Проект по развитию ритма у старших дошкольников "В ритме детства"
проект

Проект "В ритме детства"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект

По развитию чувства ритма у старших дошкольников на музыкальных занятиях «В ритме детства»

Пояснительная записка

        Развитие музыкальных способностей всегда являлась одной из важных задач, стоящих перед педагогами дошкольных учреждений, потому что именно дошкольный возраст является лучшим периодом для формирования у ребенка всех основных психических процессов, способностей, в том числе и музыкальных. Одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность, - это чувство ритма. 

Дошкольное детство - период бурного развития воображения, фантазии, важнейших качеств личности. В возрасте 5 - 7 лет потребность детей проявлять себя в творчестве огромна. Очень важно в дошкольном этапе развития личности определить способность и талантливость детей, создать им условия для самовыражения, дать неограниченные возможности проявить себя во всех видах музыкального творчества.

Развитию чувства ритма отводится особое место в процессе музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

На основе анализа проведенной диагностики, выяснилось, что у детей    двигательные навыки недостаточно сформированы, дети замкнуты, двигательная активность слабая, недостаточно хорошо развита речь и координация движений. Следственно и чувство метроритма

 Поэтому, появилась актуальная необходимость в разработке дополнительного проекта, который поможет в работе с детьми, для развития чувства ритма.

Система ритмического воспитания, основанная швейцарским педагогом Э. Жаком Далькрозом, получила широкое распространение еще в начале 20 века. Его метод сводился к тому, чтобы используя специально подобранные тренировочные упражнения, развивать у детей (начиная с дошкольного возраста) музыкальный слух, память, ритмичность, пластичную выразительность движений.

Карл Орф уделял большое внимание ритмическому воспитанию, основой которого становятся движения, речь и игра на элементарных музыкальных инструментах. В составную часть занятий входили упражнения, которые способствовали развитию чувства ритма через динамику движений. согласно Карлу Орф, необходимо как можно раньше начать развивать эти умения в доступной и интересной для дошкольников форме : ритмических упражнений, музыкальных игр.

В нашей стране система ритмического воспитания разработана Н. Н. Александровой, Е. В.  Коноровой . Специальные исследования проведены Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман, Б. М. Тепловым.

Музыкально - ритмическая деятельность активизирует и развивает музыкальные способности ребенка, музыкально  - слуховые представления, ладовое и музыкально – ритмическое чувство.

Цель: «Развитие чувства ритма у старших дошкольников посредством музыкально-игровой деятельности» 

Актуальность: Развитое чувство ритма является залогом успешной учебной деятельности, оказывает благоприятное  влияние на физическое развитие детей, способствует становлению творческой личности ребёнка.

Задачи

Формировать музыкальные способности дошкольников;

В доступной форме помогать разобраться в соотношении звуков по высоте, их длительности;

Развивать чувство ритма, тембровый и динамический слух;

Побуждать к самостоятельным действиям с применением знаний, полученных на музыкальных занятиях;

Развивать музыкально-сенсорное восприятие ритмических отношений музыкальных звуков;

Развивать умение соотносить ритм движений с ритмом музыки;

Формировать умение исполнять простые ритмические рисунки на детских шумовых и музыкальных инструментах;

Побуждать детей в процессе слушания музыки к вокальным, пластическим и инструментальным музыкально-ритмическим импровизациям;

Воспитывать интерес к музыкально – ритмической деятельности.

В систему работы входят:

-  ритмические, шумовые импровизации при помощи рук и ног,

-  игры с музыкальными инструментами ударно-шумовой группы,

-  музыкально-дидактические игры  с ИКТ

- речевые игры и упражнения

- музыкально-ритмические движения

- пальчиковые игры;

- дыхательная гимнастика;

- логоритмические игры и упражнения.

Срок реализации проекта: 2 года

Участники проекта:

дети старшей и подготовительной групп ДОУ.

Первый этап – подготовительный (сентябрь – февраль): восприятие и воспроизведение несложных ритмических рисунков.

Музыкальные игры и упражнения:

-   Подбери картинку».

Цель: упражнять в различении и назывании жанра музыки (песня, танец, марш).

  - «Послушай и прохлопай».

Цель: упражнять в восприятии на слух и воспроизведении ритмического рисунка музыки:

 -  сильные хлопки,

-   слабые хлопки,

-   чередование сильных и слабых хлопков,

- «Слушай и повтори». Цель: упражнять в воспроизведении ритмического рисунка на детских музыкальных инструментах.

- «Эхо». Цель: упражнять в запоминании ритма и воспроизведении его при пропевании  слов.

- «Имена и ритмы». Цель: упражнять в прохлопывании и пропевании своего имени.

- «Передай ритм». Цель: развивать ритмический слух, умение воспроизводить ритмический рисунок.

 -   «Где спрятался ритм». Цель: упражнять в соотнесении ритма со схемой.

 -     «Выложи ритм». Цель: упражнять в схематизации ритма.

 -    «Прохлопай по схеме». Цель: упражнять в воспроизведении ритмического рисунка по схеме.

 -    «Шаг и бег». Цель: упражнять в  соотнесении движений с музыкой.

 -    «Повтори движение». Цель: упражнять в  воспроизведении заданного движения в определенном ритме.

Второй этап – основной ( декабрь –декабрь) : усложнение ритмических  рисунков.

Музыкальные игры и упражнения второго этапа:

  -   «Хлопки». Цель: развивать умение воспроизводить ритмический рисунок музыки:

-  комплексы хлопков, состоящих из различного количества с короткими и длинными паузами.

 -   «Музыкальные стульчики». Цель: упражнять в передаче ритма с помощью шумовых или музыкальных инструментов.

- «Ритмические картинки». Цель: упражнять в воспроизведении ритмического рисунка в пении и на детских музыкальных инструментах.

- «Повтори – придумай ритм». Цель: развивать умение придумывать и повторять ритм при игре на детских музыкальных инструментах.

-  «Зашифруй ритм». Цель: развивать умение схематизировать ритмический рисунок.

-  «Поем и хлопаем». Цель: упражнять в одновременном пении и прохлопывании ритмического рисунка песни.

-   «Голос спрятался». Цель: упражнять в исполнении ритмического рисунка песни с помощью прохлопывания ритма.

-   «Не опоздай». Цель: упражнять в прохлопывании музыкальных фраз по очереди (по подгруппам).

- «Быстро – медленно». Цель: упражнять в  выполнении музыкально-ритмических движений в соответствии с  ритмом музыки.

-    «Продолжи движение». Цель: развивать умение соблюдать заданный темп без музыки.

Третий этап – заключительный (январь – май) : упражнения на творчество и импровизацию.

Формы организации работы с детьми: Занятия, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа. В работе с детьми использовала компьютерные технологии: игры и презентации  

Ожидаемый результат:

В результате работы у воспитанников сформировались:

  • музыкально-сенсорное восприятие ритмических отношений музыкальных звуков;
  • дифференцированное восприятие музыки и движений;
  • умение воспроизводить  ритмические отношения музыкальных звуков;
  • умение соотносить ритм движений с ритмом музыки;
  • умение исполнять простые ритмические рисунки на детских шумовых и музыкальных инструментах;
  • способность к вокальным, пластическим и инструментальным музыкально-ритмическим импровизациям,
  • интерес к музыкально – ритмическим упражнениям и играм.

Литература

1. Программа «Воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой изд. 2009 год

2. Г. В. Дедюхина «Работа над ритмом в логопедической практике» мет.пособие: М «Айрис – пресс», 2006 год

3.Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.

4.Т.Э.Тютюнникова «Движение и музыка». 4/1999г. «Дошкольное воспитание».

5.Бабаджан Т. С. и др. Музыкально-ритмическое воспитание в дошкольных учреждениях. — М., 1930

6.Методика музыкального воспитания в детском саду. Под ред. Ветлугиной Н.А. – М., 1989

7.Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. - М., 1972

8.Танцевально-игровая гимнастика для детей: учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и школьных учреждений. - СПб.: "Детство - пресс", Санкт-Петербург, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружок по развитию эмоциональной сферы старшего дошкольника "Счастливое детство"

Формирование у детей умения понимать собственные эмоциональные состояния и эмоции окружающих их людей; развитие способности управлять собственными чувствами и эмоциями; дать детямпредставление о спосо...

Проект перспективного развития « Наследие родного края – я с детства этим дорожу»

Работа над данным  проектом  определяется необходимостью всестороннего изучения родного края с тем, чтобы расширить общеобразовательный кругозор детей, развивать историческую память,...

Проект по развитию речи в старшей группе

Проект по развитию речи в старшей группе.зима 2015-16г....

Педагогический проект по развитию речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Ранняя весна"

Педагогический проект по развитию речи в старшей группе детей с ОНР по теме: "Ранняя весна"...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....

Проект по развитию речи в старшей группе « Мнемотехника-как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»

Все чаще педагоги и родители сталкиваются с тем, что ребенок не может запомнить быстро и качественно текст,  меняет местами слова.У детей развита в основном в большей степени зрительная пам...