Методическая разработка. Консультация для воспитателей: «Заучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста.»
методическая разработка по развитию речи
В дошкольном образовании особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса:
Слушание поэтического произведения
Воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть.
На запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние:
Психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала.
Содержание и форма поэтического текста.
При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи:
Добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.
Учить детей читать стихи выразительно.
На формирование выразительности направлены следующие приемы:
Образец выразительного чтения
Пример выразительного чтения ребенка.
Оценка чтения
Подсказ нужной интонации.
Более глубокому воздействию стихов на ребенка помогает предварительная подготовка к их восприятию:
Объяснение непонятных слов
Рассматривание картинок, иллюстраций.
Экскурсии
Наблюдения в природе.
Игры направленные на речевое развитие
Примерный алгоритм заучивания стихов.
Этап | Приёмы | Комментарии |
Работа над подготовкой к восприятию стихотворения | Небольшая беседа, связанная с темой стихотворения Вопросы Напоминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста. Загадка Внесение иллюстрации, игрушки, книги и др. наглядного материала Старшим детям можно дать литературный портрет поэта. | В начале занятия необходимо создать эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. |
Выразительное чтение стихотворения | Выразительное чтение стихотворения (наизусть) без установки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музыкальности, напевности, красоты стихотворения. | От того, насколько выразительно прочитан текст, зависит восприятие его детьми. |
Анализ произведения | Беседа о стихотворении с опорой на текст. Вопросы, помогающие углубить понимание содержания и особенности художественной формы в их единстве (язык, образные средства выразительности) Вопросы, способствующие пониманию новых, сложных слов, выражений, художественных образов, элементов сравнения, метафор, эпитетов. Приёмы, направленные на развитие интонации. Использование мнемотаблиц | В ходе беседы у ребенка вырабатывается личное отношение к героям и событиям, формируются эстетические оценки прекрасного. Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным. Сначала выясняется, о чем стихотворение, понравилось ли оно, что запомнилось. Затем идет анализ словесных характеристик, выявление музыкально-ритмической структуры произведения. |
Повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание | Выразительное чтение. |
|
Воспроизведение стихотворения детьми | Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать.
| Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. Не следует оценивать выразительность исполнения, пусть даже она сначала будет и не очень удачна. |
Выразительное чтение воспитателя или детей. |
| После заучивания можно рассмотреть иллюстрации, близкие к теме стихотворения, провести рисование на эту же тему, послушать музыку |
На этапе анализа произведения можно использовать приёмы:
Способствующие лучшему запоминанию стихов:
Игровые: Можно обыграть движения, диалог с помощью игрушек, выполнение игровых действий с предметами во время чтения;
Досказывание детьми рифмующегося слова;
Чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;
Частичное воспроизведение текста всей группой,
Драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;
Воспроизведение игровых стихов методом игры.
На этапе анализа произведения можно использовать приёмы:
На формирование выразительности направлены следующие приемы:
Пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации.
Напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства;
Объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения;
Характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации.
Разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов;
Упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.
Задачи, стоящие перед воспитателем при заучивании с детьми стихов:
- вызвать интерес к стихотворению и желание знать его;
- помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов;
- добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти;
- учить детей читать стихи выразительно.
- воспитывать любовь к поэзии
Кузнецова О.В.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zauchivanie_stihotvoreniy_detmi_doshkolnogo_vozrasta.pptx | 545.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В дошкольном образовании особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, ознакомление с поэтическими произведениями, развитие умений воспринимать и выразительно воспроизводить стихи.
Заучивание стихов включает в себя два связанных между собой процесса: Слушание поэтического произведения Воспроизведение, то есть чтение стихотворения наизусть. На запоминание и воспроизведение стихотворения оказывают влияние: Психологические, возрастные и индивидуальные особенности усвоения материала. Содержание и форма поэтического текста. При заучивании с детьми стихов перед воспитателем стоят две задачи: Добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти. Учить детей читать стихи выразительно.
На формирование выразительности направлены следующие приемы: Образец выразительного чтения Пример выразительного чтения ребенка. Оценка чтения Подсказ нужной интонации. Более глубокому воздействию стихов на ребенка помогает предварительная подготовка к их восприятию: Объяснение непонятных слов Рассматривание картинок, иллюстраций. Экскурсии Наблюдения в природе. Игры направленные на речевое развитие
Этап Приёмы Комментарии Работа над подготовкой к восприятию стихотворения Небольшая беседа, связанная с темой стихотворения Вопросы Напоминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста. Загадка Внесение иллюстрации, игрушки, книги и др. наглядного материала Старшим детям можно дать литературный портрет поэта В начале занятия необходимо создать эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения.
Этап Приёмы Комментарии Выразительное чтение стихотворения Выразительное чтение стихотворения (наизусть) без установки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музыкальности, напевности, красоты стихотворения. От того, насколько выразительно прочитан текст, зависит восприятие его детьми.
Этап Приёмы Комментарии Анализ произведения Беседа о стихотворении с опорой на текст. Вопросы, помогающие углубить понимание содержания и особенности художественной формы в их единстве (язык, образные средства выразительности) Вопросы, способствующие пониманию новых, сложных слов, выражений, художественных образов, элементов сравнения, метафор, эпитетов. Приёмы, направленные на развитие интонации. Использование мнемотаблиц В ходе беседы у ребенка вырабатывается личное отношение к героям и событиям, формируются эстетические оценки прекрасного. Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным. Сначала выясняется, о чем стихотворение, понравилось ли оно, что запомнилось. Затем идет анализ словесных характеристик, выявление музыкально-ритмической структуры произведения.
Этап Приёмы Комментарии Повторное чтение стихотворения с установкой на запоминание Выразительное чтение.
Этап Приёмы Комментарии Воспроизведение стихотворения детьми Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи. Не следует оценивать выразительность исполнения, пусть даже она сначала будет и не очень удачна.
Этап Приёмы Комментарии Выразительное чтение воспитателя или детей. После заучивания можно рассмотреть иллюстрации, близкие к теме стихотворения, провести рисование на эту же тему, послушать музыку
На этапе анализа произведения можно использовать приёмы: Способствующие л учшему запоминанию стихов: Игровые: Можно обыграть движения, диалог с помощью игрушек, выполнение игровых действий с предметами во время чтения; Досказывание детьми рифмующегося слова; Чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме; Частичное воспроизведение текста всей группой, Драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку; Воспроизведение игровых стихов методом игры.
На этапе анализа произведения можно использовать приёмы: На формирование выразительности направлены следующие приемы: Пример выразительного чтения ребенка, оценка чтения, подсказ нужной интонации. Напоминание о похожем случае из жизни ребенка, оживляющее пережитые чувства; Объяснения и указания по поводу выразительной формы чтения; Характеристика персонажей, помогающая подобрать нужные интонации. Разнообразные упражнения, развивающие речевой слух, отчетливое произношение звуков и слов; Упражнения на развитие интонационной выразительности, воспитание умения определять смысл логических ударений и др.
Задачи, стоящие перед воспитателем при заучивании с детьми стихов: - вызвать интерес к стихотворению и желание знать его; - помочь понять содержание в целом и отдельных трудных мест и слов; - добиваться хорошего запоминания стихов, т.е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти; - учить детей читать стихи выразительно.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации по теме: «Заучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста»
Методические рекомендации по теме:«Заучивание стихотворений с детьми дошкольного возраста»....
Учебно-методическое пособие "Использование ИКТ и приёмов мнемотехники при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста."
Применение модельных схем при заучивании стихотворений. Использование моделирования облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения текстов, формирует приемы работы с па...
Методическая разработка: «Использование технологии мнемотехники при составлении рассказов и заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
Методическая разработка по развитию речи; Использование технологии мнемотехники при составлении рассказов и заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.Мнемотаблицы особенно эффективны при ...
Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста Методические рекомендации
Данные методические рекомендации представляют обобщенный опыт реализации образовательного проекта по вопросам нестандартного подхода к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста. Реко...
Методические разработки для педсовета "Эффективные способы разучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста".
Презентация "Эффективные способы разучивания с детьми стихотворений" подготовлена для педагогического совета по теме "Развитие речи у дошкольников с Общим недоразвитием речи".В пре...
Методическая разработка. Тема: «Использование технологии мнемотехники при составлении рассказов и заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Почти любое стихотворение можно «записать». Выделяя главные смысловые звенья содержания стихотворения, мы графически ил...
Методическая разработка. Консультация для родителей. «Особенности детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях поступления в ДОУ. Адаптация.»
Методическая разработка проведения консультации для родителей по вопросу адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада....