2. Консультация "Психологическая готовность к школе"
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей будущих первоклассников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
психологическая готовность к школе | 20.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологическая готовность к школе
Психологическая готовность к школе часто не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать и считать. Хотя именно этому родители уделяют максимальное внимание, занимаясь подготовкой ребенка к обучению. Но уже в первые месяцы в школе вдруг оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса к учебе, нарушают на уроке дисциплину, конфликтуют с одноклассниками и учительницей.
Родители обеспокоены и не понимают в чем дело. А проблема как раз заключается в том, что ребенок не был готов к школе психологически. Учиться ему скучно, неинтересно, а порой трудно и тревожно. Так что же такое психологическая готовность к школе и можно ли ее сформировать? Давайте разбираться.
Обычно психологическую готовность подразделяют на:
Интеллектуальную готовность: сформированные в соответствии с возрастом восприятие, внимание, память, мышление и речь; широкий кругозор и большой словарный запас; развитые мелкая и крупная моторика, сенсо-моторная координация.
Мотивационную готовность: любознательность и познавательная активность, желание идти в школу, вызванное учебными мотивами.
Эмоционально-волевую готовность: умение контролировать эмоции и свое поведение.
Социально-коммуникативную готовность: готовность к общению и взаимодействию - как со взрослыми, так и со сверстниками.
Если ребенок здоров, и родители уделяли достаточно внимания развитию и обучению дошкольника, то чаще всего с интеллектуальной готовностью у будущих первоклассников все бывает в норме. Как показывает практика многие дети к школе хорошо умеют устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, способны анализировать, обобщать, делать выводы; запоминать необходимую информацию.
На что хотелось бы обратить внимание так это на развитие мелкой моторики и зрительно-моторной координации. Если кисть ребёнка развита хорошо, а работа в системе «глаз-рука» (глаз видит - рука выполняет) скоординирована, писать он будет красиво, чётко, легко попадая в строчки и клеточки.
Однако приходится констатировать, что у многих завтрашних первоклассников эти параметры не дотягивают даже до среднего уровня развития, а это почти стопроцентная вероятность возникновения проблем овладения письмом на этапе школьного обучения.
Мотивационная готовность предполагает отношение к учебной деятельности как к общественно значимому делу и стремление к приобретению знаний.
Наиболее распространенным мифом о мотивационной готовности ребенка к школе у родителей является следующее суждение: «Ребёнок хочет пойти в школу, значит, он готов учиться». А почему ребенок хочет пойти в школу? Потому что хочет новый рюкзак? Или туда идёт девочка Маша из соседнего подъезда? В идеале, конечно, чтобы ребенок шел в школу за знаниями. Но по моему опыту при поступлении в школу у детей чаще преобладают не учебные мотивы. Им нравится красивая форма, школьные принадлежности, новые друзья, возможность получать хорошие оценки и похвалу учителя. Главное, чтобы это не были внешние мотивы («мама хочет, чтобы я пошел в школу»), и тем более отрицательные (не буду ходить в школу - накажут).
Учебная мотивация появится в процессе обучения, сначала ребёнок должен привыкнуть к роли ученика, а затем прийти к пониманию, что эта роль может ему дать. Но предпосылкой возникновения этих мотивов является общее желание ребенка поступить в школу, положительное отношение к ней и интерес к познанию мира. Только то дело будет успешным, которое выполняешь с желанием и интересом.
Требования школьной жизни нелегки для вчерашнего дошкольника. Необходимо рано вставать, приходить в школу до звонка, сидеть на уроках долгое время. Поэтому ребёнку необходимо быть собранным, ответственным и организованным. От него потребуются способность концентрировать внимание, умение управлять своими поступками и эмоциями, сдерживать негативные проявления, слышать инструкцию и удерживать ее в памяти, действовать по правилам.
В последние годы учителя отмечают, что ведущее место среди причин школьной неуспешности в начальных классах занимают нарушения саморегуляции поведения и произвольного внимания. Это говорит о том, что у таких детей не была сформирована к началу обучения эмоционально-волевая готовность к школе.
На мой взгляд это один из самых важных компонентов психологической готовности к школе, и если бы родители уделяли его развитию больше внимания, то многих проблем на школьном старте можно было бы избежать.
Ну и конечно, чтобы успешно адаптироваться к школьному обучению, ребенку необходимы социально-коммуникативные навыки и умения, лежащие в основе коллективной ответственности.
Коммуникативная готовность считается высокой, если ребенок стремиться общаться со сверстниками, умеет устанавливать и поддерживать контакт со взрослыми, поддерживает диалог, выслушивает собеседника, не перебивая, умеет уступать в споре, делиться своими вещами, умеет защищаться, не проявляя при этом агрессии, соблюдает общественные правила и нормы, без проблем дожидается очереди; понимает и признает авторитет учителя и родителей, не боится обратиться за помощью к старшим.
У разных детей могут быть различные слабые звенья коммуникации. Если рассматривать приведенный выше список в качестве критериев подготовленности дошкольника к обучению, то становится понятным, в каком направлении родители должны поработать, развивая коммуникативную готовность к школе своего ребенка.
Не забывайте: от того, как подготовлен ребёнок к школе, зависит не только успешность его обучения, но и его психологическое благополучие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал для родителей "Готовность к школе детей", "Готовность к школе родителей"
Готовность к школе детей и родителей....
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
Родительское собрание "Готовность к школе" выступление педагога-психолога на тему: "Психологическая готовность к школе"
Время летит очень быстро, совсем скоро ребята пойдут в школу.Разные эмоции вызывает у нас мысль, о том, что ребятам скоро в школу....
статья (подготовительная группа) на тему:"Готовность к школе детей", "Готовность к школе родителей"
Готовность к школе детей и родителей....
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...
Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....
Готовность к школе детей, готовность к школе родителей
Готовность к школе детей, готовность к школе родителей...