Консультация для родителей «Особенности восприятия времени дошкольниками»
консультация
Консультация для родителей
«Особенности восприятия времени дошкольниками»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsult_vremya_.docx | 25.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Особенности восприятия времени дошкольниками»
Слово «время» происходит от древнерусского «веремя», что означает «вращение». Время выражает длительность процессов и событий, их последовательность, прерывность и непрерывность, взаимосвязь прошлого, настоящего и будущего.
По длительности оно измеряется секундами, минутами, часами, сутками, неделями, месяцами, годами, веками, эпохами. Длительность и протяженность протекания того или иного события, действия определяется словами «медленно», «скоро», «долго», «быстро», «мгновенно», «сейчас», «сегодня», «завтра» и т. д.
Понятие времени для детей наиболее сложно. Время воспринимается через конкретные признаки, но и они часто нестабильны, зависят от времени года, состояния погоды. Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность детей, деятельность взрослых в различные части суток, через оценку объективных показателей (положение солнца, освещенность, погодные явления). Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью, но интерес к временным отношениям возникает очень рано.
В течение первых лет жизни у ребенка из собственного жизненного опыта складываются более или менее определенные представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Именно поэтому первая единица измерения, с которой мы знакомим детей, — это сутки.
Время суток дети различают по изменению своей деятельности и деятельности взрослых, окружающих их. Детей надо научить различать части суток и называть их: утро, день, вечер и ночь.
Внимание: наибольшую сложность вызывают такие части суток, как день и вечер!
Внимание: в представлении многих детей последовательность частей суток имеет одну настоящую точку отсчета — утро.
В повседневной жизни родителям надо чаще использовать названия частей суток, а также давать конкретные характеристики временных отрезков. Например, «Сейчас утро. Мы сделали зарядку, оделись, умылись и теперь будем завтракать».
После того как ребенок научился различать и называть части суток и их смену, объясняем детям такие понятия, как «сегодня», «вчера», «завтра».
На основе ознакомления с сутками ребенку надо объяснить, что смена суток происходит ночью, те сутки, которые мы ждем, называются «завтра», а те сутки, которые прошли, называются «вчера».
После этого мы знакомим детей с такими мерами времени, как неделя, месяц, год. Достаточно чтобы дети усвоили последовательность дней недели, месяцев и времен года, знали и могли пользоваться их названиями.
Педагогически важно сформировать у ребенка чувство времени для развития таких качеств, как организованность, собранность. С этой целью надо научить его пользоваться часами.
Предлагаю игры и задания, которые помогут вашему ребенку закрепить и уточнить представления о времени.
Игра «Назовите пропущенное слово»
Взрослый говорит предложение, пропуская названия частей суток: «Мы завтракаем утром, а обедаем ...», «Мы пойдем гулять ...» и т.д.
Игра «Назовите соседей»
Взрослый говорит задание: «Назовите соседей утра».
Игра «Что мы делали?»
Ведущий говорит предложение-задание: «Покажите, что вы делали утром». Играющие изображают разные действия, но не называют их. Задача ведущего угадать, что изображает играющий.
Такую же игру можно провести со словами «вчера», «сегодня», «завтра».
«Путешествия — прогулки»
Совершайте прогулки с ребенком в разные части суток. Взрослому важно обратить внимание на изменение положения солнца, на разный цвет неба, на действия людей.
- Какое сейчас время суток?
- Что в природе говорит, что сейчас утро (день...)?
- Солнце высоко на небе? Как оно светит? А когда солнца совсем не видно?
- Какого цвета утреннее небо (вечернее)?
- На что похоже небо?
- Когда бывает рассвет? А закат?
Надо использовать любую возможность, чтобы показать красоту природы в разное время суток: полюбоваться закатом, послушать, как поют утром птицы, как вечером стрекочут кузнечики, квакают лягушки, поискать яркие звезды, послушать тишину ночи и т. д.
После прогулок предложите ребенку нарисовать увиденное или услышанное утром (вечером).
Примерные темы рисования:
- Утреннее небо.
- Что я люблю делать утром.
- Звездное небо.
- Самый красивый закат.
- Кто поет на закате?
Освоение временных понятий детьми протекает с разной скоростью и характеризуется крайней неустойчивостью. Восприятие текучести времени, его необратимость и периодичности затруднено из-за отсутствия наглядных форм. Сложно для детей и понимание смысла слов, обозначающих временные отношения: теперь-сейчас или сегодня-вчера-завтра т др.
И хотя малыши с трудом овладевают специальными терминами, они по мере развития речи начинают правильно использовать формы глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени.
Младшие дошкольники связывают понятие времени с событиями, хорошо или знакомыми и эмоционально привлекательными: "Елка бывает зимой", "На море поедем летом". Они начинают различать части суток, соотнося их с привычными для этих временных отрезков делами.
Понимание смены суток служит основой для ознакомления дошкольников со значением других эталонов (неделя, месяц, сезон и др.)
В дошкольном возрасте возможно формирование чувства времени применительно к жизни ребенка, его разнообразной деятельности -занятия, игры, свободная деятельность.
Для каждой возрастной группы указаны содержание и объем ориентировок во времени:
во второй младшей группе учить различать и называть утро, день, вечер, ночь;
в средней группе - закреплять представление о частях суток, учить детей правильно пользоваться словами сегодня, завтра, вчера, раскрывать на конкретных примерах понятия "быстро", "медленно";
в старшей группе - учить последовательно называть дни недели, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра;
в подготовительной к школе - группе закреплять знания о последовательности дней недели и времени года, знакомить с названием текущего месяца.
Календарное время - это определенные промежутки времени, продолжительность которых зафиксирована общественным опытом в общепринятых мерах времени: сутках, неделях, месяцах, годах. Каждая мера времени имеет свою количественную характеристику и служит единицей измерения для следующего промежутка времени.
У детей старшего дошкольного возраста при отсутствии систематической работы по ознакомлению со временем и способами его измерения складываются весьма отрывочные, неточные представления о календарном времени. Заучивание названий и последовательности дней недели, месяцев не дает представлений о длительности, емкости времени, его текучести, необратимости, смене и периодичности. Необходимо систематические знакомить детей дошкольного возраста с календарем. Это облегчит им ориентировку в окружающей действительности, так как распорядок жизни в детском саду строится по определенному плану, связанному с днями недели.
Знакомство с календарем поможет осознать также последовательность времен года, с которыми связаны сезонные изменения, являющиеся также предметом изучения. Знакомство с календарем необходимо и в плане подготовки детей к школе, к твердому распорядку занятий по часам и по дням недели.
Знакомство детей с календарем должно происходить в старшей группе. Сутки могут служить исходной мерой для знакомства с неделей и месяцем. Детям старшей группы уже можно в комплексе дать знания о числах месяца, днях недели, о месяцах. В подготовительной группе, продолжив эту работу, можно дать знания о календарном годе. Знакомя детей с календарем, необходимо так строить работу, чтобы они, активно действуя с материалами модели календаря и переживая длительность всех представленных промежутков времени, осознанно овладели эталонами времени. Календарь поможет детям наглядно представить сравнительно длительный промежуток времени, месяц и даже год. Отрывной календарь дает наглядное представление о том, что "дни уходят", "события приближаются", прошел месяц - наступил новый. Отрывной календарь рекомендуется использовать как наиболее наглядный прибор измерения времени. Дети легко усваивают, что листок - это день; чтобы сорвать следующий листок, надо ждать целые сутки.
Занимаясь с ребенком, помните важные педагогические заповеди:
— «Что не торопятся добиться, того добиваются обыкновенно наверняка и очень быстро. У каждого ребенка свой срок и свой час постижения».
(Ж.Ж.Руссо)
— Поощряйте все усилия ребенка и само его стремление узнать новое.
— Сравнивайте результаты работы ребенка только с его собственными достижениями, но не с достижениями других детей.
— Важно отвечать на все вопросы ребенка и заниматься с ним тем, что ему нравится. Принудительное обучение бесполезно.
— Только имея с ребенком хороший личный контакт, можно его чему-то научить.
Становясь для ребенка жизненно важной, потребность в точной ориентации во времени, в свою очередь, формирует такие важные качества поведения, как организованность и дисциплинированность, самостоятельность и собранность, в целом ускоряет развитие юной личности. Наряду с названными привычками и качествами важно выработать у дошкольников ясные представления и понятия о времени, учить их определять длительность времени, знакомить с его исчислением в течение суток, формировать умение сознательно рассчитывать время в ходе работы, учить практически пользоваться часами. Уже при выполнении гигиенических процедур или других требований режима обратите внимание малыша на то, что каждое из них требует определенного времени. Фиксируя его по часам, вы сообщаете ребенку, что на умывание он потратил столько минут, на одевание — столько-то, на завтрак — столько-то. Все эти методы будут способствовать развитию чувства времени у детей дошкольного возраста. Полезно создавать у дошкольников практическое ощущение длительности разных отрезков времени (одна минута, три-пять минут, полчаса, час и т. д.). Скажем, предложите малышу посидеть молча, без движения одну минуту, чтобы почувствовать, как долго она длится.
Затем в течение той же минуты предложите ему поиграть с мячом, или порисовать, или заняться каким-либо другим делом. Такие задания не только помогут ему реально ощутить длительность минуты. Связывайте представление детей о времени с их пространственными представлениями, с тем или иным объемом ребячьей деятельности. Скажем, на какое расстояние от данного места можно отойти в течение одной минуты? Научившись считать, ребенок старшего дошкольного возраста выразит это расстояние в шагах. Одновременно он обнаружит, что в минуту шагов может быть больше или меньше, смотря по тому, насколько быстро шагать. Так практически в детском сознании укрепится представление о разных возможностях минуты — в зависимости от темпов и интенсивности деятельности. Такого рода упражнения можно проводить в ходе различных детских занятий и игр, беря также разные временные промежутки. По мере того как чувство времени будет развиваться у ребенка, сами задания полезно усложнять. Скажем, дать ему какое-либо поручение и попросить прикинуть, за какое время он сумеет его выполнить. А потом проверить по часам. Или, наоборот, после выполнения поручения попросить определить, сколько минут он затратил на него. И сверить по часам с действительным расходом времени. Такой навык принесет неоценимую пользу школьнику, когда ему придется планировать свои учебные занятия, общественные дела, домашние обязанности и надо будет наперед более или менее точно рассчитывать свое время. Уже рано, в старшем дошкольном возрасте, ребенок может научиться практически пользоваться часами. В доступной форме покажите и объясните ему функции секундной, минутной и часовой стрелок. Назначение первых двух он непосредственно усвоит, связывая их движение с длительностью своих игр, занятий, с выполнением того или иного поручения и временем, в которое оно укладывается. Назначение часовой стрелки он лучше усвоит, сопоставляя ее движение с общим распорядком дня и переходом от одного вида деятельности к другому. Чувство времени воспитывается не только на основе ориентации в пределах минут, часов, суток. Важно научить детей ориентироваться и в более крупных промежутках времени— неделя, месяц, год. Для этого полезно опираться как на постоянные явления и события (сезонные явления природы, праздничные календарные даты, выходные дни), так и на отдельные памятные события, имевшие место в семье, в школе. Познакомьте ребенка с понятиями года, месяца, недели, с последовательностью месяцев в году и дней в неделе. Ему можно дать поручение: следить за календарем, отрывать листки, помнить, какой ныне год и месяц, какой сегодня день. С первых детских лет развивайте у ребенка ощущение ценности времени. Учите измерять его и разумно распределять в течение дня, воспитывайте отвращение к пустому времяпрепровождению. Уже младший школьник должен обладать хорошо развитым чувством времени: знать, сколько часов он занят в школе, сколько времени требуется для приготовления уроков, как долго он может гулять, точно, без опозданий являться на занятия или возвращаться домой, обладать общей привычкой к четкому соблюдению режима. От умения ориентироваться во времени во многом зависят школьные успехи ребенка, поэтому приступить к развитию чувства времени у детей важно уже в старшем дошкольном возрасте. В результате всех этих усилий у детей уже дошкольного возраста не только разовьется чувство времени, но и прочно закрепится потребность беречь каждый час, сложится стойкое отвращение к пустому, бездеятельному времяпрепровождению. Они приучатся сознательно рассчитывать свое время, разумно распределять и, главное, рационально и экономно его использовать. И это позволит им не только успешно учиться, но и много читать, заниматься спортом, искусством, жить разносторонней жизнью. Знакомство с единицами времени разумнее выстроить в соответствии с принципами целесообразности, то есть в соответствии с жизненной ситуацией, с теми явлениями, с которыми ребенок сталкивается чаще всего. Это могут быть и времена года, и месяцы, и дни недели, и время суток. Время является регулятором жизни и учебной деятельности ребенка с первого класса. Нет ни одного вида деятельности детей в процессе обучения в школе, в котором пространственно-временная ориентировка не являлась бы важным условием усвоения знаний, умений, навыков и развития мышления. Много дополнительных трудностей приходится преодолевать тем детям, у которых к периоду поступления в школу не развиты временные различия. Ко всем требованиям, которые предъявит ребенку школа, ко всем видам деятельности, которые ожидают ребенка в школе, его надо готовить еще в дошкольном возрасте. Для этого прежде всего необходимо развивать у детей чувство времени – умение определять и чувствовать определенные отрезки времени.
Если вы хотите такой жизни для своих детей — научите их ценить время.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Особенности конструктивной деятельности дошкольников"
Консультация для родителей "Особенности конструктивной деятельности дошкольников"...
Консультация для родителей: "Особенности формирования временных представлений у детей с ТНР"
В консультации отражены затруднения дошкольников с ТНР при восприятии времени и даны рекомендации по формированию временных представлений....
Консультация для родителей: "Особенности развития памяти дошкольников"
Зубковская Елена Павловна, воспитатель I КК,МБДОУ– детский сад №27«Сказка» г.Саяногорск Консультация для родителейОсобенности развития памяти дошкольниковРоль развития памяти у ребенка огромна. У...
Консультация для родителей «Особенности речевого развития дошкольников 3-4 лет»
Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Изучение уровня овладения языком позволяет получить данные не только о речевых способностях детей, но и...
Консультация для родителей Особенности развития памяти дошкольников
Консультация для родителейОсобенности развития памяти дошкольников...
Консультации для родителей «Особенности восприятия информации у детей дошкольного возраста»
Консультации для родителей «Особенности восприятия информации у детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей «Особенности восприятия литературных произведений дошкольниками»
Художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка, развивает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка....