«Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей» Семинар – практикум для педагогов «Театральный ринг»
консультация

Фурсова (Постовалова) Елена Александровна

«Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей»

Семинар – практикум

для педагогов 

   «Театральный ринг»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

«Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей»

Семинар – практикум

для педагогов  

   «Театральный ринг»

Подготовила воспитатель: Фурсова Е.А.

г. Советский

2024 г.

Предварительная работа: 

1. Оформление методической выставки «Такой разный театр»;

2. Подбор литературы и оформление выставки для педагогов «Все о театре»;

3. Подготовка презентации.

1 Слайд: Добрый день, уважаемые педагоги!

Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить на тему  «Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей», где каждый из Вас сможет показать свои знания, умения, а также, пополнить багаж знаний.

2 Слайд: Мне хочется начать словами известного психолога Бориса Михайловича Теплова «Театр – это волшебная страна, в которой ребёнок радуется, играя, а в игре познаёт мир» 

Сейчас предлагаю поприветствовать друг друга,  используя разные интонации. Я  начну «Добрый день, Ксения Леонидовна….. (радостно) », (торжественно, задумчиво, ласково, грустно, задорно, улыбчиво,  с усмешкой, лениво, тихо,  громко, с обожанием,  с огорчением, быстро, медленно, с подозрением,  игриво, плаксиво, с восхищением,  трогательно, сдержанно, рукопожатием, обниманием, кивком головы, радостным взглядом)

3 слайд: Актуальность:

Театрализованная деятельность имеет огромное значение для развития творческих способностей  дошкольников, она позволяет решать вопросы развития личности, активизирует словарь, развивает монологическую и диалогическую речь ребенка, способствует умению организовывать общение со сверстниками, умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника.

4 слайд:

Используя театрализованную деятельность в системе обучения детей в ДОУ решается  комплекс взаимосвязанных задач:

  • развитие разносторонних представлений о действительности (разные виды театра, профессии людей, создающих спектакль);
  • наблюдение за явлениями природы, поведением животных (для передачи символическими средствами в игре–драматизации);
  • обеспечение взаимосвязи конструирования с театрализованной игрой для развития динамических пространственных представлении;
  • Формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности;
  • содействие развитию монологической и диалогической речи;
  • обогащение словаря: образных выражений, сравнений, синонимов, антонимов и пр.;
  • овладение выразительными средствами общения: словесными (темп, громкость, интонация и др.) и невербальными (мимика, поза, жесты)
  • создание выразительного художественного образа.
  • Умение воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития образа;

5 слайд: Заинтересовать детей театром несложно, т.к. знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства.        

Занимаясь с детьми театрализацией, мы ставим перед собой цель сделать жизнь детей интересной и содержательной наполнить её  яркими впечатлениями, навыки, полученные в театрализованной  деятельности, дети смогли использовать в повседневной жизни.

 Театрализация в детском саду пронизывает все режимные моменты, она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.

6 слайд: Как вы понимаете? (по щелчку каждый впрос)

 Использование театрализованной игры на занятии?

 Включение театрализованной игры в свободную совместную деятельность детей и взрослых?

 Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей?

7 слайд: Театрализованная игра на занятии:

Во время занятий педагог включает театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей. В организованную образовательную деятельность вводятся персонажи, которые помогают детям усвоить те или иные знания, умения и навыки. Игровая форма проведения занятия способствует раскрепощению ребенка, созданию атмосферы свободы и игре.

8 слайд: Свободная совместная деятельность детей и взрослых:

Это совместная деятельность детей на прогулке, вне занятий. Сюда включаются игровые ситуации прогулок, организация игр в группе, чтение художественной литературы с последующим обыгрыванием сюжетных эпизодов вне занятий в течение дня, игры-рисования на свободную тему, строительные игры с драматизацией.

         9 слайд: Театрализованная игра в самостоятельной деятельности детей:

            в самостоятельных детских играх отражаются персонажи и сюжеты, взволновавшие детей. Яркие сюжеты, игры, хороводы, усвоенные в совместной свободной деятельности детей и взрослых, в играх-занятиях, также способствуют возникновению самостоятельной театрализованной игры детей.

        Как известно, театрализованную деятельность в детском саду организуют по сказкам, сейчас мы проверим, хорошо ли вы знаете сказки.

Игра: « И снова сказки »

(вопрос-ответ) задается вопрос:

  • Сказка о хлебобулочном изделии («Колобок»);
  • Сказка о пенсионере, зарабатывающем на жизнь рыбным промыслом («Сказка о рыбаке и рыбке»);
  • Сказка о ледяной особе королевских кровей («Снежная королева»);

 Если бы раньше был птичий грипп, этой сказки не было бы («Курочка Ряба»);

 Сказка о пернатом, который после тяжёлого детства в юности всё- таки добился всеобщего признания («Гадкий утёнок»);

 Сказка о деревенском семействе, вырастившем овощ- гигант («Репка»);

 Сказка о девочке, чьё имя предопределил головной убор («Красная шапочка»);

 Сказка о мальчике, который своим появлением на свет обязан не матери, а отцу («Буратино»);

- Отлично, сказки вы знаете, а знаете ли вы что такое пантомима? 

Является ли она театром?

Да, верно, это одно из направлений античного театра.

А теперь проверим, возьмут ли вас в театр пантомим?

Игра «Пантомима»

Раздаются карточки с пословицами.

(на обсуждение дается 1 минута). 

Представители команды из 2 3 человек, по очереди изображают пословицу (не озвучивая ее, а другие отгадывают)

 «За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь»;

«Дареному коню в зубы не смотрят»;

 «Волков бояться - в лес не ходить»;

«Кончил дело – гуляй смело!»

Вот такие актеры есть в нашем педагогическом коллективе.

10 слайд:  

Какие возможности открываются для ребёнка в театрализованной деятельности?

•Глубже познать окружающий мир;

•Развитие интереса к родной культуре, литературе, театру;

•Становление творческой личности.

11 слайд:

театрализованная деятельность направлена на развитие: (по щелчку)

-  у ее участников ощущений, чувств, эмоций;

- мышления, воображения, внимания, памяти;

- фантазии;

- на формирование волевых качеств;

- на развитие навыков и умений (речевых, коммуникативных, организаторских, двигательных и т.д.)

        

12 слайд: 

Театральная деятельность представлена в ДОУ кукольным театром и театрализованными играми, которые делятся на две группы: назовите их … (режиссерские игры и игры-драматизации).

Вопрос:

 В чем отличие сюжетно-ролевой игры от игры-драматизации?

13 слайд: Режиссёрские игры:

В режиссёрских играх «Артисты» - куклы или их заместители, а ребёнок  - «Сценарист» управляет «артистами» (Плоскостной, теневой, настольный, театр на фланелеграфе)

Игры драматизации:

В играх - драматизациях  «Артисты» - дети (игры-драматизации с пальчиками, с куклами би-ба-бо, импровизации,  с атрибутами :маски, шапочки, элементы костюмов).

В сюжетно-ролевой игре дети отражают жизненные явления, а театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа. Готовый сюжет как бы ведет за собой игру. В сюжетно-ролевой игре нет конечного продукта, результата игры, а в театрализованной может быть такой продукт – поставленный спектакль, инсценировка.

14 слайд:

В ДОУ для каждой возрастной группы используются свои виды театров.

15  слайд: Виды театров по возрастам:

1 младшая:

  • Фланелеграф;
  • перчаточные куклы;
  • театр теней;
  • пальчиковый театр.
  1. младшая:

Театр кукол на столе:

  • деревянный,
  • объёмные игрушки из цилиндров и конусов, коробочек разной высоты;
  • Театр «оригами», театр «кружек», театр на палочке, «киндер-театр», театр «мочалки», театр магнитиков и т. д…
  • Забавных настольных актёров можно связать крючком или на спицах (чтобы они держали форму, их надевают на пластмассовые бутылочки или детские кегли);
  •  «исполнители», вылепленные из глины по типу дымковской игрушки.

16  слайд:

Средняя группа:

  • театр на ложках;
  • знакомим детей с театральной ширмой и с куклами, верховыми, основу которых составляет деревянный стержень – гапит;
  • шапочный театр;

Старшая, подготовительная к школе группа: 

  • импровизация;
  •  драматизация;
  • куклы – марионетки.

Знакомить детей с кукольным театром можно начинать с 1-й младшей группы. Воспитатели, старшие дошкольники могут показать малышам небольшие спектакли, используя для этой цели различные виды театров. Театр теней приковывает их внимание, развивает умение сосредотачиваться. Игра с пальчиковыми куклами помогают малышу лучше управлять движениями собственных пальцев.

Для детей младшей группы самый простой и доступный театр- это театр кукол на столе. Использовать можно различные виды: объёмные игрушки из цилиндров и конусов, коробочек разной высоты. Театр «оригами», театр «кружек», театр на палочке, «киндер-театр», театр «мочалки», театр магнитиков, а  также деревянныеи вылепленные из глины игрушки.

В средней группе переходим к более сложному театру. Знакомим детей с театральной ширмой и с куклами, верховыми основу которых составляет деревянный стержень – гапит. Но прежде надо дать детям возможность поиграть с игрушками, основу которых составляет деревянная ложка. Театр ложек, являясь упрощённым вариантом представления с участием верховых кукол, помогает детям освоить приёмы кукловождения.

В старшей и подготовительных группах следует познакомить детей с марионетками, показать им кукол с «живой рукой». Марионетками называют кукол, которыми управляют чаще всего с помощью нитей. Общение с куклой помогает  детям почувствовать себя свободным, раскрепощённым, обрести уверенность в своих силах.

17 слайд: 

Вывод: Театрализованная деятельность - это… не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.        

18 слайд: 

Спасибо за внимание!

«За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь»

«Дареному коню в зубы не смотрят»

«Волков бояться - в лес не ходить»

«Кончил дело – гуляй смело!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа самообразования по теме "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с учетом ФГОС ДО"

Цель программы: развитие у детей старшего дошкольного возраста творческих способностей через театрализованную игру, музыкально-эстетического восприятия, потребности к творческому самовыражению....

Театрально - игровая деятельность, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Творческие способности у детей необходимо начинать развивать с самого раннего детства. Театрально - игровая деятельность самая доступная для детей дошкольного возраста и она лучше всего развивает твор...

Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....