Консультация "Колыбельная для малыша"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Цель этой консультации рассказать о значении колыбелных песен, побудить интерес и бережное отношение к народным традициям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_kolybelnye_dlya_malyshey.pptx | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель: Побудить интерес и бережное отношение к народным традициям. Прививать желание слушать и умело исполнять колыбельные песни. Воспитать бережное отношение к песенному искусству.
Задумайтесь о том, что слышит новорожденный? Из-за окна на него наваливаются металлический скрежет трамваев, демонический вой троллейбусов, шипение и рык самолётов. Из включённого за стеной телевизора его терзают звуки. У малыша остаётся одна надежда – понять, где находится мама? Ведь они чувствуют полную беззащитность в этом мире без ласковых причитаний мамы и крепких, надёжных рук отца . Для основной массы новорожденных, чувство мерного покачивания в околоплодных водах мамы и её спокойный, любящий голос означает: «Всё будет хорошо»! За время внутриутробного развития они привыкают к такому мировосприятию, поэтому лишение малышей этого приводит к их беспокойствам и страхам. Восстановить привычную обстановку как раз и помогают подвесная колыбель для малыша и колыбельные песни мамы. Если их поёт ещё и отец, малыш возносится на 7-е Небеса от счастья и радости.
Важность колыбели и колыбельных песен ясно видна при рассмотрении этимологического значения этих слов. Их объединяет Древнеславянское слово Колыба . Рассмотрим его значение в соответствии с древними образами Буквицы: Кол – Коло (Круг, Окружение), Ы: сочетание Ь – Ерь ( Cозданное , существующее, Природное, т.е. жизнь, Богом данная: при Роде) и I – Ижеи (Истинная Жизнь Бытия, гармоничного со Вселенной; вертикальная линия — связь Небесного и земного, Бога и человека), Б – Боги, А – Асъ ( Азъ – Богочеловек). Совместим образы воедино: « Колыба – Божественное окружение, созданное теми, кто связывает воедино Прародителя, Природу, Богов и меня с Богочеловеками – отцом и матерью». Соответственно, слова колыбель, колебать – изначально означают: создавать со-настройку с Богом, Природой, Родовыми Богами и родителями. Именно в этом так нуждаются новорожденные младенцы и все дети до 9-ти лет.
Вот почему на Руси до сих пор так любят колыбели и качели! Любящий, ласковый голос матери, надёжный, уверенный голос отца, всплывающие в Родовой Памяти младенца при пении народных колыбельных песен, настраивают его на уверенность в своей защищённости, готовят в очередной раз привыкнуть к этому миру и начать активно развиваться в нём. Простые слова и содержание песен дают возможность младенцу понять, что всё в этой новой жизни ему будет «по плечу».
Вот, что говорят современные учёные и психологи о пользе колыбельных песен для детей: 1. Колыбельные песни дают возможность укрепить эмоциональную связь ребёнка с родителями. Ребёнок подсознательно чувствует, что в мелодию мама или папа вкладывают всю свою нежность, заботу и любовь к нему. Кроме того, в простых словах колыбельных песен зашифрована первозданная информация об устройстве мира, и когда малыш слышит звуки песни, в нём просыпается генетическая память его Предков. Дети, которые были лишены в своём детстве такого «генетического обращения», гораздо сложнее переживают период адаптации к окружающему миру, его законам и морали.
2. Детские колыбельные являются позитивными установками. Если через колыбельную малышу дают понять: «Мой дорогой, я люблю тебя! Спи, успокаивайся, ни о чём не переживай! Родители о тебе позаботятся. Всё будет хорошо!», это откладывается у ребёнка на подсознательном уровне, позволяя сформироваться базовому доверию к миру. 3. Колыбельные следует обязательно петь, потому что они становятся частью ежедневного ритуала (купание, кормление, колыбельная песня), помогающего малышу настроиться на сон.
4. Учёные провели эксперимент, разделив новорожденных малышей на две группы. Дети из первой группы засыпали под спокойную музыку, записанную профессионально, а дети второй выборки отправлялись в кроватки под ласковые колыбельные песни матерей. Длительное наблюдение за малышами показало, что малыши второй группы были спокойнее, не болели, а также развивались более быстрыми темпами. 5. Маленьким детям особенное удовольствие приносят звуки низкого мужского голоса, поэтому учёные и психологи советуют приобщаться и отцам к пению колыбельных песен. Исследования подтверждают, что дети, которым родители напевали колыбельные песни, растут спокойными и уверенными в себе людьми, они лучше строят свои социальные отношения и впоследствии создают большие, крепкие семьи.
Значение колыбельной песни не ограничивается её ролью «снотворного» средства. Ежедневно и многократно повторяющиеся звуковые ряды колыбельных песен предопределяют возможность максимального восприятия младенцем слов, что ведёт к ускоренному освоению им языковой культуры. Вместе с тем, в колыбельной отражается и внутренний мир матери — её чувства, переживания, мечты о будущем своего ребёнка: Богатырь ты будешь с виду И казак душой. Провожать тебя я выйду — Ты махнёшь рукой... Сколько горьких слёз украдкой Я в ту ночь пролью!.. Спи, мой ангел, тихо, сладко, Баюшки-баю. Стану я тоской томиться, Безутешно ждать; Стану целый день молиться, По ночам гадать; Стану думать, что скучаешь Ты в чужом краю... Спи ж, пока забот не знаешь, Баюшки-баю. Дам тебе я на дорогу Образок святой: Ты его, моляся Богу, Ставь перед собой; Да готовясь в бой опасный, Помни мать свою... Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю.
Через колыбельную песню матери ребёнок знакомился с окружающим миром. Ведь, образы в колыбельных: он сам, мать, отец, бабушка, дедушка, котик, гули (голуби), домашние животные, колыбелька, одеяльце, хлеб, молоко, рожок и пр. Давно замечено, что малыш, которому поют колыбельные песни, раньше начинает «гукать», а, следовательно, и упражнять свои голосовые связки. Удивительно, но колыбельные песни для первых дней и месяцев жизни ребёнка практически сплошь сотканы из существительных и глаголов — и это при всём богатстве, разнообразии и выразительности средств Русского языка! Почему? Случайность ли это? Оказывается, нет. Здесь кроется глубокий смысл; в песнях используется лишь то, что ребёнок может реально воспринять: предмет и его движение (предметное действие):
Я качаю колыбель И к концу клонится день. Наступает ноченька, Засыпает доченька. Моя доченька усни, Люли, люшеньки , люли. Скоро ноченька пройдёт, Красно Солнышко взойдёт. Свежи росушки падут, В поле цветушки взрастут, Сад весенний расцветёт, Вольна пташка запоёт. Люли, люшеньки , люли, А пока, дочурка, спи. Баю-баю, за рекой Скрылось Солнце на покой. У Алёшиных ворот Зайки водят хоровод. Заиньки, заиньки, Не пора ли баиньки ? Вам – под осинку, Алёше – на перинку. Баю-баю, Лёшенька , Засыпай скорёшенько !
Для малыша не имеет значения, есть ли у мамы слух и красивый голос. Ему важно видеть именно её доброе, любящее лицо, слышать её размеренную речь и плавную песню. Колыбельная, согретая маминым любящим сердцем, необходима младенцу, как грудное молоко, как воздух, она рождает в его сердце ответные чувства защищенности, любви и счастья. Учёные доказали: - дети, слушавшие колыбельные хоть изредка, меньше подвержены страхам и агрессии, вырастают добрыми и отзывчивыми, они меньше подвержены простудным заболеваниям; их психика более устойчива,
- дети, лишённые радости слушать песни матери перед сном, вырастают людьми эгоистичными и неуравновешенными, менее успешными в жизни. На Востоке есть поговорка про злых людей: «Видимо, им мать в детстве не пела колыбельных». Новорожденным колыбельная помогает сформировать фонетическую карту языка, что позволяет быстрее научиться разговаривать и воспринимать на слух речь. Плавное и медленное повторение слов откладывается в подсознании и составляет в дальнейшем основу для будущих первых звуков, произнесённых малышом.
. Детям постарше колыбельная служит: Источником успокоения: после утомительного дня, малыш бывает слишком переполнен эмоциями, ему сложно переключиться на состояние отдыха сразу. Ребёнку легче это делать, если в семье колыбельные песни стали постоянным ритуалом перед сном и у него уже выработан условный рефлекс, который является лучшим снотворным. Источником информации: безсмысленных колыбельных не бывает. Эти песни содержат своеобразный код, призванный донести до малыша необходимую информацию. Мелодичные истории он воспринимает легче. Кроха успокаивается, затихает и засыпает под колыбельную. Эта музыка, первая в его жизни, воспринимается с магической силой, ведь она исходит от самого дорогого и родного существа — матери.
Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю. Придёт серенький волчок И ухватит за бочок. Он ухватит за бочок И потащит во лесок, Под ракитовый кусток. К нам, волчок, не ходи, Нашу Машу не буди. . . . . . . . . . . . . . . . . . . Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю. Придёт серенький волчок И ухватит за бочок. Он утащит во лесок, Под малиновый кусток. А малинка упадёт, Прямо Катеньке в роток. Ой, лю -ли, лю -ли, лю -ли! Прилетели журавли. Журавли-то мохноноги Не нашли пути-дороги. Они сели на ворота, А ворота – скрип-скрип... Не будите у нас Ваню - У нас Ваня спит, спит. . . . . . . . . . . . . . . . . . Баю, баю, баю, бай, Ты, собаченька, не лай, Мою дочку не пугай! И в дудочек не гуди, До утра не разбуди! А приди к нам ночевать, В люльке Машеньку качать. Баю, баю, баю-бай... Ты, собаченька, не лай, Белолапа , не скули, Мою Таню не буди. Темна ноченька – не спится, Моя Танечка боится..., Ты, собаченька, не лай, Мою Таню не пугай!
Баю, баю, баю-бай... Ты, собаченька, не лай, Белолапа , не скули, Мою Таню не буди. Темна ноченька – не спится, Моя Танечка боится..., Ты, собаченька, не лай, Мою Таню не пугай! Баю-баю- баиньки , Купим Маше валенки. Наденем на ножки, Пустим по дорожке. Киска, киска, киска, брысь! На дорожке не ложись! Наша Машенька пойдёт, Через киску упадёт. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Баю-баю, спи, дружок, Повернись на правый бок. Только ты один не спишь. Закрывай глаза, малыш. Лунный лучик – озорник Сквозь окошечко проник, Примостился на подушке, Шепчет песенку на ушко. Баю-баю, баю-бай, И у ночи будет край. А покуда детвора Спит в кроватках до утра. Спит корова, спит бычок, В огороде спит жучок, И котёнок рядом с кошкой Спит за печкою в лукошке. На лужайке спит трава, На деревьях спит листва, Спит осока у реки, Спят сомы и окуньки. Баю-бай, крадется Дрёма, Он разносит сны по дому И к тебе пришёл, малыш - Ты уже так сладко спишь.
! Люли-люли-люли, Прилетели гули. Сели на воротцах В красных чеботцах . Стали гули говорить, Чем нам Машу накормить? Сахарком и медком, Сладким пряником. Сладким пряником – Коноплянником . Коровку подоим – Молочком напоим. Стали гули ворковать – Стала Маша засыпать. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Баю-баю- баюшок . Кладу Мишу на пушок, На пуховую кровать. Будет Миша крепко спать. Люли-люли, моя крошка. Люли-люли, тонконожка . Ты б скорее засыпал, Поскорее б подрастал. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Ночь пришла, темно вокруг. Рыбка спит и спит петух. Спит коровка, спит щенок. Засыпай и ты, сынок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Люли-люли- люленьки , Летят сизы гуленьки. Летят гули вон, вон. Несут Маше сон, сон. Стали гули ворковать, Стала Маша засыпать
Колыбельная медведицы (м/ф "Умка") Ложкой снег мешая, Ночь идет большая, Что же ты, глупышка, не спишь? Спят твои соседи - Белые медведи, Спи скорей и ты, малыш. Мы плывем на льдине, Как на бригантине, По седым, суровым морям, И всю ночь соседи - Звездные медведи Светят дальним кораблям. Современные песни тоже так нравятся нашим детям:
Спят усталые игрушки, книжки спят, Одеяла и подушки ждут ребят. Даже сказка спать ложится, Чтобы ночью нам присниться. Ты ей пожелай: "Баю-бай!" Обязательно по дому в этот час Тихо-тихо ходит Дрема возле нас. За окошком все темнне , Утро ночи мудренее, Глазки закрывай! Баю-бай! В сказке можно покачаться на луне И по радуге промчаться на коне. Со слоненком подружиться И поймать перо жар-птицы Глазки закрывай! Баю-бай! Баю-бай, должны все люди ночью спать. Баю-баю, завтра будет день опять. За день мы устали очень, Скажем всем: "Спокойной ночи!" Глазки закрывай! Баю-бай! Слова З. Петровой, муз. А. Островского. Спят усталые игрушки.
Так что, пойте колыбельные на здоровье малыша ! Вывод: Колыбельная песня- это волшебство! Очень нужное детям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для малышей "Пальчиковая гимнастика для малышей"
Предлагаю вам мою подборку пальчиковой гимнастики, которую можно освоить в младшем дошкольном возрасте. Применение пальчиковой гимнастики в ежедневной работе поможет развить мелкую моторику рук, а так...
Пестование малыша. как инструмент для развития речи малыша. Опыт наших предков.
В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. О...
До-21.12.2015года-Страницы электронного альбома "Малыши о празднике победы" (рисунки моих малышей).
Предшествующая работа - рассматривание картин и иллюстраций на тему о войне, чтение художественных произведений, просмотр видео о салюте в честь дня победы....
статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год.
Статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год....
Конспект родительского собрания на тему "Здоровый малыш-счастливый малыш"
Данный материал разработан для группы компенсирующей направленности. Родителям была дана информация о здоровьесберегающих технологиях, которые мы применяем в своей работе, о средствах оздоровления и у...
Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"
Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"...
Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш – счастливый малыш!»
Формирование культуры здоровья у детей раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....