Ритм и рифма. "Рифмушки"-игрушки?
консультация
Материал может заинтересовать как родителей, так и педагогов, воспитывающих дошкольников. В доступной форме изложена роль рифмы в речевом развитии ребенка, условия ее появления и становления. Даны многочисленные примеры, которые помогут лучше понять и увлечь темой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publik._rifma_i_ritm.docx | 16.76 КБ |
Предварительный просмотр:
РИТМ и РИФМА. «Рифмушки» - игрушки?
У всех детей – дошкольников существует тяга к рифме. Они воспринимают ее как игру со словами, шутку, радость. Особенно интересно и легко «рифмушки» появляются в общении, когда есть настроение, задор, юмор.
Сашуля-мамуля, мамуля-папуля, бабуля-дедуля, Вася-Тарася, фигли-мигли, тары-бары, чудо-юдо. Дошкольники легко подхватывают начатые взрослыми сочетания.
Чем чаще ребенок слышит стихотворные детские тексты, тем больше возможностей открывается у него для собственных смелых импровизаций.
Часто в игре появляются несуществующие словечки: базя-мазя, баня-маня, ваза-маза.
«Мой веселый звонкий мяч,
Ты куда помчался вскачь?» - слышит ребенок, и переделывает по- своему:
«Мой веселый звонкий мячик,
Ты уда помчался вскачик?»
Чувство рифмы у малышей появляется, казалось бы, спонтанно, но это не так. Еще в колыбели малыш «играет» звукосочетаниями, ритмическим лепетом, многократно повторяя полюбившийся звук. При неразвитом голосовом и артикуляционном аппарате младенцу значительно легче произносить схожие звуки, чем разные.
Ба-ба-ба, да-да-да-да, лё-ли-лё-ли-лё-ли
Трудно придумать более рациональную систему упражнения в фонетике, чем такое многократное повторение всевозможных звуковых вариаций.
Поколение за поколением воспитывается народными потешками, пестушками, прибаутками. Так художественное слово приобщает маленького ребенка к рифме и слоговому ритму.
Ваня, Ваня простота,
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед,
И поехал в огород.
Чики-чики, чикалочки,
Едет Коля на палочке.
Сашенька в тележке
Щёлкает орешки.
Взрослея, дошколята с удовольствием слушают произведения К.Чуковского, С.Я.Маршака, А.Барто. Дети становятся чуткими к поэтической форме.
Корней Чуковский говорил: «Механически срифмованные слова никогда не найдут правильной дороги к детским сердцам. Строки не должны быть вымученными, они должны литься из глубины сердца: быть немножко сумасшедшими и уж точно сказочными. «Живые образы, живые интонации, "легкость пера" - вот что нужно».
Действительно, когда взрослых просили вспомнить строки из детского стихотворения, большинство из них говорили незабываемые строчки из стихов-сказок К.Чуковского.
Ехали медведи на велосипеде,
А за ними кот задом наперед.
А за ним комарики на воздушном шарике……
Муха, Муха — Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар….
У Сергея Михалкова есть интересное стихотворение «Всадник». В нем отчетливый ритм и звонкие рифмы, но последняя строка специально написана автором неожиданной прозой. Стихотворение заканчивается так:
Я в канаву не хочу,
Но приходится –
Лечу.
Не схватился я за гриву,
А схватился за крапиву.
- Отойдите от меня,
Я не сяду больше на эту лошадь.
Дети возмущаются таким разрушением ритма и отсутствием ожидаемой рифмы. Они не только отвергают прозаический текст, но тут же придумывают собственную логичную строку:
- Отойдите от меня,
Я не сяду на коня.
Позитив взрослого, улыбка, веселое настроение при общении с ребенком - вот условия появления игр с созвучиями, с «рифмушками». Пусть будут разные рифмы, разные бессмысленные сочетания, чем их больше, тем больше детского словотворчества и речевой свободы.
Подготовила: учитель-логопед Каюшкина О.В.
Литература:
Чуковский К.И. От двух до пяти. М.-Дискус, 2019г.
Узорочье жизни/ Сост.В.Шимичев.- М. Молодая гвардия, 1989.-317
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РИТМ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПОНЯТИЕ РИТМА В ОФОРМЛЕНИИ КАЗАЧЬЕЙ ГОРНИЦЫ.
ИНТЕГРИРОВАННОЕ ЗАНЯТИЕ....
"Ритм и Речь" (использование ритма в развитии речи детей младшего дошкольного возраста) - буклет
Данный буклет разработан для родителей, дети которых испытывают трудности в заучивании стихотворных текстов. Буклет содержит краткий аннотационный материал, виды текстов - от простого к сл...
Упражнения для развития РИТМА Цель: развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма.
Цель: развитие сенсорной основы формирования звукослоговой структуры слова, формирование слухоречевого ритма....
Проект по развитию ритма у старших дошкольников "В ритме детства"
Проект "В ритме детства"...
2019-2020 . Памятка для родителей, которые хотят развивать у детей чувство ритма. "Игры, развивающие чувство ритма у детей"
Интересный материал для родителей...
Проект по развитию чувства ритма у старших дошкольников: «В ритме музыки».
laquo;Нельзя петь ритмично, если не умеешь ритмично дышать и говорить». Э. Жак – Далькроз....
Музыкальный ритм. упражнения для развития ритма.
Консультация для родителей....
- Мне нравится (1)