"Игрушки и их влияние на психику детей" (семинар-практикум)
методическая разработка
При помощи практических и теоретических приемов повысить знания и компетентность родителей в выборе игрушек для своего ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_seminara-praktikuma.docx | 312.26 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальный этап Всероссийского конкурса
«Педагогический дебют-2022»
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
НА ТЕМУ: «ИГРУШКИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПСИХИКУ ДЕТЕЙ»
Сенаторова Татьяна Викторовна,
педагог-психолог
МДОУ «ЦРР - детский сад № 6»
2022
Энгельс
Цель: формирование правильной психолого-педагогической позиции у родителей в вопросе приобретения нужных и полезных игрушек.
Задачи:
- Информировать родителей о влияние игрушек на развитие личности ребенка;
- Познакомить родителей с играми и игрушками, необходимыми ребенку дошкольного возраста;
- Помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него.
- Помочь родителям сформулировать собственные критерии выбора игрушек;
- Пробудить интерес родителей к созданию собственных игрушек для детей дошкольного возраста.
Предварительная работа:
- создание видеоролика-консультации «Влияние современных игрушек на психику детей»;
- организовать выставку книг, журналов на тему «Игровая деятельность»;
- подготовить памятки «Как приучить малыша к новой игрушке», «Как привлечь ребёнка к уборке игрушек»;
- приготовить педагогические ситуации;
- подобрать игрушки, соответствующие разным категориям (способствующие развитию, ничего не дающие для развития, игрушки, которые ни в коем случае нельзя использовать при работе с детьми);
- провести анкетирование родителей «Игрушка вашего ребенка»;
- собрать бросовый материал для изготовления игрушек.
Ход семинара- практикума
Педагог-психолог:
- Добрый день, уважаемые родители (предлагаю родителям взять на выбор одну фишку: синего или красного цвета). Приглашаю Вас к обсуждению темы «Игрушки и их влияние на психику детей».
- Как вы считаете, возможно ли развитие ребёнка без игрушек? (ответы родителей).
- Вы правы, именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Подбор игрушек – дело серьёзное и ответственное. Стоит ли обращать внимание на выбор игрушки? (ответы родителей).
- Согласна с вашим мнением, что игрушку в настоящее время выбрать чрезвычайно трудно: наряду с традиционными (куклами, мишками, машинками) появляются новые игрушки невиданные и незнакомые самим родителям. Как сориентироваться в этом огромном мире игрушечной продукции? Как оценить их игровой и развивающийся потенциал? Как выбрать то, что нужно ребёнку? Я надеюсь, что эта встреча поможет вам ответить на эти вопросы.
Педагог-психолог: предлагаю Вам поиграть.
Игра-приветствие «Игрушка моего детства»
Цель: создать творческую рабочую атмосферу в группе, познакомить друг с другом.
Содержание: в руках у педагога-психолога мяч. Он бросает его каждому из родителей, родители должны вернуть мяч ведущему, после того как продолжат предложение: «Игрушка моего детства – это…».
Педагог-психолог подводит к выводу: игрушки разные по функциональности, но они оставили у нас в памяти свои воспоминания: помним какая она была на ощупь, какие чувства у нас вызывала.
Педагог- психолог: мы знаем, что игрушки нужны детям, но для чего? Какая роль игрушки в жизни детей? (ответы родителей). В детских магазинах и на прилавках гипермаркетов огромное количество игр и игрушек. А какие же игрушки бывают по-своему психолого - педагогическому предназначению? Следующее упражнение поможет нам разобраться в этих важных вопросах.
Упражнение «Какие бывают игрушки?»
Цель: активизация мыслительной деятельности.
Содержание: по кругу передаётся мяч и тот, у кого он в руках, отвечает на вопрос «Какие бывают игрушки?» одним или несколькими словами.
Педагог-психолог: мы с вами вспомнили какие бывают игрушки.
Вашему вниманию предлагаю: видеоролик «Влияние игрушек на психику детей».
- Какие моменты видеоролика вы считаете важными для себя? (ответы родителей). Вы правы в том, что у каждой игрушки есть свое назначение.
- Сталкивались ли вы с тем, что у ребенка имеются разные игрушки, но он не играет с ними? (ответы родителей).
Педагог-психолог: иногда взрослые расстраиваются, даже сердятся на ребенка за то, что игрушки не используются, не подозревая, что ребенок просто не умеет во все это играть! Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ними играть. Советую вам обыгрывать игрушки вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними.
Покупая своему ребёнку очередную игрушку, задумываетесь ли Вы над тем, чему она научит ребёнка? Какие чувства возникнут у него? Не испугает ли она его? Какие воспоминания останутся о ней, когда Ваш малыш вырастет и придёт его очередь выбирать игрушки своим детям? Нам, родителям нельзя забывать о том, что игрушка должна не только чему-либо научить ребёнка, но и пробуждать в нём радостные, тёплые чувства. К сожалению, очень часто, покупая игрушки для детей, мы стараемся выбрать игрушку «не хуже, чем у соседа», броскую, яркую или ориентируемся на цену и не задумываемся: а безопасна ли она для малыша? Какие качества воспитывает в нём?
Педагог-психолог: а сейчас, уважаемые родители, предлагаю вам посетить наш «Магазин игрушек» (детские столы с наборами игрушек).
- Представим обычную для нас с вами ситуацию. Мы в магазине игрушек:
1 команда родителей (у кого фишки синего цвета) покупает «полезные игрушки», то есть игрушки, необходимые для развития детей дошкольного возраста;
2-ая команда родителей (у кого фишки красного цвета) покупает «вредные, бесполезные игрушки», то есть игрушки, которые ни в коем случае нельзя использовать при работе с детьми, ничего не дающие для развития ребёнка.
Цель: помочь родителям ориентироваться в мире современных игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребёнка и пользой для него.
Содержание: На столе разложены игрушки (мяч, скакалка, пирамидка, вкладыши, кукла, сломанная машина, конструктор, Киси Миси, Хаги Ваги, Миньон, матрешка, Сиреноголовый и др).
- Обсуждение начнём со второй команды (затем с первой командой). Какими критериями Вы руководствовались, отбирая вредные, бесполезные для ребёнка игрушки? (Родители показывают отобранные ими игрушки по одной или группами и объясняют критерий, по которому они их выбрали).
Педагог-психолог обобщает: к игрушкам 2 группы относятся яркие, неприятно пахнущие мягкие игрушки, сломанная машинка, монстры, роботы с искажёнными злобой лицами и т.д. К игрушкам 1 группы относятся: пирамидки, матрёшки, крупные пазлы, крупные конструкторы, игры-вкладыши, игры-застёжки, пластиковые контейнеры, пустые коробки, мягкие игрушки-животные небольшого размера, куклы со всевозможной кукольной утварью, транспортные игрушки, мячи разного размера, кегли.
Все игрушки, отобранные первой командой, безусловно, полезные, однако «полезность» игрушки с точки зрения развития ребёнка далеко не единственный критерий оценки. Игрушка должна, с одной стороны, развивать способности ребёнка, а с другой – приносить ему радость и удовольствие. Для того, чтобы игрушка способствовала развитию, она должна соответствовать интересам и потребностям самого ребёнка. Игрушка должна привлекать внимание ребёнка и вызывать желание действовать с ней.
Таким образом от того, насколько успешен будет Ваш выбор, зависит настроение ребёнка и прогресс в его развитии. При покупке игрушек руководствуйтесь простым правилом – игрушки следует выбирать, а не собирать!
Педагог-психолог: один из важных вопросов - вопрос приобретения игрушек. Вы, вооружённые знаниями о пользе и вреде игрушек, отправляетесь в магазин. Как вы думаете, стоит ли брать с собой ребёнка? (обсуждение с родителями: «Брать или не брать ребенка с собой в магазин при покупке новой игрушки?).
Выслушав ответы и доводы родителей, педагог-психолог: психологи не рекомендуют брать в магазин за покупкой игрушек малышей до трёх лет. Дети от трёх до пяти лет могут выбирать себе игрушки, но не повседневно, а по какому-либо случаю (день рождения, к празднику, по случаю «дня новой игрушки» в семье и т.д.). Не водите ребёнка часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих или бесполезных (вредных) для вашего ребёнка игрушек. Сколько слёз и страданий малышей видели сидящие на прилавках куклы, мишки, заводные машины! Эти переживания, когда ребёнок не может получить то, что хочется, ему совсем не нужны. Только когда вы сами готовы подарить ребёнку радость, ведите его в магазин и делайте ему праздник.
Педагог-психолог: предлагаю Вам обсудить и решить стандартные жизненные ситуации (варианты ответов: приложение 2).
Цель: учить родителей анализировать типичные ситуации и вырабатывать стратегии поведения в их разрешении.
Содержание: каждая из команд получает карточку с описанием ситуации, которую надо разрешить различными способами.
Ситуация для первой команды: Вы провели несколько часов в «Детском мире», выбирая подарок своему любимому ребенку. Постарались учесть всё и купили отличную игрушку! И яркая, и интересная, и безопасная, а также развивающая и по возрасту подходит. Придя домой, вы протягиваете малышу разноцветную коробку, он с горящими глазами начинает её теребить, пытаясь поскорее заглянуть во внутрь. Наконец, извлек игрушку наружу. Покрутил, повертел в ручках с озадаченным видом, подёргал, понажимал и уже через пару минут напрочь забыл о существовании новой вещицы. Лежит она такая одинокая, абсолютно новая никому не нужная…
Педагог-психолог: почему и что теперь делать?
Ситуация 2 для второй команды: пока вы готовили обед, ребёнок самостоятельно играл в комнате. Заглянув к нему, вы обнаруживаете полный кавардак. Игрушки разбросаны по всей комнате. Убирать игрушки ваш ребёнок не любит.
Педагог-психолог: найдите способы, как привлечь его к уборке игрушек.
(По окончанию обсуждения родители высказывают свои варианты поведения в данных ситуациях).
Педагог-психолог: мы с вами тоже были детьми. Хотите проверить: не разучились ли мы с вами фантазировать?!
Проводится практическая часть «Игрушка своими руками».
Цель: пробудить интерес родителей к созданию собственных игрушек для детей дошкольного возраста.
Задание: сделать развивающую игрушку из бросового материала.
Бросовый материал: пластиковые бутылочки различных цветов, кусочки ткани, клеёнки, искусственной кожи, нитки, картон, ножницы, пробки и т.д.
(Затем каждая команда проводит презентацию своей игрушки).
Педагог-психолог: вы – молодцы, справились с творческим заданием! То, что сделано своими руками и руками близких, несёт в себе отпечаток их чувств и эмоций, вдыхает в игрушку часть души.
РЕФЛЕКСИЯ
Педагог-психолог: игрушка, как мы смогли убедиться, серьёзно влияет на детскую психику и на развитие малыша в целом. Игрушка – это не просто забава. Она закладывает в душу первоначальные понятия добра и зла, от того какими они будут, зачастую зависят формирование морально-нравственных представлений личности и её развитие в целом. Игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишай те его этой радости, помните, что вы и сами не так давно были детьми.
Педагог-психолог: уважаемые родители, в заключении нашего разговора, поделитесь впечатлениями от данного мероприятия (на доске прикреплён круг от солнышка, родителям раздаются лучики жёлтого и красного цветов). Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравился семинар-практикум, получили много интересной информации; красного цвета – семинар-практикум не интересный, не было никакой полезной информации.
Приложение № 1
ВИДЫ ИГРУШЕК
Сюжетные, или образные, игрушки.
Это куклы, фигурки животных, мебель, посуда, предметы домашнего обихода. Центральное место отводится кукле. Ребенок во время игры как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяя ей свои тайны и радости, проявляя о ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи. К образным игрушкам также относятся те, что изображают зверей, домашних животных. Дети их кормят, купают, укладывают спать, лечат, ходят с ними на прогулки
Технические игрушки.
Эти игрушки все больше входят в жизнь. К ним относятся: транспорт, конструкторы, всевозможные технические агрегаты. Особой популярностью у детей пользуются разнообразные конструкторы «Лего», развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, творчество.
Спортивные игрушки.
Это особый тип игрушек, способствующий повышению двигательной активности детей, развитию координации движений, ориентировки в пространстве.
Театральные игрушки.
Эти игрушки по содержанию являются образными, но имеют особое назначение — служат целям эстетического воспитания, развития речи, воображения. К ним относятся, например, Петрушка, куклы бибабо.
Музыкальные игрушки.
Это погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.
Дидактические игрушки.
Этим игрушкам принадлежит особое место. С помощью дидактических игр дети знакомятся с цветом, формой, величиной и т. д. К ним относятся разноцветные вкладыши, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др. Эти игрушки воспитывают у детей сосредоточенность, настойчивость, целеустремленность, умение доводить дело до конца, а также способствуют развитию мелкой моторику.
Строительные игрушки.
Они состоят из геометрических тел, развивают мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление, воображение, творчество.
Приложение 2
Ситуация 1. Зачастую родители предполагают, что просто вручить игрушку малышу уже достаточно, чтобы его заинтересовать. Это не так. Ребёнку бывает трудно разобраться, что это такое и что с ним делать. Поэтому, прежде чем вручать ребёнку игрушку познакомьте его с ней, скажите, как её зовут. Подготовив ребёнка таким образом, вы одновременно и заинтересуете его. Затем продемонстрируйте, как, собственно с этой игрушкой обращаться, немного поиграйте вместе. Если малыш не проявляет инициативы, можно поиграть вместо него – пусть пока побудет сторонним наблюдателем. И ни в коем случае не принуждайте его к игре. Ребёнку нужно приглядеться к игрушке, привыкнуть к её присутствию. Не следует упрекать ребёнка: «Эх, Катенька, что ж ты маму так расстроила! Я старалась, выбирала тебе подарок». Этими словами вы только расстроите ребёнка. Поэтому лучше всего в этой ситуации родителям воздержаться от преждевременных выводов, подождать какое-то время и проявить немножко хитрости и изобретательности.
Ситуация 2. Любое дело можно превратить в увлекательную игру, в том числе и уборку игрушек. Предложите малышу отправиться в путешествие, а каждая игрушка-пассажир должна занять своё место. Занимайтесь уборкой игрушек вместе с ребёнком. Неважно сколько игрушек уберёт на место малыш и сколько вы; главное – дать почувствовать ребёнку, что он участник очень важного дела. Заранее дайте ему знать, что пора убирать игрушки. Малыша надо непременно похвалить за сделанную работу. Перечислите, что он сделал. Полюбуйтесь комнатой: «Ах, как красиво! Какой порядок!»
Убирая игрушки, обращайтесь к ним, как к живым существам, и через них «давайте установку» ребёнку на сон, еду и т.д.
Например, перед сном, взяв куклу, можно сказать: «Ляля, ложись спать. Машенька тоже спать сейчас пойдёт, в свою кроватку ляжет».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультфильмы: их влияние на психику ребенка.
В буклете даются признаки " вредного мультфильма", напутствия родителям...
Мультфильмы : их влияние на психику ребёнка.
Мультфильмы : их влияние на психику ребёнка....
Влияние на психику ребенка и нивелирование проблемы сквернословия
Сегодняшняя тема, бесспорно, является актуальной. Психика ребенка развивается с рождения, а точнее, некоторые ее элементы развиваются еще в утробе матери! Все чувства, которые переживает п...
Выступление на совете специалистов "Мультфильмы и их влияние на психику"
Выступление на совете специалистов "Мультфильмы и их влияние на психику"...
Буклет "Мультфильмы и их влияние на психику ребёнка"
Какие мультфильмы могут навредить малышу?...
Речевое развитие детей. Семинар-практикум для родителей
Семинар-практикум для родителей...
«Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Семинар – практикум для педагогов «Театральный ринг»
laquo;Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей»Семинар – практикумдля педагогов «Театральный ринг»...