Будем писать без ошибок- профилактика дисграфии в старшем дошкольном возрасте.
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Боярова Екатерина Юрьевна

Консультация для родителей

"Будем писать без ошибок — профилактика дисграфии в старшем дошкольном возрасте".

 

 

 Пройдет последний месяц весны, пролетят три летних месяца, и выпускники подготовительных групп детского сада пойдут в первый класс. Перед  первоклассниками стоит сложная задача – овладение письменной речью. Часто бывает так: в первом учебном полугодии у ребенка все благополучно. Он читает и пишет не хуже других детей в классе. И вдруг: "Вам надо заниматься дополнительно со школьным логопедом!". Казалось бы, ребенок произносит все звуки правильно, читает достаточно быстро, понимает прочитанное. В чем же дело? А дело в том, что школьный логопед выявил у ребенка признаки нарушения письменной речи — дисграфию.

Дисграфия —это частичное  нарушение письма, проявляющееся в специфических, стойких, многократных, повторяющихся ошибках.

Как проявляется дисграфия на письме у первоклассников:

1. Если  ребенок  неправильно произносит звуки (сапка, шапоги, лакета и пр.), он так и  напишет эти слова, потому что при письме он их мысленно проговаривает именно с "неправильными" звуками.

2.Ребенок имеет чистое звукопроизношение, но при чтении и письме путает звуки  со схожими по звонкости \ глухости (б-п,т-д,г-к), или по твердости \ мягкости. Вместо "дубок, банка" пишет "тупок, панка".

3.Ребенок затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).

4.Ребенок не умеет анализировать (т.е. четко понимать и представлять) последовательность звуков и слогов  в словах, последовательность слов в предложении. Это проявляется в том, что на письме ребенок пропускает буквы и слоги  в словах (лимон = ЛМН, дружно — "дуружно, репка= рекпа), прикрепляет к одному слову часть следующего слова и т.п

5. Школьник с трудом овладевает письмом, пишет медленно и неровно. Буквы и цифры разного размера, строчка то опускается, то поднимается.

6. Существует еще один тип дисграфических ошибок письма, но он проявляется после 1-2 класса так как требует больших знаний правил написания слов ("хороший кошка", "красивый солнце" и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать разные части речи между собой.

 

В группу риска по  дисграфии входят дети, если :

  •  ребенок от рождения левша 
  • малыша переучили на правшу
  • в дошкольном возрасте у него были логопедические проблемы
  • в семье разговаривают сразу на нескольких языках.
  • обучать ребенка грамоте начали неоправданно рано или слишком рано отдали в школу.
  •  у малыша нарушено внимание и имеются проблемы с памятью.
  • ребенок слишком много времени проводит перед экраном телевизора: глазные мышцы привыкают к хаотичному движению и в дальнейшем ребенку трудно последовательно следить за строчкой при чтении и письме. 

    Почему возникает дисграфия?

1. Все дело в маме. Ребенок не виноват! Одной из самых частых причин дисграфии у детей является нарушение функций их головного мозга, возникшее в процессе патологически протекающей беременности мамы, родов, либо осложнений, которые развились в первые дни жизни новорожденного. Редко кто связывает двойки в тетрадках с периодом внутриутробного развития ребенка. К сожалению, любое неблагополучие в период вынашивания ребенка может повлиять на формирование важных функций его головного мозга.

2. Специфические ошибки на письме в школе — следствие нарушения устной речи дошкольников. К сожалению, канули в прошлое вечера, когда родители читали детям сказки, а детки рассказывали, как прошел день в детском саду. Часто разговор родителей с малышом ограничивается короткими фразами "Ел? Дрался?" Нередко мама и не ждет ответа ребенка, сама отвечает за него. Школьник должен уметь рассказывать, его речь должна быть грамматически правильно оформлена, у него должен быть хороший словарный запас и чистое звукопроизношение.

3. Трудности левши. Несформированная в срок ведущая роль одного из полушарий головного мозга может вызвать трудности в освоении письменной речи.

Внимание! Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл disgrafiya.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

"Будем писать без ошибок — профилактика дисграфии в старшем дошкольном возрасте".

 

 Пройдет последний месяц весны, пролетят три летних месяца, и выпускники подготовительных групп детского сада пойдут в первый класс. Перед  первоклассниками стоит сложная задача – овладение письменной речью. Часто бывает так: в первом учебном полугодии у ребенка все благополучно. Он читает и пишет не хуже других детей в классе. И вдруг: "Вам надо заниматься дополнительно со школьным логопедом!". Казалось бы, ребенок произносит все звуки правильно, читает достаточно быстро, понимает прочитанное. В чем же дело? А дело в том, что школьный логопед выявил у ребенка признаки нарушения письменной речи — дисграфию.

Дисграфия —это частичное  нарушение письма, проявляющееся в специфических, стойких, многократных, повторяющихся ошибках.

Как проявляется дисграфия на письме у первоклассников:

1. Если  ребенок  неправильно произносит звуки (сапка, шапоги, лакета и пр.), он так и  напишет эти слова, потому что при письме он их мысленно проговаривает именно с "неправильными" звуками.

2.Ребенок имеет чистое звукопроизношение, но при чтении и письме путает звуки  со схожими по звонкости \ глухости (б-п,т-д,г-к), или по твердости \ мягкости. Вместо "дубок, банка" пишет "тупок, панка".

3.Ребенок затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).

4.Ребенок не умеет анализировать (т.е. четко понимать и представлять) последовательность звуков и слогов  в словах, последовательность слов в предложении. Это проявляется в том, что на письме ребенок пропускает буквы и слоги  в словах (лимон = ЛМН, дружно — "дуружно, репка= рекпа), прикрепляет к одному слову часть следующего слова и т.п

5. Школьник с трудом овладевает письмом, пишет медленно и неровно. Буквы и цифры разного размера, строчка то опускается, то поднимается.

6. Существует еще один тип дисграфических ошибок письма, но он проявляется после 1-2 класса так как требует больших знаний правил написания слов ("хороший кошка", "красивый солнце" и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать разные части речи между собой.

 

В группу риска по  дисграфии входят дети, если :

  •  ребенок от рождения левша 
  • малыша переучили на правшу
  • в дошкольном возрасте у него были логопедические проблемы
  • в семье разговаривают сразу на нескольких языках.
  • обучать ребенка грамоте начали неоправданно рано или слишком рано отдали в школу.
  •  у малыша нарушено внимание и имеются проблемы с памятью.
  • ребенок слишком много времени проводит перед экраном телевизора: глазные мышцы привыкают к хаотичному движению и в дальнейшем ребенку трудно последовательно следить за строчкой при чтении и письме. 

    Почему возникает дисграфия?

1. Все дело в маме. Ребенок не виноват! Одной из самых частых причин дисграфии у детей является нарушение функций их головного мозга, возникшее в процессе патологически протекающей беременности мамы, родов, либо осложнений, которые развились в первые дни жизни новорожденного. Редко кто связывает двойки в тетрадках с периодом внутриутробного развития ребенка. К сожалению, любое неблагополучие в период вынашивания ребенка может повлиять на формирование важных функций его головного мозга.

2. Специфические ошибки на письме в школе — следствие нарушения устной речи дошкольников. К сожалению, канули в прошлое вечера, когда родители читали детям сказки, а детки рассказывали, как прошел день в детском саду. Часто разговор родителей с малышом ограничивается короткими фразами "Ел? Дрался?" Нередко мама и не ждет ответа ребенка, сама отвечает за него. Школьник должен уметь рассказывать, его речь должна быть грамматически правильно оформлена, у него должен быть хороший словарный запас и чистое звукопроизношение.

3. Трудности левши. Несформированная в срок ведущая роль одного из полушарий головного мозга может вызвать трудности в освоении письменной речи.

Внимание! Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по устранению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система коррекционной работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста

Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое речевое расстройство отражается на деятельности и поведении ребёнка. Недостатки речи обнаруживаются при обучении в...

"Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста".

quot;Профилактика дисграфии у детей дошкольного возраста".Примерные виды игр совместной деятельности с детьми дошкольного возраста....

Профилактика оптической дисграфии в старшем дошкольном возрасте.

Для современной общеобразовательной школы характерна катастрофическая неуспеваемость многих учащихся по русскому языку. Это явление далеко не случайное. Причины его уходят своими корнями в дошкольный ...

Профилактика дисграфии в старшем дошкольном возрасте

Подбор литературы, для чтения детям летом....

Консультация для родителей "Будем писать без ошибок - профилактика дисграфии"

Дисграфия – это специфическое расстройство письменной речи. Дисграфическое нарушение имеет стойкий характер, однако не зависит от умственного развития школьника или дошкольника, и не связан...

Профилактика дисграфии в старшем дошкольном возрасте

Профилактика дисграфии в старшем дошкольном возрасте...