На пороге речи: игры, стимулирующие и развивающие звуковую активность и предпосылки понимания речи.
консультация на тему
Консультация для родителей детей ранного возраста с особыми возможностями здоровья.В консультации вы познакомитесь с тем, как должна развиваться речь вашего малыша на определённых этапах его жизни, какие игры и упражнения лучше использовать для развития речи ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_poroge_rechi.docx | 24.2 КБ |
Предварительный просмотр:
На пороге речи: игры, стимулирующие и развивающие звуковую активность и предпосылки понимания речи.
Составила:
учитель-дефектолог
Садеева Эльмира Минсалиховна
Какие «ступени» проходит малыш в своём предречевом развитии?
Считается, что развитие речи ребёнка начинается с крика, когда малыш о своих ощущениях комфорта и дискомфорта сигнализирует разными голосовыми модуляциями. Помимо крика, к голосовым реакциям новорождённого можно отнести кашель, чихание, зевание, звуки при сосании и отдельные редкие гортанные звуки.
В конце 1-го месяца жизни в ответ на эмоциональное обращение у ребёнка появляются отдельные гласные и гортанные звуки, их принято называть звуками гуканья. В 2-3 месяца во время «комплекса оживления» отдельные звуки появляются в виде гуления. Расцвет гуления падает на 4-6-й месяцы жизни ребёнка. Дети в ответ на разговор взрослого, во время рассматривания игрушек и «комплекса оживления » много гулят. К 4-5 месяцам развивается интонационное гуление, или певучее гуление. В этот же период появляются первые слоги лепета. Ранний срок поризнесения первых слогов лепета приходится на возраст между 4-м и 5-м месяцами жизни ребёнка, но у большинства детей первые слоги лепета появляются к 6 месяцам жизни.
В этом же возрасте развивается способность подражать в лепете взрослому. К 7 месяцам дети повторно произносят отдельные слоги лепета. У каждого ребёнка есть «свои» два-три слога, которые он многократно, повторно, в разных сочетаниях произносит. В лепете начинает проявляться интонация «просьбы». В 9 месяцев ребёнок повторяет за взрослым слоги, которые есть в лепете, в 10 месяцев легко повторяет за взрослым новые слоги, которых ещё не произносил. Это обогащает лепет ребёнка. Свои движения, действия и общение со взрослыми ребёнок сопровождает лепетом.
Наиболее интенсивный процесс накопления звуков в лепете происходит после 6 месяцев жизни ребёнка и продолжается немногим более месяца. За это время в лепете накапливается в среднем около 40 звуков по отношению ко всему звуковому составу лепета ребёнка. Затем накопление звуков лепета идёт очень медленно и постепенно. За всё остальное время (в течение 6-7 месяцев развития лепета) накапливается сравнительно меньше звуков, чем за указанный выше короткий промежуток времени.
В этот же период у малыша интенсивно развивается понимание речи взрослого. По просьбе взрослого ребёнок пытается взглядом находить предмет или игрушку, расположенную на постоянном месте, неоднократно показываемую и называемую ему. К 8 месяцам, если до этого малышу показывали и называли игрушки, он может находить по слову взрослого несколько предметов на постоянных местах, начинает выполнять по просьбе простые действия: играет в «ладушки», водит пальчиком по ладошке, играя в «сороку». В 9 месяцев понимает названия нескольких предметов, находит их в любом месте, знает своё имя, даёт игрушку по просьбе взрослого, если она находится у него в руках. Малыш начинает понимать слова и действия, часто повторяющиеся в повседневной жизни, такие, как «садись», «пей», «дай ручку».
В период от 9 до 12 месяцев основное значение приобретает овладение малышом первыми лепетными словами. К году ребёнок, как правило, произносит около110 простых, облегчённых, «лепетных» слов, которыми он начинает обозначать определённые понятия. Ребёнок много лепечет, сопровождает лепетом свои действия, движения. Отдельные слова и звуки, подкреплённые мимикой, начинают служить средством общения со взрослыми и детьми. Такой переход от лепета к облегчённым словам во многом определяется интенсивным развитием понимания речи. Малыш в этот период может по просьбе взрослого находить и приносить знакомую игрушку, если она находится в поле его зрения. Чуть позже он может названную игрушку находить среди других предметов и игрушек на полу или в шкафу, а к 12 месяцам жизни по просьбе взрослого находить несколько однородных предметов, если они внешне незначительно различаются (разные по цвету и размеру мячи, разные куклы и др.). Увеличивается число понимаемых слов, обозначающих названия игрушек, одежды, мебели, различных действий и движений, имён взрослых и детей. Малыш может выполнять простые поручения, адекватно реагируя на слова «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо».
Несколько полезных советов, которые помогут любому малышу с отклонениями в развитии овладеть предпосылками формирования речи:
- Повторяйте звуки малыша, разговаривайте с ним на его языке.
- «Заражайте» малыша своими положительными эмоциями, ритмом песенок, потешек, пестушек; играйте на музыкальных инструментах и приглашайте его подражать вашим движениям в такт музыке.
- Используйте зеркало, чтобы помочь малышу осознать свои действия.
- Используйте подражание, чтобы научить малыша новым звукам и лепетным словам; показывайте малышу разнообразные игрушки и предметы, разучивайте самые простые игровые действия.
- Играйте в весёлые, забавные подвижные игры, помня, что звуки появляются у малыша в момент радостного возбуждения и двигательной активности.
Во время бодрствования малыша, его купания, кормления, переодевания, укладывания на сон объясняйте всё, что вы с ним вместе делаете.
С 6 до 9 месяцев
Игра «Где куколка – ля-ля?»
Вам будет нужна кукла, которую вы посадите на полку шкафа или привяжете к перекладине манежа, кроватке малыша. Кукла должна всегда находиться на этом месте, малыш должен её хорошо видеть, бодрствуя в манеже или кроватке.
Поднесите малыша к кукле, пусть он потрогает, рассмотрит, погладит по головке, закроет и откроет его глазки. Не забывайте разговаривать с малышом, комментируя всё, что он делает: «Вот куколка – ля-ля! Позовём её: ля-ля, куколка. У куколки глазки, носик, ротик. А вот ручки. Куколка – ля-ля! Вот какая! Куколка может песенку спеть: ля-ля-ля-ля». Спросите малыша: «Где куколка – ля-ля?» - и в ответ вновь поверните малыша к ней, обхватите его ручку и протяните её к игрушке, сказав: «Вот куколка – ля-ля».
Посадите или положите малыша в манеж и теперь игрушку поднесите к ребёнку, повторяя все предыдущие действия с ней. В конце игры посадите куклу на место. Попросите малыша найти её, спросив: «Где куколка – ля-ля?»
Игра «Где часики?»
Для игры подойдут большие комнатные часы или самый простой будильник, который вы поставите на полку шкафа так, чтобы малыш видел его, бодрствуя в кроватке или в манеже. Возьмите малыша на руки, поднесите его к часам, приговаривая:
Держу часы в руках,
Часы в руках.
Идут часы вот так:
Тик-так, тик-так.
Поднесите малыша поближе к часам, если они большие, а если это будильник – приблизьте его к уху ребёнка:
Ты послушай, посмотри,
Как идут часы мои.
Идут часы вот так:
Тик-так, тик-так.
Где же, где же, где часы?
Вот они, часы мои.
Идут часы вот так:
Тик-так, тик так.
Посадите малыша в манеж, в кровать или на пол, но так, чтобы ему были хорошо видны часы. Спросите его:
Где же, где же, где часы?
(Сделайте паузу, оценивая реакцию малыша и побуждая его самого проявить активность: посмотреть туда, где стоят часы.)
Вот они, часы мои.
Идут часы вот так:
Тик-так, тик-так.
Укажите рукой на часы, привлекая внимание малыша к ним. Малыш в ответ на вопрос: «Где часики – тик-так?» - начинает искать их взглядом, разворачиваться в их сторону, смотреть на них.
Игра «Песенка со слогами»
Поговорите с малышом, покажите ему яркий платочек или шарфик. Подбрасывайте и ловите платочек, обходя манеж или кроватку малыша. Убедившись, что малыш наблюдает за вами, играйте с платочком, напевая самые простые строки: «Ла-ла-ла, лапушка!», делайте паузу, для того чтобы привлечь внимание малыша к повторению слов лепета. Распевайте самые простые слоги и слова, такие, как:
Ма-ма-ма-ма, мамочка!
Ба-ба-ба-ба, бабушка!
Ду-ду-ду-ду, дудочка!
Па-па-па-па, папочка!
Му-му-му-му, мурочка!
Игра «Ладушки»
Посадите малыша к себе лицом. Своими ногами прижмите ноги ребёнка к полу. Малыш будет сидеть с развёрнутыми ногами более устойчиво. Если ему сидеть неудобно, положите его на колени. Возьмите ручки малыша в свои и хлопайте в такт стишка:
Ладушки, ладушки,
Где были? – У бабушки.
Что ели? – Кашку.
Пили простоквашу.
Попили, поели,
Шу, полетели,
На головку сели.
При последних двух строчках помашите ручками малыша и положите их на его головку. В дальнейшем добивайтесь, чтобы ребёнок часть действий. а потом и все действия выполнял сам, вначале подражая вам, а потом – услышав слова потешки.
Игра «Ку-ку, где кукла?»
Играйте на полу, предварительно убедившись, что для игры достаточно места.
Вам понадобятся кукла и прозрачный платок. Пойте, выполняя движения, соответствующие словам песенки:
Вот красивая игрушка –
Наша куколка Катюшка,
Может хлопать, может петь.
Кто желает посмотреть?
Спрячьте под платок куклу на глазах ребёнка, спросите: «Где куколка – ля-ля? Найди!» Каждый раз, когда малыш доползёт до игрушки, снимет платочек, дайте ему возможность поиграть с куклой. И вновь спрячьте её под платок, но уже в другом месте комнаты.
Игра «Перекличка»
Сядьте, посадив ребёнка к себе на колени лицом к лицу, крепко обнимите его за талию. Вы должны хорошо знать. Какие слова лепета произносит ваш малыш. Покачивайте малыша, произнося его слоги лепета. Останавливайтесь, делая паузу и приглашая малыша подражать вам.
Играя в эту игру, малыш научится подражать взрослому, произнося слоги, имеющие в лепете.
Игра «Звонкое ведёрко»
Сядьте и посадите малыша так, чтобы его спина опиралась на вашу грудь.
Вам понадобится оцинкованное ведро. Покажите ребёнку ведро, наклоните его к себе, пропев фразу со слогами лепета. Ведро усилит ваш голос, придаст ему необычный тембр. Побуждайте малыша повторять за вами звуки, пропевая их в ведро. Малыш научиться подражать вам, повторяя те слоги, которые есть у него в лепете.
С 9 до 12 месяцев
Игра «Мишка милый»
Если ваш малыш до этого много играл с куклой, мишкой, то эти игрушки ему уже знакомы. Высыпьте из коробки на пол игрушки, среди них будет находиться и знакомый малышу мишка. Прочитав стишок, попросите малыша найти среди игрушек его мишку:
Мишка милый,
Мишка славный,
Неуклюжий и забавный.
Весь из плюша мишка сшит,
Ватой пышною набит.
Если малыш не может найти игрушку, помогите ему, перебирая и рассматривая вместе с ним все игрушки. Не забывайте спрашивать у малыша : «Это миша?» Если вы взяли в руку другую игрушку, скажите, покачав головой : «Нет, не миша. Где миша?» Учите малыша самостоятельно находить одну знакомую игрушку на полу среди других предметов и игрушек.
Игра со знакомыми игрушками
Поставьте перед малышом две знакомые игрушки.
Попросите дать вам одну из игрушек. Если малыш правильно выбирает игрушку, похвалите его, поменяйте игрушки местами и вновь попросите найти игрушку, но уже другую.
Играйте в эту игру, меняя игрушки местами и побуждая малыша находить одну игрушку среди двух знакомых.
Как только малыш научится выбирать из двух игрушек, поставьте третью и начните всё сначала.
Игра «Забавы перед зеркалом»
Сядьте с малышом перед зеркалом. Высовывайте язык, издавая забавные звуки, надувайте щёки, фыркайте, привлекая внимание малыша к вашим действиям с помощью зеркала. Издавайте смешные звуки, побуждая малыша подражать вам. Напевайте малышу те слоги, которых нет в его лепете.
Игра «Найди, принеси, отдай…»
Если малыш ещё не ходит, играйте за столом, а если он хорошо ползает или уже ходит, игру проводят на полу в комнате.
Вам понадобятся корзинка с крышкой и знакомые для малыша игрушки. Принесите корзинку с игрушками, предварительно положив в неё знакомые для малыша игрушки. Попросите его открыть крышку корзинки и найти нужную игрушку. Когда малыш её найдёт, попросите его принести и отдать игрушку папе, потом бабушке или другим членам семьи.
В эту игру можно играть вечером, когда вся семья в сборе.
Соотнесение игрушки и картинки
Подберите картинку с игрушкой, например, собачку, машинку или куколку. Картинка должна быть не менее 30x20 см. К картинке нужна будет игрушка. Покажите малышу игрушку, например, машинку. Покатайте её, а затем спрячьте, подложив малышу картинку с машинкой. Спросите его: «Где машинка на картинке?» Выдержите паузу и , если малыш не пытается искать игрушку на картинке, поводите пальчиком малыша по картинке, указав на машинку.
Спрячьте картинку и покажите вновь игрушку, спросив: «Где машинка?»
Играя в эту игру, вы научите малыша соотносить игрушку и картинку с её изображением. Через 5-6 игр поменяйте картинку и игрушку.
Рассматривание книжки
Вам понадобится книжка-малышка для самых маленьких. Покажите малышу книжку, учите его переворачивать странички, рассматривать картинки, водить пальчиком по изображённым в ней игрушкам, называя их облегчёнными словами. Учите малыша по вашей просьбе находить и показывать ту или иную картинку.
Игра «Дай!»
Посадите малыша за стол.
Вам понадобятся две или три игрушки, с которыми малыш постоянно играет и знает их. Доставайте по очереди игрушки, называя их полным словом и лепетными. Поставьте все игрушки перед малышом и попросите его дать одну из них. Скажите малышу: «Дай!Дай!» Спрячьте эту игрушку за спину, сказав: «Попроси – дай, дай!». Покажите её и вновь спрячьте, побуждая ребёнка самого попросить игрушку.
Играя в эту игру, малыш научится называть игрушки и просить их.
«Вот папа, вот мама»
(рассматривание фотографий)
Игру можно проводить, когда малыш бодрствует в манеже, в кроватке или сидит за столом.
Поставьте рядом с кроваткой, манежем или на стол около ребёнка фотографии близких родственников. Показывая малышу фотографию, говорите: «Вот папа. Вот баба. Вот деда». Спросите малыша: «Где папа?», побуждая ребёнка показать пальчиком на нужную фотографию. Показывая фотографию, спрашивайте: «Кто это? А это кто?». Малыш научится говорить первые облегчённые слова: па-па; ба-ба; де-да; ма-ма.
Таким образом, с помощью этих игр, к концу первого года жизни возникает речевое общение между ребёнком и взрослым, которое происходит не только на эмоциональной основе, но и с помощью речи. Главная задача родителей в этот период – внимательно следить за тем, как происходит развитие малыша.Чем больше вы разговариваете с малышом, поёте ему песенки или читаете стихи, тем быстрее происходит процесс запоминания новых слов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения, развивающие речевую активность.
Период жизни ребёнка от 1,5-3 лет наиболее благоприятен для воспитания звуковой культуры речи. ...
Работа с родителями по формированию у детей навыков звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Данная статья обобщает опыт работы учителя-логопеда с родителями по формированию у детей навыков звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте....
Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.Одной из важнейших задач развития речи и коррекции речевого недоразвития является наиболее раннее обучен...
Формирование звуковой аналитико - синтетической активности как предпосылки обучения грамоте старших дошкольников в условиях проектной деятельности.
опыт работы воспитателя...
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки к обучению грамоте.
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и и...
"Игры, стимулирующие звуковую активность и предпосылки понимания речи"
С помощью этих игр, к концу первого года жизни возникает речевое общение между ребёнком и взрослым, которое происходит не только на эмоциональной основе, но и с помощью речи....
ЗАНЯТИЯ, СТИМУЛИРУЮЩИЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ЗВУКОВУЮ АКТИВНОСТЬ И ПРЕДПОСЫЛКИ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ
В раннем возрасте происходит закладка личности ребенка. В этот период активно развивается восприятие, мышление, память и другие познавательные способости, выражающиеся в постоянном исследо...