взаимодействие учителя-логопеда
консультация
Предварительный просмотр:
Важность огранизации грамотного взаимодействия учителя-логопеда со специалистами ДОУ и родителями – на пути преодаления роблем обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Клюбина И.В.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2 «Ромашка»
г. Губкин Белгородская обл.
В настоящее время увеличилось количество детей ограниченными возможностями развития. В эту категорию входят дети с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Причины, обуславливающее ТНР, многообразны. С одной стороны – это инфекции, интоксикации, травмы, воздействующие на мозг малыша (преимущественно на ранних стадиях внутриутробного и постнатального развития). С другой – это неблагоприятные микросоциальные условия, которые выступают как дополнительный фактор, усугубляющий состояние ребенка.
Как правило, у детей с ТНР кроме специфических речевых расстройств отмечаются также особенности развития других познавательных процессов: неустойчивость внимания и памяти, особенно речевой, низкий уровень понимания словесных инструкций, недостаточность регулирующей функции речи, низкий уровень контроля за собственной деятельностью, нарушение познавательной деятельности, низкая умственная работоспособность. У части детей с ТНР отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики. Психическое состояние данной категории дошкольников неустойчиво, в связи с чем их работоспособность резко меняется.
Неполная коррекция недоразвития речи в дошкольном возрасту неизбежно повлечет за собой стойкие нарушения письма и чтения, что создает трудности при обучении детей в школе, а также спровоцирует развитие вторичных отклонений (снижение уровня познавательной деятельности, задержка психического развития, нарушения коммуникации и др.).
Исправление речевых и сопутствующих им нарушений является основной целью работы педагогов в группе для детей с ТНР.
Важно понимать, что взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ (педагогом-психологом, музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре и воспитателями), создает целостный комплекс совместной коррекционно-педагогической работы, направленный на формирование и развитие двигательных и речевых сфер.
Успех коррекционно-воспитательной работы в специализированной логопедической группе определяется строго продуманной системой, суть которой заключается в логопедизации всего образовательного процесса, всей жизни и деятельности детей.
Педагоги логопедической группы строят свою работу с ребёнком на основе общих педагогических принципов не обособленно, а дополняя и углубляя влияние каждого. Система коррекционно-развивающей деятельности предусматривает индивидуальные, фронтальные формы работы, а также самостоятельную деятельность ребёнка с ТНР в специально организованной пространственно-речевой среде.
Содержание занятий, организация и методические приёмы определяются целями коррекционного обучения с учётом конкретных представлений и речевого опыта, накопленного детьми в процессе жизни, до поступления его в группу компенсирующей направленности.
Учитель – логопед проводит коррекционную работу по развитию всех компонентов речи. Так же тесно сотрудничает с другими педагогами: способствует созданию в учреждении образования коррекционно-развивающей среды для детей с ОВЗ. Помогает в социализации детей с особенностями психофизического развития. Организует учебно-воспитательной работу по коррекции индивидуальных нарушений развития детей с ОВЗ. Проводит занятия с детьми группы компенсирующей направленности. Создает атмосферу эмоционального комфорта c целью сохранения психического и нравственного здоровья детей.
Воспитатели детского сада логопедической группы активно помогают в решении коррекционных задач в соответствии с программой логопедической работы, направленных на устранение недостатков в сенсорной, волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта. При этом воспитатель направляет свое внимание не только на коррекцию имеющихся отклонений в умственном и физическом развитии, но и на дальнейшее развитие и совершенствование деятельности сохранных анализаторов.
Занятия строятся на основе общих положений коррекционно-педагогической работы с дошкольниками, имеющими ограниченные возможности здоровья. Занятия проводятся систематически т.к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются полученные знания.
Взаимодействие с родителями является одним из основных направлений в коррекционной работе с дошкольниками.Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества.
Одной из основных задач логопеда является формирование у родителей мотивации к коррекционной работe с их детьми.
Только при тесном сотрудничестве логопеда и родителей может быть достигнут положительный и стабильный результат в исправлении речи детей.
Нужно объяснить родителям, что речь и интеллект тесно взаимосвязаны: язык - это орудие мышления и познания, а речь - способ формулирования мысли посредством языка. Совершенствуется речь - значит, повышается уровень развития мышлени
Основными формами взаимодействия с родителями являютя:
1. Речевой уголок, в котором кажую неделю обновляется информация. Родители еще раз знакомятся с материалом, который ребенок должен усвоить в течении тематической недели.
2. Папка для домашних заданий, чтобы занятия в семье проводились систематично и полседовательно. Задания в тетради даются в зависимости от тяжести нарушения речи по звукопроизношению, по формированию словаря, грамматических умений и навыков на развитие внимания и памяти.
Взаимодействие педагогов ДОУ и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как педагоги и родители действуют согласованно для достижения единой цели..
Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь. Сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям.
Тот, кто был хорошим помощником ребенку, кто обращался за советами и старался им следовать, был не наблюдателем и судьей, а активным участником большой повседневной работы, тот будет вознагражден, видя успех своего ребенка.
Таким образом, грамотная огранизация взаимодействия учителя-логопеда со специалистами ДОУ и родителями – будет способствовать успешному преодалению проблем обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Что поможет детям в дальнейшем легко овладевать школьной программой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в коррекционном учреждении Выполнила: Учитель-логопед: Карпушева Л.В.
Условия для взаимодействия* Выбор оптимальных методов и приемов работы по развитию культуры речи с учетом физиологических и психологических возможностей детей...
Конспект НОД "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в развитии связной речи детей с ЗПР на тему «В осеннем лесу».
Конспект НОД "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в развитии связной речи детей с ЗПР на тему «Осень».Ссылка на презентацию к конспекту: htt...
Самоанализ к конспекту НОД " взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в развитии речи детей с ЗПР на тему «В осеннем лесу»".
Самоанализ к конспекту НОД " взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в развитии речи детей с ЗПР на тему «Осень»"...
Статья на тему "Развитие речи: аспекты взаимодействия учителя-логопеда и учителя начальных классов"
Основное условие комплексного решения проблем детей с умственной отсталостью - создание ситуации успешного развития, преодоления и предупреждения нарушений, единого образовательного пространства. Для ...
Выступление на РМО учителей-логопедов и учителей-дефектологов. Тема: "Способы взаимодействия учителя – логопеда и музыкального руководителя"
Выступление посвящено коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи,где положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие с...
Взаимодействие учителя- логопеда и воспитателей «Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя в логопедической группе»
Цель: выстраивание единой системы взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей ДОУ....
Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе для детей с ОВЗ
Взаимодействие учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе для детей с ОВЗ.Речь пойдет об организации взаимодействия учителя-дефектолога и учителя-логопеда в работе с детьми с особыми образо...