Семинар-практикум для родителей "Развитие мыслительных процессов и звукобуквенного анализа при подготовке ребенка к школе"
материал
В сложном комплексе психических процессов, а это внимание, память, мышление, на которые опирается обучение грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, решающая роль принадлежит способности ребенка проводить анализ звукового состава слов, в основе которого лежит развитие фонематического слуха и восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_zvukovoy_analiz.docx | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Улыбка» п. Малиновский»
Семинар-практикум для родителей
«Развитие мыслительных процессов и звуко-буквенного анализа при подготовке ребенка к школе»
Подготовила учитель-логопед: Титова В.А.
Цель семинара-практикума: создать условия для овладения родителями навыками звукового анализа к школе
Задачи: развивать слуховое и фонематическое восприятие, речевой слух;
- обучать умению определять место звука в слове;
- обучать умению подбирать слова к заданным звукам;
- обучать навыку звукового анализа;
- закрепить знания о звуках речи, их характеристика;
- обучать составлению графических моделей слогов, слов и изготовлению схем для определения места звука в слове.
Оборудование: мяч; дорожка из цветной бумаги разделённая на 3 части; карточки с несколькими картинками для составления слова по первым звукам слов; мелкие игрушки для звукового анализа слов; фишки для обозначения звуков (гласных, согласных – твердых и мягких) –на каждого родителя
Демонстрационный материал: картинка «дом», фишки для звукового анализа слов.
Введение
Одной из важнейших задач, которую ставит перед собой система дошкольного образования, является формирование и развитие у ребенка грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи. Ведь именно речевой слух и фонематическое восприятие создают основу для овладения грамотой, а, значит, способствуют более успешному обучению в школе.
Правильное воспроизведение речи обеспечивается, прежде всего, за счёт развития физического слуха, а также слухового внимания. Рассмотрим вкратце эти понятия. Физический слух – это способность слышать окружающие звуки. Речевой слух - это способность ребёнка точно воспринимать и правильно воспроизводить все стороны звучащей речи. Без достаточной сформированности основ фонематического восприятия невозможно становление его высшей ступени – звукового анализа, операции мыслительного расчленения на составные элементы (фонемы) различных звукокомплексов: сочетание звуков, слогов, слов. Таким образом, в сложном комплексе психических процессов, а это внимание, память, мышление, на которые опирается обучение грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, решающая роль принадлежит способности ребенка проводить анализ звукового состава слов, в основе которого лежит развитие фонематического слуха и восприятия.
Овладеть звуковым анализом – значит научиться определять последовательность, порядковое место и количество звуков в словах, различать на слух гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие, находить ударный слог и звук в словах, ориентироваться в слоговой структуре слова.
Чтобы подготовить детей к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом, очень важно научить их:
- различать между собой любые звуки речи, как гласные, так и согласные;
- выделять любые звуки из состава слова;
- членить слова на слоги, а слоги на звуки;
- объединять звуки и слоги в слова;
- определять последовательность звуков в слове;
- членить предложения на слова.
Для того, чтобы научиться читать и писать, ребенку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а затем открыть отношения звука и буквы.
Ведь письмо — это перевод звуков речи в буквы, а чтение — это перевод букв в звучащую речь.
Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы
Практическая часть:
Развиваем звуковой анализ, играя!
Основная трудность, которую испытывают дети при расчленении слова на составные элементы, заключается в неумении услышать гласные звуки, а также отделить гласные от согласных в слове. Чтобы развить это восприятие, Вы можете поиграть с ребёнком в такие игры (проиграли с родителями).
«Назови первый (последний) звук в слове». Игра проводится при помощи мяча. Родитель, поймав мяч, называет первый звук в слове. (проиграли с родителями)
«Назови слово на заданный звук». Игра проводится при помощи мяча. логопед называет звук и бросает мяч, родитель, поймав мяч, называет слово на заданный звук.
«Найди место звука в слове». Чтобы ребёнку было интересно, сделайте дорожку из цветной бумаги, разделите её на 3 части, выберите небольшую игрушку или фишку, которую вы будете передвигать вместе с ребёнком по дорожке. Определитесь, место, какого звука, и в каком слове вы будете искать. Медленно произносите слово и делайте акцент на звуке (сссанки, подноссс). Если звук слышится в начале слова, то фишка остаётся в начале дорожки. Если звук слышится в конце слова, фишка передвигается до конца дорожки и останавливается там.
«Ребус»
Ребенку предлагается карточка с несколькими картинками. Выделив первый звук в названии каждой картинки, и объединив их вместе, малыш получает новое слово. Проиграли с родителями (составить слова по первым звукам слов)
Давайте нарисуем схему звукового состава слова «ДОМ» и дадим ребенку картинку с изображением дома, чтобы ясно было, какое слово будем разбирать.
Ребенок проговаривает слово:
• выделяя первый звук даёт характеристику первому звуку: звук [д] – согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом).
• выделяя второй звук: дО-О-Ом. Второй звук [о]- гласный, обозначаем красным цветом;
• выделяя третий звук: доМ. Третий звук [м]- согласный, твердый, звонкий; обозначаем синим цветом
Задаём вопросы ребенку:
-Сколько всего звуков? Назови слово по звукам
-Сколько согласных звуков? Назови их
-Сколько гласных звуков? Назови их
-Сколько слогов? (сколько в слове гласных столько и слогов)
Если в слове не один слог, просим: назови первый слог, второй и тд. (можно спросить не по порядку)
Занимаясь с ребенком, нужно все время помнить: мы учим его звуковому анализу слов, учим его вслушиваться в слово, слышать звуки, его составляющие. Поэтому ребенок должен называть звуки так, как они слышатся в слове.
Выберите понравившиеся Вам предметы и сделайте звуковой анализ слов (родители самостоятельно выполняют звуковой анализ слов).
Чтобы развивать синтез мышления – играйте с ребёнком в игру «Угадай слово». Взрослый называет отдельные звуки, а ребёнок отгадывает слово (р, а, к – рак, с, т, о, л – стол и др.).
Помните, в Ваших силах помочь ребёнку преодолеть трудности, связанные с речевым нарушением. Развивая навык звукового анализа и синтеза в домашних условиях, Вы непременно поможете своему ребёнку успешно учиться в школе!
Рефлексия.
Используемые источники
https://www.maam.ru/detskijsad/master-klas-dlja-roditelei-kak-obuchat-detei-zvukovomu-analizu.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Отчет по самообразованию на тему «Роль семьи в процессе подготовки ребенка к школе»
В данной статье описывается опыт работы с детьми и родителями в процессе подготовки к школе....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Статья посвящена вопросам организациии пихолого-педагогического сотрудничества детского сада и семьи в процессе подготовки ребенка к школе. Речь идет о задачах, формах и принципах организации сотрудни...
Программа (фрагмент) психолого-педагогического сотрудничества детского сада и семьи в процессе подготовки ребенка к школе «Вместе в школу мы пойдем!»
Цель программы сотрудничества – организация совместной работы детского сада, ребенка и его семьи в процессе подготовки к обучению в школе. Программа состоит из пяти блоков.Первый блок...
применение мультимедийных презентаций в процессе подготовки ребенка к школе
Объект исследования: мультимедийная презентацияПредмет исследования:применение мультимедийных презентаций в процессе подготовки ребенка к школеПроблема:каковы условия применения мультимедийных...
Современные подходы в подготовке ребенка к школе. "Формирование речевой готовности детей к школе в процессе работы кружка "По дороге к азбуке"
Правильная речь - один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, что является залогом успешного освоения грамоты и чтения: ведь письменная речь формируется на основе устной....
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки ребенка к школе.
Формирование навыков фонематического анализа и синтезакак одно из условий подготовки ребенка к школе....