Нейроигра - как один из методов развития эмоциональной и когнитивной сферы детей в возрасте 3-4 лет
методическая разработка (младшая группа)

Петрова Светлана Николаевна

Программа саморазвития педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_sr_petrova_s.n.-23-24.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАДОУ детский сад № 21 «Ладушки»

городского округа город Бор Нижегородской области

ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ

Петровой Светланы Николаевны,

воспитателя группы «Витаминки»

на 2023-2024 учебный год

Тема: «Нейроигра - как один из методов развития эмоциональной и когнитивной  сферы детей в возрасте 3-4 лет»

2023 год

         Актуальность. Целью современного дошкольного образования является в создании условий для раскрытия индивидуального потенциала каждого ребенка.  Для повышения эффективности обучения и воспитания дошкольников педагогам необходимо обладать не только педагогическими, но и психологическими знаниями. Воспитание и обучение детей немыслимо без знания психологических особенностей, возрастных характеристик. Также современному педагогу необходимо непрерывно развиваться, осваивать новые методы и технологии. В связи с инклюзивным образованием каждому педагогу надо знать методы работы с детьми с ОВЗ, а также с детьми с поведенческими нарушениями.  Одними из методов коррекции умственного, речевого и/или психического развития ребёнка зачастую используемыми узкими специалистами (логопедами, психологами, дефектологами) являются нейропсихологические методы. Нейропсихология интересная наука, позволяющая более глубоко распознать проблемы психического развития ребёнка, а нейропсихологические методы использовать для их профилактики.

Цель:  

        Повышение профессионального уровня; изучение и использование нейропсихологических игр и кинезиологических упражнений в работе с детьми в возрасте 3-4 лет.

        Задачи:

  • Изучить психолого-педагогическую литературу по теме.
  • Выявить показатели когнитивного и эмоционального развития детей 3-4 лет
  • Изучить специфику проведения нейроигр с детьми 3-4 лет
  • Разработать картотеку нейроигр и пособий, ориентированные на возраст детей 3-4 лет, которые способствуют развитию когнитивных, психосоциальных и физических навыков в игровой форме.
  • Внедрить нейроигры и нейроупражнения в ежедневное планирование работы с детьми.
  • Познакомить родителей с нейроигровыми технологиями
  • Проанализировать результативность созданных нейроигр и упражнений

        Предполагаемый результат:

  • повышение качества воспитательно-образовательного процесса.
  • развитие у детей многих психических процессов: памяти, внимания, мышления, активизация речи, развитию зрительно–моторной и пространственной координации, повышению уверенности в своих силах
  • повышение результативности развития детей по всем образовательным областям
  • создание комплектов личных педагогических разработок и публикации их в СМИ.

        

        Источники самообразования:

  • методическая литература,
  • семинары и конференции,  
  • курсы повышения квалификации,
  • мастер-классы,
  • сеть Интернет,
  • общение с коллегами.

ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО СМООБРАЗОВАНИЮ

1. Изучение научно–методической литературы и знакомство с опытом работы по данной теме.

2. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды.

4. Практическая деятельность.

5. Подведение итогов по теме самообразования.

 ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Этап

Содержание

Сроки

Изучение научно–методической литературы и знакомство с опытом работы по теме.

  1. Визель Т.Г. Ребенок и его развитие. – М.: В. Секачев, 2016 – 140 с.
  2. Давыдова О.А. Развитие межполушарного взаимодействия и пространственного мышления. М., 2018
  3. Иванушкина, Наталья Викторовна И229 Психология и педагогика. Курс лекций: учебное пособие / Н.В. Иванушкина. – Самара: Издательство Самарского университета, 2020. – 148 с.
  4. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми/ В.С. Колганова, Е.В. Пивоварова. М.:АЙРИС-пресс, 2015. 416 с.
  5. Марычева О. И., Габараева К. А. Гимнастика для ума. Сборник упражнений
    для активизации умственной деятельности. [Текст] / под ред. Рябовой О. А. –
    Карпогоры, 2020. – 20 с.

Сентябрь-май

Работа в сети Интернет по данной теме

Сентябрь-май

Курсы повышения квалификации

Сентябрь-май

Вебинары, семинары, лекции по теме

Сентябрь - май

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды

Приобретение «Нейротринажеры для рук» на различные тематики», настольная игра «Умные звоночки», «Диск-ветртушка», «Набор для сортировки по цветам», «Шахматы для тренировки памяти», «Нейродомики», игровой коврик «Поо-прыгаем», массажные мячи, кольца, разноцветные мешочки и т.д.

Октябрь- Январь

Приобретение для нейроигр и нейроупражнений одноразовой посуды (ложки, стаканчики, коктельные трубочки и т.д.), природный материал (каштаны, желуди, шишки и т.д.), разноцветные помпоны,

Октябрь-ноябрь

Изготовление карточек «Нейрожесты», «Нейродорожки для пальчиков», «Нейрокуб»

Декабрь

Пополнение РППС самодельными нейроиграми

Январь-май

Изготовление картотеки  нейроупражнений

Февраль-апрель

Создание пособия  «Большая книга нейроигр для малышей»

Январь-март

Практическая деятельность

- Работа с воспитанниками

Нейрогимнастика во время утреннего круга, пальчиковые игры с речевым сопровождением, нейроигры с предметами.

Сентябрь-май

Упражнения на нейродорожке и нейроигры на прогулке

Сентябрь-октябрь, апрель-май

Настольные нейроигры

октябрь-май

Нейроигры на развитие когнитивных навыков

октябрь-май

Упражнения на нейродорожках в группе

Сентябрь-май

Кинезиологические игры

Октябрь-май

Нейроигры на развитие крупной и мелкой моторики

Ноябрь - май

Игры на нейротренажерах

Ноябрь - май

Квест-игра «Задания от Лисы-плутовки»

Март

Итоговое мероприятие совместно с родителями: театрализованное представление «Мы покажем вам сказку»

Май

- Работа с родителями (законными представителями)

Информация для родителей «Нейроигры дома, это легко и интересно»

Октябрь

Буклет «Нейроупражнения для всей семьи»

Ноябрь

Семинар практикум для родителей «Нейроигры и нейроупражнения весело и полезно. Попробуйте сами»

Январь

Практические нейроупражнения от детей родителям

Апрель

Участие в итоговом мероприятии «Мы расскажем вам сказку» и его подготовке

Май

- Работа с педагогами

Взаимодействие с инструктором по физической культуре

Сентябрь-май

Консультация для педагогов

Ноябрь

Отчёт по теме самообразования.

Май

        

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. «Гимнастика для мозга: упражнения для детей дошкольного возраста» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://razvivashka.online/metodiki/gimnastika-dlya-mozga#i, свободный.
  2. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии : учебник для студентов вузов /Т. Г. Визель. – М. : В. Секачев, 2019.
  3. Давыдова О.А. Развитие межполушарного взаимодействия и пространственногомышления. М., 2018
  4. Колганова В.С. Нейропсихологические занятия с детьми / В. С. Колганова, Е. В. Пивоварова. М.: АЙРИС-пресс, 2015. 416 c.
  5. Праведникова Ирина Игоревна Нейропсихология. Игры и упражнения, Изд. «АЙРИС-пресс»,2017
  6. Сиротюк А. Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. – М. :Аркти, 2008. – 60 с.
  7. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М: ТЦ Сфера, 2001. – 41с.
  8. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
  9. Трясорукова Т.П. «Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа развития эмоциональной и познавательной сферы детей дошкольного возраста в сенсорной комнате

Сенсорная комната в нашем дошкольном учреждении – это помещение, оснащенное высококачественным оборудованием, произведенным ООО «ПКФ "АЛЬМА"» (Санкт-Петербург). .. Программа рецензирована профессором,...

программа развития эмоциональной и познавательной сферы детей дошкольного возраста в сенсорной комнате

Сенсорная комната в нашем дошкольном учреждении – это помещение, оснащенное высококачественным оборудованием, произведенным ООО «ПКФ "АЛЬМА"» (Санкт-Петербург).Сенсорная комната – это волшебная сказка...

Нейродинамическая гимнастика как один из методов развития эмоциональной и когнитивной сферы у детей дошкольного возраста

Нейродиамическая гимнастика была создана в конце XX века в рамках, инновационного тогда и хорошо известного сейчас, направления — Образовательная кинезиология. На сегодняшний день это методика у...

Нейродинамическая гимнастика как один из методов развития эмоциональной и когнитивной сферы у детей дошкольного возраста

Нейродиамическая гимнастика была создана в конце XX века в рамках, инновационного тогда и хорошо известного сейчас, направления — Образовательная кинезиология. На сегодняшний день это методика у...

План по самообразованию «Использование Песочной терапии в развитии эмоциональной и познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста»

Развитие эмоциональной и познавательной сфер детей младшего дошкольного возраста посредством инновационной технологии «Песочная терапия»....

«Нейрогимнастика как один из методов развития эмоциональной и когнетивной сферы у детей старшего дошкольного возраста»

Использование нейрогимнастики в дошкольном возрасте  очень актуально, так как увеличивается количество детей с различными нарушениями в развитии.  И развитие  детей в целом.Не...