Консультация для родителей "Будем писать без ошибок - профилактика дисграфии"
консультация

Юдина Юлия Николаевна

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи. Дисграфическое нарушение имеет стойкий характер, однако не зависит от умственного развития школьника или дошкольника, и не связано с его плохой обучаемостью и недостатком знаний. Причина ошибок при написании слов – нарушение формирования высших психических функций, задействованных в устной и письменной речи.

Количество детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих дисграфией, постоянно растет. А проблемы с чтением и письмом делают невозможным дальнейшее обучение в школе. Кроме того, речевое расстройство негативно сказывается на характере малыша. Он становится неуравновешенным. В психологии это называют аффективным наслоением. Поэтому ребёнку требуется помощь логопеда. А вот предупредить нарушение под силу родителям. Профилактика дисграфии у дошкольников потребует значительно меньше времени и усилий, чем ее коррекция после поступления в школу.

Дети с расстройством письменной речи не видят разницы в написании букв, что ведет к проблеме с их написанием и распознаванием.

Чаще всего при написании букв наблюдаются такие ошибки: Пропуск составных элементов буквенного символа (недостающее количество крючков или палочек). Например, «и» вместо «ш» или «п» вместо «т». Прибавление несуществующих элементов. В результате ребенок путает «ж» и «х», «щ» и «ш», «м» и «л». Пропуск соединительного звена в буквах «ю», «а». Зеркальное написание букв. Особенно страдают «з» и «э».

Если сложности с письмом и чтением своевременно не выявлены, а родители не могут или не хотят помочь ребенку, это вызывает трудности с дальнейшим школьным обучением и приводит к эмоциональным переживаниям. У детей появляется немотивированная агрессия (вербальная или физическая), они не хотят делать уроки или выполняют задания только под угрозой наказания. Состояние аффекта – результат скрываемой тревожности и снижения самооценки. Такие изменения характера могут стать необратимыми. Вот почему предупреждение дисграфии стоит начинать не после поступления в школу, а в дошкольном возрасте до начала обучения грамоте.

Правила профилактики дисграфии.

Главное условие успешности превентивных занятий – ранее выявление симптоматики нарушения речи. Коррекционная работа организовывается в зависимости от механизма и причин расстройства.

Основные направления работы по устранению предпосылок артикуляторно - акустической дисграфии.

В основе артикуляторно – акустической дисграфии лежит неправильное произношение ребенком звуков речи.

Овладение правильным звукопроизношением до начала обучения в школе очень важно, так как на начальном этапе овладения грамотой ребенок проговаривает вслух каждое записываемое им слово. Произнося звуки неправильно, ребенок пишет так, как

произносит. Поэтому звуковые замены в речи должны быть устранены до начала обучения его грамоте.

Основные направления работы по устранению предпосылок акустической дисграфии:

Акустическая дисграфия связана с недостаточно четкой слуховой дифференциацией ребенком акустически близких речевых звуков и выражается в соответствующих буквенных заменах на письме.

Игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия и речевого слуха приучают ребенка слышать и дифференцировать разнообразные звуки.

«Угадай, чья песенка» Взрослый просит ребенка внимательно послушать и запомнить, как поет водичка (произносит отчетливо звук «С»: ссс…) и как поет комарик «З»: ззз… Затем взрослый произносит то звук «С», то звук «З» и предлагает ребенку угадывать, когда поет водичка, а когда комарик. Аналогично песенка змеи «Ш» и песенка жука «Ж» и т.д.

Все указанные звуки сразу связываются с соответствующими печатными буквами, что очень важно с точки зрения профилактики дисграфии.

Далее проводятся специальные упражнения, направленные на выработку у ребенка умения безошибочно определять каждый из смешиваемых звуков в составе слов.

«Хлопни в ладоши». Взрослый последовательно произносит ряд слов, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит заданный звук и показать соответствующую букву.

« Покажи картинку». Названия картинок, отличающихся одним звуком, произносятся в именительном падеже с экранизацией лица (мишка – миска, козы – косы и т. д.).

«Закрой картинку». Ребенку, предлагается, молча закрыть картинки бумажными квадратиками, в названии которых есть заданный звук.

«Подбери слова». Ребенку предлагается назвать несколько слов с заданным звуком.

Основные направления работы по устранению предпосылок дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза:

В основе данного вида дисграфии лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза, проявляющееся на письме в искажениях звукобуквенной и слоговой структуры слов и предложений. Наблюдаются пропуски гласных букв, согласных при стечении в слове; перестановки букв; добавления букв. Так же наблюдаются перестановки, пропуски и добавления слогов в словах. В предложениях дети часто пишут слова слитно друг с другом (особенно предлоги), не видят границы слов, раздельно пишут приставки.

Предупреждение этого вида дисграфии состоит в том, чтобы сформировать у ребенка различные виды анализа и синтеза. Для этой цели используются различные упражнения.

«Узнавание звука на фоне слова». Ребенок должен уметь определить есть ли заданный звук в слове.

«Определение местоположения звука в слове»:

- Где ты слышишь звук «…» в слове: в начале, в середине или в конце слова?

- Какой первый звук в слове? Какой последний звук в слове?

«Определение последовательности и количества звуков в слове»

- сколько звуков в слове;

- между какими звуками находится заданный звук;

- составь слово из первых звуков слов;

- подбери слова, в которых 3, 4, 5 звуков;

- найди картинки, в названии которых 3, 4, 5 звуков;

- подбери картинку к заданной схеме.

«Определение количества слогов в слове»

- придумывание слов на заданный слог;

- составление слов из первых слогов слов, из последних слогов.

Основные направления работы по устранению предпосылок оптической дисграфии:

В основе этого вида дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно – пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) и зрительного анализа и синтеза. Это проявляется в недописывании элементов букв, в добавлении лишних элементов, в неправильном расположении элементов буквы в пространстве по отношению друг к другу, зеркальное изображение.

Работу начинаем с решения простых зрительных задач:

Формирование зрительного гнозиса:

- назвать предметы по их контурам; назвать недорисованные предметы; назвать перечеркнутые изображения; выделить изображения, наложенные друг на друга;

- распределить предметы по величине;

-соотнесение предметных картинок с геометрической фигурой;

-срисовывание изображений, состоящих из фигур и стрелок;

- дорисовывание незаконченных контуров и симметричных изображений;

- составление разрезных картинок, дорисуй чего не хватает и т. д.

Развитие зрительной памяти:

- «Что изменилось?»; «Чего не стало?»;

- зрительные диктанты «Продолжи строку»;

- «Фотографирование» - посмотри, запомни, нарисуй (начиная с 3-4 фигур), постепенно увеличивая их количество.

Формирование буквенного гнозиса:

- найти заданную букву среди других;

- сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом;

-назвать (написать) буквы, перечеркнутые дополнительными линиями, выделить наложенные буквы друг на друга;

- определить букву в неправильном положении;

- обвести контур буквы, заштриховать ее;

- дописать букву;

- конструирование печатных букв из разных элементов: палочек, шнурка, пластилина;

- найти в тексте и подчеркнуть заданную букву.

Формирование зрительно – пространственного восприятия:

- показать правую (левую) руку; показать правой рукой левый глаз и т.д.; показать правые (левые) части у человека, сидящего напротив;

- с опорой на картинки рассказать, что где находится;

- определить место соседа по отношению к себе: справа от меня…;

- работа над пространственными предлогами.

Уточнение пространственного расположения букв:

- написать заданные буквы справа - слева от вертикальной линии;

- найти букву в ряду сходных: ШЩ ЦЩ ОЮ СО ЬЫ ВЗ т. д.;

- реконструировать (преобразовывать) букву: Ы-Ь-Ъ Б-В -З;

- достраивание буквы или дописывание недостающих элементов;

- соотносить зрительный образ буквы с каким-либо сходным предметом: О –обруч, Ж – жук …;

- тактильное ощупывание, узнавание рельефных букв (из наждачной бумаги, картона, семян);

- срисовывание, вырезание буквы, лепка из пластилина, обведение контура буквы, письмо в воздухе.

Основные направления работы по устранению предпосылок аграмматической дисграфии:

Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве общего недорвзвития речи. В основе ее лежит несформированность у ребенка грамматического строя устной речи. Это выражается в неточности употребления слов, неправильном написании окончаний, в неумении согласовывать слова в предложении, неверном употреблении предлогов.

Для формирования грамматического строя речи проводится следующая работа.

Работа над словоизменением:

- образование множественного числа имен существительных;

- согласование прилагательных с существительными;

- согласование существительных с числительными.

Работа над предлогами.

Работа над словообразованием:

- образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов;

- образование глаголов при помощи приставок;

- образование относительных прилагательных;

- образование притяжательных прилагательных;

- образование названий детенышей животных.

Обогащение словарного запаса.

Весь комплекс профилактических мероприятий проводится с детьми в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Дисграфия21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи. Дисграфическое нарушение имеет стойкий характер, однако не зависит от умственного развития школьника или дошкольника, и не связано с его плохой обучаемостью и недостатком знаний. Причина ошибок при написании слов – нарушение формирования высших психических функций, задействованных в устной и письменной речи.

Количество детей дошкольного и младшего школьного возраста, страдающих дисграфией, постоянно растет. А проблемы с чтением и письмом делают невозможным дальнейшее обучение в школе. Кроме того, речевое расстройство негативно сказывается на характере малыша. Он становится неуравновешенным. В психологии это называют аффективным наслоением. Поэтому ребёнку требуется помощь логопеда. А вот предупредить нарушение под силу родителям. Профилактика дисграфии у дошкольников потребует значительно меньше времени и усилий, чем ее коррекция после поступления в школу.

Дети с расстройством письменной речи не видят разницы в написании букв, что ведет к проблеме с их написанием и распознаванием.

Чаще всего при написании букв наблюдаются такие ошибки: Пропуск составных элементов буквенного символа (недостающее количество крючков или палочек). Например, «и» вместо «ш» или «п» вместо «т». Прибавление несуществующих элементов. В результате ребенок путает «ж» и «х», «щ» и «ш», «м» и «л». Пропуск соединительного звена в буквах «ю», «а». Зеркальное написание букв. Особенно страдают «з» и «э».

Если сложности с письмом и чтением своевременно не выявлены, а родители не могут или не хотят помочь ребенку, это вызывает трудности с дальнейшим школьным обучением и приводит к эмоциональным переживаниям. У детей появляется немотивированная агрессия (вербальная или физическая), они не хотят делать уроки или выполняют задания только под угрозой наказания. Состояние аффекта – результат скрываемой тревожности и снижения самооценки. Такие изменения характера могут стать необратимыми. Вот почему предупреждение дисграфии стоит начинать не после поступления в школу, а в дошкольном возрасте до начала обучения грамоте.

Правила профилактики дисграфии.

Главное условие успешности превентивных занятий – ранее выявление симптоматики нарушения речи. Коррекционная работа организовывается в зависимости от механизма и причин расстройства.

Основные направления работы по устранению предпосылок артикуляторно - акустической дисграфии.

В основе артикуляторно – акустической дисграфии лежит неправильное произношение ребенком звуков речи.

Овладение правильным звукопроизношением до начала обучения в школе очень важно, так как на начальном этапе овладения грамотой ребенок проговаривает вслух каждое записываемое им слово. Произнося звуки неправильно, ребенок пишет так, как

произносит. Поэтому звуковые замены в речи должны быть устранены до начала обучения его грамоте.

Основные направления работы по устранению предпосылок акустической дисграфии:

Акустическая дисграфия связана с недостаточно четкой слуховой дифференциацией ребенком акустически близких речевых звуков и выражается в соответствующих буквенных заменах на письме.

Игры и упражнения, направленные на развитие слухового восприятия и речевого слуха приучают ребенка слышать и дифференцировать разнообразные звуки.

«Угадай, чья песенка» Взрослый просит ребенка внимательно послушать и запомнить, как поет водичка (произносит отчетливо звук «С»: ссс…) и как поет комарик «З»: ззз… Затем взрослый произносит то звук «С», то звук «З» и предлагает ребенку угадывать, когда поет водичка, а когда комарик. Аналогично песенка змеи «Ш» и песенка жука «Ж» и т.д.

Все указанные звуки сразу связываются с соответствующими печатными буквами, что очень важно с точки зрения профилактики дисграфии.

Далее проводятся специальные упражнения, направленные на выработку у ребенка умения безошибочно определять каждый из смешиваемых звуков в составе слов.

«Хлопни в ладоши». Взрослый последовательно произносит ряд слов, а ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит заданный звук и показать соответствующую букву.

« Покажи картинку». Названия картинок, отличающихся одним звуком, произносятся в именительном падеже с экранизацией лица (мишка – миска, козы – косы и т. д.).

«Закрой картинку». Ребенку, предлагается, молча закрыть картинки бумажными квадратиками, в названии которых есть заданный звук.

«Подбери слова». Ребенку предлагается назвать несколько слов с заданным звуком.

Основные направления работы по устранению предпосылок дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза:

В основе данного вида дисграфии лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза, проявляющееся на письме в искажениях звукобуквенной и слоговой структуры слов и предложений. Наблюдаются пропуски гласных букв, согласных при стечении в слове; перестановки букв; добавления букв. Так же наблюдаются перестановки, пропуски и добавления слогов в словах. В предложениях дети часто пишут слова слитно друг с другом (особенно предлоги), не видят границы слов, раздельно пишут приставки.

Предупреждение этого вида дисграфии состоит в том, чтобы сформировать у ребенка различные виды анализа и синтеза. Для этой цели используются различные упражнения.

«Узнавание звука на фоне слова». Ребенок должен уметь определить есть ли заданный звук в слове.

«Определение местоположения звука в слове»:

- Где ты слышишь звук «…» в слове: в начале, в середине или в конце слова?

- Какой первый звук в слове? Какой последний звук в слове?

«Определение последовательности и количества звуков в слове»

- сколько звуков в слове;

- между какими звуками находится заданный звук;

- составь слово из первых звуков слов;

- подбери слова, в которых 3, 4, 5 звуков;

- найди картинки, в названии которых 3, 4, 5 звуков;

- подбери картинку к заданной схеме.

«Определение количества слогов в слове»

- придумывание слов на заданный слог;

- составление слов из первых слогов слов, из последних слогов.

Основные направления работы по устранению предпосылок оптической дисграфии:

В основе этого вида дисграфии лежит недостаточная сформированность зрительно – пространственных представлений (то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в пространстве по отношению друг к другу) и зрительного анализа и синтеза. Это проявляется в недописывании элементов букв, в добавлении лишних элементов, в неправильном расположении элементов буквы в пространстве по отношению друг к другу, зеркальное изображение.

Работу начинаем с решения простых зрительных задач:

Формирование зрительного гнозиса:

- назвать предметы по их контурам; назвать недорисованные предметы; назвать перечеркнутые изображения; выделить изображения, наложенные друг на друга;

- распределить предметы по величине;

-соотнесение предметных картинок с геометрической фигурой;

-срисовывание изображений, состоящих из фигур и стрелок;

- дорисовывание незаконченных контуров и симметричных изображений;

- составление разрезных картинок, дорисуй чего не хватает и т. д.

Развитие зрительной памяти:

- «Что изменилось?»; «Чего не стало?»;

- зрительные диктанты «Продолжи строку»;

- «Фотографирование» - посмотри, запомни, нарисуй (начиная с 3-4 фигур), постепенно увеличивая их количество.

Формирование буквенного гнозиса:

- найти заданную букву среди других;

- сравнить одни и те же буквы, но написанные разным шрифтом;

-назвать (написать) буквы, перечеркнутые дополнительными линиями, выделить наложенные буквы друг на друга;

- определить букву в неправильном положении;

- обвести контур буквы, заштриховать ее;

- дописать букву;

- конструирование печатных букв из разных элементов: палочек, шнурка, пластилина;

- найти в тексте и подчеркнуть заданную букву.

Формирование зрительно – пространственного восприятия:

- показать правую (левую) руку; показать правой рукой левый глаз и т.д.; показать правые (левые) части у человека, сидящего напротив;

- с опорой на картинки рассказать, что где находится;

- определить место соседа по отношению к себе: справа от меня…;

- работа над пространственными предлогами.

Уточнение пространственного расположения букв:

- написать заданные буквы справа - слева от вертикальной линии;

- найти букву в ряду сходных: ШЩ ЦЩ ОЮ СО ЬЫ ВЗ т. д.;

- реконструировать (преобразовывать) букву: Ы-Ь-Ъ Б-В -З;

- достраивание буквы или дописывание недостающих элементов;

- соотносить зрительный образ буквы с каким-либо сходным предметом: О –обруч, Ж – жук …;

- тактильное ощупывание, узнавание рельефных букв (из наждачной бумаги, картона, семян);

- срисовывание, вырезание буквы, лепка из пластилина, обведение контура буквы, письмо в воздухе.

Основные направления работы по устранению предпосылок аграмматической дисграфии:

Аграмматическая форма дисграфии появляется у детей на почве общего недорвзвития речи. В основе ее лежит несформированность у ребенка грамматического строя устной речи. Это выражается в неточности употребления слов, неправильном написании окончаний, в неумении согласовывать слова в предложении, неверном употреблении предлогов.

Для формирования грамматического строя речи проводится следующая работа.

Работа над словоизменением:

- образование множественного числа имен существительных;

- согласование прилагательных с существительными;

- согласование существительных с числительными.

Работа над предлогами.

Работа над словообразованием:

- образование существительных при помощи уменьшительных суффиксов;

- образование глаголов при помощи приставок;

- образование относительных прилагательных;

- образование притяжательных прилагательных;

- образование названий детенышей животных.

Обогащение словарного запаса.

Весь комплекс профилактических мероприятий проводится с детьми в игровой форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: "Дисграфия. Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"

Материал включает в себя актуальные вопросы по классификации, профилактике и преодолению различных видов дисграфии. В статье приведены примеры игр, игровых упражнений и игровых приемов. которые помогу...

Консультация для педагогов ДОУ на тему: "Профилактика дисграфии и дислексии"

Консультациядля педагогов ДОУ на тему: "Профилактика дисграфии и дислексии"...

Будем читать и писать без ошибок. Профилактика нарушений письменной речи у детей дошкольного возраста.

В последнее время возрастает количество детей с  различными трудностями в обучения в начальной школе. У 10% учеников массовой школы препятствием для обучения становится дислексия и дисграфия....

"Будем писать без ошибок"

Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза слогов, слов является основой в предупреждении дисграфии в школе. Формировать речевой слух, фонематическое восприятие нужно начинать с раннего во...

Будем писать без ошибок- профилактика дисграфии в старшем дошкольном возрасте.

Консультация для родителей"Будем писать без ошибок — профилактика дисграфии в старшем дошкольном возрасте".   Пройдет последний месяц весны, пролетят три летних месяца, ...

Консультация для родителей «Игры, используемые для профилактики дисграфии у детей с общим недоразвитием речи»

Актуальность профилактики дисграфии и дислексии у детей дошкольного возраста обусловлена высокой распространенностью этих нарушений у  младших школьников. В наше время  от ребенка, идущ...