Консультация на тему: «Мнемотехника как способ заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (средняя группа)

Куприна Евгения Евгеньевна

                                                                                                                                                                                                                                                                                                Использованы материалы из открытых источников сети интернет

 

А вы знали, что есть очень эффективная техника для развития памяти и речи у детей, которая поможет вашему ребёнку быстро и легко запоминать стихи и пересказывать тексты? Называется она мнемотехника. Может, кто-то из вас уже и пробовал её, но мы рассмотрим конкретные примеры мнемотаблиц, чтобы вы сразу могли их применить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika_dlya_zapominaniya_stihotvoreniy.docx362.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 "Троицкий"

 Старооскольского городского округа

Консультация на тему:

«Мнемотехника как способ заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Воспитатель Куприна Е.Е.

«Мнемотехника как способ заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста»

 В наше время остается проблема развития речи детей. Она выражается в следующем:

1. Маленький словарный запас детей.

2. Бедная речь, состоящая из простых предложений.

3. Нарушение звукопроизношения.

4. Дети затрудняются строить монологи и вести диалоги.

Почему я использую в работе мнемотехнику?

Во-первых, в группе есть дети, которые по разным причинам (плохо развита память, лучше развита зрительная память) испытывают трудности при запоминании стихов, и здесь мнемотехника оказывает большую помощь.

Во-вторых, позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация, способствует выработке четкой дикции.

В-третьих, что связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

В-четвертых, поэзия, как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи.

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, позволяет организовывать учебный процесс в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Основное место в работе по мнемотехнике занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц, схем-моделей, мнемодорожек. С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:

Развитие умения преобразовывать образы в символы.

Развитие слуховой, зрительной, ассоциативной памяти.

Развитие внимания.

Развитие образного мышления.

Развитие воображения.

Что такое мнемотаблицы, какие они бывают?

Мнемосхема - 1 карточка с 1 рисунком-символом.

Мнемодорожка - вид мнемосхем, которые выстраиваются в линию.

Мнемотаблица - это таблица, в которую заложена определенная информация.

Методика заучивания стихотворения по мнемотаблице

Описание методики

- Берем заданное на изучение стихотворение.

- Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.

- Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

- После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

- Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образовМнемотехника строится от простого к сложному. Начинаю работу с простейших мнемоквадратов, последовательно перехожу к мнемодорожкам и позже - к мнемотаблицам. Детям младшего и среднего дошкольного возраста рекомендуются цветные мнемотаблицы, т. к. у них остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Детям старшего возраста предлагаю монохромные схемы, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Для изготовления картинок и схем не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Использование данной технологии в работе даёт устойчивые результаты обучения и развития дошкольников. Практика показывает, что большинство детей при заучивании стихотворения наизусть запоминают, пока таким образом “рисуют” его. Постепенно память дошкольников укрепляется, становится более “цепкой”, развивается образное мышление, дети запоминают и пересказывают тексты намного лучше, больше по объёму, легче и эмоциональнее.

Индивидуальная мнемотаблица для моего воспитанника для запоминания стихотворения ко Дню матери

http://static3.depositphotos.com/1000840/197/v/170/depositphotos_1978766-Toys.jpghttps://images.ua.prom.st/514492013_w640_h640_shokoladnye-konfety-alenka.jpg

Мне мама приносит
Игрушки, конфеты,
http://pbs.twimg.com/profile_images/572080759293231104/CPVxGb_Q.jpeg

http://pluspng.com/img-png/png-hd-heart-3d-red-heart-transparent-background-heart-png-hd-transparent-background-1920.png

http://static3.depositphotos.com/1000840/197/v/170/depositphotos_1978766-Toys.jpg

https://images.ua.prom.st/514492013_w640_h640_shokoladnye-konfety-alenka.jpg

Но маму люблю я
Совсем не за это.

https://is4-ssl.mzstatic.com/image/thumb/Purple/v4/cc/71/a8/cc71a8b7-32ee-1395-8695-bae84da0a4d1/source/512x512bb.jpg

https://pg21.ru/userfiles/afisha/events/560/img14954576338413-wide.jpg

Веселые песни
Она напевает,

2

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1621302/c7352bf7-8152-4fd2-9565-adea5e159cd2/s1200?webp=false

Нам скучно вдвоем
Никогда не бывает.

https://st.depositphotos.com/1003377/3956/i/450/depositphotos_39561625-stock-photo-boy-whispers-girl-in-the.jpg

Я ей открываю
Свои все секреты.

http://pluspng.com/img-png/png-hd-heart-3d-red-heart-transparent-background-heart-png-hd-transparent-background-1920.png

https://st.depositphotos.com/1003377/3956/i/450/depositphotos_39561625-stock-photo-boy-whispers-girl-in-the.jpg

Но маму люблю я
Не только за это.

http://pluspng.com/img-png/png-hd-heart-3d-red-heart-transparent-background-heart-png-hd-transparent-background-1920.png

Люблю свою маму,
Скажу я вам прямо,

https://i.mycdn.me/i?r=AyH4iRPQ2q0otWIFepML2LxR3IQGvJ3OBUP1ZouovLyn0g

Ну просто за то,
Что она моя мама!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Тема: «Использование технологии мнемотехники при составлении рассказов и заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста»

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Почти любое стихотворение можно «записать». Выделяя главные смысловые звенья содержания стихотворения, мы графически ил...

Консультация для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомле...

Консультация для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает ...

Презентация на тему "Нестандартные подходы к заучиванию стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Данный материал будет полезен воспитателям для работы с детьми по заучиванию стихотворений. В презентации рассказывается о нескольких методах, помогающих детям облегчить прецесс запоминания текста сти...