Консультация «Роль продуктивных видов деятельности с детьми в нравственно – патриотическом воспитании»
консультация
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_ravstvenno_patriotich.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«Роль продуктивных видов деятельности с детьми в нравственно – патриотическом воспитании»
Нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе, и хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. И эти яркие впечатления отражаются в его творческих работах.
Продуктивная детская деятельность – это деятельность ребенка с целью получения продукта (постройки, рисунка, аппликации, лепной поделки и т.п.), обладающего определенными заданными качествами. Основными ее видами являются конструктивная и изобразительная деятельность.
Решая задачи нравственно-патриотического воспитания старших дошкольников средствами продуктивной деятельности, необходимо строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
* Принцип культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной и конфессиональной принадлежности, познакомиться с традиционной духовно-нравственной культурой России;
* «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
* принцип этнокультурной соотнесённости, ориентирующей на приобщение к истокам культуры своей малой Родины;
* непрерывность и преемственность педагогического процесса;
* дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
* рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватных возрасту;
* деятельностный подход;
* бережного и уважительного отношения к детскому творчеству, в каком бы виде оно не проявлялось;
* широкого включения выполненных детьми работ в жизнь группы, дошкольного учреждения, города.
* развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
В старшем дошкольном возрасте дети стремятся к самостоятельности. Продуктивная деятельность является сензетивной в данном возрасте, так как способствует развитию как познавательной, так и личностной сферы детей.
Продуктивной деятельностью в дошкольном образовании называют деятельность детей под руководством взрослого, в результате которой появляется определенный продукт. К продуктивным видам деятельности относятся:
- конструирование;
- рисование;
- лепка;
- аппликация;
- театральная деятельность;
- и др.
Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
Созданный в ходе продуктивной деятельности продукт отражает представления ребенка о окружающем его мире и эмоциональное отношение к нему, что позволяет рассматривать продуктивную деятельность как средство развития патриотических чувств у дошкольника.
Работа по нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников средствами деятельности является частью целостного образовательного процесса и включает в себя всех участников: педагогов, детей, родителей.
В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями стали Российские праздники (День Победы, День семьи и др.), международные праздники (Международный женский день 8 марта, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Радость общения, как главная черта праздника, понимается детьми дошкольного возраста, поэтому у них возникают чувства сопереживания, желание участвовать в праздничном событии.
Во время продуктивной деятельности необходимо ориентировать детей на результат, подчёркивая определённую направленность работы.
Продуктивная деятельность тесно связана с решением задач патриотического воспитания. Эта связь осуществляется через содержание детских работ, закрепляющих определенное отношение к Родине, воспитание у детей патриотизма. Но, как правило, знакомство с Родиной начинается со знакомства с родным городом. Часто мы устраиваем конкурс рисунков о родном городе, делаем аппликацию из бросового материала «Достопримечательности города».
Знакомство с Родиной является стержнем, вокруг которого реализуются различные виды деятельности детей. Например, в День Государственного Флага Российской Федерации дети изображают Российский флаг на асфальте цветными мелками или же делают аппликацию плоскостную или объёмную.
Очень рано в мир ребёнка входит природа родного края. Гуляя с детьми по осеннему парку, любуемся красотой родной природы, собираем листья. А потом, при помощи поэтического слова, песенного творчества мы показываем красоту символа России – русской березки. Вернувшись с прогулки, дети могут нарисовать берёзу в золотом платье, а также выполняют совместные аппликационные работы из засушенных листьев.
Но патриотическое воспитание базируется не только на любви к Родине, но и на любви к семье, родным, близким. Дети начинают понимать, что рисунок должен быть красивый, поделка - необыкновенной, чтобы они смогли порадовать маму, бабушку. Мы с ребятами обязательно готовим рисунки или поделки для поздравления с праздником. В связи с этим хорошей традицией в детском саду стало проведение праздника «День матери», праздника «8 марта». Организовываем выставку портретов «Моя мама дома и на работе», «Мамочка любимая», делаем открытку для мамочки, а также альбом «Моя мама лучше всех!». Ко «Дню семьи любви и верности» можно изготовить рамки для семейных портретов из природного и бросового материала.
С младенчества ребёнок слышит родную речь, песни мамы, сказки, которые открывают ему окно в мир, вселяют надежду и веру в добро.
Знакомив детей с русскими народными сказками, былинами мы обязательно закрепляем эти знания продуктивной деятельностью. Вот русские богатыри на странице книги, а вот они уже вылепленные из пластилина.
Неотъемлемой частью патриотического воспитания является формирование представлений о Великой Отечественной войне и людях, одержавших победу на фронте и в тылу. Реализация этой части работы включает в себя мероприятия разнообразных организационных форм, где взаимодействуют все участники образовательного процесса - дети, родители, воспитатели. Просматриваем альбомы, слушаем рассказы о героях ВОВ, рисуем рисунки на тему «Салют Победы» и «Солдат победитель», рисуем своих прадедушек, лепим танки, самолёты, делаем парад техники из пластилина. Мы воспитываем чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, вызываем желание быть похожими на сильных смелых российских воинов. Везде соблюдается традиция: «Родина помнит героев, защитивших её от врагов».
Дети выражают своё уважение и свою благодарность через творчество. Ребята своими руками, используя различные способы работы с бумагой, изготавливают подарки папам и дедушкам в «День защитника Отечества».
Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме.
Практическая творческая работа с детьми является важным звеном общегосударственной программы воспитания подрастающего поколения, важной формой общения поколений, передачи опыта старших младшим. В этой работе важно, что установка на выполнение общего замысла, доступного, понятного и привлекательного детскому коллективу, дисциплинирует, ориентирует поисковую деятельность детей и создаёт предпосылки нравственного, духовного сплочения общим эмоционально-психологическим настроением. При решении общей цели задания дети проявляют чувство товарищества и взаимопомощи. Важно, чтобы эта деятельность была доступна и интересна всем детям.
И в заключении хочется сказать: «Созданный в ходе детской деятельности продукт, отражает представления ребенка об окружающем его мире, его эмоциональное состояние, что позволяет рассматривать продуктивную деятельность как средство развития патриотических чувств у дошкольника. А важность воспитания патриотических чувств у детей дошкольного возраста огромна, не только для отдельно взятой личности, но и для всего общества в целом».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль продуктивных видов деятельности в развитии творческих способностей дошкольников в условиях реализации ФГОС.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования инди...
Методическая разработка по продуктивному виду деятельности с детьми раннего возраста "Песочная терапия"
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании», «Концепцией по дошкольному воспитанию», основным приоритетом образования сегодня выступает личностно-ориентированное взаи...
Презентация Роль продуктивных видов деятельности в психическом развитии ребенка дошкольного возраста
Продуктивные виды деятельности являются важным средством всестороннего развития детей дошкольного возраста. Весь дошкольный период в соответствии с закономерностями психического развития я...
"Использование художественного слова на занятиях по обучению продуктивным видам деятельности с детьми старшего дошкольного возраста"
Продуктивная деятельность является важным средством всестороннего развития детей....
Аналитическая справка по итогам тематического контроля Организация образовательной деятельности с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ
Аналитическая справка по итогам тематического контроля Организация образовательной деятельности с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ...
Консультации для воспитателей "Формы работы с детьми по нравственно патриотическому воспитанию"
консультация...
Организации современной деятельности воспитателя с детьми проекта «Нравственно патриотическое воспитание детей через приобщение их к истокам русской народной культуры»
Проблема по приобщению детей к истокам русской народной культуры является одной из наиболее актуальных в связи с тем, что большое значение имеет формирование традиций русского нар...