Консультация "Колыбельная для малыша"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Сейферлинг Любовь Николаевна

Цель этой консультации рассказать о значении колыбелных песен, побудить интерес и бережное отношение к народным традициям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_kolybelnye_dlya_malyshey.pptx1.28 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Колыбельная для малышей Выполнила: воспитатель Сейферлинг Л.Н.

Слайд 2

Цель: Побудить интерес и бережное отношение к народным традициям. Прививать желание слушать и умело исполнять колыбельные песни. Воспитать бережное отношение к песенному искусству.

Слайд 3

Задумайтесь о том, что слышит новорожденный? Из-за окна на него наваливаются металлический скрежет трамваев, демонический вой троллейбусов, шипение и рык самолётов. Из включённого за стеной телевизора его терзают звуки. У малыша остаётся одна надежда – понять, где находится мама? Ведь они чувствуют полную беззащитность в этом мире без ласковых причитаний мамы и крепких, надёжных рук отца . Для основной массы новорожденных, чувство мерного покачивания в околоплодных водах мамы и её спокойный, любящий голос означает: «Всё будет хорошо»! За время внутриутробного развития они привыкают к такому мировосприятию, поэтому лишение малышей этого приводит к их беспокойствам и страхам. Восстановить привычную обстановку как раз и помогают подвесная колыбель для малыша и колыбельные песни мамы. Если их поёт ещё и отец, малыш возносится на 7-е Небеса от счастья и радости.

Слайд 4

Важность колыбели и колыбельных песен ясно видна при рассмотрении этимологического значения этих слов. Их объединяет Древнеславянское слово Колыба . Рассмотрим его значение в соответствии с древними образами Буквицы: Кол – Коло (Круг, Окружение), Ы: сочетание Ь – Ерь ( Cозданное , существующее, Природное, т.е. жизнь, Богом данная: при Роде) и I – Ижеи (Истинная Жизнь Бытия, гармоничного со Вселенной; вертикальная линия — связь Небесного и земного, Бога и человека), Б – Боги, А – Асъ ( Азъ – Богочеловек). Совместим образы воедино: « Колыба – Божественное окружение, созданное теми, кто связывает воедино Прародителя, Природу, Богов и меня с Богочеловеками – отцом и матерью». Соответственно, слова колыбель, колебать – изначально означают: создавать со-настройку с Богом, Природой, Родовыми Богами и родителями. Именно в этом так нуждаются новорожденные младенцы и все дети до 9-ти лет.

Слайд 5

Вот почему на Руси до сих пор так любят колыбели и качели! Любящий, ласковый голос матери, надёжный, уверенный голос отца, всплывающие в Родовой Памяти младенца при пении народных колыбельных песен, настраивают его на уверенность в своей защищённости, готовят в очередной раз привыкнуть к этому миру и начать активно развиваться в нём. Простые слова и содержание песен дают возможность младенцу понять, что всё в этой новой жизни ему будет «по плечу».

Слайд 6

Вот, что говорят современные учёные и психологи о пользе колыбельных песен для детей: 1. Колыбельные песни дают возможность укрепить эмоциональную связь ребёнка с родителями. Ребёнок подсознательно чувствует, что в мелодию мама или папа вкладывают всю свою нежность, заботу и любовь к нему. Кроме того, в простых словах колыбельных песен зашифрована первозданная информация об устройстве мира, и когда малыш слышит звуки песни, в нём просыпается генетическая память его Предков. Дети, которые были лишены в своём детстве такого «генетического обращения», гораздо сложнее переживают период адаптации к окружающему миру, его законам и морали.

Слайд 7

2. Детские колыбельные являются позитивными установками. Если через колыбельную малышу дают понять: «Мой дорогой, я люблю тебя! Спи, успокаивайся, ни о чём не переживай! Родители о тебе позаботятся. Всё будет хорошо!», это откладывается у ребёнка на подсознательном уровне, позволяя сформироваться базовому доверию к миру. 3. Колыбельные следует обязательно петь, потому что они становятся частью ежедневного ритуала (купание, кормление, колыбельная песня), помогающего малышу настроиться на сон.

Слайд 8

4. Учёные провели эксперимент, разделив новорожденных малышей на две группы. Дети из первой группы засыпали под спокойную музыку, записанную профессионально, а дети второй выборки отправлялись в кроватки под ласковые колыбельные песни матерей. Длительное наблюдение за малышами показало, что малыши второй группы были спокойнее, не болели, а также развивались более быстрыми темпами. 5. Маленьким детям особенное удовольствие приносят звуки низкого мужского голоса, поэтому учёные и психологи советуют приобщаться и отцам к пению колыбельных песен. Исследования подтверждают, что дети, которым родители напевали колыбельные песни, растут спокойными и уверенными в себе людьми, они лучше строят свои социальные отношения и впоследствии создают большие, крепкие семьи.

Слайд 9

Значение колыбельной песни не ограничивается её ролью «снотворного» средства. Ежедневно и многократно повторяющиеся звуковые ряды колыбельных песен предопределяют возможность максимального восприятия младенцем слов, что ведёт к ускоренному освоению им языковой культуры. Вместе с тем, в колыбельной отражается и внутренний мир матери — её чувства, переживания, мечты о будущем своего ребёнка: Богатырь ты будешь с виду И казак душой. Провожать тебя я выйду — Ты махнёшь рукой... Сколько горьких слёз украдкой Я в ту ночь пролью!.. Спи, мой ангел, тихо, сладко, Баюшки-баю. Стану я тоской томиться, Безутешно ждать; Стану целый день молиться, По ночам гадать; Стану думать, что скучаешь Ты в чужом краю... Спи ж, пока забот не знаешь, Баюшки-баю. Дам тебе я на дорогу Образок святой: Ты его, моляся Богу, Ставь перед собой; Да готовясь в бой опасный, Помни мать свою... Спи, младенец мой прекрасный, Баюшки-баю.

Слайд 10

Через колыбельную песню матери ребёнок знакомился с окружающим миром. Ведь, образы в колыбельных: он сам, мать, отец, бабушка, дедушка, котик, гули (голуби), домашние животные, колыбелька, одеяльце, хлеб, молоко, рожок и пр. Давно замечено, что малыш, которому поют колыбельные песни, раньше начинает «гукать», а, следовательно, и упражнять свои голосовые связки. Удивительно, но колыбельные песни для первых дней и месяцев жизни ребёнка практически сплошь сотканы из существительных и глаголов — и это при всём богатстве, разнообразии и выразительности средств Русского языка! Почему? Случайность ли это? Оказывается, нет. Здесь кроется глубокий смысл; в песнях используется лишь то, что ребёнок может реально воспринять: предмет и его движение (предметное действие):

Слайд 11

Я качаю колыбель И к концу клонится день. Наступает ноченька, Засыпает доченька. Моя доченька усни, Люли, люшеньки , люли. Скоро ноченька пройдёт, Красно Солнышко взойдёт. Свежи росушки падут, В поле цветушки взрастут, Сад весенний расцветёт, Вольна пташка запоёт. Люли, люшеньки , люли, А пока, дочурка, спи. Баю-баю, за рекой Скрылось Солнце на покой. У Алёшиных ворот Зайки водят хоровод. Заиньки, заиньки, Не пора ли баиньки ? Вам – под осинку, Алёше – на перинку. Баю-баю, Лёшенька , Засыпай скорёшенько !

Слайд 12

Для малыша не имеет значения, есть ли у мамы слух и красивый голос. Ему важно видеть именно её доброе, любящее лицо, слышать её размеренную речь и плавную песню. Колыбельная, согретая маминым любящим сердцем, необходима младенцу, как грудное молоко, как воздух, она рождает в его сердце ответные чувства защищенности, любви и счастья. Учёные доказали: - дети, слушавшие колыбельные хоть изредка, меньше подвержены страхам и агрессии, вырастают добрыми и отзывчивыми, они меньше подвержены простудным заболеваниям; их психика более устойчива,

Слайд 13

- дети, лишённые радости слушать песни матери перед сном, вырастают людьми эгоистичными и неуравновешенными, менее успешными в жизни. На Востоке есть поговорка про злых людей: «Видимо, им мать в детстве не пела колыбельных». Новорожденным колыбельная помогает сформировать фонетическую карту языка, что позволяет быстрее научиться разговаривать и воспринимать на слух речь. Плавное и медленное повторение слов откладывается в подсознании и составляет в дальнейшем основу для будущих первых звуков, произнесённых малышом.

Слайд 14

. Детям постарше колыбельная служит: Источником успокоения: после утомительного дня, малыш бывает слишком переполнен эмоциями, ему сложно переключиться на состояние отдыха сразу. Ребёнку легче это делать, если в семье колыбельные песни стали постоянным ритуалом перед сном и у него уже выработан условный рефлекс, который является лучшим снотворным. Источником информации: безсмысленных колыбельных не бывает. Эти песни содержат своеобразный код, призванный донести до малыша необходимую информацию. Мелодичные истории он воспринимает легче. Кроха успокаивается, затихает и засыпает под колыбельную. Эта музыка, первая в его жизни, воспринимается с магической силой, ведь она исходит от самого дорогого и родного существа — матери.

Слайд 15

Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю. Придёт серенький волчок И ухватит за бочок. Он ухватит за бочок И потащит во лесок, Под ракитовый кусток. К нам, волчок, не ходи, Нашу Машу не буди. . . . . . . . . . . . . . . . . . . Баю-баюшки-баю, Не ложися на краю. Придёт серенький волчок И ухватит за бочок. Он утащит во лесок, Под малиновый кусток. А малинка упадёт, Прямо Катеньке в роток. Ой, лю -ли, лю -ли, лю -ли! Прилетели журавли. Журавли-то мохноноги Не нашли пути-дороги. Они сели на ворота, А ворота – скрип-скрип... Не будите у нас Ваню - У нас Ваня спит, спит. . . . . . . . . . . . . . . . . . Баю, баю, баю, бай, Ты, собаченька, не лай, Мою дочку не пугай! И в дудочек не гуди, До утра не разбуди! А приди к нам ночевать, В люльке Машеньку качать. Баю, баю, баю-бай... Ты, собаченька, не лай, Белолапа , не скули, Мою Таню не буди. Темна ноченька – не спится, Моя Танечка боится..., Ты, собаченька, не лай, Мою Таню не пугай!

Слайд 16

Баю, баю, баю-бай... Ты, собаченька, не лай, Белолапа , не скули, Мою Таню не буди. Темна ноченька – не спится, Моя Танечка боится..., Ты, собаченька, не лай, Мою Таню не пугай! Баю-баю- баиньки , Купим Маше валенки. Наденем на ножки, Пустим по дорожке. Киска, киска, киска, брысь! На дорожке не ложись! Наша Машенька пойдёт, Через киску упадёт. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Баю-баю, спи, дружок, Повернись на правый бок. Только ты один не спишь. Закрывай глаза, малыш. Лунный лучик – озорник Сквозь окошечко проник, Примостился на подушке, Шепчет песенку на ушко. Баю-баю, баю-бай, И у ночи будет край. А покуда детвора Спит в кроватках до утра. Спит корова, спит бычок, В огороде спит жучок, И котёнок рядом с кошкой Спит за печкою в лукошке. На лужайке спит трава, На деревьях спит листва, Спит осока у реки, Спят сомы и окуньки. Баю-бай, крадется Дрёма, Он разносит сны по дому И к тебе пришёл, малыш - Ты уже так сладко спишь.

Слайд 17

! Люли-люли-люли, Прилетели гули. Сели на воротцах В красных чеботцах . Стали гули говорить, Чем нам Машу накормить? Сахарком и медком, Сладким пряником. Сладким пряником – Коноплянником . Коровку подоим – Молочком напоим. Стали гули ворковать – Стала Маша засыпать. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Баю-баю- баюшок . Кладу Мишу на пушок, На пуховую кровать. Будет Миша крепко спать. Люли-люли, моя крошка. Люли-люли, тонконожка . Ты б скорее засыпал, Поскорее б подрастал. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Ночь пришла, темно вокруг. Рыбка спит и спит петух. Спит коровка, спит щенок. Засыпай и ты, сынок. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . Люли-люли- люленьки , Летят сизы гуленьки. Летят гули вон, вон. Несут Маше сон, сон. Стали гули ворковать, Стала Маша засыпать

Слайд 18

Колыбельная медведицы (м/ф "Умка") Ложкой снег мешая, Ночь идет большая, Что же ты, глупышка, не спишь? Спят твои соседи - Белые медведи, Спи скорей и ты, малыш. Мы плывем на льдине, Как на бригантине, По седым, суровым морям, И всю ночь соседи - Звездные медведи Светят дальним кораблям. Современные песни тоже так нравятся нашим детям:

Слайд 19

Спят усталые игрушки, книжки спят, Одеяла и подушки ждут ребят. Даже сказка спать ложится, Чтобы ночью нам присниться. Ты ей пожелай: "Баю-бай!" Обязательно по дому в этот час Тихо-тихо ходит Дрема возле нас. За окошком все темнне , Утро ночи мудренее, Глазки закрывай! Баю-бай! В сказке можно покачаться на луне И по радуге промчаться на коне. Со слоненком подружиться И поймать перо жар-птицы Глазки закрывай! Баю-бай! Баю-бай, должны все люди ночью спать. Баю-баю, завтра будет день опять. За день мы устали очень, Скажем всем: "Спокойной ночи!" Глазки закрывай! Баю-бай! Слова З. Петровой, муз. А. Островского. Спят усталые игрушки.

Слайд 20

Так что, пойте колыбельные на здоровье малыша ! Вывод: Колыбельная песня- это волшебство! Очень нужное детям!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для малышей "Пальчиковая гимнастика для малышей"

Предлагаю вам мою подборку пальчиковой гимнастики, которую можно освоить в младшем дошкольном возрасте. Применение пальчиковой гимнастики в ежедневной работе поможет развить мелкую моторику рук, а так...

Пестование малыша. как инструмент для развития речи малыша. Опыт наших предков.

В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. О...

До-21.12.2015года-Страницы электронного альбома "Малыши о празднике победы" (рисунки моих малышей).

 Предшествующая работа - рассматривание картин и иллюстраций на тему о войне, чтение художественных произведений, просмотр видео о салюте в честь дня победы....

статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год.

Статья для познавательной газеты для малышей и их родителей  «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год....

Конспект родительского собрания на тему "Здоровый малыш-счастливый малыш"

Данный материал разработан для группы компенсирующей направленности. Родителям была дана информация о здоровьесберегающих технологиях, которые мы применяем в своей работе, о средствах оздоровления и у...

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"...

Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш – счастливый малыш!»

Формирование культуры здоровья у детей  раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....