Подготовка к постановке звука «Ш» Лексическая тема: «Осень. Грибы»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему

Вавилкина Надежда Игоревна

Подготовка к постановке звука «Ш»

 Лексическая тема: «Осень. Грибы»

 

Конспект организованной образовательной деятельности

учителя-логопеда

с детьми старшего дошкольного возраста

с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий

Основной вид деятельности: общение ребенка с педагогом и совместные игры под руководством педагога.

 

Цель: подготовка к постановка звука «Ш».

 

Задачи:

1.      Коррекционно-обучающие:

·         Уточнение и расширения словаря по лексической теме «Осень. Грибы»;

·         Формирование и развитие артикуляторной моторики;

·         Формирование практических умений и навыков использования исправленной лексически развитой речью.

2.      Коррекционно- развивающие:

·         Развитие дыхательных и голосовых функций;

·         Развитие зрительного внимания;

·         Развитие логического мышления.

3.      Воспитательные:

·         Воспитывать умение действовать согласно инструкции учителя- логопеда;

·         Развивать аккуратность при работе с раздаточным материалом.

 

Средства ТСО: компьютерная презентация на тему «Осенний лес».

 

Материал: игрушечный ежик, листья деревьев, карточки с изображением грибов, картина «Что не правильно нарисовал художник» (осень), картина «Где ежик сушит грибы», шишки.

 

Формы организации детей: индивидуальное занятие.

 

Длительность занятия: 25 минут.

 

Методы:

·         Артикуляционная гимнастика;

·         Дыхательная гимнастика;

·         Гимнастика для глаз;

·         Телесно-ориентированная терапия;

·         Речь с движением;

·         Проблемная ситуация;

·         Беседа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад №45 компенсирующего вида Красносельского района

Санкт-Петербурга

Подготовка к постановке звука «Ш»

 Лексическая тема: «Осень. Грибы»

Конспект организованной образовательной деятельности

учителя-логопеда

с детьми старшего дошкольного возраста

с использованием игровых и здоровьесберегающих технологий

выполнил

учитель-логопед

Вавилкина Надежда Игоревна

______________/ Н.И. Вавилкина/

Санкт-Петербург

2016 год

Основной вид деятельности: общение ребенка с педагогом и совместные игры под руководством педагога.

Цель: подготовка к постановка звука «Ш».

Задачи:

  1. Коррекционно-обучающие:
  • Уточнение и расширения словаря по лексической теме «Осень. Грибы»;
  • Формирование и развитие артикуляторной моторики;
  • Формирование практических умений и навыков использования исправленной лексически развитой речью.
  1. Коррекционно- развивающие:
  • Развитие дыхательных и голосовых функций;
  • Развитие зрительного внимания;
  • Развитие логического мышления.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать умение действовать согласно инструкции учителя- логопеда;
  • Развивать аккуратность при работе с раздаточным материалом.

Средства ТСО: компьютерная презентация на тему «Осенний лес».

Материал: игрушечный ежик, листья деревьев, карточки с изображением грибов, картина «Что не правильно нарисовал художник» (осень), картина «Где ежик сушит грибы», шишки.

Формы организации детей: индивидуальное занятие.

Длительность занятия: 15 минут.

Методы:

  • Артикуляционная гимнастика;
  • Дыхательная гимнастика;
  • Гимнастика для глаз;
  • Телесно-ориентированная терапия;
  • Речь с движением;
  • Проблемная ситуация;
  • Беседа.

Ход деятельности:

Структурные компоненты деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивация на деятельность и совместная постановка с детьми цели деятельности

Посмотри на картинки, что не правильно нарисовал художник. Давай вспомним все приметы осени.

Сегодня мы с тобой отправимся на прогулку в лес.

Давай закроем глазки и представим, что мы уже там, что ты видишь?

Каких животных мы там можем встретить?

Ребенок высказывает предположения.

Ребенок отвечает.

Ответы ребенка.

Еж, лиса, лось и тд.

Планирование деятельности

А вот и ежик к нам прибежал на встречу, давай послушаем, что он нам расскажет.

Действия

Артикуляционная гимнастика.

Подготовка артикуляционного аппарата к произнесению звука [ш].

Под кусточком ёж живёт (упражнение «блинчик»), Ёжик раненько встаёт (упражнение «грибок»),

Спинку моет (упражнение «почистим зубки»),

Ушки трёт (упражнение «почистим зубки»).

Он не ленится, ребятки, ловко делает зарядку (упражнение «гармошка»),

Блинчики себе печёт (упражнение «лопатка»),

Молоко парное пьёт (упражнение «лакание»).

А потом берёт лукошко (упражнение «чашечка»)

И бежит он по дорожке (упражнение «наказать непослушный язычок»).

А теперь ежик нам предлагает взять шишки и проделать следующие упражнения.
Игровой массаж «Ходит ёжик».

Снятие мышечного напряжения, координация речи с движением.

Ходит ёжик без дорожек

По лесу, по лесу.

И колючками своими

Колется, колется.

А я ёжику-ежу, ту тропинку покажу,

Где катают мышки маленькие шишки.

Гимнастика для глаз. Снизить утомление и усталость глаз, профилактика близорукости. 

Смотрит влево, смотрит вправо,

Вверх и вниз, назад, вперёд-

И свой лес не узнаёт! Где зелёные листочки? Где же птички? Где цветочки? Ох, и сложная загадка! Помогли бы вы, ребятки? Что произошло в лесу, чему так удивился ежик?

А что мы можем найти в лесу осенью?

Развитие мелкой моторики. Развивать мелкую моторику пальцев рук. 

Ёжика не удержать, стал грибы он собирать.

Топ-топ – пять шагов.

В туесочке пять грибов.

Мухомор красный – гриб опасный.

А второй – лисичка,

Рыжая косичка.

Третий гриб –волнушка,

Розовое ушко.

А четвёртый гриб – сморчок,

Бородатый старичок.

Пятый гриб – белый,

Ешь его смело!

Давай найдем все эти грибы и посчитаем сколько мы их нашли.

 Развитие лексико-грамматического строя речи «Весёлый счёт». Упражнять в согласовании существительных с числительными два и пять. 

Он грибочки собирал и их весело считал. Одна лисичка, две…, пять…;

Один боровик, два…, пять…и т.д.

Посмотри, где еще в осеннем лесу могут прятаться грибы?

Дыхательное упражнение «Осенние листочки».

Развивать длительность и плавность выдоха. 

Давай подуем на них.

(На уровне рта ребёнка подвешены на ниточках сухие разноцветные листья деревьев. Ребенок стоит напротив листочков. Медленно набираем воздух через нос. Следим, чтобы не поднимались плечи. Вытягиваем губы трубочкой, дуем на листочки, не раздувая щёк. Повторить 3-5 раз.)

Развитие психических процессов «Найди грибок». 

Развитие зрительного гнозиса, закрепление в речи предлогов.

Весь день по лесу гулял, все грибочки он собрал.

Домой ёжик поспешил и грибочки посушил. Посмотри на картинку, где ежик сушит грибы?

Развитие фонематического слуха.

Учить выделять звук [ш] на фоне других звуков.

Ох, устал наш ёжик, лёг в кроватку на бочок.

Листики шуршали, колыбельную песенку напевали. Услышишь: ш-ш-ш, помаши ручкой.

а, у, и, ш, о, э, ы, ш…

п, н, в, ш, м, т, л, ш…

ч, щ, ж, ц, ш, с, з, ш…

Молодец, помог ежику заготовить грибы на зиму и спать его уложил.

Теперь нам нужно вернуться обратно в детский сад.

Закрой глазки и возвращаемся.

Ребенок выполняет артикуляционную гимнастику.

Катают шишки сначала между ладошек, потом и по туловищу.

Выполняет гимнастику для глаз.

Отвечает (наступила осень).

Грибы.

Дети «шагают» пальчиками по столу.

Переплести пальцы обеих рук – туесочек, большие пальцы – ручка; показали пять пальцев правой руки. На каждое двустишие ребенок разгибает по одному пальчику, начиная с мизинца, на одной или обеих руках.

Рассматривает картинки с изображением грибов и считает их.

Под осенними листиками.

На веточке, на полке, на гвоздике и тд.

Машет рукой.

Результат деятельности и рефлексия (оценка)

Где мы сегодня побывали?

Кого встретили?

Как помогли ежику?

Ответы ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подгрупповая организованная - образовательная деятельность "Постановка звука [Л]. Лексическая тема «Игрушки».

Представлен материал по постановке звука [Л]. Подобраны специальные артикуляционные упражнения и описана характеристика звука [Л]. Представлены задания по активизации словаря воспитанников  по ле...

Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова "В нашем лесу". Стихотворение поможет закрепить знания дошкольников о приметах осени, является литературным материалом к лексической теме "Осень", "Грибы".

Мнемотаблица для заучивания стихотворения Г. Ладонщикова "В нашем лесу". Мнемотехника облегчает ребёнку понимание стихотворного текста, развивает психические процессы, может применятся с детьми средне...

Конспект индивидуальное занятия тема: Осень. Подготовка к постановке звука Р.

Тема:  Осень.  Подготовка к постановке звука «Р»ЦЕЛИ•  1. Развитие слухового внимания,  слуховой памяти и  фонематического восприятия.2.   Формировать длительну...

Конспект индивидуального логопедического занятия на постановку звука «С» Лексическая тема: «Ягоды»

Цель: Постановка звука СЗадачи:Научить ребенка правильно произносить звук С;Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую м...

Конспект занятия на подготовительном этапе работы по коррекции звукопроизношения Тема: «Подготовка к постановке звука с»

Цель: закрепление умения выполнять арт.упражнения для звука с в полном объемеФормирование длительной и направленной воздушной струиРазвитие слухового вниманияОборудование:Ход занятияI....

Лексическая тема «Осень, грибы»

Домашнее задание для закрепления и самостоятельного изучения темы....