Конспект форма проведения: НОД Тема: «АБВГД-ка приглашает»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Цель: Объединить богатый и разнообразный мир игр, основанных на методах педагогических технологий по разделу «Обучение грамоте» для осмысленного и интересного выполнения основных учебных заданий; поддержать интерес к обучению в школе; желание учиться.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
abvgd-ka.docx | 30.54 КБ |
Предварительный просмотр:
3 Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Калининского района Санкт-Петербурга
Конспект
форма проведения: НОД
Тема: «АБВГД-ка приглашает»
для детей подготовительной группы (6-7лет)
Технологии: здоровьесберегающие технологии; игровые технологии; технология исследовательской деятельности; информационно-коммуникационные технологии; технология ТРИЗ; использование сенсорно-развивающей среды;, личностно-ориентированные технологии.
Авторская разработка воспитателя:
Михайловой Веры Николаевны
Высшая квалификационная категория
2020 г.
Цель: Объединить богатый и разнообразный мир игр, основанных на методах педагогических технологий по разделу «Обучение грамоте» для осмысленного и интересного выполнения основных учебных заданий; поддержать интерес к обучению в школе; желание учиться.
Задачи:
- Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место;
- Развивать умение соотносить слово с заданной моделью, применяя технологию ТРИЗ (системный оператор);
- Продолжить учить детей разгадывать ребусы, стимулировать зрительно-поисковую активность в игровых ситуациях;
- Учить детей понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- Упражнять в умении проводить звуковой и звукобуквенный анализ слов, дифференцируя звуки по их качественной характеристике( согласные и гласные, согласные твёрдые и мягкие, согласные глухие и звонкие);
- Использовать приёмы самомассажа для обучения здоровому образу жизни;;
- Закреплять умения писать пройденные буквы, читать слова;
- Обогащать сенсорный опыт детей с помощью разных органов чувств;
- Формировать умение составлять простые предложения;
- Развивать умения детей общаться со взрослыми и сверстниками, рассуждать, делать выводы;
- Развивать и укреплять мелкие мышцы рук;
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки, умение отстаивать свою точку зрения, проявлять настойчивость при выполнении заданий;
- Воспитывать чувство доброжелательности, сотрудничества, аккуратность, взаимовыручку, умение слушать воспитателя и товарищей, желание и умение работать в коллективе;
- Воспитывать любовь к родному языку.
Предварительная работа:
- Игры на развитие слухового внимания «Эхо», «Запомни и повтори»;
- упражнения с составлением звуковых схем с помощью сигнальных карточек; разучивание стихов на каждую букву;
- конструирование букв и слов с помощью счетных палочек;
- составление предложений из заданных слов;
- письмо букв и слов на индивидуальных листах;
- графические диктанты.
Материалы и оборудование:
- проектор, ноутбук;
- фонограмма песенки «АБВГД-ка»;
- сигнальные карточки, предметные картинки;
- гномики звуков «Голосок», «Твердыш», «Мякиш»;
- тетради
- индивидуальные лотки с манной крупой;
- цветные шапочки для гномиков;
- слоговые карточки;
- счетные палочки, верёвочки;
- коврики для массажа ног;
- «труба» для отгадывания букв наощупь;
- Цветные магниты;
- План-схема игровой комнаты
- Сюрпризы (книжки)
Ход занятия
Организационный момент:
«Игра-приветствие» Воспитатель:
- Здравствуй, солнышко-дружок! (дети поднимают руки вверх)
-Здравствуй, носик, пятачок ( указательным пальцем показывают на носик)
-Здравствуйте, губки (показывают губки)
-Здравствуйте, зубки ( показывают зубки)
- Здравствуй, язычок ( показывают язычок)
-Руки? НА МЕСТЕ
-Ноги? НА МЕСТЕ
Спина? ПРЯМАЯ-
Молодцы! Настроение каково ?
Дети: ВО!
- Я очень рада видеть всех вас в хорошем настроении.
Воспитатель
-Ребята, а вот в стране «АБВГД-ка, где хозяйничает Королева Азбука, не очень хорошее настроение. Там что-то произошло. К нам пришло видеописьмо, в котором Королева просит у вас помощи:
«Как хорошо, что вы пришли, мне очень нужна ваша помощь. В последнее время в моём Королевстве происходят одни недоразумения: то звуки меняются местами, то буквы убегают из слов, то слоги рассыпаются, то слова в предложении не могут найти своё место. Никак не могу одна уследить за порядком. Я так устала! Может , вы мне поможете?
- Ну, что , ребята, поможем Королеве Азбуке навести порядок с буквами и звуками в своём Королевстве. ( ответы детей) . Но сначала, давайте вспомним , что такое буква и что такое звук (ответы детей: звук- это то , что мы слышим и произносим, буква- это то, что мы видим и пишем).
- Ребята, а я догадываюсь, почему буквы и звуки шалят, убегают и не складываются в слова. Просто с ними давно никто не играл, им стало скучно и они разбежались. Вы согласны со мной?
- Давайте сначала, наведём порядок с буквами? Я вам дам сейчас буквы , а вы найдите на столе картинку, на которой слово начинается на эту букву и занимайте своё место за этим столом. (Воспитатель раздаёт детям буквы. Звучит аудиозапись «АБВГД-ка», дети входят в группу, находят нужную картинку , занимают свои места).
- Ребята, вы молодцы, правильно определили первую букву в слове.
Выучила наша королева Азбука гласные и согласные буквы, да никак не запомнит про них стихи. Давайте, ребята напомним Азбуке эти стихи и поиграем в игру «Собери букву» (дети по очереди читают своё стихотворение о букве, остальные ребята узнают букву и конструируют её на столе счётными палочками и верёвочками).
Да, ребята, действительно буквы в стране АБВГД-ка убежали от королевы Азбуки. Вот я хочу вам составить слово и дать прочитать, а букв не найду. Что делать? Давайте будем их искать вместе. А поможет нам в этом наша карта-схема. Всех , кто потерялся в нашей группе мы по этой карте находим. Сейчас найдём и наши буквы. ( воспитатель проводит игру «Я здесь» , дети находят спрятанные буквы по указанному смайлику «Я здесь» и прикрепляют букву на доску).
- Мы нашли три буквы и составили слово…(дети читают: . ШАР) Остальные две буквы угадаем наощупь. Вот труба. В ней лежит знакомая вам буква. Вам надо наощупь определить, что это за буква. Определив её мы добавим её к слову ШАР( воспитатель предлагает взять «трубу», в ней уже лежит буква И, определить её наощупь и назвать эту букву. Аналогично с буквой К , ребята выполняют задание по очереди)
- Молодцы, ребята, нашли все буквы и теперь мы можем прочитать моё слово: ШАРИК
- А теперь, наведём порядок со звуками. Какие бывают звуки? (ответы детей: гласные и согласные, согласные твёрдые, мягкие, звонкие, глухие)
- А в слове ШАРИК какие мы слышим звуки? Попробуйте дать характеристику каждому звуку. ( ответы детей: звук Ш я слышу в начале слова, он согласный, всегда твёрдый, глухой. Звук А –я слышу в середине слова, он гласный, поётся, указывает на твёрдость согласного , он ударный. Звук Р – я слышу в середине слова, он согласный , мягкий, звонкий. Звук И- я слышу в середине слова, поётся, он смягчает согласный звук, безударный. Звук К – я слышу в конце слова, он согласный твёрдый, глухой. Дети обозначают каждый звук цветными магнитами. )
- Молодцы, ребята, всё правильно сделали, теперь давайте поиграем со звуками. У вас на столе лежат сигнальные карточки. Напомните мне, почему у них разный цвет? ( ответы детей: красная карточка- гласный звук, «Голосок»; синяя карточка- твёрдый согласный звук»Твердыш», зелёная карточка- мягкий согласный звук «Мякиш»).
- Ребята , посмотрите на доску. На ней два окошечка. В каждом по картинке. Прочитайте слова под окошечком, что вы заметили? (ответы детей: неправильно , не в то окошечко вставлена картинка, дети исправляют ошибку) слова КИТ и УТКА
- Попробуйте зашифровать слово КИТ сигнальными карточками, но перед выполнением этого задания проверьте себя с помощью кулачка и ладошки. ( дети выкладывают слово КИТ и слово УТКА цветными карточками,. Один ребёнок работает у доски, используя цветные магниты, остальные самостоятельно , после чего производится проверка)
- Ребята, сколько гласных в слове КИТ? Сколько слогов? Сколько твёрдых согласных? Сколько мягких согласных?
-Ну, вот ребята, мы помогаем нашей королеве Азбуке наводить порядок и со звуками. Поиграем ещё? Игра называется «Весёлые гномики». Вместо сигнальных карточек мы используем цветные шапочки. Вы уже знаете какой цвет определяет нужный звук и теперь будем составлять слова. (воспитатель даёт детям шапочки , согласно схеме: синий- красный -синий, говорит слово ДОМ, дети должны встать на своё место в слове; зелёный-красный- синий , слово ЛЕС)
Физминутка «Буратино»
- Устали? Вы очень старались, чтобы найти звуки и буквы. Давайте немного отдохнём.
- Баратино потянулся,
Раз - нагнулся, два – нагнулся, три – нагнулся,
Руки в стороны развёл, видно ключик не нашёл,
Чтобы ключик нам достать, на носочки надо встать.
- Ребята, а что бывает, когда согласный звук приходит в гости к гласному звуку? ( ответы детей: получается слог).
- Правильно. У вас на столе лежат слоговые карточки.
- Прочитайте эти слоги.( дети читают слоги)
- А если слоги соединить, то что получится ? (дети: слово)
Сложите ваши слоги так, чтобы получилось слово. (дети составляют слова, затем их читают)
- Ну, а теперь пора навести порядок в письме наших букв. Мы знаем, что есть буквы непослушные и пишутся неправильно. Посмотрите внимательно на доску, буквы, которые написаны правильно оставьте, а буквы, которые написаны неправильно - сотрите. ( ребята по очереди выполняют задание у доски)
- Ребята, мы с вами должны запомнить , как правильно пишутся опасные буквы , напишите их в тетрадке.( дети берут свои тетради и записывают правильно «опасные» буквы с доски.
- Давайте ещё немного отдохнём и пройдём без обуви к нашим массажным коврикам. Встаньте на них, потопайте, встаньте на носочки, на пяточки, на одну ножку, на другую, попрыгайте. Внимание! Перед вами лоточки с манной крупой. Давайте вспомним, какая картинка у вас лежала на столе, напишите это слово на манке, а я прочитаю.(ребята выполняют задание, садятся на свои места)
- А сейчас пришло время поиграть со словами. Игра наша называется «Мокрые буквы»
( воспитатель влажной тряпочкой пишет на доске слово и пока не высох след от букв, дети должны успеть прочитать это слово. СУП )
- Я предлагаю записать это слово в тетрадь и показать, как оно читается ( дети записывают слово в тетрадь ,дугой и точкой обозначают слияние и примыкание согласного звука )
- Наши буквы в слове СУП никуда не разбежались и заняли своё место.
- Какие вы молодцы, вы настоящие помощники нашей Азбуке. Привели в порядок звуки, буквы, слоги, слова . А что можно составить из слов, ребята? (ответы детей: предложение)
- Совершенно верно! Посмотрите на эту картинку и попробуйте составить своё предложение их 3-4 слов. ( дети смотрят на картинку и составляют предложения).
- Прочитайте моё предложение. : ШАРИК ВИСИТ НА СТУЛЕ . Предлагаю вам зашифровать это предложение , т.е. составить схему ( дети читают предложение и составляют из счётных палочек схему этого предложения, один ребёнок работает у доски)
- Ребята, наша работа подходит к концу. Надеюсь , мы с ней справились, помогли королеве Азбуке привести в порядок свои звуки и буквы, слоги и слова. Скажите, пожалуйста, вам понравилась эта работа ? Вам было трудно? С выполнением какого задания у вас возникли трудности? За что вы хотите себя похвалить? Все вы молодцы! Я вами очень довольна и горжусь. А сейчас давайте попрощаемся с нашей королевой Азбуки.
(дети подходят к экрану и смотрят видеозапись )
Королева Азбуки:
Я встрече с вами очень рада,
Вам приготовлена награда,
За то, что вы со мной играли
И вместе дружно помогали.
Мои девчонки и мальчишки,
Всем подарить хочу я книжки.
Читайте, думайте, дерзайте
И обо мне не забывайте!
( воспитатель раздаёт всем детские книжки из серии»Читаем сами»)
-Занятие наше закончилось. Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественному творчеству и познавательному развитию в средней группе. Форма проведения: Интегрированное занятие Тема: «Волшебная страна красок»
Данный конспект разработан согласно фгт. Непосредственно образовательная деятелность по данному конспекту опробавана на трёх группах детей, требует тщательной и дополнтелной подготов...
Конспект родительского собрания на тему "Играем все вместе" (форма проведения: семинар - практикум).
Тема: «Игра – как верный друг и помощник в работе с детьми».Цель: Довести до сведения родителей информацию о важности использования познавательных игр в повседневной жизни дошкольника....
Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему "В мире животных" (форма проведения: интеллектуальный турнир).
Цель: способствовать развитию познавательной активности, выявлению интеллектуальной одаренности воспитанников....
Конспект познавательно - исследовательской деятельности на тему "Здравствуй, детский сад" (форма проведения: КВН).
Цель: доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Задачи: · поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности;·...
«ФОРМЫ И МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ» НА ТЕМУ: «КВЕСТ – ИГРА КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ»
Проводя ежедневно утреннюю зарядку, педагог решает много образовательных задач, что подразумевает интеграцию всех образовательных областей и соответствует ФГОС. Утренняя зарядка создает организованное...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ для детей младшего возраста (6-7 лет) Форма проведения: Развлечение Тема: «В поисках потерянного сокровища»
В данном занятии воспитатели Центров помощи детям, ОБПР, могут найти интересные формы организации досуга для детей 6-7 лет. Само занятие детям очень понравилось, задания соответствуют возрасту и их мо...
Конспект непрерывной образовательной деятельности По фонематическому анализу и синтезу Для детей 6 лет (с ТНР). Форма проведения фронтальная Тема: «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского.
Цель: Закрепить навыки фонематического анализа и синтеза на материале сказокК.И. Чуковского.Задачи:1. Коррекционно- образовательные:- совершенствование навыков звукового анализа;- закреплять умение сл...