Нейроигра - как один из методов развития эмоциональной и когнитивной сферы детей в возрасте 3-4 лет
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
МАДОУ детский сад № 21 «Ладушки»
городского округа город Бор Нижегородской области
ПРОГРАММА
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ
Петровой Светланы Николаевны,
воспитателя группы «Витаминки»
на 2023-2024 учебный год
Тема: «Нейроигра - как один из методов развития эмоциональной и когнитивной сферы детей в возрасте 3-4 лет»
2023 год
Актуальность. Целью современного дошкольного образования является в создании условий для раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка. Для повышения эффективности обучения и воспитания дошкольников педагогам необходимо обладать не только педагогическими, но и психологическими знаниями. Воспитание и обучение детей немыслимо без знания психологических особенностей, возрастных характеристик. Также современному педагогу необходимо непрерывно развиваться, осваивать новые методы и технологии. В связи с инклюзивным образованием каждому педагогу надо знать методы работы с детьми с ОВЗ, а также с детьми с поведенческими нарушениями. Одними из методов коррекции умственного, речевого и/или психического развития ребёнка зачастую используемыми узкими специалистами (логопедами, психологами, дефектологами) являются нейропсихологические методы. Нейропсихология интересная наука, позволяющая более глубоко распознать проблемы психического развития ребёнка, а нейропсихологические методы использовать для их профилактики.
Цель:
Повышение профессионального уровня; изучение и использование нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в работе с детьми в возрасте 3-4 лет.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогическую литературу по теме.
- Выявить показатели когнитивного и эмоционального развития детей 3-4 лет
- Изучить специфику проведения нейроигр с детьми 3-4 лет
- Разработать картотеку нейроигр и пособий, ориентированные на возраст детей 3-4 лет, которые способствуют развитию когнитивных, психосоциальных и физических навыков в игровой форме.
- Внедрить нейроигры и нейроупражнения в ежедневное планирование работы с детьми.
- Познакомить родителей с нейроигровыми технологиями
- Проанализировать результативность созданных нейроигр и упражнений
Предполагаемый результат:
- повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
- развитие у детей многих психических процессов: памяти, внимания, мышления, активизация речи, развитию зрительно–моторной и пространственной координации, повышению уверенности в своих силах
- повышение результативности развития детей по всем образовательным областям
- создание комплектов личных педагогических разработок и публикации их в СМИ.
Источники самообразования:
- методическая литература,
- семинары и конференции,
- курсы повышения квалификации,
- мастер-классы,
- сеть Интернет,
- общение с коллегами.
ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО СМООБРАЗОВАНИЮ
1. Изучение научно–методической литературы и знакомство с опытом работы по данной теме.
2. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды.
4. Практическая деятельность.
5. Подведение итогов по теме самообразования.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Этап | Содержание | Сроки |
Изучение научно–методической литературы и знакомство с опытом работы по теме. |
| Сентябрь-май |
Работа в сети Интернет по данной теме | Сентябрь-май | |
Курсы повышения квалификации | Сентябрь-май | |
Вебинары, семинары, лекции по теме | Сентябрь - май | |
Пополнение развивающей предметно-пространственной среды | Приобретение «Нейротринажеры для рук» на различные тематики», настольная игра «Умные звоночки», «Диск-ветртушка», «Набор для сортировки по цветам», «Шахматы для тренировки памяти», «Нейродомики», игровой коврик «Поо-прыгаем», массажные мячи, кольца, разноцветные мешочки и т.д. | Октябрь- Январь |
Приобретение для нейроигр и нейроупражнений одноразовой посуды (ложки, стаканчики, коктельные трубочки и т.д.), природный материал (каштаны, желуди, шишки и т.д.), разноцветные помпоны, | Октябрь-ноябрь | |
Изготовление карточек «Нейрожесты», «Нейродорожки для пальчиков», «Нейрокуб» | Декабрь | |
Пополнение РППС самодельными нейроиграми | Январь-май | |
Изготовление картотеки нейроупражнений | Февраль-апрель | |
Создание пособия «Большая книга нейроигр для малышей» | Январь-март | |
Практическая деятельность - Работа с воспитанниками | Нейрогимнастика во время утреннего круга, пальчиковые игры с речевым сопровождением, нейроигры с предметами. | Сентябрь-май |
Упражнения на нейродорожке и нейроигры на прогулке | Сентябрь-октябрь, апрель-май | |
Настольные нейроигры | октябрь-май | |
Нейроигры на развитие когнитивных навыков | октябрь-май | |
Упражнения на нейродорожках в группе | Сентябрь-май | |
Кинезиологические игры | Октябрь-май | |
Нейроигры на развитие крупной и мелкой моторики | Ноябрь - май | |
Игры на нейротренажерах | Ноябрь - май | |
Квест-игра «Задания от Лисы-плутовки» | Март | |
Итоговое мероприятие совместно с родителями: театрализованное представление «Мы покажем вам сказку» | Май | |
- Работа с родителями (законными представителями) | Информация для родителей «Нейроигры дома, это легко и интересно» | Октябрь |
Буклет «Нейроупражнения для всей семьи» | Ноябрь | |
Семинар практикум для родителей «Нейроигры и нейроупражнения весело и полезно. Попробуйте сами» | Январь | |
Практические нейроупражнения от детей родителям | Апрель | |
Участие в итоговом мероприятии «Мы расскажем вам сказку» и его подготовке | Май | |
- Работа с педагогами | Взаимодействие с инструктором по физической культуре | Сентябрь-май |
Консультация для педагогов | Ноябрь | |
Отчёт по теме самообразования. | Май |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- «Гимнастика для мозга: упражнения для детей дошкольного возраста» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://razvivashka.online/metodiki/gimnastika-dlya-mozga#i, свободный.
- Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии : учебник для студентов вузов /Т. Г. Визель. – М. : В. Секачев, 2019.
- Давыдова О.А. Развитие межполушарного взаимодействия и пространственногомышления. М., 2018
- Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми / В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова. М.: АЙРИС-пресс, 2015. 416 c.
- Праведникова Ирина Игоревна Нейропсихология. Игры и упражнения, Изд. «АЙРИС-пресс»,2017
- Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. :Аркти, 2008. – 60 с.
- Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001. – 41с.
- Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа развития эмоциональной и познавательной сферы детей дошкольного возраста в сенсорной комнате
Сенсорная комната в нашем дошкольном учреждении – это помещение, оснащенное высококачественным оборудованием, произведенным ООО «ПКФ "АЛЬМА"» (Санкт-Петербург). .. Программа рецензирована профессором,...
программа развития эмоциональной и познавательной сферы детей дошкольного возраста в сенсорной комнате
Сенсорная комната в нашем дошкольном учреждении – это помещение, оснащенное высококачественным оборудованием, произведенным ООО «ПКФ "АЛЬМА"» (Санкт-Петербург).Сенсорная комната – это волшебная сказка...
Нейродинамическая гимнастика как один из методов развития эмоциональной и когнитивной сферы у детей дошкольного возраста
Нейродиамическая гимнастика была создана в конце XX века в рамках, инновационного тогда и хорошо известного сейчас, направления — Образовательная кинезиология. На сегодняшний день это методика у...
Нейродинамическая гимнастика как один из методов развития эмоциональной и когнитивной сферы у детей дошкольного возраста
Нейродиамическая гимнастика была создана в конце XX века в рамках, инновационного тогда и хорошо известного сейчас, направления — Образовательная кинезиология. На сегодняшний день это методика у...
План по самообразованию «Использование Песочной терапии в развитии эмоциональной и познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста»
Развитие эмоциональной и познавательной сфер детей младшего дошкольного возраста посредством инновационной технологии «Песочная терапия»....
«Нейрогимнастика как один из методов развития эмоциональной и когнетивной сферы у детей старшего дошкольного возраста»
Использование нейрогимнастики в дошкольном возрасте очень актуально, так как увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии. И развитие детей в целом.Не...
«Нейрогимнастика как один из методов развития эмоциональной и когнитивной сферы у детей среднего дошкольного возраста».
План самообразования для воспитателя ДОУ...