Консультация для родителей "Методы заучивания стихотворений с детьми""
консультация
Цель: помочь родителям правильно и быстро заучивать стихи с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_-_uchim_stihi.docx | 39.94 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Правила заучивания стихотворений:
1. Стихотворение должно соответствовать возрасту ребенка. Оно должно нравиться своей музыкальностью, цветистостью образов, должно приносить эстетическое и моральное удовлетворение, вызывать желание пережить снова и снова чувства, возбуждаемые стихом, желание воссоздавать, слышать еще раз и т. д.
2. Медленно, выразительно прочитать ребенку выбранное стихотворение от начала и до конца. Понимание содержания способствует эффективному запоминанию. Если взрослый расскажет стихотворение наизусть, то эффект будет большим. Обратите внимание на первые попытки ребенка воссоздать стихотворение: если появляются искаженные слова, авторские слова заменяются другими, или какие-то слова ребенок постоянно забывает, то это свидетельствует о том, что он их не понимает. Задача взрослых — доступно их объяснить.
3. Все дети имеют свои особенности запоминания. Выделяют три основных типа: аудиалы (те, кто легко запоминают информацию на слух),
зоровики (те, кому нужно увидеть то, что запоминается)
кинестетики (которым нужно пощупать, подержать в руках объекты информации).
От вида запоминания зависит выбор вспомогательных приемов запоминания. Для аудиала нужно по-разному эмоционально проговаривать текст (и шепотом, и громко, и как медведь, и как зайчик и т. д.). Для зоровиков обязательным является увидеть картинку: или в книге, или нарисованную родителями. Взрослым не нужно бояться, что они не имеют художественных способностей, сам факт рисования привлекает внимание ребенка. Кинестетикам помогут разнообразные жесты, которые как опоры будут напоминать, о чем будет идти речь дальше в стихотворении. Самостоятельно определить, к какому типу относится ребенок, можно практическим путем, обратив внимание на способ запоминания, который более всего ему нравится и который в дальнейшем окажется более эффективным.
Не нужно требовать, чтобы ребенок сразу запомнил и повторил все стихотворение. У кого-то получается легко запомнить большое по объему произведение, а кому-то нужно повторять на протяжении недели одно четверостишие. Но если родители будут спокойны и уверенны, будут ободрять своего ребенка, у них обязательно все получится. Кстати, вспомните, а вы сами быстро запоминаете? Нужно периодически возвращаться к изученным ранее произведениям. Таким образом, вы будете тренировать долговременную память и наполнять поэтический «сундучок» ребенка.
Некоторые особенности запоминания стихотворений в разных возрастных группах:
В младшем дошкольном возрасте (от 3 до 4 лет) легче запоминаются стихотворения, которые содержат образность, лаконизм, предметность. Малыш быстро запоминает короткие стихи, в которых преобладают глаголы и существительные, где конкретность и образность объединяются с динамическими действиями. Как правило, это четверостишия, в которых описываются знакомые ребенку игрушки и животные. Задача выучить стихотворение не ставится. Это происходит непроизвольно в процессе многоразового повторения.
Дома родители могут воспользоваться приемами, которые применяют воспитатели в детских садах. Взрослый предлагает ребенку повторять строки вместе с ним, а потом просит его рассказать все стихотворение, подсказывая слова, которые он забыл. Потом взрослый читает таким образом: он начинает — ребенок заканчивает строку. Запомнить стихотворение помогает наглядность и его инсценизация (разыгрывание по ролям).
В среднем дошкольном возрасте (от 4 до 5 лет) тематика стихотворений становится разнообразнее и охватывает разные сферы жизни ребенка (природа, семья, детский садик).
Для заучивания наизусть выбираются стихи, объем которых составляет два четверостишия. Поскольку изучение стихов происходит с привлечением произвольной памяти, то важным моментом являются создание мотивации: стихотворение разучивается для какого-то события (на праздник, чтобы рассказать бабушке и т. д.), а ребенка предупреждают, что нужно постараться запомнить.
Приемы, помогающие лучшему запоминанию:
- выполнение игровых действий с предметами во время чтения;
- договаривание детьми слов, которые рифмуются;
- чтение стихов-диалогов по ролям;
- драматизация.
Обратите внимание, что стихотворение заучивается полностью, без деления на отдельные строки и строфы.
В старшем дошкольном возрасте (от 5 до 6 лет) увеличивается объем стихотворений, усложняется их содержание и художественные средства. Но, сравнительно с предыдущим периодом, работа по разучиванию существенно не изменяется.
Для лучшего запоминания можно задавать вопросы по содержанию текста, а отвечать на вопросы лучше цитатами из этого стихотворения. Особое внимание и в среднем, и в старшем дошкольном возрасте нужно уделять выразительности чтения.
Для этого можно использовать такие приемы:
- образец выразительного чтения взрослого (как основной прием);
- подсказывание нужной интонации;
- напоминание случая из жизни ребенка, похожего на описанный в стихотворении, чтобы правильно воссоздать чувства;
- анализ характера персонажей, который помогает выбрать нужную интонацию. (Какая лисичка? (Хитрая) Как она говорит? (Льстиво, уговаривая))
Другие методы заучивания стихов:
Визуальный
Метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память. Итак, после предварительной работы, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я - тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности на продуктивность запоминания особенно не влияют, главное здесь - схематичное изображение содержания. Затем, по вашему «картинному плану» чадо несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.
Двигательный
После проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.
Слуховой
Самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке «магнитофончик», который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с аудиальным типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.
Постепенно увеличиваем объем заучиваемого материала.
Метод позволяет сделать процесс заучивания легким и непринужденным. Каждый раз должен заучиваться такой объем информации, который можно запомнить чуть ли не «с первого предъявления». Начинать нужно всегда с прочтения стихотворения - от начала до конца. Затем заучивается первая строка: взрослый ее читает и просит ребенка повторить (строчку из 4-5 слов несложно повторить даже пятилетнему малышу). Желательно повторить несколько раз подряд, затем сделать небольшую паузу и повторить еще раз.
При выполнении повторов предложите малышу делать их каждый раз по-новому: с новой интонацией, с акцентом на другом слове, с другим эмоциональным фоном (весело, спокойно, восторженно, грустно и т. д.). Для запоминания это важно, и хорошо, если бы взрослый показал малышу, как это делается. Далее взрослый читает вторую строку и просит сделать то же самое. После паузы просите малыша повторить обе строки - первую и вторую, они также повторяются несколько раз. Затем читается следующая строка и т. д.
Лучше овладевать этим способом на стихотворениях, состоящих из четырех строк. В этом случае ребенок «обречен» на успех, ему понравится способ запоминания, и он не побоится взяться за более «твердый орешек».
Пересказываем стихи своими словами.
Читается все стихотворение, и ребенок рассказывает, о чем в нем говорится, кто действующие лица, что они делают, как выглядят. Можно помочь малышу наводящими вопросами. Цель «пересказа» в том, чтобы ребенок как можно глубже проник в смысл того, о чем говорится в стихотворении, установил различные смысловые связи между элементами текста. Такая смысловая обработка материала тоже значительно облегчает его последующее запоминание. Желательно обучить ребенка всем трем методам, чтобы в дальнейшем он мог использовать их одновременно. Лучше соблюдать такую последовательность: сначала читается все стихотворение, потом оно «пересказывается» и только после этого заучивается по строкам с параллельным «переводом» текстовой информации в образную форму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
консультация на тему "Приемы мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми, имеющими диагноз ОНР
Коррекционное воздействие данного метода основывается на максимальном использовании возможностей ребенка и постепенной активизации его нарушенных функций. ...
Консультация «Заучивание стихотворений с детьми младшего дошкольного возраста»
Как правильно заучивать стихотворения,потешки в младшем дошкольном возрасте....
консультация для педагогов «Особенности заучивания стихотворений с детьми разных возрастных групп. Методики, помогающие лучшему запоминанию текстов»
консультация для педагогов...
Методическая разработка. Консультация для воспитателей: «Заучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста.»
В дошкольном образовании особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспро...
Консультация для родителей: «Секреты» заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста».
Консультация для родителей«Секреты» заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста»....
Консультация для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомле...