Уровни понимания речи
консультация

Часто, придя на приём к логопеду, родители слышат  вопрос, понимает ли ребёнок речь? Да, конечно он всё понимает, говорит мама. Но так ли это  на самом деле? Достаточно ли высокий уровень понимания речи, для того что б ребёнок научился говорить?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ponimanie_rechi.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Давайте попробуем разобраться, что такое понимание речи.

Часто, придя на приём к логопеду-дефектологу, родители слышат  вопрос, понимает ли ребёнок речь? Да, конечно он всё понимает, говорит мама. Но так ли это  на самом деле? Достаточно ли высокий уровень понимания речи, для того что б ребёнок научился говорить.

Выделяют  несколько уровней становления понимания речи.

Нулевой: ребенок не воспринимает речь окружающих, иногда реагируют на свое имя,  на яркие интонации запрещения или поощрения, узнаёт знакомый голос. Характерен  для здорового младенца 3-6 месяцев.
Ситуативный: ребенок понимает просьбы, связанные с обиходным предметным миром, т.е. с теми предметами, которыми пользуется в домашних условиях. Узнаёт имена близких и названия своих игрушек, может показать части тела у себя, у родителей, у куклы, но не различает по словесной просьбе изображений (картинки) предметов, игрушек, хорошо знакомых ему в быту. Понимает инструкцию типа: Дай ручку. Помаши пока-пока. Нельзя. Ситуативный уровень характерен для здорового ребёнка  примерно 10 месяцев.
Номинативный: хорошо ориентируется в названии предметов, изображенных на отдельных (предметных) картинках, но с трудом ориентируется в названиях действий и  изображенных действий на сюжетных картинках. Например, если ребёнка попросить отнести чашку на кухню, он наоборот ее принесёт. При этом, не понимает вопросов косвенных падежей (чем? Кому?). Например: покажи, чем едим? чем рисуем?

Данный уровень характерен для детей примерно  10-14 месяцев.
Предикативный: знает много названий действий, легко ориентируется в вопросах косвенных падежей, поставленных к объектам действий, изображенных на сюжетных картинках. Различает значения нескольких первообразных предлогов (положи на стол, в стол, под стол). Уже может ориентироваться в просьбе не просто «Отнеси чашку на кухню», а уже двухступенчатую «Отнеси чашку на кухню и положи в мойку».  

В норме данный уровень должен быть сформирован к 2.6 годам.
Расчлененный: различает изменения значений, вносимых отдельными частями слова – флексиями, приставками, суффиксами.

Формируется к 5 годам.

Полное понимание речи, включая пословицы, иносказания и переносный смысл, абстрактных понятий формируется дольше, вплоть до подросткового возраста, на это влияет недостаточно развитое ассоциативное мышление.

На каком уровне понимание речи у вашего ребёнка?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Понимание речи. Возрастные ориентиры

Консультация для родителей о возрасных ориентирах в понимании речи у детей до 3 лет....

На пороге речи: игры, стимулирующие и развивающие звуковую активность и предпосылки понимания речи.

Консультация для родителей детей ранного возраста с особыми возможностями здоровья.В консультации вы познакомитесь с тем, как должна развиваться речь вашего малыша на определённых этапах его жизни, ка...

Понимание речи, накопление словаря и работа над связной речью с детьми младшего возраста

Совершенствование речи детей младшего возраста имеет большое значение, так как речь, тесно связанная с мышлением, влияет на общее развитие и поведение ребенка. В этом возрастном периоде речь становитс...

уровни понимания речи для детей с ЗИР

Очень важный этап, проводимый во время дианостики ребенка- это оцента уровня понимания речи. Благодаря которому можно более эффективно и грамотно выстроить коррекцию....

Памятка родителям "Уровни понимания речи"

Памятка родителям "Уровни понимания речи"...

Памятка родителям "Уровни понимания речи"

Памятка родителям "Уровни понимания речи"...