Консультация для родителей "Советы по развитию эмоциональной и социальной сфер у детей раннего возраста"
консультация (младшая группа)
Чувства и эмоции играют очень важную роль в жизни каждого человека, особенно в раннем возрасте. Ранний дошкольный период – время, когда идет изучение многоцветной палитры чувств, и ребенок обучается распознавать и верно показывать свои переживания. На данном этапе ребёнок осваивает новые для него чувства: эмпатия, предвосхищение, сопереживание. Однако родители дошкольника могут столкнуться и с сильными тревогами, страхами или опасениями. Но очень важно, не пуская на самотек, формировать эмоциональное развитие детей раннего возраста, формируя представление о нашем многогранном мире.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Эмоции – это то, что делает нас людьми. Живыми людьми. Сознавайте свои чувства и используйте их и мысли во благо, а не во вред.
(Робер Киосаки)
Социальное развитие – это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции своего народа, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Социализация продолжается в течение всей жизни человека, но дошкольный период необычайно значим для вхождения ребенка в мир социальных отношений.
Эмоциональный мир ребёнка гораздо богаче и колоритнее, чем у взрослого человека. Ребёнок может радоваться и сердиться, переживать и грустить.
Положительные эмоции направляют ребёнка в его творческих поисках и смелых начинаниях, а отрицательные тормозят процесс развития.
Замечено, что эмоции являются неким индикатором состояния ребенка и влияют на его поведение и деятельность всего организма. Так, например, частые отрицательные эмоции (плач, хныканье, капризы) могут говорить о нервно-эмоциональном напряжении ребенка. В дальнейшем длительные негативные эмоции могут стать причиной неадекватного поведения ребенка и вызвать различные нарушения его психологического и физического здоровья. И, наоборот, преобладание у ребенка положительных эмоций свидетельствует о том, что малыш пребывает в комфортных для него условиях и растет в любви и понимании. Такому ребенку не надо привлекать к себе внимание неожиданными выходками, его поведение активно, но предсказуемо. А это в свою очередь благотворно влияет не только на психическое здоровье, но и на физиологические процессы в организме ребенка.
Социализация ребенка начинается в семье и проходит несколько этапов.
До 1,5 лет ребенок неосознанно осваивает различные социальные нормы и ценности, копирует жесты, манеру говорить, походку и поведение родителей (близких ему людей).
Примерно с 1,5 до 2,5 лет малыш уже не раз столкнувшийся с запретами, исходящими от взрослых, старательно проверяет границы дозволенного и чувствует себя очень неуверенно, если их не находит: дети, особенно в первые годы, нуждаются в контроле извне.
Около 2,5 лет у ребенка появляется самосознание «Я сам!». Он начинает понимать, что может влиять на происходящее вокруг, проявляет волю и отвоевывает независимость. Малыш становится активнее и самостоятельнее. Его начинают интересовать общение и игры с другими взрослыми и детьми. Он впервые узнает, как взаимодействовать в группе и ладить с коллективом.
Показатели эмоционального и социального развития.
• Проявляет активность и эмоциональную открытость в общении с взрослыми и другими детьми, интересуется их действиями, выражает симпатии, находит общие интересы, договаривается, отвечает на вопросы.
• Может играть с другими детьми в совместные игры, делиться своими игрушками, не брать чужие без спроса.
• Стремиться быть «хорошим», старается угодить взрослым, ждет одобрения и похвалы.
• Гордится собой («я быстрее всех съел кашу») и своими близкими («мой папа умеет запускать летающего змея»).
• Может сердиться, огорчаться, обижаться, плакать, кричать, топать ногами, если что-то не получилось или взрослые не поняли его просьбы.
• В общественных местах может проявлять эмоциональную сдержанность: слушается родителей, не кричит, не плачет и т.п.
• Может быть настороженным и стесняться, особенно в новых ситуациях с незнакомыми людьми, животными.
• Обозначает словом и эмоционально-выразительными оттенками свои состояния: «смеюсь, боюсь, замерз».
• Помнит важные и эмоционально окрашенные события за предыдущий год.
• Осуждает поступки других детей: «Нельзя бить, ломать, брать, отнимать, рвать» и т.д.
• Замечает, различает и оценивает красивое и некрасивое.
• Чувствует «добрых» и «злых» людей.
• Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
• Радуется музыке, пению, чтению, иллюстрациям, танцам, играм и т.д.
• Понимает состояния других людей: мама устала, сестренке больно, папе весело и т.д.
• Эмоционально сопереживает персонажам сказок и мультфильмов (волнуется, радуется, печалится, сердится и т. д.).
• Эмоционально-практически оценивает ситуацию: если кому-то больно – сопереживает и жалеет, если кому-то надо помочь – помогает, ведет себя тихо, если кто-то спит и т.д.
• Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
Родители обязаны помнить, что их взаимоотношение, общение друг с другом, уважение и забота друг о друге необходимы для ребенка как пример для подражания, в результате которого развиваются все лучшие социально-нравственные качества. Ребенок учится тому, что видит у себя дома. Не даром говорится, что сколько бы словесно мы не говорили «как надо и как не надо», он сделает так как запомнил, воспроизведет модель «родительского» поведения.
Советы по развитию эмоциональной и социальной сфер:
• Открыто проявляйте свою любовь к ребенку, принимайте его таким, какой он есть, устанавливайте с ним доверительные отношения и относитесь к нему с уважением.
• Формируйте у ребенка положительное отношение к себе («Я хороший»), хвалите и вселяйте веру в свои силы и возможности («Я могу»), предлагая посильные задания («У тебя получится»); помогайте осознавать свои чувства («Я рад») и желания («Я хочу») и учите понимать чувства и особенности других людей.
• Показывайте образец взаимоотношений людей в обществе и поощряйте в ребенке доброжелательное отношение к родителям, взрослым и детям, учите, как проявлять симпатию, сочувствие, отзывчивость.
• Предоставьте ребенку разумную свободу и развивайте в нём способность действовать свободно, раскованно, защищая свои интересы, но, при этом соблюдая правила культуры поведения и не обижая других людей; формируйте умение действовать в различных ситуациях и поощряйте желание преодолевать трудности.
• Помогайте ребенку осваивать разные способы взаимодействия с взрослыми и детьми (игра рядом, не мешая друг другу; просьба; сотрудничество; забота об окружающих; помощь другим; нахождение общих интересов; желание делиться и т.д.).
• Обогащайте впечатления и развивайте интерес детей к играм, занятиям, чтению, инсценировкам, прослушиванию музыкальных произведений, в которых ребенок получал бы образцы положительного поведения.
• Учите различать и понимать, что такое хорошо и плохо; действовать в соответствии со значением слов нельзя, можно, нужно.
• Воспитывайте вежливость: побуждайте ребенка обращаться к другим детям по имени, здороваться, прощаться, благодарить и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа развития эмоциональной и познавательной сферы детей дошкольного возраста в сенсорной комнате
Сенсорная комната в нашем дошкольном учреждении – это помещение, оснащенное высококачественным оборудованием, произведенным ООО «ПКФ "АЛЬМА"» (Санкт-Петербург). .. Программа рецензирована профессором,...
программа развития эмоциональной и познавательной сферы детей дошкольного возраста в сенсорной комнате
Сенсорная комната в нашем дошкольном учреждении – это помещение, оснащенное высококачественным оборудованием, произведенным ООО «ПКФ "АЛЬМА"» (Санкт-Петербург).Сенсорная комната – это волшебная сказка...
Методическая разработка по теме: «Значение эмоционального благополучия развития социально-эмоциональной сферы детей раннего возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»
Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства способствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, придавая им особую окраску и выразительност...
Консультация для родителей «Особенности развития изобразитель-ной деятельности у детей раннего возраста»
Консультация для родителей...
Из опыты работы «Развитие социально-эмоциональной и познавательной сферы детей раннего возраста через игры с водой»
В опыте представлены материалы:- по организации опытно-экспериментальной деятельности с водой детей 2-3 лет для развития социально-эмоциональной и познавательной сферы детей раннего возраста;- п...
Консультация для родителей воспитанников «Развитие инициативы и самостоятельности у детей раннего возраста»
В консультации для родителей предложены рекомендации по развитию инициативы и самостоятельности у детей раннего возраста...
Нейроигра - как один из методов развития эмоциональной и когнитивной сферы детей в возрасте 3-4 лет
Программа саморазвития педагога...