Отчет по самообразованию на тему «Роль семьи в процессе подготовки ребенка к школе»
консультация (подготовительная группа) на тему

В данной статье описывается опыт работы с детьми и родителями в процессе подготовки к школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_na_temu.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию на тему
«Роль семьи в процессе подготовки ребенка к школе»
воспитателя подготовительной группы Назаровой С.Е.


   Цель: повысить педагогическую компетентность родителей, нацелить на тесное взаимодействие с образовательным учреждением в подготовке детей к школе.
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский 
Подготовка детей к школьному обучению является одной из наиболее актуальных проблем в ДОУ, так как с каждым годом усложняются требования обучения, сама программа варьируется в разных образовательных учреждениях. Практика показывает, что для многих детей, которые по тем или иным причинам не получили полноценного развития в раннем и дошкольном детстве, поступление в школу может оказаться сложным испытанием. Поэтому для обеспечения легкого безболезненного перехода детей из дошкольного детства в школьную жизнь, создания предпосылок формирования учебной деятельности, мы стараемся создать условия для максимального развития интеллектуально-творческой личности каждого ребенка, готовой к принятию новой социальной роли, статуса ученика. Но успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители – первые и главные воспитатели своего ребёнка с момента рождения и на всю жизнь. Семья для дошкольника – жизненно необходимая социальная среда, определяющая путь развития его личности.

Согласно статье 18 Закона РФ «Об образовании» приоритетная роль в воспитании ребенка принадлежит родителям, при этом акцентируется внимание на том, что педагоги дошкольных образовательных учреждений призваны оказывать родителям помощь. В Типовом положении о дошкольном образовательном учреждении от 27 октября 2011 г. № 2562 гл. I, П.6 говорится о том, что «Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются: . . . взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей; оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей».
Сегодня перед нашим детским садом, как и перед большинством детских садов, стоит сложная задача – привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребёнком. И при этом избежать заорганизованности и скучных шаблонов. Не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребёнку настоящим другом и авторитетным наставником в преддверии школы. Папам и мамам необходимо объяснить, что детский сад – помощник в воспитании и развитии ребёнка, и потому они не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса. Мы же со своей стороны делаем всё необходимое, чтобы учитывать интересы семьи в вопросах подготовки детей к школе. Неформальное, тесное взаимодействие родителей и воспитателей обеспечивают нашим малышам двойную защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь и в детском саду, и дома.

Но немаловажным является тот факт, что воспитатели не всегда будут рядом с малышом. На пороге школы они с грустью попрощаются с ними и следующий, ответственный отрезок пути своего детства ребёнок пройдёт со своими родителями и учителем начальной школы. Поступление ребёнка в школу внесёт в его жизнь много перемен. Вместо семьи, близких людей и друзей – толпа чужих, с которыми пока ничто не связывает. Вместо ласки, участия, снисхождения и общих интересов – дисциплина. Появится круг обязанностей и личная ответственность за всякие упущения: неисполнительность, невнимание, рассеянность и пр.

Первым шагом в приобщении родителей к этой проблеме было родительское собрание на тему «Скоро в школу», где первым делом я провела устный опрос среди родителей, что является для них определением «готовность ребенка к школе».

 Для многих родителей - это умение ребёнка читать, писать и считать; для другого – сообразительность, способность быстро решать мыслительные задачи, умение логически мыслить, для третьего – способность сосредоточиться на определённом деле и выполнять его по определённой инструкции, выполнять все требования взрослых; для четвёртого – коммуникабельность ребёнка, самостоятельность, хорошее развитие двигательных качеств, ручной умелости. Я на этом собрании постаралась нацелить родителей на формирование у детей желания много узнать и многому научиться, воспитание у них самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствие боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами. Мной были представлены родителям памятки «Как воспитывать у ребенка самостоятельность» и «Как преодолеть страх перед школой» (Осипова Л.Е. «Родительские собрания в детском саду. Подготовительная группа»).

Практика нашей работы ещё не достигла уровня, когда ребёнок незаметно для себя, педагогов и родителей пересаживается из-за столика детского сада за школьную парту. Мы уверены, что в преддверии школьной жизни каждого ребёнка так важна компетентность родителей в этом вопросе, положительный опыт эмоциональных семейных связей, характер внутрисемейных отношений. В связи с этим работа была направлена на повышение уровня готовности старших дошкольников и их родителей к начальному школьному обучению. Работа с детьми мы вели в следующих направлениях:

Размышление детей о школе с использованием различных ситуаций:

- путём погружения детей в литературные произведения;

- обыгрывания ситуаций с помощью сказочных и вымышленных персонажей;

- предоставления ребенку возможности самостоятельно мыслить, делать выводы, иметь собственное мнение, синтезировать полученные знания, развивать интеллектуально-творческие способности и коммуникативные навыки, что позволит ему успешно адаптироваться к изменившейся ситуации школьного обучения;

  • Формирование представлений детей о школе.
  • Развитие и укрепление эмоционально-положительного отношения ребёнка к школе, желания учиться.
  • Формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.
  • Овладение детьми способами внеситуативно-личностного общения.

Повышение уровня готовности старших дошкольников и их родителей к начальному школьному обучению стало возможным при решении следующих задач:

- обогащение детско-родительских отношений опытом игрового партнёрства и совместной интеллектуально-творческой деятельности;

- формирование у детей представлений о школе;

- развитие и укрепление эмоционально-положительного отношения ребёнка к школе, желания учиться;

- развитие положительной самооценки детей;

- повышение уровня коммуникативной компетентности детей;

- формирование социальных черт личности будущего школьника, необходимых для благополучной адаптации к школе.

Формирование у детей положительного отношения к предстоящему обучению мы осуществляли через разные виды организации детской деятельности:

  • беседы о школе;
  • чтение художественной литературы о школе;
  • рисование на тему «школа»;
  • рассматривание картин о школе, учениках, школьных предметах и др.;
  • просмотр фильмов и мультфильмов о школе;
  • сюжетно-ролевая игра «Школа».

Игра – это возможность для ребёнка оказаться в мире взрослых, самому разобраться в системе взрослых отношений. Основной особенностью сюжетно-ролевой игры «Школа» является социальный мотив, игра помогает ребёнку принять на себя социальную роль школьника, что в дальнейшем поможет ему успешно войти в школьную жизнь. Когда игра достигает своего пика, то ребёнку становится недостаточно заменять отношения игрой, вследствие чего зреет мотив сменить свой статус. Единственный способ, как это можно сделать – пойти в школу.

В игре у детей формировались умения: пользоваться речью, договариваться (устанавливать правила, распределять роли), управлять и быть управляемым. Через игру ребёнок активно осваивает «мир вещей» (познавательную и предметную практическую деятельность) и «мир людей» (нормы человеческих взаимоотношений). Все это необходимо будущему первокласснику.

Мы подобрали интересный материал и разнообразили формы работы с родителями:

  • групповые собрания и круглые столы для родителей будущих первоклассников;
  • День открытых дверей для родителей будущих первоклассников в саду и школе
  • педагогическая пропаганда (консультации «Возрастные особенности детей 6-7 лет», «Зачем готовить ребенка к школе?», «Подготовка руки дошкольника к письму»; рекомендации «К школе готовы?»)
    Важной проверкой для наших детей и родителей в подготовке к школе стало участие в конкурсе «Росток», где мы заняли призовые места. С помощью этого конкурса мы смогли увидеть как успехи, так и пробелы в нашей работе. Для себя я поставила цель на будущее: развитие у детей слухового восприятия. В общем, опыт работы дал положительные результаты – родители наших дошкольников приобрели необходимые навыки эмоционально-положительного общения и отношения к ребёнку, такие как преодоление собственного авторитаризма, отношение к своему ребёнку как к равному себе.
     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Статья посвящена вопросам организациии пихолого-педагогического сотрудничества детского сада и семьи в процессе подготовки ребенка к школе. Речь идет о задачах, формах и принципах организации сотрудни...

Программа (фрагмент) психолого-педагогического сотрудничества детского сада и семьи в процессе подготовки ребенка к школе «Вместе в школу мы пойдем!»

Цель программы сотрудничества  – организация совместной работы детского сада, ребенка и его семьи в процессе подготовки к обучению в школе. Программа состоит из пяти блоков.Первый  блок...

применение мультимедийных презентаций в процессе подготовки ребенка к школе

›Объект исследования: мультимедийная презентацияПредмет исследования:применение мультимедийных презентаций в процессе подготовки ребенка к школе›Проблема:каковы условия применения мультимедийных...

«Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания детьми произведений изобразительного искусства в процессе подготовки ребенка к школе» (из опыта работы)

Следует отметить, что с принятием ФГОС роль художественного образования существенно возрастает и становится одним из важнейших условий реализации ФГОС, так как приводит к качественному формированию ху...

Статья: "Менеджмент стимулирования взаимодействия детского центра с семьей в процессе подготовки детей к школе"

Российский государственный социальный университет.Кафедра социальной педагогики.Социальный педагог-исследователь.Сборник научных работ аспирантов и магистринтов.Выпуск 5. Под редакцией Л.В.Мардахаева....

Статья: "Взаимодействие дошкольной организации с семьей в процессе подготовки детей к школе"

Российский государственный социальный университет.Кафедра социальной педагогики.Социальный педагог-исследователь.Сборник научных работ аспирантов и магистринтов.Выпуск 7. Под редакцией Л.В.Мардахаева....

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ВКЛЮЧЕНИЮ СЕМЬИ В ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ ДОШКОЛЬНИКОВ К ШКОЛЕ.

Формы сотрудничества и задачи совместной работы с родителями по подготовке детей к школе....