Ритм и рифма. "Рифмушки"-игрушки?
консультация

Каюшкина Оксана Владимировна

Материал может заинтересовать как родителей, так и педагогов, воспитывающих дошкольников. В доступной форме изложена роль рифмы в речевом развитии ребенка, условия ее появления и становления. Даны многочисленные примеры, которые помогут лучше понять и увлечь темой.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publik._rifma_i_ritm.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

РИТМ  и  РИФМА.   «Рифмушки» - игрушки?

      У всех детей – дошкольников  существует  тяга  к  рифме. Они воспринимают ее как игру со словами, шутку, радость. Особенно интересно и  легко  «рифмушки» появляются  в  общении, когда есть настроение, задор, юмор.

Сашуля-мамуля, мамуля-папуля, бабуля-дедуля, Вася-Тарася, фигли-мигли, тары-бары, чудо-юдо. Дошкольники легко подхватывают начатые взрослыми  сочетания.

  Чем  чаще ребенок слышит  стихотворные детские тексты, тем больше возможностей открывается у него для собственных смелых импровизаций.

Часто в игре появляются несуществующие словечки: базя-мазя, баня-маня, ваза-маза.

«Мой веселый звонкий мяч,

                                  Ты куда помчался вскачь?» -  слышит ребенок, и переделывает по- своему:

«Мой веселый звонкий мячик,

Ты уда помчался вскачик?»

     Чувство рифмы у малышей появляется, казалось бы,  спонтанно, но это не так.  Еще в колыбели малыш  «играет» звукосочетаниями, ритмическим  лепетом, многократно повторяя  полюбившийся звук.  При неразвитом  голосовом и артикуляционном  аппарате  младенцу значительно легче  произносить схожие звуки, чем разные.

Ба-ба-ба,      да-да-да-да,      лё-ли-лё-ли-лё-ли

      Трудно  придумать более рациональную систему упражнения в фонетике, чем  такое многократное повторение всевозможных звуковых  вариаций.

Поколение за поколением  воспитывается народными потешками, пестушками, прибаутками. Так художественное слово  приобщает  маленького ребенка  к рифме и слоговому ритму.

Ваня, Ваня простота,
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед,
И поехал в огород.

Чики-чики, чикалочки,
Едет Коля на палочке.
Сашенька в тележке
Щёлкает орешки.

   Взрослея, дошколята с удовольствием слушают произведения К.Чуковского, С.Я.Маршака, А.Барто. Дети становятся чуткими к поэтической форме.

    Корней Чуковский говорил: «Механически срифмованные слова никогда не найдут правильной дороги к детским сердцам. Строки не должны быть вымученными, они должны литься из глубины сердца: быть немножко сумасшедшими и уж точно сказочными.  «Живые образы, живые интонации, "легкость пера" - вот что нужно».

Действительно, когда взрослых просили вспомнить строки из детского стихотворения,  большинство из них  говорили незабываемые  строчки  из стихов-сказок К.Чуковского.


Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот задом наперед.

 А за ним комарики на воздушном шарике……

Муха, Муха — Цокотуха,

 Позолоченное брюхо!

 Муха по полю пошла,

 Муха денежку нашла.

 Пошла Муха на базар

И купила самовар….

       У Сергея Михалкова есть интересное стихотворение «Всадник». В нем отчетливый ритм и звонкие рифмы, но последняя строка специально написана автором неожиданной прозой. Стихотворение заканчивается так:

 Я в канаву не хочу,

Но приходится –

Лечу.

Не схватился я за гриву,

А схватился за крапиву.

- Отойдите от меня,

Я не сяду больше на эту лошадь.

   Дети возмущаются таким разрушением ритма и отсутствием ожидаемой рифмы. Они не только отвергают прозаический текст, но тут же придумывают  собственную логичную строку:

- Отойдите от меня,

Я не сяду на коня.

  Позитив взрослого, улыбка, веселое настроение при общении с ребенком - вот условия появления  игр с созвучиями, с «рифмушками». Пусть будут разные рифмы, разные бессмысленные сочетания, чем их больше, тем больше детского словотворчества и речевой свободы.

Подготовила: учитель-логопед Каюшкина О.В.  

Литература:

Чуковский К.И. От двух до пяти. М.-Дискус, 2019г.

Узорочье жизни/ Сост.В.Шимичев.- М. Молодая гвардия, 1989.-317        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ритм и Речь" (использование ритма в развитии речи детей младшего дошкольного возраста) - буклет

Данный буклет разработан для родителей, дети которых испытывают трудности в заучивании стихотворных текстов.  Буклет содержит краткий аннотационный материал, виды текстов -  от простого к сл...

Упражнения для развития РИТМА Цель: развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма.

Цель: развитие  сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма....

Проект по развитию чувства ритма у старших дошкольников: «В ритме музыки».

laquo;Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить». Э. Жак – Далькроз....