Разновидности фольклора для развития речи детей
консультация
Как фольклор помогает в развитии речи детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznovidnosti_folklora.docx | 34.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Разновидности фольклора для развития речи детей
Скороговорки
Скороговорки — это короткий ритмичный текст, который намеренно создан так, чтобы затруднялось произношение звуков и слов в подвижном темпе. Существуют различные виды скороговорок, один из которых наверняка понравится ребенку.
Логопедические скороговорки.
Этот вид скороговорок помогает исправить трудности в произношении определенных звуков. Необходимо следить за верным произнесением и поначалу не торопиться. При систематических тренировках ребенок легко научится проговаривать сложные звуки (например, Р, Л,Ш).
*
На лугу под горкой
Лежал сырок
С красивой красной коркой.
Сорок сорок в короткий срок
Съели сырок.
*
Тара-тара, тара-ра!
У крыльца растет трава.
*
Ай, тари-тари-тари,
Куплю Рае литари.
*
Курил турка трубку,
Клевала курка крупку:
Не кури, турка, трубки,
Не клюй, курка, крупки!
*
Ехал грека через реку.
Видит грека — в реке рак.
Сунул грека руку в реку.
Рак за руку греку — цап!
*
Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
*
В нашем озере Андрей
Тридцать выловил угрей.
Жарь, копти их и вари
– Очень вкусные угри.
*
У Капки – из липки палка,
На палке – липкая пакля.
Капали с палки капли,
Капали с пакли капли,
Капли лапки испачкали Капке.
Смешные скороговорки
Малыши любят смешные скороговорки. Они дарят хорошее настроение и легко запоминаются.
*
Идут бобры в сыры боры.
Бобры добры, бобры бодры.
*
Вы малину мыли ли?
Мыли, но не мылили.
*
Были галчата в гостях у волчат.
Были волчата в гостях у галчат.
Ныне волчата галдят, как галчата.
И, как волчата, галчата молчат.
*
У черепашьего черепашонка
На черепашьих лапчонках
Черепашьи башмачки.
*
Топали да топали, дотопали до тополя,
До тополя дотопали, да ноги-то оттопали.
*
У ежа ежата, у ужа ужата.
*
У елки иголки колки.
Иголки колки у елки.
*
Современные короткие скороговорки
Принц принцессу пригласил прогуляться по проспекту.
Триста тридцать три коробки, а в коробке по три пробки.
У Пашки в кармашке букашки и бумажки.
Красный краб кричит «Ура!», резать торт пришла пора.
Слишком много ножек у сороконожек.
Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
Грянул гром – гроза в разгаре.
Тощий немощный Кащей тащит ящик овощей.
Сложные скороговорки
Эти скороговорки понравятся старшим дошкольникам (5-7 лет).
*
Баркас приехал в порт Мадрас.
Матрос принес на борт матрас.
В порту Мадрас матрас матроса
Порвали в драке альбатросы.
*
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.
*
Карасенку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасенок, сказку!»
На раскраске Карасенка
– Три веселых поросенка:
Карасенок поросят перекрасил в карасят!
*
Даже шею, даже уши
Ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ.
Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем.
После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши,
И не пачкай больше уши.
*
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
*
Граф Тото играет в лото,
А графиня Тото знает про то,
Что Граф Тото играет в лото.
Если бы граф Тото знал про то,
Что графиня Тото знает про то,
Что граф Тото играет в лото,
То б граф Тото никогда бы в жизни
Не играл бы в лото.
*
Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.
Скороговорки для развития речи детей 3-4 лет
В этом возрасте подойдут короткие и несложные скороговорки с понятными словами.
*
Ал-ал-ал – заяц по полю скакал,
Ол-ол-ол – там морковку он нашел,
Ил-ил-ил – друг его попросил,
Ись-ись-ись – ты со мной поделись,
Ал-ал-ал – он морковку другу дал.
*
У Ивашки — рубашка, у рубашки — кармашки,
Кармашки — у рубашки, рубашка — у Ивашки.
*
У ежа ежата, у ужа — ужата.
Не живут ужи, где живут ежи.
*
Ой, качи-качи-качи.
Мы грачата, мы грачи.
*
На дворе трава,
На траве дрова,
На дровах детвора.
*
На окошке крошку-мошку
Ловко ловит лапой кошка.
Скороговорки для развития речи детей 5-6 лет
Детям этого возраста можно предложить более длинные скороговорки со старыми русскими -несложными! — словами, чтобы обогатить словарный запас. А забавные скороговорки поднимут настроение.
*
У речушки, у речонки
Собрались одни девчонки.
Вдоль речонки,
Вдоль речушки
Собирать пошли
Ракушки.
*
Иголка-иголка,
Ты остра и колка,
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик.
*
Забавной обезьяне бросили бананы,
Бросили бананы забавной обезьяне.
*
На рынке Кирилл крынку и кружку купил.
*
Баран буян залез в бурьян.
*
Проворонила ворона вороненка.
*
У Кондрата куртка коротковата.
*
Влас у нас,
Афанас у вас.
Скороговорки для развития речи детей в 7 лет
Ребятам 7 лет можно предложить сложные скороговорки, с достаточно большим количеством незнакомых старинных слов. Это расширит кругозор, словарный запас и улучшит память.
*
У нас на дворе-подворье,
Погода размокропогодилась.
*
Бежит боровок
— Белорыл, белоног,
Перерыл весь дворок.
*
Около кола — колокола,
И на колах — колокола.
Коваль Кондрат сталь ковал,
Ковал да перековывал.
*
Неделю Емеле прясть короб кудели,
А Емелиной дочке – прясть одну ночку.
*
Коваль ковал коня,
Конь — копытом коваля,
Коваль — кнутом коня.
*
Откуда на просеке просо?
Просыпали просо здесь просто.
Про просо просянки прознали.
Без спроса все просо склевали.
*
Щебетал щегол с щеглихой,
Щекотал своих щеглят,
А щеглиха-щеголиха
И щеглята-щеголята
По щеглиному пищат.
Скороговорки для развития речи и дикции
Чтобы такие скороговорки принесли максимальную пользу, их следует разучивать так: сперва проговаривать беззвучно, но с артикуляцией; затем произносить шепотом, проговаривать скороговорку вслух сперва медленно, затем все быстрее. Важно следить, чтобы звуки произносились четко и правильно.
*
Свиристель свиристит свирелью.
*
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.
*
Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла, вырыла, подрыла.
*
Мы ели-ели ершей у ели.
Их еле-еле у ели доели.
*
У ежа ежата, у ужа ужата.
*
Все скороговорки не перевыскороговоришь.
*
Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу – грабь граблями гравий, краб.
*
Карл украл у Клары кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.
*
Королева кавалеру подарила каравеллу.
Поговорки
Хороший способ работы с поговорками — объяснять их своими словами. Это не только развивает речь ребенка, но и учит его рассуждать.
Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
Дело мастера боится.
Семь раз отмерь, один — отрежь.
Гусь свинье не товарищ.
Друга ищи, а найдешь — береги.
Друг познается в беде.
Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты.
Слово — не воробей: вылетит — не поймаешь.
Голод не тетка, пирожка не подсунет.
Семеро одного не ждут.
Тише едешь — дальше будешь.
Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.
Песни
Дети очень любят колыбельные песни. С ними можно знакомить малышей с самого рождения. Ребята постарше могут, напевая песенку, укачивать своего братика или сестренку, или любимую игрушку.
*
Люли, люли люленьки
Прилетели гуленьки,
Сели гули на кровать,
Стали гули ворковать,
Стали гули ворковать,
Стали Дашеньку качать,
Стали Дашеньку качать,
Стала Даша засыпать.
*
Баю — баю — баюшки,
Да прискакали заюшки
Люли — люли — люлюшки,
Да прилетели гулюшки.
Стали гули гулевать
Да стал мой милый засыпать.
*
Уж ты, котинька-коток,
Кудреватенький лобок,
Приди, котя, ночевать,
Нашу Лидочку качать.
Я тебе ли то, коту.
За работу заплачу,
Дам кувшинчик молока
Да кусочек пирога,
Белей папыньки
В обе лапыньки.
Потешки
Потешками обычно сопровождают какие-либо действия (например, одевание, умывание или же просто игру). Ребенок в это время (сперва с помощью взрослого, затем самостоятельно) выполняет игровые движения по ходу потешки.
*
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
*
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
*
Раным-рано поутру
Пастушок: «Ту-ру-ру-ру!»
А коровки в лад ему
Затянули: «Му-му-му!»
*
Ты, Буренушка, ступай,
В чисто поле погуляй,
А вернешься вечерком,
Нас напоишь молочком
*
— Котятки, котятки,
Малые ребятки!
А кто у вас больший?
А кто у вас меньший?
— Мы все подрастем,
За мышами пойдем.
Один дедушка-кот
Будет дома сидеть
Да на печке лежать,
Нас с добром поджидать.
*
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
*
Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу носит,
А комар кидает.
Довезли до сеновала –
С воза муха закричала:
«На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая».
*
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок.
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванюшка-дружок.
Ваня ехал, поспешал,
Со добра коня упал.
Упал Ваня и лежит,
Никто к Ване не бежит.
Две девушки увидали,
Прямо к Ване подбежали,
На коня Ваню сажали,
Путь-дорогу показали.
Путь-дорогу показали,
Да наказывали:
— Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам!
Загадки
Отгадывание загадок развивает мышление и фантазию, знакомит ребенка с переносными значениями слов и образными выражениями.
*
Шубу два раза в год снимает.
Кто под шубою гуляет? (Овца)
*
Явился в жёлтой шубке.
Прощайте, две скорлупки! (Цыплёнок)
*
Сверху кожа, снизу тоже.
А в середине пусто. (Барабан)
*
Никого не обижает,
А её все толкают. (Дверь)
*
Что за зверь:
Белый, как снег,
Надутый, как мех,
Лопатами ходит,
А рогом ест? (Гусь)
*
Одиноким глазом
Бабушка косится,
От косы осталась
Тонкая косица.
Но проворна бабушка,
Словно молодица,
Стелет стежки на холсте
Тонкою косицей. (Иголка с ниткой)
*
Маленький, пузатенький.
А весь дом бережет. (Замок)
Пальчиковые игры
Такие игры очень нравятся малышам, начиная с одного года. Пальчиковые игры хорошо развивают мелкую моторику, а значит, и речь, и тренируют память.
*
«Сорока-белобока»
Сорока-белобока
Кашу варила (делать круговые движения пальцем по ладошке ребенка), Деток кормила (загибать по очереди пальчики, начиная с указательного): Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
«Ты дров не рубил,
Печку не топил,
Кашу не варил,
Воду не носил.
Тебе нет ничего!» (взять в руки большой палец и аккуратно потеребить его).
*
«Соня-пастушок»
Вышел, вышел пастушок на лужок,
Он созвал, собрал бурёнок в кружок,
Наказал им никуда не ходить,
А коль волк придёт, его разбудить.
Посчитал коров и сладко зевнул.
Да под белою березкой уснул».
Пальчик ребёнка становится «пастушком», ладонь взрослого — «лугом», а его пальцы — «берёзками». «Пастушок» должен лечь под одну из «березок». «Березка» наклоняется к «пастушку» и пытается дотронуться до него: «Не спи!». Ребёнку надо успеть убрать пальчик и положить его у следующего пальца. Как только «пастушок» будет разбужен, вы меняетесь ролями.
«Братцы»
Взрослый поочередно сжимает пальчики малыша в кулачок.
Ивану — большаку — дрова рубить,
Ваське — указке — воду носить,
Мишке- среднему — печку топить,
Гришке — сиротке — кашу варить,
А крошке — Тимошке — песенки петь.
Песни петь и плясать,
Родных братьев потешать!
Разжать кулачок малыша, поднять руки вверх.
«Домик»
Малыш держит руку вертикально, а взрослый «шагает по пальцам» на ладошке ребенка.
В этом домике пять этажей:
На первом живет семейство ежей,
На втором живет семейство зайчат,
На третьем — семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова — очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата — втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.
«Динь-динь-бом»
Динь-динь-бом, Динь-динь-бом («Звенеть», трясти пальцами у правого уха) Ходит кошка с бубенцом.
Мыши сразу услыхали. (перенести руку к левому уху)
Динь-бом, динь-бом. Б
ыстро в норку убежали («бежать» пальцами по столу)
Динь-бом, динь-бом.
Затворили крепко дверь. (спрятать руки под стол)
Динь-бом, динь-бом. Не поймаешь их теперь. (погрозить пальчиком).
«Пять братьев — пальчиков»
Малыш собирает пальчики в кулачок.
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять! (начать разгибать пальчики)
Этот пальчик — гриб нашел,
Этот пальчик — чистит стол,
Этот — резал,
Этот — ел.
Ну а этот лишь глядел!
Считалки
Считалочки не просто помогают определить водящего в играх. Кроме этого, они стимулируют память, активизируют речь и учат чувству ритма.
*
Раз малинка, два малинка,
Ела ягоды Маринка,
И в корзинке у Маринки
Не осталось ничего.
Кто по ягоды пойдет,
Тот корзиночку найдет.
*
Первишки, другишки,
Шалуны мальчишки
Стали играть,
Воду выбирать.
Ну-ка ты, Додон,
Убирайся вон!
*
Катится яблочко
С крутой горы.
Кто поднимет —
Тот уйди!
*
Ехала телега темным лесом
За каким-то интересом.
Стук, звон,
Выйди вон!
*
Раз, два, три , четыре, пять,
Надо солнышку вставать.
Шесть, семь, восемь, девять, десять,
Солнце спит, на небе месяц.
Разбегайся кто куда,
Завтра новая игра.
*
Тили-тели,
На лавочке сидели —
Царь, царевич, Король, королевич,
Сапожник,
Портной;
А ты кто такой?
Источник Kukuriku - Все о детях и для детей: https://kukuriku.ru/razvitie/rech/sredstva/folklor/?ysclid=lazd4nrvkp152835999 Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы по теме: " Дидактические возможности русского фольклора в развитии речи детей раннего возраста"
Данная презентация показывает как можно использовать народный фольклор в развитии речи детей раннего возраста...
Значение фольклора в развитии речи детей
Уважаемые родители,если Вы хотите сделать своих детей более эмоциональными,раскрепощёнными,улучшить у них речь,внимание,память,воспитать их гармонически развитой личностью,то приобщайте детей к народн...
«Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»
Контрольная работа по «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей раннего возраста»...
Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста
Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста...
Мастер-класс для родителей «Фольклор в развитии речи детей с проблемами в речи»
Мастер-класс для родителей «Фольклор в развитии речи детей с проблемами в речи»Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать? Всё чаще живое общение ...
«Разновидности фольклора для развития речи детей».
Консультация для воспитателей...