птицах, об изменении Трудовая деятельность Сбор семян деревьев. Подвижные игры «Ворона и собачка», «Поймай мяч» Цель: Учить подражать движениям и звукам птиц; ловить мяч двумя руками. Индивидуальная работа (Вадим, Ной) Ходьба по короткой и длинной дорожке Цель: закреплять представления о длине .Возвращение с прогулки. Ситуативный разговор «Как правильно собирать грибы» Цель: Воспитывать бережное отношение к природе, желание сохранить грибницу. Самостоятельная игра по интересам детей. | Атрибуты для с/р игры Настольно-печатные игры по выбору детей Загадки о грибах, лесе и ягодах В.Сутеева ”Под грибом” Ситуативный разговор «Съедобные и несъедобные грибы». | Индивидуальные консультации и беседы по запросам родителей |
П | 1.Двигательная деятельность (физическое развитие) Тема: По плану физ. Инструктора. 2.Изобразительная деятельность(аппликация). «Лодки плывут по реке». Программное содержание: Учить детей создавать изображение предметов, срезая углы у прямоугольников. Закреплять умение составлять красивую композицию, аккуратно наклеивать изображения. Воспитывать интерес к работе. Источник: Т.С. Комарова “Изобразительная деятельность в детском саду” (средняя группа). | Первая половина дня 1. Утренняя беседа «Зачем нужны мухоморы». Работа над пословицей: «Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок - дает приплода мешок» - воспитывать бережное отношение к природе. Игра «В лесу» Цель: Активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме «Грибы». 2. Утренняя гимнастика (Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин») 3. Ситуативная беседа «Последние дни октября» Цель: Вспомнить с детьми какими были деньки в октябре, чем запомнился, делиться своими впечатлениями, вступать в беседу, строить рассказ. 4. КГН Нос, умойся! Задачи: Учить детей умываться, пользоваться индивидуальным полотенцем, поддерживать позитивное отношение к гигиеническим процедурам. Прогулка № 1 Наблюдение за небом уточнить, названия и знания детей о тучах и облаках отметить, какое небо (чистое, голубое, или серое, хмурое). Трудовая деятельность Уборка участка от мелких камешков и сухих веточек Цель: Побуждать работать в коллективе. Подвижные игры «Перелет птиц», «Брось и поймай» Цель: Упражнять в подлезании, бросании и ловле мяча двумя руками. “Найдем грибок” Цель: Учить внимательно слушать команду воспитателя; развивать внимание, следить за правильностью выполнения задания. Возвращение с прогулки, гигиенические процедуры. Чтение художественной литературы Чтение стихотворения: П Потемкин «Мухоморы» Цель: Создать положительный эмоциональный настрой, вызвать интерес у детей к произведению. Вторая половина дня Постепенный подъем: закаливающие процедуры, комплекс пробуждающей гимнастки, хождение по коврикам «Здоровья» и т.д. «Корзинка» , (лежа на животе руками держать стопы) «Велосипед»,(лежа на спине крутить «педали») «Ракета»,(прыжок, хлопок) «Плавание»,(изображать на животе и на спине движения пловца) «Тихоход». (На выдохе тихо сказать тихоход). Хождение по массажным дорожкам Сюжетно-ролевые игры, театрализованная деятельность, строительные игры. «Фруктовый ларёк». Цель: Совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим игровым замыслом. Развивать диалогическую речь. Беседа о грибах по вопросам: «Как не заблудиться в лесу? Какие грибы вы знаете? Какие съедобные грибы вы знаете? Что вы знаете о ядовитых грибах? Что нужно грибам для роста? Какие важные правила сбора грибов необходимо соблюдать?» В книжном уголке рассматривание иллюстраций, фотографий , муляжей ,дидактических альбомов, наборов открыток по теме. Самостоятельная игровая деятельность. Прогулка № 2 Наблюдение за птицами Цель: Обогащать представления детей об окружающем мире. Трудовая деятельность Сбор разноцветных листьев Цель: побуждать к самостоятельному выполнению элементарных поручений. Подвижные игры «Пузырь» Цель: Закреплять у детей умение становиться в круг, постепенно расширять и сужать его. Индивидуальная работа Игровое упражнение «Пройди по дорожке» Цель: упражнять детей в ходьбе по ограниченной площади .Возвращение с прогулки. Упражнение на развитие мелкой моторики «Заштрихуй шляпку гриба» Цель: знать цвета наиболее распространенных в данной местности грибов; уметь закрашивать шаблон ритмично, в одном направлении, без пропусков. Самостоятельная игра по интересам детей. | Пазлы Атрибуты для с/р игры Настольно-печатные игры по выбору детей | Индивидуальные консультации и беседы по запросам родителей. Консультация для родителей: “Как сохранить здоровье ребенка осенью” |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование "Щедрые дары осени" (грибы, ягоды)
Календарное планирование на неделю по теме "Щедрые дары осени"...
Осень (грибы, растения , орехи)
Презентация о времени года Осень...
Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова "В нашем лесу". Стихотворение поможет закрепить знания дошкольников о приметах осени, является литературным материалом к лексической теме "Осень", "Грибы".
Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова "В нашем лесу". Мнемотехника облегчает ребёнку понимание стихотворного текста, развивает психические процессы, может применятся с детьми средне...
календарное планирование воспитательно-образовательного процесса "Дары Осени: грибы, ягоды"
Обобщение знаний детей о грибах и ягодах наших лесов....
Праздник Осени "Гриб-затейник"
Сценарий осеннего утренника для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект занятия"Ранняя осень. Грибы"
Конспект логопедического занятия разработан для детей подготовительной группы ДОУ.Цель: - Расширение и уточнение знаний детей о грибах.Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать...
Подготовка к постановке звука «Ш» Лексическая тема: «Осень. Грибы»
Подготовка к постановке звука «Ш» Лексическая тема: «Осень. Грибы» Конспект организованной образовательной деятельностиучителя-логопедас детьми старшего дошкольного возрастас использованием ...