Конспект форма проведения: НОД Тема: «АБВГД-ка приглашает»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Михайлова Вера Николаевна

Цель:   Объединить богатый и разнообразный мир игр, основанных на методах педагогических технологий  по разделу «Обучение грамоте» для осмысленного и интересного выполнения основных учебных заданий; поддержать интерес к обучению в школе; желание учиться.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abvgd-ka.docx30.54 КБ

Предварительный просмотр:

3            Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 общеразвивающего вида  с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга

                                                                   Конспект

                               форма проведения: НОД

                               Тема: «АБВГД-ка приглашает»

                                для детей подготовительной группы (6-7лет)

     

     Технологии: здоровьесберегающие технологии; игровые технологии;              технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; технология ТРИЗ; использование сенсорно-развивающей среды;, личностно-ориентированные технологии.

                                                     Авторская разработка воспитателя:

                                                    Михайловой Веры Николаевны

                                                    Высшая квалификационная категория

                                                            2020 г.

Цель:   Объединить богатый и разнообразный мир игр, основанных на методах педагогических технологий  по разделу «Обучение грамоте» для осмысленного и интересного выполнения основных учебных заданий; поддержать интерес к обучению в школе; желание учиться.

Задачи:

  • Совершенствовать фонематический слух: учить  выделять звук в слове, определять его место;
  • Развивать умение соотносить слово с заданной моделью, применяя технологию ТРИЗ (системный оператор);
  • Продолжить учить детей разгадывать  ребусы, стимулировать зрительно-поисковую активность в игровых  ситуациях;
  • Учить детей понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
  • Упражнять в умении проводить звуковой и звукобуквенный анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике( согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие, согласные глухие и звонкие);
  • Использовать приёмы самомассажа для обучения здоровому образу жизни;;
  • Закреплять умения писать пройденные буквы, читать слова;
  • Обогащать сенсорный опыт детей с помощью разных органов чувств;
  • Формировать умение составлять простые  предложения;
  • Развивать умения детей общаться со взрослыми и сверстниками, рассуждать, делать выводы;
  • Развивать  и укреплять мелкие мышцы рук;
  • Формировать навыки самоконтроля и самооценки, умение отстаивать свою точку зрения, проявлять настойчивость при выполнении заданий;
  • Воспитывать чувство доброжелательности, сотрудничества, аккуратность, взаимовыручку, умение слушать воспитателя и товарищей, желание  и умение работать в коллективе;
  • Воспитывать любовь к родному языку.

Предварительная работа:

  • Игры на развитие слухового внимания «Эхо», «Запомни и повтори»;
  • упражнения с составлением звуковых схем с помощью сигнальных карточек; разучивание стихов на каждую букву;
  • конструирование букв и слов с помощью счетных  палочек;
  • составление предложений из заданных слов;
  • письмо букв и слов на индивидуальных листах;
  • графические диктанты.

Материалы и оборудование:

  • проектор, ноутбук;
  • фонограмма песенки «АБВГД-ка»;
  • сигнальные карточки, предметные картинки;
  • гномики звуков «Голосок», «Твердыш», «Мякиш»;
  • тетради
  • индивидуальные лотки  с манной крупой;
  • цветные шапочки для гномиков;
  • слоговые карточки;
  • счетные палочки, верёвочки;
  • коврики для массажа ног;
  • «труба» для отгадывания букв наощупь;
  • Цветные магниты;
  • План-схема игровой комнаты
  • Сюрпризы (книжки)

                                                         Ход занятия

Организационный момент:

 «Игра-приветствие» Воспитатель:

- Здравствуй, солнышко-дружок!  (дети поднимают руки вверх)

-Здравствуй, носик, пятачок ( указательным пальцем показывают на носик)

-Здравствуйте, губки (показывают губки)

-Здравствуйте, зубки ( показывают зубки)

- Здравствуй, язычок ( показывают язычок)

-Руки? НА МЕСТЕ

-Ноги? НА МЕСТЕ

Спина? ПРЯМАЯ-  

Молодцы! Настроение каково ?

Дети:  ВО!

- Я очень рада видеть всех  вас  в хорошем настроении.

Воспитатель

-Ребята, а вот в стране «АБВГД-ка, где хозяйничает  Королева Азбука, не очень хорошее настроение. Там  что-то произошло. К нам пришло видеописьмо, в котором Королева просит  у вас помощи:

«Как хорошо, что вы пришли, мне очень нужна ваша помощь. В последнее время в моём Королевстве происходят одни недоразумения: то звуки меняются местами, то буквы убегают из слов, то слоги рассыпаются, то слова  в предложении не могут найти своё место. Никак не могу одна уследить за порядком. Я так устала! Может , вы мне поможете?

- Ну, что , ребята, поможем Королеве Азбуке навести порядок с буквами и звуками в своём Королевстве. ( ответы детей) . Но сначала, давайте вспомним , что такое буква и что такое звук (ответы детей: звук- это то , что мы слышим и произносим, буква- это то, что мы видим и пишем).

- Ребята, а я догадываюсь, почему буквы и звуки шалят, убегают и не складываются в слова. Просто с  ними давно никто не играл, им стало скучно и они разбежались. Вы согласны со мной?

-  Давайте сначала,  наведём порядок с буквами?  Я вам  дам сейчас буквы , а вы найдите  на столе картинку, на которой слово начинается на эту букву  и занимайте своё место  за этим столом. (Воспитатель раздаёт детям буквы. Звучит  аудиозапись «АБВГД-ка», дети входят в группу, находят нужную картинку , занимают  свои места).

-  Ребята, вы молодцы, правильно определили первую букву в слове.

Выучила наша королева Азбука гласные и согласные буквы, да никак не запомнит про них стихи. Давайте, ребята напомним  Азбуке эти стихи и поиграем в игру «Собери букву» (дети по очереди читают своё стихотворение о букве, остальные ребята  узнают букву и конструируют её  на столе счётными  палочками и верёвочками).

Да, ребята, действительно буквы в   стране АБВГД-ка  убежали от королевы Азбуки.  Вот я хочу вам  составить слово и дать прочитать, а букв не найду. Что делать? Давайте будем их искать вместе.  А поможет нам в этом наша карта-схема. Всех , кто потерялся в нашей группе мы по этой карте находим. Сейчас  найдём  и наши буквы. ( воспитатель проводит игру «Я здесь» , дети находят спрятанные буквы по указанному смайлику «Я здесь» и прикрепляют букву  на доску).

- Мы нашли три буквы и составили слово…(дети читают: . ШАР)  Остальные две буквы угадаем наощупь. Вот труба. В ней лежит знакомая вам буква. Вам надо наощупь  определить, что это за буква. Определив её  мы добавим её к слову ШАР( воспитатель предлагает взять «трубу», в ней уже лежит буква И,  определить её наощупь и назвать эту букву. Аналогично с буквой К , ребята выполняют задание по очереди)

- Молодцы, ребята, нашли все буквы и теперь мы можем прочитать моё слово: ШАРИК

- А теперь,  наведём порядок со звуками. Какие бывают звуки?  (ответы детей: гласные и согласные, согласные твёрдые, мягкие, звонкие, глухие)

- А в слове ШАРИК какие мы слышим звуки?  Попробуйте дать характеристику каждому звуку. ( ответы детей: звук Ш  я слышу в начале слова, он согласный, всегда твёрдый, глухой.  Звук А –я слышу в середине слова, он гласный, поётся, указывает на твёрдость согласного , он ударный. Звук Р – я слышу в середине слова, он согласный , мягкий, звонкий. Звук И-  я слышу  в середине слова, поётся, он смягчает согласный звук, безударный. Звук  К – я слышу в конце слова, он согласный твёрдый, глухой. Дети обозначают каждый звук цветными магнитами. )

- Молодцы, ребята, всё правильно сделали, теперь давайте поиграем со звуками. У вас на столе лежат сигнальные карточки. Напомните мне, почему у них разный цвет? ( ответы детей: красная карточка- гласный звук, «Голосок»; синяя карточка- твёрдый согласный звук»Твердыш», зелёная карточка- мягкий согласный звук «Мякиш»).

-  Ребята , посмотрите на доску. На ней два окошечка. В каждом по картинке. Прочитайте слова  под окошечком, что вы заметили? (ответы детей: неправильно , не в то окошечко вставлена картинка, дети исправляют ошибку) слова КИТ и УТКА

- Попробуйте зашифровать  слово КИТ сигнальными карточками, но перед  выполнением этого  задания проверьте себя с помощью кулачка и ладошки. ( дети выкладывают слово КИТ  и слово УТКА цветными карточками,.   Один ребёнок работает у доски, используя цветные магниты,  остальные  самостоятельно , после чего производится проверка)

- Ребята, сколько гласных в  слове КИТ? Сколько слогов?  Сколько твёрдых согласных?  Сколько мягких согласных?

-Ну, вот ребята, мы помогаем нашей  королеве Азбуке  наводить порядок  и со звуками. Поиграем ещё?   Игра называется «Весёлые гномики». Вместо сигнальных карточек  мы используем цветные шапочки. Вы уже знаете какой цвет определяет  нужный  звук и теперь будем составлять слова. (воспитатель даёт детям шапочки , согласно схеме:  синий- красный -синий, говорит слово ДОМ, дети должны встать на своё место в слове;  зелёный-красный- синий , слово ЛЕС)

Физминутка  «Буратино»

- Устали? Вы очень старались, чтобы найти звуки и буквы.  Давайте  немного отдохнём.

- Баратино потянулся,

Раз - нагнулся, два – нагнулся, три – нагнулся,

Руки в стороны развёл, видно ключик не нашёл,

Чтобы ключик нам достать, на носочки надо встать.

- Ребята, а что бывает, когда согласный звук приходит в гости к гласному звуку? ( ответы детей: получается слог). 

- Правильно.  У вас на столе лежат  слоговые карточки.

- Прочитайте эти слоги.( дети читают слоги)

- А если слоги соединить, то что получится ? (дети: слово)

Сложите  ваши слоги так, чтобы получилось слово. (дети составляют слова, затем их читают)

- Ну, а теперь пора навести порядок в письме наших букв. Мы знаем, что есть буквы  непослушные и пишутся неправильно. Посмотрите внимательно на доску, буквы, которые написаны правильно оставьте, а буквы, которые написаны неправильно - сотрите. ( ребята по очереди выполняют задание у доски)

- Ребята,  мы с вами должны  запомнить , как правильно  пишутся  опасные буквы ,  напишите  их в тетрадке.( дети  берут свои тетради и записывают правильно  «опасные» буквы с доски.

-  Давайте ещё немного отдохнём и пройдём  без обуви к нашим массажным коврикам. Встаньте на них, потопайте, встаньте на носочки, на пяточки, на одну ножку, на другую, попрыгайте.  Внимание! Перед вами лоточки с манной крупой. Давайте вспомним, какая картинка у вас лежала на столе, напишите  это слово на манке, а я прочитаю.(ребята выполняют задание, садятся на свои места)

- А сейчас пришло время поиграть со словами. Игра наша называется  «Мокрые буквы»

( воспитатель влажной тряпочкой пишет на доске слово и пока не высох след от букв, дети должны успеть прочитать это слово.  СУП )

-  Я предлагаю записать это слово в тетрадь и показать, как  оно читается ( дети записывают слово в тетрадь ,дугой и точкой  обозначают слияние  и примыкание согласного звука )

- Наши буквы в слове СУП никуда не разбежались и заняли своё место.

- Какие вы молодцы, вы настоящие помощники нашей  Азбуке. Привели в порядок звуки, буквы, слоги, слова . А что можно составить из слов, ребята? (ответы детей: предложение)

- Совершенно верно! Посмотрите на эту картинку и попробуйте составить своё предложение их 3-4 слов. ( дети смотрят на картинку и составляют предложения).

- Прочитайте моё предложение. : ШАРИК ВИСИТ НА СТУЛЕ . Предлагаю вам зашифровать это предложение , т.е. составить схему ( дети читают предложение и составляют из счётных палочек схему этого предложения, один ребёнок работает у доски)

- Ребята, наша работа подходит к концу. Надеюсь , мы с ней справились, помогли королеве Азбуке привести в порядок свои звуки и буквы, слоги и слова.  Скажите, пожалуйста, вам понравилась эта работа ?  Вам было трудно? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?  За что вы хотите себя похвалить? Все вы молодцы!  Я вами очень довольна и горжусь.  А сейчас давайте попрощаемся с нашей королевой Азбуки.

(дети подходят к экрану и смотрят видеозапись )

Королева Азбуки:

Я встрече  с вами очень рада,

Вам приготовлена награда,

За то, что вы со мной играли

И вместе дружно помогали.

Мои девчонки и мальчишки,

Всем подарить хочу я книжки.

Читайте, думайте, дерзайте

И обо мне не забывайте!

( воспитатель раздаёт всем детские книжки из серии»Читаем сами»)

-Занятие наше закончилось.  Всем спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству и познавательному развитию в средней группе. Форма проведения: Интегрированное занятие Тема: «Волшебная страна красок»

Данный конспект  разработан согласно фгт. Непосредственно образовательная деятелность по данному конспекту опробавана на трёх группах детей, требует  тщательной и  дополнтелной подготов...

Конспект родительского собрания на тему "Играем все вместе" (форма проведения: семинар - практикум).

Тема: «Игра –  как верный друг и помощник в работе с детьми».Цель: Довести до сведения родителей информацию о важности использования познавательных игр в повседневной жизни дошкольника....

Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему "В мире животных" (форма проведения: интеллектуальный турнир).

Цель: способствовать развитию познавательной  активности, выявлению интеллектуальной одаренности воспитанников....

Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему "Здравствуй, детский сад" (форма проведения: КВН).

Цель: доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Задачи: ·        поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности;·...

«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ» НА ТЕМУ: «КВЕСТ – ИГРА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ»

Проводя ежедневно утреннюю зарядку, педагог решает много образовательных задач, что подразумевает интеграцию всех образовательных областей и соответствует ФГОС. Утренняя зарядка создает организованное...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ для детей младшего возраста (6-7 лет) Форма проведения: Развлечение Тема: «В поисках потерянного сокровища»

В данном занятии воспитатели Центров помощи детям, ОБПР, могут найти интересные формы организации досуга для детей 6-7 лет. Само занятие детям очень понравилось, задания соответствуют возрасту и их мо...

Конспект непрерывной образовательной деятельности По фонематическому анализу и синтезу Для детей 6 лет (с ТНР). Форма проведения фронтальная Тема: «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского.

Цель: Закрепить навыки фонематического анализа и синтеза на материале сказокК.И. Чуковского.Задачи:1. Коррекционно- образовательные:- совершенствование навыков звукового анализа;- закреплять умение сл...