Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет
консультация (подготовительная группа)

Молокова Елена Николаевна

Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Влияние мелкой моторики на речевое развитие дошкольника

Мелкая моторика (или пальцевой праксис) – это способность выполнять точные и мелкие движения кистями и пальцами рук. Ее развитие зависит от скоординированных действий сразу нескольких систем – мышечной, нервной и костной. Основной целью дошкольных занятий детей 6-7 лет наряду с общим интеллектуальным развитием и развитием речи должна стать подготовка к овладению письмом. Важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития силы и точности мелкомоторных действий через систему пальчиковой гимнастики, развития координированности двигательных действий правой и левой конечностей через штриховальные упражнения, развития пространственной ориентировки на листе бумаги. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически мыслить, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Пальчиковые упражнения  по развитию мелкой моторики рук, желательно проводить систематически, уделяя по 5-10 минут ежедневно. Систематические упражнения оказывают стимулирующее влияние на развитие речи.

Игры и упражнений, которые могут быть использованы с детьми (на занятиях выполняем гимнастику с детьми перед началом работы в прописях, на каждом занятии выбираем 2-3 упражнения).

«Кулачки-ладошки» ( пальцы обеих рук с силой сжимать в кулак и разжимать 10-12 раз) 

Упражнение «Домик» Раз, два, три, четыре, пять, Вышли пальчики гулять.(поочерёдное разгибание пальцев из кулака, начиная с большого) Раз, два, три, четыре, пять, В домик спрятались опять. (сгибание пальцев в кулак, начиная с мизинца). 

Упражнение «Семья». (Прикасание каждого пальца по очереди к большому пальцу). Раз, два, три, четыре, Кто живёт в моей квартире? Папа, мама, брат, сестра, кошка Мурка, два котёнка, мой щенок, щегол и я. Вот и вся моя семья! 

Упражнение «Наперегонки» Побежали вдоль реки дети наперегонки. (шагающие движения кончиками указательного и среднего пальцев по столу обеими руками)

 Развитие мелкой моторики в быту (для занятий дома):

Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире.

Очищать крутые яйца. Чистить мандарины. 

Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок).

Очищать фисташки. 

Собирать с пола соринки.

Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, бусинки).

Лепить из теста печенье. 

Открывать почтовый ящик ключом. 

Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а так же разуваться и раздеваться.

Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки. 

Помогать сматывать нитки или веревку в клубок. 

Упражнения и игры на занятиях в школе и дома, родители и педагоги решают сразу несколько задач: во-первых, занятия положительно влияют на общее интеллектуальное развитие ребёнка; во-вторых, точное динамичное выполнение упражнений для рук, туловища, головы совершенствуют движения артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти; в-третьих, упражнения и игры готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.



Предварительный просмотр:

Памятка для родителей по сенсорному развитию детей 2-3 лет

  1. Предоставьте ребенку возможность исследовать различные текстуры, формы и материалы. Развивайте тактильные навыки, предлагая игрушки с разной поверхностью.
  2. Проводите разнообразные игры с водой и песком для развития тактильных ощущений и моторики рук.
  3. Предлагайте ребенку различные материалы для рисования, лепки и манипулирования - глина, пластилин, краски. Это поможет развить тонкую моторику и координацию движений.
  4. Поощряйте ребенка к самостоятельному разнообразию действий, таким как застегивание кнопок, шнурование обуви или запечатывание конвертов.
  5. Создавайте специальные уголки для тактильных игр, с различными материалами для ощупывания и исследования.
  6. Обсуждайте с ребенком его ощущения, поощряйте его описывать текстуры, формы и цвета вокруг.
  7. Играйте в различные игры, которые развивают чувство равновесия и координацию движений, например, балансирование на одной ноге или ходьба по линии.
  8. Не забывайте о физической активности - она не только способствует развитию моторики, но и улучшает общее самочувствие ребенка.

Запомните, что раннее сенсорное развитие играет важную роль в общем развитии ребенка, поэтому уделите этому внимание и время, чтобы помочь малышу развиваться во всех сферах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Рисование скотчем - как средство развития мелкой моторики и речи детей, имеющих нарушения в развитии"

Обоснование выбора данной темы, задачи, этапы работы, результаты работы....

Технологии развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Одним из показателей интеллектуального развития  детей дошкольного возраста является  уровень развития мелкой моторики рук. У  этих  детей  отстает техника движения и  та...

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.

Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей как средство развития речи»

Цель консультации: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития.Задачи: раскрыть понятие мелкой моторики;раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи ...

Мой педагогический опыт. Теория и методика развития речи у детей Возможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности

Педагогиеский опытТеория и методика развития речи у детейВозможности развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста в проектной деятельности...